Типология проектов и учебно-исследовательских работ
10.1. По форме:
- информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
- исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
- социальный, прикладной (практико-ориентированный);
- игровой (ролевой);
- инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
10.2. По содержанию проект может быть:
- монопредметный, относящийся к одной области знаний;
- полипредметный, относящийся к нескольким областям знаний;
- метапредметный, относящийся к области деятельности.
10.3. По количеству участников:
- индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;
- парный, малогрупповой (до 5 человек);
- групповой (до 15 человек);
- коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернет).
10.4. По длительности (продолжительности) проекта:
- от проекта-урока до многолетнего проекта.
Основные этапы учебно-исследовательской деятельности
11.1. Содержание этапов учебно-исследовательской деятельности
Деятельность учащихся | Деятельность руководителя исследования |
Подбор противоречивой информации, формулирование проблемных ситуаций, дилемм, формулирование возможных тем исследований | |
Проблематизация, обнаружение противоречий в информации, формулирование проблемы | Предъявление учащимся интересных фактов, противоречий, тем исследований, обсуждение спорных, проблемных вопросов в той или иной научной области, организация «мозгового штурма», дискуссий, дебатов |
Определение сферы исследования, формулирование вопросов, на которые учащийся хотел бы получить ответы | Инициирование постановки вопросов, поощрение поиска, помощь в определении сферы исследования |
Определение темы исследования | Помощь в определении темы исследования |
Выдвижение гипотезы | Помощь в формулировании гипотезы, обсуждение возможных объяснений выдвинутой гипотезы |
Планирование исследования, определение методов его проведения | Помощь в определении этапов исследования, сроков их реализации, предложение различных методов исследования, помощь в обосновании выбора методов проведения исследования |
Изучение теоретического материала, связанного с темой исследования, работа с литературой по теме | Помощь в определении круга источников, обсуждение их содержания. Совместный анализ различных точек зрения на проблему, представленных в литературе по проблеме исследования |
Собственно исследование, сбор и систематизация полученной информации | Оказание помощи в фиксации, систематизации полученных данных |
Анализ, синтез, объяснение данных, обобщение, формулирование выводов | Предложение различных способов обобщения информации, анализа и синтеза полученных данных |
Подготовка к публичной защите результатов исследования | Помощь в подготовке к публичной защите результатов исследования. Написание рецензии на работу |
Презентация и защита результатов исследования | |
Обсуждение полученных результатов, этапов исследования | Организация рефлексии |
Самоанализ учителем организации и результатов учебно-исследовательской деятельности |
Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом, учебным исследованием
Учащиеся должны научиться:
12.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
12.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.
12.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
12.4. Проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.
12.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
12.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
12.7. Самооценивать ход и результат работы.
12.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
12.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
12.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
12.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
12.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
12.13. Адекватно реагировать на нужды других.