Этапы научного творчества Л.С.Выготского. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
Этапы научного творчества Л.С.Выготского. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) родился в небольшом белорусском городе Орше в семье банковского служащего. В следующем году семья переехала в Г.Гомель. ЛСВ был вторым ребенком из восьми. С детства обнаружил незаурядные способности, главным образом к предметам гуманитарного цикла. Он знал несколько иностранных языков: немецкий, французский, английский, латинский и древнееврейский.
В 1911 г. Поступил сразу в 6й класс мужской гимназии.
В 1913 – закончил ее с золотой медалью и поступил в МГУ на юр.фак.
С 1914 – параллельно учится еще и на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. В этот университет принимали без национальных ограничений (он же еврей), однако диплом властями не признавался. Здесь он и «вошел» в одну из важнейших проблем того времени - проблему знака. В студенческие годы он интересуется в основном проблемами эстетики и литературоведения (1915 - «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира»), что для нас важно в связи с последующими его идеями в «Психологии искусства». Также в студенческие годы он публиковал несколько заметок и рецензий на литературные произведения, театральные постановки.
Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева
Структура деятельности
Особенная деятельность - мотив (ради чего человек делает что-либо)
действие - цель (что человек делает)
операция - задача (как, т.е. каким способомчеловек что-либо делает)
Физиологические функции
Действие – процесс, направленный на реализацию цели.
Цель – сознательный образ желаемого результата
Операция - это способ выполнения действия; это – акт, содержание которого отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится.
Задача – цель, данная в определенных условиях.
Потребность – состояние активной нуждыиндивида в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его существования.
Мотив – предмет потребности.
Особенная деятельность (или особый вид деятельности) – совокупность действий, которая вызывается одним мотивом.
Эмоция – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Психика – свойство высокоорганизованной материи, оно заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; оно направлено на удовлетворение потребностей.
Раздражимость – способность реагировать на воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ. Или: способность реагировать на биотические (= биологически значимые) стимулы.
Чувствительность = способность реагировать на воздействия, которые прямо не входят в обмен веществ, а лишь ориентируют организм по отношению к воздействиям, входящим в обмен веществ (или: способность реагировать на абиотические стимулы) =
это первоначальная форма психики.
Этапы развития психики (по А.Н.Леонтьеву).
Первый этап – элементарная сенсорная психика: животное реагирует на отдельные абиотические свойства объекта. Ощущение (отражение отдельных свойств предмета)
Второй этап – перцептивная психика: отражение действительности в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Восприятие (целостное отражение предмета). В деятельности впервые выделяются операции.
Третий этап – интеллект: отражение не только отдельных вещей, но и отношений между ними (т.е. ситуации). Решение двухфазных задач (фаза подготовки и фаза реализации): в структуре деятельности выделяются две операции.
Инстинктивные действия – генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения.
Научение – приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта.
Виды научения: 1. облигатное (обязательное) научение – становление и тренировка инстинктивных действий в ходе индивидуального развития животного.
2. факультативное научение – освоение новых, сугубо индивидуальных форм поведения. (Поведенческая традиция – явление передачи нового, изобретенного одним животным, способа поведения другим особям популяции).
Современное состояние. Разработка категориального аппарата теории деятельности велась после смерти АНЛ Давыдовым ВВ.,В.П. Зинченко и продолжена Леонтьевым А.А., Асмоловым А.Г. Д.А. Леонтьев интенсивно разрабатывает проблемы психологии смысла и психологии искусства. Исторические аспекты развития школы АНЛ находят свое отражение в работах А.Н. Ждан, Е.Е. Соколовой. С 70-х годов разрабатываются проблемы целеобразования и соотношения реальных и идеальных целей в норме и патологии (Братусь, Зейгарник,О.К. Тихомиров), рассматриваются различные аспекты мотивации человека (Вилюнас, Насиновская). В исследованиях Петренко разрабатывается категория сознания. Проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии в контексте идей школы разрабатывались Мешковой Н.Н. и С.Л. Новоселовой.
Михаил Яковлевич Басов (1892—1931), ученик и последователь А. Ф. Лазурского, боролся за построение психологии на основах диалектического материализма, против идеализма Челпанова и механистического материализма Бехтерева, против биологизации психики человека. М.Я.Басов и его школа работали при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. В 1933 году в «Педологическом журнале» появилась монография М.Я.Басова "Опыт методики психологических наблюдений", как результат работы его школы.
Расценивая ситуацию в психологии как кризисную, Басов указал на субъективизм и идеализм в трактовке психики как источник кризиса. Путем выхода психологии из кризиса, по Басову, может быть объективное познание, в котором теория должна быть неразрывно связана с практикой.
Указывал на роль педагогики (через педагогическую практику должны ставиться и решаться теоретические проблемы, касающиеся детства.). Проблема развития – одна из центральных.
Ввел термин «деятельность».
Предмет психологии по Басову – поведение («Предметом анализа становится вся реальная деятельность изучаемого объекта, весь процесс его поведения»), метод – наблюдение.
- «Процесс деятельности является равнодействующей, определяемой двумя факторами: социально-биологической средой и свойствами самого организма». Здесь при раскрытии снова выступает та же двухчленная схема: стимул — реакция. Она сохраняется, с ней не происходит никаких метаморфоз. И Михаил Яковлевич пишет: «Наш взгляд на главные пути познания не зависит от того, с каким именно организмом мы имеем дело».
- «Деятельность имеет свое строение».
Анализ структуры деятельности, согласно Басову, есть исходное начало в системе научной психологии, анализ этот ведется на основе двух основных, по выражению Басова, структурных элементов: стимула и реакции организма и воздействующей среды. Их связь есть акт поведения. Ответ же на вопрос о механизме этих связей дает физиология. Это ассоцианистическое представление структуры
Это скорее движение от понятия деятельности, потому что это возвращение по существу к поведенческим, в широком смысле слова, реактологическим, ассоцианистским по своему духу конструкциям (так написано у А.Н. Леонтьева).
Поведение состоит из системы актов, структура поведения развивается (все большая внутренняя целостность и связность между отдельными элементами).
Ступени в развитии структуры поведения описываются в терминах старой психологии: низшие структуры поведения называются ассоциативно-детерминируемыми процессами, высшие — апперцептивно-детерминируемыми.
Проблема сознания.
Специфика человека - наличие сознания.
Без сознательности человеческая активность лишена смысла и значения. Без сознания невозможна цель. Сознание делает подотчетными все формы внутренней активности.
Критерием осознанности является возможность выражения соответствующего содержания в языке.
В советской психологии в 20-е гг. наметилась тенденция считать проблему развития психики конституирующей в определении предмета психологии, а исследование развивающейся психики ребенка — одним из ведущих по своему значению и удельному весу (П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский и др.).
Главным предметом исследования Басова было развитие личности ребенка, детская психология. Вообще проблема развития рассматривается Басовым как проблема первоочередной важности в психологии(«Проблема развития вместе с ... проблемами предмета и методологической составляет основание психологии»).
Басов против биологизации в психологии (например, при рассмотрении проблемы возраста, критикует биологические концепции, в соответствии с которыми возраст рассматривается как обусловленный биологическим развитием. Необходимость выявления специфически психологических закономерностей развития – задача психологического исследования).
Структура деятельности
Особенная деятельность - мотив (ради чего человек делает что-либо)
действие - цель (что человек делает)
операция - задача (как, т.е. каким способомчеловек что-либо делает)
Физиологические функции
Действие – процесс, направленный на реализацию цели.
Цель – сознательный образ желаемого результата
Операция - это способ выполнения действия; это – акт, содержание которого отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится.
Задача – цель, данная в определенных условиях.
Потребность – состояние активной нуждыиндивида в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его существования.
Мотив – предмет потребности.
Особенная деятельность (или особый вид деятельности) – совокупность действий, которая вызывается одним мотивом.
Эмоция – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Психика – свойство высокоорганизованной материи, оно заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; оно направлено на удовлетворение потребностей.
Раздражимость – способность реагировать на воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ. Или: способность реагировать на биотические (= биологически значимые) стимулы.
Чувствительность = способность реагировать на воздействия, которые прямо не входят в обмен веществ, а лишь ориентируют организм по отношению к воздействиям, входящим в обмен веществ (или: способность реагировать на абиотические стимулы) =
это первоначальная форма психики.
Этапы развития психики (по А.Н.Леонтьеву).
Первый этап – элементарная сенсорная психика: животное реагирует на отдельные абиотические свойства объекта. Ощущение(отражение отдельных свойств предмета)
Второй этап – перцептивная психика: отражение действительности в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.Восприятие (целостное отражение предмета). В деятельности впервые выделяются операции.
Третий этап – интеллект: отражение не только отдельных вещей, но и отношений между ними (т.е. ситуации). Решение двухфазных задач (фаза подготовки и фаза реализации): в структуре деятельности выделяются две операции.
Инстинктивные действия – генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения.
Научение – приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта.
Виды научения: 1. облигатное (обязательное) научение – становление и тренировка инстинктивных действий в ходе индивидуального развития животного.
2. факультативное научение – освоение новых, сугубо индивидуальных форм поведения. (Поведенческая традиция – явление передачи нового, изобретенного одним животным, способа поведения другим особям популяции).
Научная биография, основные понятия психологической концепции П.Я.Гальперина.
ПИТЕРСКАЯ ШКОЛА.
Началась с Бехтерева. В контексте физиологии и нейропсихологии. Основоположник объективного подхода изучения психики.
Главный ученик Бехтерева – Лазурский, родился в 1884 г. Умер в 1917 г. в возрасте 43 лет. Его теория личности конкретная и развернутая.
Спорил с Бехтеревым, что не надо только ограничиваться объективным путем. Его работа распадается на два этапа (сам не делил): до 1912 г. центральным понятием было характер и характерология. ДО 1917 г стал говорить про личность, что это не только характерология, но психосоциальный аспект.
Строит целостную классификацию личности.
1909 г. – «Очерк науки о характерах», Лазурский. 2 часть – описание конкретных параметров свойств.
Индивидуальная психология или характерология – изучает наклонности, конечная цель составление классификации характеров.
Характер – совокупность наклонностей присущих данному лицу. Понятие темперамента вливается в характер, и вообще считает его отжившим. В характере могут быть совмещены наклонности, это называется гибкостью характера.
1912 г . – вторая программа, в соавторстве с Франком. «Программа исследования личности в ее отношении к среде». Соотношение личности внешним объектом (Франк), они называют экзо и эндопсихическими.
Соотношение между собой экзо и эндопсихических сторон личности описывает в следующей своей программе. Личность – устойчивое единство, которое лежит в основе всего, что совершается в мире. Характер связан с волей и управляемыми процессами. Он говорит, что в жизни человека важное значение имеют элементы приобретенные в среде, а не врожденные. Вводит эндо и экзопсихические понятия. Ядро психики – эндопсихические процессы, но реально основное внимание уделяет экзопсихики, отношением с окружающем миром
За 10-летие с небольшим Лазурский проделал большую эволюцию, путь от индивидуальности к личности, от генетически обусловлены внутренних особенностей под влиянием нервной системы к сфере взаимоотношений личности с миром и др. Динамика его взглядов основывалась в том, что экзопсихическая сторона личности приобретает большое значение. Вектор динамики от изолированного индивида направлен к миру.
Мясищев В.Н. (1893-1974) – психология отношений.
Для него главная проблематика – проблема психотерапии, клинической психологии, Центр клинической психологии и клинической диагностики (50-е гг.).
Ананьев Б.Г. Занимался вопросами восприятия. Напрямую вопросами личности не занимался. Последние работы были посвящены комплексному изучению человека. Пытался интегрировать его разные свойства и качества.
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) защищал комплексный характер исследований в психологии, предполагающий широкие междисциплинарные связи. Деятельность как одна их детерминант развития психики. Проблема интеграции знания. Развил лучшие традиции Бехтерева, руководствуясь марксистской методологией. Общая методологическая основа его исследований – принцип отражения и принцип развития. Индивидуальное развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности (в том числе деятельности общения) индивида.
ПЕРМСКАЯ ШКОЛА
Мерлин (1898 - ). Ученик Басова, работал с ним в Петрограде. В 50-е гг. окончательно осел в Перми. Создал за 30 лет там серьезную научную школу – бренд интегральной индивидуальности. Понятие личность у него вторична. Ключевое – интегральная индивидуальность. С 1972 – системное изучение индивидуальности.
Интегральная индивидуальность – особый характер связи между всеми свойствами человека. . Как эти элементы между собой связаны. Он констатирует, что свойства относятся к разным уровням, и как связаны свойства на одном уровне и на разных. Свойства и связи интегральной индивидуальности складываются с индивидуальных свойств и характера связей между индивидуальными свойствами.
Выделяются 3 уровня интегральной индивидуальности:
1. низший – система интегральных свойств организма
· биохимические свойства
· общие соматические свойства
· нейродинамические свойства нервной системы
2. средний – система индивидуальных психических свойств
· психодинамические свойства темперамента
· психические свойства личности
3. высший – уровень социально-психологических индивидуальных свойств
· подсистема социальных ролей в группах
· социальных роли в больших исторических общностях
Мерлин говорит о личности как о субъекте активно вмешивающемся в свою жизнь, поэтому система интегральности – саморегулирующаяся система. Личность – саморазвивающаяся система.
Понятие индивидуального стиля деятельности. Это понятие кроме Мерлина связано с одним из ведущих учеников Мерлина Е.А. Климова. Климов в своей диссертации разрабатывал понятие индивидуального стиля деятельности.
Этапы научного творчества Л.С.Выготского. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) родился в небольшом белорусском городе Орше в семье банковского служащего. В следующем году семья переехала в Г.Гомель. ЛСВ был вторым ребенком из восьми. С детства обнаружил незаурядные способности, главным образом к предметам гуманитарного цикла. Он знал несколько иностранных языков: немецкий, французский, английский, латинский и древнееврейский.
В 1911 г. Поступил сразу в 6й класс мужской гимназии.
В 1913 – закончил ее с золотой медалью и поступил в МГУ на юр.фак.
С 1914 – параллельно учится еще и на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. В этот университет принимали без национальных ограничений (он же еврей), однако диплом властями не признавался. Здесь он и «вошел» в одну из важнейших проблем того времени - проблему знака. В студенческие годы он интересуется в основном проблемами эстетики и литературоведения (1915 - «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира»), что для нас важно в связи с последующими его идеями в «Психологии искусства». Также в студенческие годы он публиковал несколько заметок и рецензий на литературные произведения, театральные постановки.