Этап. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов

относительно спокойный, с точки зрения по­литического и идеологического воздействия на психологию, пе­риод ее развития.

Этот период в истории советской психологии характери­зуется активным влючением психологии в решение практичес­ких задач, расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых иссле­дований, формированием новых научных направлений и уси­лением связи с другими науками, развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований, укреп­лением организационной и материально-технической базы психологии, постановкой новых теоретических проблем и раз­работкой категориально-понятийного аппарата психологии. Это все, в конечном итоге, способствовало существенному укрепле­нию статуса психологии в обществе, возрастанию роли психо­логических исследований при принятии ответственных управ­ленческих, кадровых и даже политических решений.

была решена задача создания системы методологических принци­пов психологии. Она включает:

- принцип диалектико — ма­териалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром),

- принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознатель­на и деятельна, деятельность — сознательна и личностна),

- принцип отражения (все психические явления суть результа­ты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром),

- принцип развития (постепенное и скачкообразное ус­ложнение психики как в процессуальном, так и содержатель­ном аспектах),

- принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординирован-ны, т. е. подчинены и управляются высшими, а высшие, вклю­чая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся),

- личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления),

- принцип единства теории, эксперимента и практики (экспе­римент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим кри­терием истины).

разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной научной дисциплине. предметом психологии является психика, пони­маемая как свойство высокоорганизованной материи, в много­образии механизмов формирования и развития психических явлений, а также в совокупности ее закономерных связей, вза­имодействий и опосредовании, выявляющихся в отражающей и регулирующей функциях.

систематизация и уточнение категориально — понятийного аппарата психологической науки.

особенности развития психологии в СССР в 60-80-е гг, можно выде­лить ряд тенденций:

1. расширение проблемного поля исследований;

2. углубление междисциплинарных связей и формирование «стыковых» проблем, возникающих на пересечении проблема­тики разных психологических дисциплин;

3. усиление связи с практикой и ее ориентирующей и направ­ляющей роли в развитии научно-исследовательской деятельности;

4. изменение проблематики психологических исследований под влиянием научно-технического прогресса: теории инфор­мации и кибернетики, освоения космоса, интенсификации ин­женерных разработок, появления новых технологий, автомати­зированных систем управления и т. д.;

5. развитие комплексных исследований в психологии.

!!!системный подход

Этап – с начала 90-х годов – постсоветский период

1885 – Бехтерев создает первую в России психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии.

Центральная идея – объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии в целях исследования человеческой личности в ее здоровых и болезненных проявлениях.

ПИТЕРСКАЯ ШКОЛА.

Началась с Бехтерева. В контексте физиологии и нейропсихологии. Основоположник объективного подхода изучения психики.

Главный ученик Бехтерева – Лазурский, родился в 1884 г. Умер в 1917 г. в возрасте 43 лет. Его теория личности конкретная и развернутая.

Спорил с Бехтеревым, что не надо только ограничиваться объективным путем. Его работа распадается на два этапа (сам не делил): до 1912 г. центральным понятием было характер и характерология. ДО 1917 г стал говорить про личность, что это не только характерология, но психосоциальный аспект.

Строит целостную классификацию личности.

1909 г. – «Очерк науки о характерах», Лазурский. 2 часть – описание конкретных параметров свойств.

Индивидуальная психология или характерология – изучает наклонности, конечная цель составление классификации характеров.

Характер – совокупность наклонностей присущих данному лицу. Понятие темперамента вливается в характер, и вообще считает его отжившим. В характере могут быть совмещены наклонности, это называется гибкостью характера.

1912 г . – вторая программа, в соавторстве с Франком. «Программа исследования личности в ее отношении к среде». Соотношение личности внешним объектом (Франк), они называют экзо и эндопсихическими.

Соотношение между собой экзо и эндопсихических сторон личности описывает в следующей своей программе. Личность – устойчивое единство, которое лежит в основе всего, что совершается в мире. Характер связан с волей и управляемыми процессами. Он говорит, что в жизни человека важное значение имеют элементы приобретенные в среде, а не врожденные. Вводит эндо и экзопсихические понятия. Ядро психики – эндопсихические процессы, но реально основное внимание уделяет экзопсихики, отношением с окружающем миром

За 10-летие с небольшим Лазурский проделал большую эволюцию, путь от индивидуальности к личности, от генетически обусловлены внутренних особенностей под влиянием нервной системы к сфере взаимоотношений личности с миром и др. Динамика его взглядов основывалась в том, что экзопсихическая сторона личности приобретает большое значение. Вектор динамики от изолированного индивида направлен к миру.

Мясищев В.Н. (1893-1974) – психология отношений.

Для него главная проблематика – проблема психотерапии, клинической психологии, Центр клинической психологии и клинической диагностики (50-е гг.).

Ананьев Б.Г. Занимался вопросами восприятия. Напрямую вопросами личности не занимался. Последние работы были посвящены комплексному изучению человека. Пытался интегрировать его разные свойства и качества.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) защищал комплексный характер исследований в психологии, предполагающий широкие междисциплинарные связи. Деятельность как одна их детерминант развития психики. Проблема интеграции знания. Развил лучшие традиции Бехтерева, руководствуясь марксистской методологией. Общая методологическая основа его исследований – принцип отражения и принцип развития. Индивидуальное развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности (в том числе деятельности общения) индивида.

ПЕРМСКАЯ ШКОЛА

Мерлин (1898 - ). Ученик Басова, работал с ним в Петрограде. В 50-е гг. окончательно осел в Перми. Создал за 30 лет там серьезную научную школу – бренд интегральной индивидуальности. Понятие личность у него вторична. Ключевое – интегральная индивидуальность. С 1972 – системное изучение индивидуальности.

Интегральная индивидуальность – особый характер связи между всеми свойствами человека. . Как эти элементы между собой связаны. Он констатирует, что свойства относятся к разным уровням, и как связаны свойства на одном уровне и на разных. Свойства и связи интегральной индивидуальности складываются с индивидуальных свойств и характера связей между индивидуальными свойствами.

Выделяются 3 уровня интегральной индивидуальности:

1. низший – система интегральных свойств организма

· биохимические свойства

· общие соматические свойства

· нейродинамические свойства нервной системы

2. средний – система индивидуальных психических свойств

· психодинамические свойства темперамента

· психические свойства личности

3. высший – уровень социально-психологических индивидуальных свойств

· подсистема социальных ролей в группах

· социальных роли в больших исторических общностях

Мерлин говорит о личности как о субъекте активно вмешивающемся в свою жизнь, поэтому система интегральности – саморегулирующаяся система. Личность – саморазвивающаяся система.

Понятие индивидуального стиля деятельности. Это понятие кроме Мерлина связано с одним из ведущих учеников Мерлина Е.А. Климова. Климов в своей диссертации разрабатывал понятие индивидуального стиля деятельности.

Наши рекомендации