Щедровнцкии Георгий Петрович
23:02.1929 — 03.02.1994
Выдающийся отечественный ученый. Специалист в области методологии и теории мышления. Окончил философский факультет МГУ (1953). В 1952-1989 г.г. организатор и руководитель междисциплинарных семинаров по исследованию систем и структур и семинара-комиссии по психологии мышления и логике Академии педагогических наук РСФСР. С 1991 главный редактор журнала «Вопросы методологии». Создатель органи-зационно-дёят ельностных игр (ОДЙ) - интенсивной формы решения междисциплинарных комплексных проблем, не имеющей аналогов в мире. Интрига ОДИ заключается в поиске способа взаимодействия специалистов разных профилей для решения поставленной задачи. Показательно, что проведя первую игру и затем занимаясь проведением следующих циклов игр, он перестал писать научные работы. Дело в том, что суть ОДИ не передается через текст и даже через видеозапись. Участник ОДИ сам создает для себя необходимые знания в процессе игры и переживает собственные мучительные поиски, напряжение, открытия. В процессе ОДЙ участник попадает в кризисы и выкарабкивается из них, натыкается на непонимание и невозможность донести свою мысль и вынужден найти, открыть для себя новые выразительные средства и новые для себя способы общения. По окончании игры участник уносит с собой новые открытия и новые возможности. Как известно, можно забыть то, то что ты услышал от других, но почти невозможно забыть то, что ты в муках создал сам. ОДИ предполагает обязательное использование эффективных методов мышления. Разумеется, участники постоянно пытаются решить поставленные перед ними задачи привычным для них способом, стихийно и 264
беспорядочно бросаясь на проблему. Но сами правила заставляют систематизировать свое мышление, замечать свои ошибки и искать нестандартные ходы в процессе решения. Объектом ОДИ может быть любая проблемная ситуация. Цроводщшсь игры с научно-исследовательскими и проектными институтами, учебными заведениями, городскими органами управления, промышленными предприятиями, которые приводили в ряде случаев к весьма любопытным результатам. Так в 1980 году .состоялась ОДИ по проблеме разработки программы вывода из , эксплуатации ядерного реактора на Белоярской АЭС. В ходе игры^были получены результаты, предсказывающие возмож-;ность «чернобыльской ситуации». После 1989 года начинается использование ОДИ как игровых серий, включенных в более сложные программы.
Классики Мировой Психологии
Эббин(гауз (Ebbinghaus) Герман
,24.01.1850 Бремен :
... -— 26.02.1909 Бреслау [сейчас Вроцлав - Польша] .., Выдающийся немецкий психолог. Докторскую степень получил в Боннском университете. Профессор университета в Бреслау. Под впечатлением шсихофизикиФехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов^ (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885). Исходным материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги -искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласных между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Составив список из 2300 бессмысленных слогов, Эббингауз экспериментально (на самом себе) изучал процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволявшие установить особенности и закономерности памяти. Вывел «кривую забывания», показывающую, что наибольший процент забытого материала падает на период, следующий непосредственно за заучиванием. Эта кривая приобрела значение образца, по типу которого строились в дальнейшем кривые выработки навыка, решения проблемы и т. д. Эббингаузу принадлежит ряд других важных работ по экспериментальной психологии, в частности по феноменологии зрительного восприятия. Для изучения умственных способностей детей Эббингауз изобрел тест, носящий его имя.
Эйтингон Макс (Марк)
1881 Могилев—1943 Иерусалим
..'..'•'•''*f •'" '.> '."..• • t ' i < .< • , '( Один из первых психоаналитиков - в России/ Образование
получил в Марбурге (философия), работал с Юнгом в Цюрихе изащитил там докторскую диссертацию. Ученик и личный друг Фрейда. Один из организаторов Берлинского психоаналитического института. С 1926 года Президент международной психоаналитической ассоциации. В 1933 году эмигрировал из Германии в Палестину» где вместе с М.,Вульфом основал Палестинское отделение международной психоаналитической ассоциации, большинство членов которой составляли выходцы из России. Он также основал Психоаналитический институт в Иерусалиме По некоторым предположениям был вовлечен во внешнеполитическую деятельность НКВД и ОГПУ через своего брата Леонида (Наума) Эйтингона, крупного советского разведчика и диверсанта, организатора убийства Л. Троцкого.
Эйлис (EHis) Альберт
г Род. в 1913 Питсбург. Пенсильвания. США . ж Американский психолог и, психотерапевт. Окончил Колумбийский университет,(1943). Там же получил докторскую степень (1947)..Исполнительный директор Института рационаЛь-нОнэмотивной терапии. Занимался проблемами ^сексуальных и семейных отношений. Вместе Альфредом Кизи был одним из основных сторонников и пропагандистов «сексуальной революции». Автор множества популярных книг на эту тему. Некоторое* время занимался психоаналитической практикой (1947-1955)^ но быстро разочаровался в возможностях психоанализа и написал по этому поводу несколько критических работ. Занимался исследованием и сравнением различных методов- психотерапии («New approaches to Psychotherapy Techniques», 1955). С 1955 года начал применять созданную им рационально-эмо-тивную терапию (RET). RET была предшественницей когни-
Классики Мировой Психологии
тивно-повед?нческой терапии и до сих пор весьма популярна среди психотерапевтов всего мира.
Эльконнн Даниил Борисович
, 1904—1984
Известный отечественный психолог.Член-корреспондент АПН. Закончил педологическое отделение ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1927 году. Ученик А. А. Ухтомского и Л. С. Выготского. В 1932 гбду стал заместителем директора по науке Ленинградского научно-практического педологического института. В 1936 году педологию объявили лженаукой и институт был закрыт. Д. Б. Эльконин, единственный из всех сотрудников разгромленного института заявил первому секретарю Ленинградского обкома, члену политбюро А. А. Жданову, что он «не привык изменять убеждения за 24 часа». Это настолько поразило партийного босса, что Даниилу Борисовичу разрешили работать в школе. В эти же годы Эльконин защитил в ЛГПЙ им. А. И. Герцена кандидатскую диссертацию. Последние ^тридцать лет жизни он работал в психологическом институте АПН, где последовательно руководил лабораториями психологии младшего школьного возраста, психологии подростка, диагностики психического развития школьников и преподавал на факультете психологии МГУ. Развивая положения культурно-исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии, выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности». Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слова (экспериментальный букварь). С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив ее роль в процессе развития ребенка («Детская психология», 1960; «Психология игры», 1978).