Асмолов Александр Григорьевич

Род. в 1949

Известный отечественный психолог, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАО. В его исследованиях разрабаты­вается историко-эволюционный подход к сознанию, бессозна­тельному и личности, нашедший свое отражение в оригиналь­ной теории личности, психоистории, а также создании службы практической психологии образования и восходящей к идеям Л. С. Выготского доктрине вариативного развивающего смыс­лового образования России. Основные работы: «Деятельность и установка» (1979); «Личность как предмет психологического исследования» (1984); «Психология индивидуальности» (1986); «Психология личности» (1990); «культурно-историческая пси­хология и конструирование миров» (1996).





Классики Мировой Психологии

Ассаджиоли (Assagioli) Роберто

1888—1974

Известный итальянский психиатр и философ, создатель тех­ники реконструкции личности, которую он назвал «психосин­тезом». Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерп­нул не только из текстов Веданты. В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в ка­мере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность про­вести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворни­чество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках. Исходным началом для Ассад­жиоли является стремление проникнуть в духовный центр че­ловека, в ту область, которая религиозными и восточными фи­лософскими доктринами обозначена как высшее Я человечес­кой индивидуальности, как Надсознание. Недооценка надсоз-нательных и духовных аспектов, которые психология оставля­ла прежде философии и религии, создал болезненный разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека. Разрыв этот пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его психологические и философские концепции придавали слишком большое значение подсознанию и сексуальным комп­лексам. Юнг, Фромм и Ассаджиоли смогли обогатить европей­скую науку о человеке более плодотворными подходами. Ос­новной труд Ассаджиоли «Психосинтез» переведен на русский язык и издан в 1997 году.

 
 

Классики Мировой Психологии

Аткинсон (Atkinson) Ричард Чэтэм

Род. 19.03.1929 Оук Парк. Иллинойс. США Американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. Окончил Чикагский университет (1948), в 1955 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Универси­тете штата Индиана. Профессор когнитивных наук Калифор­нийского университета Сан Диего. Член Национальной акаде­мии наук США (1974). В качестве методологических основа­ний ориентировался на «компьютерную метафору», проводя­щую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально-акустической крат­ковременной памяти и долювременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил сбою трех-компонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем —• при соответствии задаче сохра­нения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептив­ные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно вос­станавливается за счет повторения в течении десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранили­ще, где она храниться в семантической форме (в концептуаль­ных кодах) на протяжении очень долгого времени.

Основные работы: «Human memory: A proposed system and its control processes» (совм. с ShifTrin R. M.), in: «The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory», V. 2, N.Y., 1968 (Ed. Spence K. W., Spence J. Т.).

 




 
 
 

Б

Бандура

»*л

t ---- „,r_v---------------- .Альберт .<w

Род. 04.12.1925 Мундара. Альберта. Канада

Американский психолог, автор теории социального науче­ния. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого уехал в США (гражданство в 1956 г.). изучал клиническую психологию в университете Айо­вы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. профессор психологии в Стендфордском университете, с 1973 г. — профессор социальных наук. Начав с методологии «сти­мул—реакция», он пришел к выводу, что для человеческого по­ведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.

Альберт Бандура определял теорию социального научения как психологическую теорию, изучающую поведение, которое обусловливается скорее влияниями окружающей среды, чем врожденными или внутренними факторами. Такой подход к социальному научению, часто называют моделированием. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблю­дение за образцами поведения других людей и за последствия­ми этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не толь­ко подкрепление со стороны других людей, но и самоподкреп­ление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязатель­ных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, ко­торые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зави­сит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность 26

Классики Мировой Психологии

представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблю­дение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут при­водить к слишком значимым, или даже фатальным последстви­ям. Основываясь на своей теории социального научения попы­тался дать новую интерпретацию агрессии («Agression: A Social Learning Analysis», Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к па­тологической, реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Он обнаружил, что агрессивное поведение развива­ется у детей, которые берут пример с агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков слу­жат им образцом такого поведения, поощряя их к проявлениям агрессии вне дома («Adolescent Aggression», N.Y., 1959 (совм. с Walters R. Н.). Показывая маленьким детям, фильмы, поощряв­шие вербальную агрессию, он обнаружил, что дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего воз­буждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях такое поведение социально приемлемо. Вклад Бандуры в теорию личности заключается прежде всего в том, что он в экспери­ментах установил взаимосвязь обобщенных черт характера с ситуационно специфическими формами поведения («Principles of Behavior Modification», N.Y., 1969).

Балинт (Balint) Михаль

03.12.1896 Будапешт-31.12.1970 Лондон Венгеро—английский психотерапевт. Образование по меди­цине, биохимии, философии и языкознанию получил в универ­ситетах Будапешта (1914-1920), доктор медицины (1920) и Бер­лина (1923-1924), доктор философии (1924), одновременно с этим занимался изучением психоанализа у Г. Закса и Ш. Ферен-Ци, с 1925 г. работал врачом в Будапеште, с 1935 по 1939г.г. был

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

Б




директором Будапештского психоаналитического института. В 1939 г. вместе с А. Балинт он эмигрировал в Англию, с 1950 г. работал в Тавистокской клинике в Лондоне, написал ряд ра­бот по психоанализу, в 1968 г. стал президентом Английского психоаналитического общества. С 1949 г. по 1956 г. совместно с Э. Балинт проводил семинары врачей по теме «Психические нарушения во врачебной практике», принесшие ему всемирную известность. Такие рабочие семинары врачей, обсуждающих под руководством ведущего группы свой терапевтический и психи­атрический опыт и вырабатывающих тем самым оптимальный метод метакоммуникаций и «психосоматическое мышление», стали называться «балинтовскими группами».

Бардин Кирилл Васильевич

1930—1996

Известный отечественный психолог. Доктор психологичес­ких наук, профессор. Основатель современной отечественной психофизики. Он занимался изучением индивидуально-психо­логической структуры деятельности человека как важнейшей детерминанты результата сенсорных измерений. Его популяр­ные книги, посвященные детскому воспитанию «Почему ваш ребенок не хочет учиться» и «Как научить детей учиться», а так­же «Азбука туризма» получили широкую известность. Основ­ная работа: «Проблема порогов чувствительности и психофи­зические методы» (1976).

Бар-Тал (Bar-Tal) Даниил

Род. в 1946 Сталинабад, СССР [сейчас Душанбе, Таджикистан]).

.

Известный израильский психолог. Окончил Тель-Авивский университет в ! 970 году. Докторскую степень получил в Питтс-бургском университете (США) в 1973 году. С 1989 года - про­фессор психологии Тель-Авивского университета. Преподавал

в Университете Брандейса (США) и в Высшей школе обще­ственных наук, Париж. Вице - президент Международного общества политической психологии с 1994 года. Занимается проблемами политической психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии, философией психо­логии и др. Особенно интересны его работы о политических и групповых убеждениях, о конфликтах, беззаконии, патриотиз­ме и др. Основные работы: Sequential development of helping behavior (1982. Developmental Review, 2, 101-124); «A new peispective for social psychology». (A.W. Kruglanski ed.). (1988, Social Psychology of Knowledge Cambridge University Press); «Conflict termination. An epibtemological analysis of international cases». (Political Psychology, 1989, 10, 233-255, A W, Kruglanski and Y. Klareds). 1990 «Group Beliefs. A Conception for Analyzing Group Structure, Processes and Behaviour» Springer-Verlag. (1990)

Барт (Burt) сэр Сирил

03.03.1883 Стратфорд-он Эйвон - 10.10.1971 Лондон Английский психолог. Получил психологическое образова­ние университетах Оксфорда и Вюрцбурга. Преподавал в Ли­верпульском и Кембриджском университетах. В 1913 году стал первым педагогическим психологом, назначенным британским правительством. С 1931 года и до своей отставки в 1950 году был профессором психологии в Лондонском университете. Был первым психологом, получившим рыцарское звание в 1946 году. Член Британской Академии Наук. С 1909 года Барт занимался экспериментальным исследованием интеллекта методом фак­торного анализа. Он изучал генеалогию осужденных. Его рабо­ты по генетике интеллекта включали сравнение ин геллектуаль-ных показателей пар идентичных близнецов, которые были раз­лучены вскоре после рождения и воспитывались в различном социальном окружении. Барт пришел к выводу, что интеллект человека на 80% определяется наследственностью и только на 20% социальной средой и воспитанием. Из этого следовало, что

Б

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии



профессиональный уровень и социальная принадлежность оп­ределяются главным образом врожденными, наследственными показателями интеллекта. На основе его рекомендаций была разработана и внедрена система школьного образования в Анг­лии, предусматривающая разделение учащихся на потоки в со­ответствии с результатами тестирования их умственных способ­ностей. В 11-летнем возрасте по резульатам тестирования дети распределялись на три группы. Признанные наиболее одарен­ными получали более высокий уровень образования и свобод­ный доступ к получению высшего образования. Образователь­ные возможности остальных групп ограничивались. Однако эта система в 50-е годы подверглась жесткой критике, так как вы­яснилось что такое разделение учеников соответствует классо­вому делению общества. Лучшее образование было доступно детям из высшего общественного слоя, тогда как дети рабочих в основной своей массе должны были повторить профессио­нальный путь своих родителей. После смерти Барта, проверка его экспериментальных данных заставила некоторых ученых утверждать, что он, чтобы подтвердить свою теорию, вероятно фальсифицировал результаты. Однако позже были проведены научно безупречные исследования на основе разных выборок близнецов. Авторы этих исследований пришли к выводу, что наследственность играет весьма существенную роль в форми­ровании интеллекта, что вполне совпадало с выводами Барта и все предположения о фальсификации им результатов были при­знаны необоснованными.

Основная работа: «The Factors of the Mind» (1940).

 

Бартлетт сэр Фридерик

20.10.1886 Стоу-он-Волд. Глочестершир. Англия

- 30.09.1969Кембридж. Англия

Выдающийся британский психолог, больше всего известный своими исследованиями памяти. Работая в Кембриджском уни­верситете, Бартлетт внедрил в британскую психологию статис­тические методы. В 1922 году он стал директором Кембриджс­кой психологической лаборатории, а в 1931 году был назначен первым профессором экспериментальной психологии в Кемб­ридже и занимал этот пост до своей отставки в 1952. Бартлетт был избран членом Королевского научного общества Британии в 1932 году и был пожалован в рыцари в !948 году. В своей главной работе «Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology» (1932) Бартлетт доказывал, что воспоминания про­шлых событий и опытов - скорее умственные реконструкции (схемы), которые окрашены культурными отношениями и лич­ными привычками, чем прямые воспоминания о прошлых со­бытиях. В экспериментах, которые он начал еше в 1914 году Бартлетт показал, что люди постоянно преобразуют факты, в свете новых опытов схема меняется, а пробелы в восприятии прошлого заполняются благодаря предшествующим опытам. Таким образом формируется динамическая структура, в кото­рой интерпретируется переживаемое настоящее. Он также выд­винул гипотезу о том, что процесс мышления представляет со­бой завершение незавершенных ситуаций. Идеи Братлетта на­шли свое отражения в работах Мински по созданию искусстве-ного интеллекта.

Основные работы: «Remembermg:A Study inExperimental and Social Psychology (1932); «Thinking: An Experimental and Social Study» (195 8).





Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

Б



Бастиан (Bastian) Адольф

26.06.1826 Бремен

- 02.02.1905 Порт-оф Спейн. Тринидад Немецкий этнолог, выдвинувший предположение об общей психической структуре человека, которая определяет некоторые элементарные идеи, характерные для всех народов. Бастиан предположил, что культурные черты, фольклор, мифы, и убеж­дения различных этнических групп развиваются по эволюци­онным законам и отличаются только по форме под влиянием географической окружающей среды. Его представления оказа­ли влияние на ряд видных антропологов, включая Бронислава Малиновского. В основе концепции Карла Юнга о коллектив­ном бессознательном, как полагают, лежала теория Бастиана об элементарных идеях. С 1851 году Бастиан плавал судовым хи­рургом и совершил несколько рейсов в Южную Америку, Ин­донезию, Австралию, Китай, Индию и Африку. Затем он стал профессором этнологии в Университете Фридриха Вильгельма в Берлине. Он был основателем и куратором Берлинского Коро­левского Музея Этнологии и обогатил его своими собственны­ми коллекциями.

Основная работа: «Der Mensch в der Gescliichte, 3 vol». (1860;

«Человек в Истории»).

Бейтсон (Bateson) Грегори

09.05.1904 Кембридж. Англия - 1981 Беркли. Калифорния. США

Выдающийсяангло-американский биолог, антрополог, фи­лософ, психолог. Среднее образование получил в благотвори­тельной школе (1917—1921), затем, с 1922г.по 1926 г., прошел курс обучения в колледже Св. Иоанна к Кембридже, (бакалавр гуманитарных наук, 1925; магистр, 1930). С 1926 г. по 1928 г. работал под руководством А. Уилкинса, в 1928 г. преподаваг лингвистику в Сиднее, Австралия, с 1931 г. по 1937г. он — чле! 32

совета колледжа Св. Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Бри­танию (1927-1928), на Новую Гвинею (1929-1931, 1931-1933, 1939) и на Бали (1936-1938), здесь — вместе с Маргарет Мид, с которой состоял в браке с 1936 г. по 1950 г. Один из первых стал использовать систематическую киносъемку в полевых этногра­фических исследованиях. В 1940 г. переехал в США, где зани­мался преподавательской работой: читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований (1946), в Гарвардском университете (1948), в медицинском колледже Калифорнийс­кого университета (1948), в это время начал работу над пробле­мой шизофрении («Toward a theory of chizophrenia», «Behav. Sci», 1956, vol 1, (etal)). С 1962 г. по 1964 г. он—директор по иссле­довательской работе в Институте исследований коммуникаций (ETHOL), член руководства Института ментальных исследова­ний в Пало-Альто, член Королевского института интеркульту-ральных исследований и Американского антропологического общества. Как теоретик он сформировался под действием идей Б. Рассела и Л. фон Берталанфи. Бейтсон сторонник психологи­ческого направления «новых коммуникаций», в котором чело­век понимается как «играющий своим телом в общем оркест­ре», рассматривал биосферу с позиций квантовой физики. Его представления имели решающее значение для выдвижения ги­потезы «двойной связи» («double bind»), разработанной груп­пой по изучению шизофрении Пало—Альто. («A note on the double bind», «Family Process», 1962, 2, p. 154-161 (совм. с Jackson D. D., Haby J., Weakland J. H.). Бейтсон был сторонни­ком экологического подхода к психологии и психотерапии и автором психотерапевтической методики парадоксальной ин­тервенции. Его считают своим учителем основатели новых на­правлений в психотерапии, таких как: краткосрочная психоте­рапия школы Пало-Альто ( Д. Джексон, П. Вацлавик, ГГ. Уик-ленд и др.); стратегическая психотерапия (Дж. Хейли); миланс­кая школа системной семейной терапии (М. Палаццоли, Л. Бос-

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии



кола, Г. Чеччин и др.); аити-психиатрия ( Р. Леинг); НЛП (Р. Бен-длер, Дж. Гриндер, Р. Дилтс и др).

Основные работы: «Steps to hcology of Mind» (1972); «Mind and Nature» (1979); «Angel Fear» (1987); «A Sacred Unity: Future Steps to an Ecology of Mind» (1991).

Бенедикт ( Benedict) Рут

05.06.1887 Нью-Фултон ~» 17.09.1948 Нью-Йорк Американский антрополог, чьи теории во многом определи­ли развитие культурной антропологии и социальной психоло­гии. Получила докторскую степень в Колумбийском универси­тете. Занималась исследованиями североамериканских индей­цев. В своей знаменитой работе «Patterns of Culture» (1934), ко­торая была переведена в 14 языков, она показала, какой малый диапазон вариантов человеческого поведения используется в любом обществе. Она описала, как эти формы поведения объе­динены в модели или конфигурации. Бенедикт считала, что су­дить о любом культурном явлении следует в контексте культу­ры, в которой оно встречается. Перед смертью она собиралась осуществить проект по сравнительному изучению современных Европейских и Азиатских культур.

Основные работы: «Patterns of Culture» (1934); «Science and Politics» (1940); «The Chrysanthemum and the Sword» (1946).

Бергер (Berger) Ханс

21.05.1873 Нойсес близКобурга — 01.6.1941 Йена

Австрийский психиатр и психофизиолог, ученик О. Бинс-

вангера, создатель электроэнцефалографии. С 1919 по 1938 г.г.

- профессор и директор Психиатрической клиники Йенского

университета, которая в настоящее время носит его имя. В 1924

г. ему удалось зафиксировать при помощи гальванометра на

бумаге в виде кривой электрические сигналы от поверхности

головы (а не непосредственно от самого мозга, как до-него),

генерируемые головным мозгом (сам факт генерации мозгом электрических импульсов открыл английский врач Р. Катон в 1875 г.) («Uber das Elektroenzephalogramm des Menschen», «Arch. f, Psychiat. u. Nervenkrankh.», 1929, № 87, S. 527-570). Альфа-волны мозговой активности, имеющие частоту 8-12 гц, полу­чили название «волн Бергера». Проводил исследования элект­рической активности мозга (прежде всего по параметрам амп­литуды) в различных условиях: в спокойном состоянии, при решении задач, при наркозе. В своей книге «Psyche», Jena, 1940, обратился к решению проблемы экстрасенсорного восприятия, рассматривая возможности электро-волновой модели для объяс­нения этого феномена и указывая на ее недостаточность.

Наши рекомендации