Хайдеггер (Heidegger) Мартин
26.09.1889 Месскирх. Шварцвальд. Германия - 26.05.1976 Месскирх. Шварцвальд. Германия Выдающийся немецкий философ, один из основателей экзистенциализма, критик технологического общества, оказавший большое влияние на развитие европейской культуры и интеллектуальной мысли XX века. Хайдеггер получил образование в иезуитских лицеях Констанса и Оренбурга. В университете Оренбурга он изучал теологию, математику. На его философское становление оказали влияние Августин, Паскаль, Шеллинг, Ницше, Кьеркегор, Достоевский, Брентано, Дильтей, Гуссерль, Ясперс, Шеллер. В основе философии Хайдеггера лежит анализ человеческого существования. Результатом такого анализа было создание им т.н. фундаментальной онтологии, которая рассматривает личность как целое (в сущности непознаваемой экзистенции человека. И первым проявлением человеческого существования является заброшенность. Страх есть способ бытия-в-мире; то перед чем возникает страх, есть ставшее бы-тием-в-мире; страх потерять что-либо, есть возможность бытия-в-мире. Существование - это забота, сущностью которой является забегание вперед. Забота априорна, так как заложена в любом фактическом отношении. Но к существованию принадлежит и конец его самого - смерть. Заброшенность и смерть раскрываются в явлении страха, тем самым мы снова оказываемся у самого начала, т.е. перед лицом ничто. Бытие, направленное к смерти, само по себе является временем. Человек -это существо, обитающее в мире, связанное в своем бытии с космосом и с другими людьми, существо понимающее, заботящееся об окружающем мире и о людях и призываемое смертью к свое подлинной возможности бытия. Возможно определен-248
ная претензия феноменологического метода Хайдеггера опирается на грандиозную иллюзию, и возможно поиск и размышления о Бытие - просто замаскированный поиск своего рода убеждения в существовании Бога, а его глубокомысленная терминология только маска и мистификация более традиционных взглядов. Но его работы побуждают человека сомневаться и искать свой путь в жизни. Его отношение к нацизму было неоднозначным. После прихода к власти Гитлера он стал ректором Фрей-бургскоп/ университета и занял откровенно пронаЦистскую позицию. Однако это продолжалось недолго. Уже в 1934 году Хайдеггер отказался от поста ректора, а в конце 1944 - начале Ij945 года ему запретили читать лекции. Уже после Второй Мировой войны, Хайдеггер характеризовал Гитлеризм как историческую вспышку структурной болезни человечества в целом и выразил сожаление, что потребуется много времени, чтобы избавиться от этого.,яда. Его философия оказала весьма существенное влияние на развитие экзистенциальной психологии и психотерапии. ,
Основные работы: «Sein und Zeit» (1927. «Бытие и Время»); «Was ist Metaphysik?» (1929; «Что такое Метафизика»)
Хаксли (Huxley) Олдос
26 07.1894 Годалминг. Суррей. Англия
— 22 11.1963 Лос-Анжелес
Выдающийся английский писатель и мистик-интеллектуал, одаренный острым и широким умом. Его дед - известный биолог-дарвинист Томас Хаксли, а отец Леонард Хаксли - биограф и писатель. Получил блестящее образование сначала в Итоне, а затем в Баллиол- Колледже в Оксфорде. С 1930 года жил в Калифорнии. Хаксли -один из выдающихся исследователей сознания в XX веке. Экспериментировал с различными галлюциногенами. Свой собственный опыт использования мескалина описал в книге «The Doors of Perception» (Врата восприятия) (1954).
Занимался исследованием влияния гипноза на состояние созна-
ния вместе с Милтоном Эриксоном. Вместе с сэром Хэмфри Осмондбм предложил в 1957 году новый термин «психоДели-ки» для названия веществ расширяющих сознание. Автор книги «The Perenial Philosophy» (Вечная философия, 1944) и блестящего романа - антиутопии «Brave New World» (Этот Прекрасный Новый Мир) (1932), являющегося острой сатирой на современную технологическую цивилизацию, i
Халл (Hull) Кларк Леонард
24.05.1884-1952
Американский психолог, Представитель необихевиоризма, автор «гипОтетико-дедуктивной» концепции поведения. Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма «промежуточных переменных», в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель.
Ховланд (Hovland) Карл Ивер
12.06.1912 Чикаго - 16.04.1961 Хамден. Коннектикут Американский психолог, первым начавший исследования социальной коммуникации и модификации отношений и убеждений. Получил степень доктора философии в Йельском университете в 1936 году. Между 1942 и 1945 годами он: вёл исследовательскую работу в военном министерстве США по изучению эффективности учебных фильмов И информационных программ, особенно сопротивлению аудитории их восприятию и методам преодоления такого сопротивления. Эта работа сформировала базу для дальнейших экспериментов Ховланда в Йельском университете по исследованию Массовой коммуникаций и анализу символических процессов в компьютерном моделировании человеческого мышления. Основная работа: С.
X
I. Hovland, I. L. Janis and H. H. Kelley «Communication and Persuasion» (1953; переиздана в 1961).
Холл (Hall) Гранвилл Стэнли
01.02.1844 Ашфильд. Массачусетс. США - 24.04.1924 Ворчесте{5. Массачусетс. США Выдающийся американский психолог, сыгравший огромную роль в развитии психологии в США. Многие психологи считают его основателем детской и педагогической психологии. Холл многое сделал для использования в психологии идей Чарльза Дарвина, Зигмунда Фрейда, и других. Первоначально Холл предполагал принять духовный сан, и поступил в Теологическую Семинарию в Нью-Йорке5 (1867). С 1868'По 1871 годы изучал философию в Германии. После возвращения в США, он стал лектором в Колледже Антиохий в Штате Огайо в 1872. На его решение сделать психологию целью своей жизни жизни сильное влияние оказала «Физиологическая Психология» Йильгель-м& Вундта. Холл оставил преподавание в Антиохий И в 1876 году снова уехал в Германию, где изучал психологию у Вундта и Гельмгольца. Там он обратил внимание^на ценность анкетного опроса для психологического исследования. Позже он и его студенты изобрели больше ч&л 190 айкетных опросов, которые были достаточно информативными. После возвращения в США, ой в 1878 в Гарварде'получил первую докторскую степень по психологии в Америке;. Он тогда читал лекции по педагогике в Гарварде, и использовал анкетные опросы для изучения Бостонских школ. Результатом этого были две основополагающие работы, посвященные детской лжи (1882) и содержанию мышления у детей. (1883). Затем он стал профессором по психологии/и-педагогике (1884) в Университете Джона Хопктнса в Балтиморе. Там он организовал одну из первых психологических* лабораторий в Соединенных Штатах. В 1887 году Холл основал" Американский5 Психологический Журнал, первый в Америке и вггорой вне Германии. В 1888 году он помог организо-
X
Классики Мировой;Психологии
Классики Мировой Психологии
вать Университет Кларка в Ворчестере, и, как президент университета и профессор психологии, сыграл выдающуюся роль в формировании экспериментальной психологии как науки. ПревосходныШпедагогон в Ш93 году вел 11 из* 14 докторантур по психологии в Соединенных Штатах. Церйьгй журнал по детской и образовательной психологии, позже «Журнал генетической психологии», был основан Холлом в 1893. Его теория, об эволюционных стадиях ментального развития нашла свое выражение в одной из его самых больших и наиболее важных работ «Adolescence» (1904)., Холл пригласил Зигмунда Фрейда и Карла Юнга на конференцию по случаю 20-й годовщины Университета Кларка (1909), хотя весьма критически относился к психоанализу. Он сыграл ведущую роль в основании Американской Психологической Ассоциации и был, ее первым президентом (1892). Он автор 489 работ„охватывающих большинство основных областей психологии. .. , ,„
Основные работы: «Adolescence» (1904); «Senescence, the Last Halfof Life» (1922); «Jesus, the Christ, in theLight of Psychology» (1917); «Life and Confessions of a Psychologist» (1923),
Хорни (Horney) Карен
16.09.1885 Гамбург- 04.12.1952Нью-Йорк! , Немецко-американский психолоц создательница одного из вариантов неофрейдизма. На основании большого клинического опыта работы с пациентами-невротиками в Германии (до 1932 г,) и в США Хорни пришла ювыводу о несостоятельности классического психоанализа в понимании причин • невротических расстройств (как известно, последний L искал; их в нарушении сексуального развития). Согласно Хорни, неврозы развиваются из противоречий во взаимоотношенияхйдюдей, порождающих у индивида чувство «коренной тревоги» (тревожности, неуверенности, страха и т. п.). Особенно ^ольшую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве, поскольку ребенок изначально беспомощен, за-252
висим от взрослых и его «коренная тревога» при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви или, наоборот, чрезмерные восхваления) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенность в себе.; враждебно-боязливое отношение к миру и др.), которые очень сложно изменить впоследствии. При разрешении личностных конфликтов и в борьбе с негативными чувствами невротик*; согласно Хорни, следует трем основным «защитным» стратегиям поведения: 1):он стремится к другим людям; 2)6ежитот людей, желая независимости; 3) идет против людей, агрессивен по отношению к, ним. Работы Хорни оказали большое влияние на последующее развитие психологии личности, возрастной психологии и психотерапии.
Хэбб (Hebb) Дональд Оулдинг
1904—1985
Выдающийся канадский психолог. Закончил Университет Далхаузи. Степень Доктора философии получил в Гарварде (1936). Профессор психологии в университете МакГилла. Был президентом Канадской психологической ассоциации, президентом АРА. Почетный доктор 15 университетов Канады и США. 3 1942 году по приглашению Лэшли работал в лаборатории биологии приматов Йеркса во Флориде. Там он в 1944 году познакомился с работами специалиста по анатомии мозга Лорен-те де Но, которые доказывали, что в организации структуры головного мозга преобладают замкнутые цепи, что зачастую необходима активизация не одного нейрона, а нескольких, чтобы вызвать возбуждение в синаптической зоне второго нейрона. Эти исследования послужили основой для теории Хэбба, которую он представил в книге «The Organization of Behavior» (1949). Он утверждал, что замкнутые системы нейронов образуют клеточные ансамбли, которые действуют как одна структура, хотя и могут находиться в различных отделах мозга. Клеточные ансамбли коррелируют с понятиями, а их производные
формируют основу опыта- Его теория позволяла объяснить холистические эффекты с точки зрения сети нейронных связей. Влияние'книги «The Organization of Behavior» ставит ее в один ряд с крупнейшими достижениями психологии XX века. Она стала своеобразным фокусом, в котором объединились междис-циш!инарные исследования психологов, этологов, неврологов <и физиологов. Хэбб не создал нового учения, но он расширил представления,а психических процессах и указал перспективный путь, по которому уже почти пятьдесят лет идут современные исследователи.
Циен (Ziehen) Теодор
12.11.1862 Франкфурт-на-Майне ( -29.12.1950 Франкфурт-на-Майне
Немецкий психиатр, психолог и философ. Профессор в Галле ( 1917-1930). Пытался^ дать «гигноменологическое» (Gignomen - становящееся, данное, переживаемое) понимание логики; логическими законами является то, что едино для каузальных и параллельных закономерностей; как физических, так и психических. Психологию рассматривал как естественную науку и, одновременно, науку о духе.
Основные работы: «Erkenntnistheorie» (1934-1936); «Die Grundlagen der Charakterologie» (1930).
IL
Основные работы: «Lectures on the Diseases of the Nervous System» 1872-1883; «Tuesday Lessons at the Salpetriere» 1888.
Швырков Вячеслав Борисович
1939—1994 }
• . • ' . • Ч '
Выдающийся отечественный психофизиолог. Один из ближайших учеников П. К. Анохина; Руководитель лаборатории «Нейрофизиологические основы психики», созданной при институте психологии АН СССР (сейчас РАН) по инициативе и при участии П. К. Анохина и Б. Ф. Ломова. Многолетние исследования В. Б. Швыркова и его учеников привели к созданию системной психофизиологии, задачей которой является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт человека, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Им предложено решение психофизиологической проблемы, которое состоит в том, что «психическое» и «физиологическое» являются различными аспектами описания единых системных процессов моЬга! В качестве наиболее важных элементов, составляющих фактическую основу созданной им системно-эволюционной теории он выделил следующие: 1) обнаружение специализации нейронов различной морфологической принадлежности относительно систем, складывающихся при формировании целостных поведенческих актов на разных стадиях индивидуального развития; 2) обнаружение резерва молчащих клеток мозга, из которых в процессе обучения происходит отбор той новой системной организации нейронов, которая приводит к полезному результату; 3) одновременная активация нейронов, принадлежащих к разновременным системам, при реализации любого поведенческого акта.
Основные работы: «Нерофизиологическое изучение системных механизмов поведения» (1978); «Введение в объективную психологию» (1995). ,
Классики Мировой Психологии
ш
•' (Шпильрейн Исаак Нафтул1>евич
27.05.1891 Ростов-на-Дону- 26.12.1937 Советский психолог, один из создателей российской психотехники. Высшее образование получил в Гейдельбергском университете где вначале изучал философию у Г. Когена, а затем перешел на?психологический факультет. Свое психологическое образование он продолжил в Лейпцигском университете у В. Вунд-та. Занимался проблемами психологии труда (рационализация труда, утомление, автоматизация трудовых действий, профессиональный отбор). Председатель Всероссийского психотехнического общества. Член Президиума международного психотехнического общества вместе с В. Штерном и А. Пьероном. В октябре 1934 года вся система психотехнических учреждений была ликвидирована приказом Совнаркома. Шпильрейн был арестован в 1935 г., по обвинению в «контрреволюционной пропаганде и троцкизме» и расстрелян. Реабилитирован посмертно.