Эренфельс fEhrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон
20.06.1859 Родаун. Австрия -08.09.1932 Лихтенау близ Кремса Австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано. Профессор Пражского Немецкого универститета. Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем — философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Работал с 1885 г. по 1888 г. в Грацком университете и первой в Австрии психологической лаборатории под •руководством А. Мейнойга. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд тештальт-качеств, названньгх в его честь «качествами Эренфельса»: качество «сверхсумматив-ности» (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество ^транс-позитивности» (обр&з целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы) («Uber Gestaltqualitaten», «VierteljahrschriiitfurwissenschaftlichePhilosophie», 1890,14, S. 249-292). Это исследование стало ключевым для всего гештатть-тасихологического направления, и в наибольшей степени учение Эренфельса отразилось на подходах М.'Вертхаймера'й В. Келера. Сами же гештальт-качества понимались Эренфельсом в"|>амках учения Брентано об интенцианальности психики, как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, кото-р'йе обозначал высотой или чистотой гештальтов- В дальнейшем занимался философскими проблемами: В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс Минобразования был представлен как борьба между гешталь-
Классики Мировой Психологии
тпринципом (Бог), и «неоформленным» (Хаос),,а человек трактовался как помощник в работе Бога nd упорядочиванию вселенной< («Kosmogoflie», 1916); занимался также вопросами философии математики, выведя понятие, числа из его субъективной представленности («Das Primzahlengesetz», 1922). Пробовал себя на поэтическом поприще.
Эриксон (Erikson) Милтон
05:12.1901 Айрум. Невада 1 — 25.03Л 980 Феникс! Аризона. США
•••'ч . ). :• '' : . : •; • ,' > > • .. .V • ;'. .••" •"•. '•:: ,,.••• 'f ,. . .
Доктор медицины, психолог, президент многих научных обществ, возможно самый выдающийся психотерапевт XX веда, создатель нового и высокоэффективного .направления психотерапии, которое сейчас называют эрикеоновской или с^рате-гической психотерапией. В пантеоне крупнейших крупнейших психологов и психотерапевтов всех времен и народов Милтон Эриксон занимает почетное место рядом с такими всемирно признанными учеными, как Зигмунд Фрейд, Карл Роджерс, Гарри Салливан. Благодаря Эриксону было создано одно из перспективных направлений современной, практической психологии и психотерапии - нейролингвистическое программирование. В России уже издавались книги о работе великого мастера, написанные его учениками, известными американскими психотерапевтами, С. Розеном, Э, Росси, Д. Зайгом, Р. Бендлером,Д. Гриндером и др. В 17 лет Эриксон перенес полиомиелит*, последствия которого отразились на всей его дальнейшей жизни. Дцнако.он говорил, что болезнь стала его лучшим, учителем в познании человеческих возможностей. И действительно, несмотря на тяжелое заболевание он закончил медицинский факультет и получил степени магистра психологии и доктора! медицины в -Университете штата Висконсин. Круг его научных и практических интересов был достаточно широк. Он занимался, психиатрической экспертизой призывников, судебно-психиатрической экспертизой, психиатричес-270
Классики Мировой Психологии
кой практикой.-Однако с начала сороковых годов основным 5видом его' деятельности CfaLitaразработка и практическое применение совершенного нового направления современной психотерапии, которое потом назовут эриксоновским гипнозом. Он создал* Американское Общество клинического гипноза и был его первым президентом. Он учредил «Американский журнал клинического гипноза» и был его главным редактором. Эриксон был директором-основателем Фонда обучения 1и исследований при'^Американском Обществе клинического гипноза, работал в звании адъюнкт- профессора на медицинском факультете Университета Уэйна, являлся пожизненным членом Американской?Ассоциации психологов и Американской Ассоциации психиатров. В 1952 году Эриксон принимал активное участие в научных конференциях в Мэйси, на которых такие^известные ученые как Грегори Бейтсон, Маргарет -Мид и Лоренс Кьюби обсуждали проблемы, сыгравшие ключевую роль в развитии кибернетики. Эриксон был автором более 140 статей и нескольких книг.
Эриксон(Erikson) ЭрикХомбургер
j ' 15.06.1902 Франкфурт-на Майне ^ -12.05.1994 Харвич. Массачусетс
Я •".../ .•''".• •'*:'•..•: ' .'••
Один из основателей эго-психологии. Окончив среднюю школу, Эриксон больше не получал формального образования. В 1927 г. он познакомился с Анной Фрейд и впоследствии проходил у нее анализ и обучался детскому психоанализу. В 1933 г. он эмигрировал в Соединенные Штаты и большую часть жизни был профессором в Гарвардском университете. В названии классической работы Эриксона «Детство и общество» отражены его главные интересы. К фрейдовской психобиологии Эриксон добавил равнозначное психосоциальное измерение.
Основные концепции. , ,
Эпигенетический принцип.Эпигенетический принцип предполагает развитие эго по некоему общему для всех плану.
Классики Мировой Психологии
Мотивация. Эриксон ввел понятие инстинктивных паттернов поведения. Реализация инстинктивных влечений как врожденных «паттернов действия» целиком зависит от социальных и культурных факторов.
Актуальность. В противовес фрейдовскому понятию «реальности» (все силы и объекты в мире) Эриксон ввел понятие «актуальности» (внешние факторы, активирующие, «актуализирующие» индивида). Актуальности определяются стадией развития индивида, его личными обстоятельствами, историческими и политическими процессами.
Идентичность. Идентичность, согласно Эриксону, возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую новую конфигурацию, в зависимости от тех процессов в обществе, при помощи которых индивид иде^ифици-руется как тот, кем он должен стать. Идентичность формируется в процессе актуализации и социализации. Необходимое условие существования идентичности - наличие «способа- жизни» - общего мировоззрения, внутренней логики (идея, близкая адлеровской). Понятие эго у Эриксона шире, чем у Хартманна, и включает в себя синтез целой личности и опыта.
Стадии развития. Эриксон расширил фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Зрелая личность - продукт как интрапсихических, так и общественных сил. Он выделил восемь стадий развития личности в течение жизни.
1. Базовое доверие vs. Недоверие. (О - 1 г.) Период в жизни ребенка, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе. Чувство базового доверия - основа здоровой личности -возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке, удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности ( в первую очередь с матерью).
2. Автономия vs. Стыд и сомнение. (1-3 г.) Период становления базовых принципов по отношению к миру. В «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс любви и ненавис-
ти, свободы самовыражения и её подавленности. Чересчур контролируемый ребенок поддается социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность.
3.'Инициатива vs. Вина. (4-5 л.) Период становления поло-ролевой идентичности, ухода от прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае, вина ограничивает его открытость реальности.
4. Мастерство vs. Неполноценность. (6-11 л.) Школьные годы, период активной социализации. Ребенок «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники). Но важно также, чтобы работа не стала «жизненной позицией».
5. Идентичность vs. Диффузия идентичности. (12 -18 л.) Подростковый период - становление эго-идентичности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Также развивается чувство профессиональной идентичности. Максимализм, приверженность подростковым «идеалам» в это время служат защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности.
6. Близость vs. Изоляция. Период развития близких отноше: ний с противоположным полом. Стабильная сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за чувства угрозы потери идентичности.
7. Творчество vs. Застой. Период активной заботы о детях и творческой продуктивности.
8. Целостность vs. Отчаяние. Кульминация жизни. Эго-це-лостность характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни. Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти.
Классики Мировой Психологии
Основные работы: «Young Man Luther: A Study in Psychoanalysis and History» (1958); «Childhood and Society» (1963); «Insight and Responsibility: Lectures on the Ethical Implications of Psychoanalytic Insight» (1964); «Identity: Youth and Crisis» (1968)
•*J Юнг (Jung) Карл ГустаВ
»,'.. 26,07Л 875 Базель — 06.06.1961 Цюрих
Выдающийся швейцарский психолог, философ и психиатр, основатель одного из направлений в психоанализе - «аналитической психологии». Получил медицинское образование в Базельском университете, психологические исследования начал в Париже под руководством П. Жане. Работал у Э. Блей-лера в психиатрической клинике Цюрихского университета (1898 - 1909). Ближайший сотрудник 3. Фрейда (1906 - 1913), первый председатель Международного психоаналитического общества (1911 - 1914). Профессор психологии Цюрихского (1933 - 1941) и Базельского университетов. Работая под руководством Фрейда, Юнг внес существенный вклад в становление и развитие психоанализа, его методов и приемов (например, техники свободных ассоциаций). Однако расхождения по основным теоретическим вопросам (в частности, отрицание сексуальной этиологии психических расстройств) привели его к разрыву с Фрейдом. На основании анализа символики сновидений Юнг предположил, что в психическом развитии человека, помимо индивидуального бессознательного, существенная роль принадлежит «коллективному бессознательному». Его содержание составляют «архетипы» - своего рода формальные схемы, прообразы развития, отражающие обще-челшеческий опыт, сходные по своим символическим выражениям в мифах, снах, художественном творчестве. В освоении содержаний коллективного бессознательного состоит, по Юнгу, процесс становления личности человека. Юнг разработал также типологию характеров, в основе которой лежит критерий направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертная или интровертная установка) и доми-
К!
Классики Мировой Психологии
нирования определенной психической функции (эмоции, мышление, ощущение, интуиция).
Основные работы: «The collected works», Vol. 1-20, h., 1953-1964; «Gesammelte Werke», Bd. 1, Z.,, 1958; в рус.,,пер.: «Психоз и его содержание», Спб., 1909; «Психологические типы», М., 1924; «Избранные труды по аналитической психологии», Т. 1-4, Цюрих, 1929-1939. »
я