Шпильрейн Сабина Нафтульёвна

•".'". 1885 Ростов-1943 Ростов

( Русский психоаналитик. "Родилась в состоятельной еврейской Семье, В течение полугода проходила курс лечения в клинике Бургольцли возле Цюриха(1904-1905). Первая психоаналитическая пациентка и:вероятно близкая подруга Юнга, Окончила Цюрихский университет и защитила докторскую диссертацию в 1911 году. Работала в психитрической клинике у Э. Блейлера (Цюрих), психоневрологической клинике Бонхофера (Берлин), занималась психоанализом у К. Г. Юнга и 3. Фрейда, изучала мифологию и историю искусства (Женева), работала врачом-педологом в лаборатории Клапареда (Женева) и др. Осуществила психоаналитическое исследование «Песни о Нибелунгах». Опубликовала около тридцати научных работ в различных европейских журналах, Автор знаменитой статьи «Разрушение как причина становления» (опубликована в 1912 году), в которой она

Ill

впервые высказала идею о существовании инстинкта смерти. Член Венского психоаналитического общества с 1911 года. Редактор русского перевода произведений Юнга. Психоаналитик юного Ж, Пиаже. В 1923 году вернулась в СССР, где была практикующим психоаналитиком. Работала в Государственном психоаналитическом институте. В 1924 году переехала из Москвы в Ростов. Подвергалась преследованиям. Три ее брата были репрессированы в 1937 году. В 1942 году вместе с двумя дочерьми расстреляна нацистами в Ростове.

Шпрангер (Spranger) Эдуард

27.06.1882 Берлин - 17.09.1963 Тюбинген Немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он преподаватель философии и педагогики в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. — профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 19*44 г. —профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. - профессор Тюбингенского университета. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, — понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде «Формы жизни» («Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologic», Halle, 1914) он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и рассматривал психику как некую целостность в ее смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Он считал^ что основной задачей психологии как одной из наук о духе является

Классики Мировой Психологии

исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», несоответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека^ получивших ->у Шпрангера обозначение «форм жизни». Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая {область науки, проблема истинности)^ экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая'(стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни), В каждом человеке могут быть представленья ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции,-какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верно-ном и Г. Лйндееем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Свои типологические представления об индивидуальной душе Шпрангер перенес на педагогику и считал, что при воспитании детей учитель должен интуитивно 'понять и развивать тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпран-гером в его исследовании психологии юности: «Psychologic des Jugendalters», Lpz., 1924, в.рус. пер. (част.) «Эротика и сексуальность в юношеском возрасте», в сб.: «Педология юности», М.-Л., 1931.

ш

Штерн (Shteiii) Вильям

.'', 29.04.187i, Берлин - 27.03.1938 Лоукипси. США

Выдающийся немецкий психолог, основатель персонологии и дифференциальной психологии. Некоторые его работы предвосхищали феноменологические описания гештальтпсихологии. Родился в Берлине, закончил Берлинский университет. Ученик Эббингауза. Работал в университете Бреслау (Вроцлав) с Г 897 года. В 1907 году стал профессором. С 1915i года профессор философии, психологии и педагогики и директор психологической лаборатории в Гамбурге. Основатель Института прикладной психологии в Берлине (1906) и Журнала прикладной психологии (1907). В 1903 году предложил понятие психотехника. Создал концепцию IQ (коэффициента интеллекта). В 1933 году эмигрировал из Германии сначала в Голландию>;а в 1935 году в США. Получил должность лектора, а затем профессора в университете Дьюка( 1934-1938). Он время от времени читал лекции в Восточных колледжах и в 1936 году, работал в летней школе Гарварда. Он получил; две почетные степени от американских образовательных институтов (Кларк, 1909, и.Виттен-берг, 1928). Занимался также проблемами этики, детской и юридической ПСИХОЛОГИИ. ; ч, ;; , i

Основные работы: «Psychologic der Veranderungsauifassung» («Психология изменений самообладания», 1898); «Uber Psychologie der individuellen Differenzen» («О психологии/индивидуальных различий» j 1900); «Zur Psychologie der Aussage» («O психологии показаний», 1902); «Angewandte Psychologie» («Прикладная психология», 1903); «Person und Sache» («Личность и вещь», 1906); «Die Kindersprache» («Язык ребенка», 1907); «Erinerung, Aussage und Luge in der ersten Kindheit» («Воспоминания, высказывания и ложь в раннем детстве», 1908); «Die differentielle Psychologie» («Дифференциальная психология», 1911); «Die psychologischen Metoden der Intelligenzprufung und deren Anwendung an Schulkindern» («Психолологические мето-

Классики Мировой Психологии

Ш

ды проверки интеллекта и их применение при обследовании школьников», 1912); «Wertlehre» («Эталоны ценностей», 1924); «Anfange der Reifzeit» («Начало зрелости», 1925); «Studien zur Personwissenschaft» («Постижение науки о личности», 1930); «Raum und Zeit als pefsonale Dimensionen>>; («Пространство и время в личностном измерении», 1935); «Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage» (1935).

Штумпф (Stumpf) Карл

21.04.1848 Вйзетхейд-25.12.1936 Берлин , Немецкий философ и психолог-теоретик, известный своими исследованиями по психологии музыки и тона. Назначенный приват-доцентом в Геттингенском университете в 1870 году, он в J 873 году написал свою первую важную работу «Uber den psychologischen Ursprung des Raum vorstel lung» («Психологическое Происхождение Восприятия пространства») и вскоре был назначен профессором в Вюрцбургском университете. В 1875 он начал эксперименты, послужившие основой для его книги «Tonpsychologie», 2 vol. (1883-90; « Психология Тона»), ^конченный в ходе профессорства в Университетах Праги (1879), Галле (1884), и Мюнхена (1889). В 1894 Штумпф стал профессором философии и директором института экспериментальной психологии в Университете Фридриха-Вильгельма в Берлине. Он был соучредителем Берлинского общества детской психологии (1.900). В двух важных работах (1907) он отметил, что экспериментальное изучение образов, звуков, цвета являются ключом к изучению ментальных функций. В его школе прошли обучение В: Келер, К. Коффка, М. Вертгеймер и др.

Шпильрейн Сабина Нафтульёвна - student2.ru

Классики Мировой Психологии

ш

Наши рекомендации