Асмолов Александр Григорьевич
Род. в 1949
Известный отечественный психолог, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАО. В его исследованиях разрабатывается историко-эволюционный подход к сознанию, бессознательному и личности, нашедший свое отражение в оригинальной теории личности, психоистории, а также создании службы практической психологии образования и восходящей к идеям Л. С. Выготского доктрине вариативного развивающего смыслового образования России. Основные работы: «Деятельность и установка» (1979); «Личность как предмет психологического исследования» (1984); «Психология индивидуальности» (1986); «Психология личности» (1990); «культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996).
Классики Мировой Психологии
Ассаджиоли (Assagioli) Роберто
1888—1974
Известный итальянский психиатр и философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом». Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты. В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках. Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание. Недооценка надсоз-нательных и духовных аспектов, которые психология оставляла прежде философии и религии, создал болезненный разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека. Разрыв этот пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его психологические и философские концепции придавали слишком большое значение подсознанию и сексуальным комплексам. Юнг, Фромм и Ассаджиоли смогли обогатить европейскую науку о человеке более плодотворными подходами. Основной труд Ассаджиоли «Психосинтез» переведен на русский язык и издан в 1997 году.
Классики Мировой Психологии
Аткинсон (Atkinson) Ричард Чэтэм
Род. 19.03.1929 Оук Парк. Иллинойс. США Американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. Окончил Чикагский университет (1948), в 1955 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Университете штата Индиана. Профессор когнитивных наук Калифорнийского университета Сан Диего. Член Национальной академии наук США (1974). В качестве методологических оснований ориентировался на «компьютерную метафору», проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально-акустической кратковременной памяти и долювременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил сбою трех-компонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем —• при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течении десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она храниться в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени.
Основные работы: «Human memory: A proposed system and its control processes» (совм. с ShifTrin R. M.), in: «The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory», V. 2, N.Y., 1968 (Ed. Spence K. W., Spence J. Т.).
Б
Бандура |
»*л
t ---- „,r_v---------------- .Альберт .<w
Род. 04.12.1925 Мундара. Альберта. Канада
Американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого уехал в США (гражданство в 1956 г.). изучал клиническую психологию в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. профессор психологии в Стендфордском университете, с 1973 г. — профессор социальных наук. Начав с методологии «стимул—реакция», он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.
Альберт Бандура определял теорию социального научения как психологическую теорию, изучающую поведение, которое обусловливается скорее влияниями окружающей среды, чем врожденными или внутренними факторами. Такой подход к социальному научению, часто называют моделированием. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность 26
Классики Мировой Психологии
представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии («Agression: A Social Learning Analysis», Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической, реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые берут пример с агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их к проявлениям агрессии вне дома («Adolescent Aggression», N.Y., 1959 (совм. с Walters R. Н.). Показывая маленьким детям, фильмы, поощрявшие вербальную агрессию, он обнаружил, что дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях такое поведение социально приемлемо. Вклад Бандуры в теорию личности заключается прежде всего в том, что он в экспериментах установил взаимосвязь обобщенных черт характера с ситуационно специфическими формами поведения («Principles of Behavior Modification», N.Y., 1969).
Балинт (Balint) Михаль
03.12.1896 Будапешт-31.12.1970 Лондон Венгеро—английский психотерапевт. Образование по медицине, биохимии, философии и языкознанию получил в университетах Будапешта (1914-1920), доктор медицины (1920) и Берлина (1923-1924), доктор философии (1924), одновременно с этим занимался изучением психоанализа у Г. Закса и Ш. Ферен-Ци, с 1925 г. работал врачом в Будапеште, с 1935 по 1939г.г. был
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
Б
директором Будапештского психоаналитического института. В 1939 г. вместе с А. Балинт он эмигрировал в Англию, с 1950 г. работал в Тавистокской клинике в Лондоне, написал ряд работ по психоанализу, в 1968 г. стал президентом Английского психоаналитического общества. С 1949 г. по 1956 г. совместно с Э. Балинт проводил семинары врачей по теме «Психические нарушения во врачебной практике», принесшие ему всемирную известность. Такие рабочие семинары врачей, обсуждающих под руководством ведущего группы свой терапевтический и психиатрический опыт и вырабатывающих тем самым оптимальный метод метакоммуникаций и «психосоматическое мышление», стали называться «балинтовскими группами».
Бардин Кирилл Васильевич
1930—1996
Известный отечественный психолог. Доктор психологических наук, профессор. Основатель современной отечественной психофизики. Он занимался изучением индивидуально-психологической структуры деятельности человека как важнейшей детерминанты результата сенсорных измерений. Его популярные книги, посвященные детскому воспитанию «Почему ваш ребенок не хочет учиться» и «Как научить детей учиться», а также «Азбука туризма» получили широкую известность. Основная работа: «Проблема порогов чувствительности и психофизические методы» (1976).
Бар-Тал (Bar-Tal) Даниил
Род. в 1946 Сталинабад, СССР [сейчас Душанбе, Таджикистан]).
.
Известный израильский психолог. Окончил Тель-Авивский университет в ! 970 году. Докторскую степень получил в Питтс-бургском университете (США) в 1973 году. С 1989 года - профессор психологии Тель-Авивского университета. Преподавал
в Университете Брандейса (США) и в Высшей школе общественных наук, Париж. Вице - президент Международного общества политической психологии с 1994 года. Занимается проблемами политической психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии, философией психологии и др. Особенно интересны его работы о политических и групповых убеждениях, о конфликтах, беззаконии, патриотизме и др. Основные работы: Sequential development of helping behavior (1982. Developmental Review, 2, 101-124); «A new peispective for social psychology». (A.W. Kruglanski ed.). (1988, Social Psychology of Knowledge Cambridge University Press); «Conflict termination. An epibtemological analysis of international cases». (Political Psychology, 1989, 10, 233-255, A W, Kruglanski and Y. Klareds). 1990 «Group Beliefs. A Conception for Analyzing Group Structure, Processes and Behaviour» Springer-Verlag. (1990)
Барт (Burt) сэр Сирил
03.03.1883 Стратфорд-он Эйвон - 10.10.1971 Лондон Английский психолог. Получил психологическое образование университетах Оксфорда и Вюрцбурга. Преподавал в Ливерпульском и Кембриджском университетах. В 1913 году стал первым педагогическим психологом, назначенным британским правительством. С 1931 года и до своей отставки в 1950 году был профессором психологии в Лондонском университете. Был первым психологом, получившим рыцарское звание в 1946 году. Член Британской Академии Наук. С 1909 года Барт занимался экспериментальным исследованием интеллекта методом факторного анализа. Он изучал генеалогию осужденных. Его работы по генетике интеллекта включали сравнение ин геллектуаль-ных показателей пар идентичных близнецов, которые были разлучены вскоре после рождения и воспитывались в различном социальном окружении. Барт пришел к выводу, что интеллект человека на 80% определяется наследственностью и только на 20% социальной средой и воспитанием. Из этого следовало, что
Б
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
профессиональный уровень и социальная принадлежность определяются главным образом врожденными, наследственными показателями интеллекта. На основе его рекомендаций была разработана и внедрена система школьного образования в Англии, предусматривающая разделение учащихся на потоки в соответствии с результатами тестирования их умственных способностей. В 11-летнем возрасте по резульатам тестирования дети распределялись на три группы. Признанные наиболее одаренными получали более высокий уровень образования и свободный доступ к получению высшего образования. Образовательные возможности остальных групп ограничивались. Однако эта система в 50-е годы подверглась жесткой критике, так как выяснилось что такое разделение учеников соответствует классовому делению общества. Лучшее образование было доступно детям из высшего общественного слоя, тогда как дети рабочих в основной своей массе должны были повторить профессиональный путь своих родителей. После смерти Барта, проверка его экспериментальных данных заставила некоторых ученых утверждать, что он, чтобы подтвердить свою теорию, вероятно фальсифицировал результаты. Однако позже были проведены научно безупречные исследования на основе разных выборок близнецов. Авторы этих исследований пришли к выводу, что наследственность играет весьма существенную роль в формировании интеллекта, что вполне совпадало с выводами Барта и все предположения о фальсификации им результатов были признаны необоснованными.
Основная работа: «The Factors of the Mind» (1940).
Бартлетт сэр Фридерик
20.10.1886 Стоу-он-Волд. Глочестершир. Англия
- 30.09.1969Кембридж. Англия
Выдающийся британский психолог, больше всего известный своими исследованиями памяти. Работая в Кембриджском университете, Бартлетт внедрил в британскую психологию статистические методы. В 1922 году он стал директором Кембриджской психологической лаборатории, а в 1931 году был назначен первым профессором экспериментальной психологии в Кембридже и занимал этот пост до своей отставки в 1952. Бартлетт был избран членом Королевского научного общества Британии в 1932 году и был пожалован в рыцари в !948 году. В своей главной работе «Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology» (1932) Бартлетт доказывал, что воспоминания прошлых событий и опытов - скорее умственные реконструкции (схемы), которые окрашены культурными отношениями и личными привычками, чем прямые воспоминания о прошлых событиях. В экспериментах, которые он начал еше в 1914 году Бартлетт показал, что люди постоянно преобразуют факты, в свете новых опытов схема меняется, а пробелы в восприятии прошлого заполняются благодаря предшествующим опытам. Таким образом формируется динамическая структура, в которой интерпретируется переживаемое настоящее. Он также выдвинул гипотезу о том, что процесс мышления представляет собой завершение незавершенных ситуаций. Идеи Братлетта нашли свое отражения в работах Мински по созданию искусстве-ного интеллекта.
Основные работы: «Remembermg:A Study inExperimental and Social Psychology (1932); «Thinking: An Experimental and Social Study» (195 8).
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
Б
Бастиан (Bastian) Адольф
26.06.1826 Бремен
- 02.02.1905 Порт-оф Спейн. Тринидад Немецкий этнолог, выдвинувший предположение об общей психической структуре человека, которая определяет некоторые элементарные идеи, характерные для всех народов. Бастиан предположил, что культурные черты, фольклор, мифы, и убеждения различных этнических групп развиваются по эволюционным законам и отличаются только по форме под влиянием географической окружающей среды. Его представления оказали влияние на ряд видных антропологов, включая Бронислава Малиновского. В основе концепции Карла Юнга о коллективном бессознательном, как полагают, лежала теория Бастиана об элементарных идеях. С 1851 году Бастиан плавал судовым хирургом и совершил несколько рейсов в Южную Америку, Индонезию, Австралию, Китай, Индию и Африку. Затем он стал профессором этнологии в Университете Фридриха Вильгельма в Берлине. Он был основателем и куратором Берлинского Королевского Музея Этнологии и обогатил его своими собственными коллекциями.
Основная работа: «Der Mensch в der Gescliichte, 3 vol». (1860;
«Человек в Истории»).
Бейтсон (Bateson) Грегори
09.05.1904 Кембридж. Англия - 1981 Беркли. Калифорния. США
Выдающийсяангло-американский биолог, антрополог, философ, психолог. Среднее образование получил в благотворительной школе (1917—1921), затем, с 1922г.по 1926 г., прошел курс обучения в колледже Св. Иоанна к Кембридже, (бакалавр гуманитарных наук, 1925; магистр, 1930). С 1926 г. по 1928 г. работал под руководством А. Уилкинса, в 1928 г. преподаваг лингвистику в Сиднее, Австралия, с 1931 г. по 1937г. он — чле! 32
совета колледжа Св. Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (1927-1928), на Новую Гвинею (1929-1931, 1931-1933, 1939) и на Бали (1936-1938), здесь — вместе с Маргарет Мид, с которой состоял в браке с 1936 г. по 1950 г. Один из первых стал использовать систематическую киносъемку в полевых этнографических исследованиях. В 1940 г. переехал в США, где занимался преподавательской работой: читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований (1946), в Гарвардском университете (1948), в медицинском колледже Калифорнийского университета (1948), в это время начал работу над проблемой шизофрении («Toward a theory of chizophrenia», «Behav. Sci», 1956, vol 1, (etal)). С 1962 г. по 1964 г. он—директор по исследовательской работе в Институте исследований коммуникаций (ETHOL), член руководства Института ментальных исследований в Пало-Альто, член Королевского института интеркульту-ральных исследований и Американского антропологического общества. Как теоретик он сформировался под действием идей Б. Рассела и Л. фон Берталанфи. Бейтсон сторонник психологического направления «новых коммуникаций», в котором человек понимается как «играющий своим телом в общем оркестре», рассматривал биосферу с позиций квантовой физики. Его представления имели решающее значение для выдвижения гипотезы «двойной связи» («double bind»), разработанной группой по изучению шизофрении Пало—Альто. («A note on the double bind», «Family Process», 1962, 2, p. 154-161 (совм. с Jackson D. D., Haby J., Weakland J. H.). Бейтсон был сторонником экологического подхода к психологии и психотерапии и автором психотерапевтической методики парадоксальной интервенции. Его считают своим учителем основатели новых направлений в психотерапии, таких как: краткосрочная психотерапия школы Пало-Альто ( Д. Джексон, П. Вацлавик, ГГ. Уик-ленд и др.); стратегическая психотерапия (Дж. Хейли); миланская школа системной семейной терапии (М. Палаццоли, Л. Бос-
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
кола, Г. Чеччин и др.); аити-психиатрия ( Р. Леинг); НЛП (Р. Бен-длер, Дж. Гриндер, Р. Дилтс и др).
Основные работы: «Steps to hcology of Mind» (1972); «Mind and Nature» (1979); «Angel Fear» (1987); «A Sacred Unity: Future Steps to an Ecology of Mind» (1991).
Бенедикт ( Benedict) Рут
05.06.1887 Нью-Фултон ~» 17.09.1948 Нью-Йорк Американский антрополог, чьи теории во многом определили развитие культурной антропологии и социальной психологии. Получила докторскую степень в Колумбийском университете. Занималась исследованиями североамериканских индейцев. В своей знаменитой работе «Patterns of Culture» (1934), которая была переведена в 14 языков, она показала, какой малый диапазон вариантов человеческого поведения используется в любом обществе. Она описала, как эти формы поведения объединены в модели или конфигурации. Бенедикт считала, что судить о любом культурном явлении следует в контексте культуры, в которой оно встречается. Перед смертью она собиралась осуществить проект по сравнительному изучению современных Европейских и Азиатских культур.
Основные работы: «Patterns of Culture» (1934); «Science and Politics» (1940); «The Chrysanthemum and the Sword» (1946).
Бергер (Berger) Ханс
21.05.1873 Нойсес близКобурга — 01.6.1941 Йена
Австрийский психиатр и психофизиолог, ученик О. Бинс-
вангера, создатель электроэнцефалографии. С 1919 по 1938 г.г.
- профессор и директор Психиатрической клиники Йенского
университета, которая в настоящее время носит его имя. В 1924
г. ему удалось зафиксировать при помощи гальванометра на
бумаге в виде кривой электрические сигналы от поверхности
головы (а не непосредственно от самого мозга, как до-него),
генерируемые головным мозгом (сам факт генерации мозгом электрических импульсов открыл английский врач Р. Катон в 1875 г.) («Uber das Elektroenzephalogramm des Menschen», «Arch. f, Psychiat. u. Nervenkrankh.», 1929, № 87, S. 527-570). Альфа-волны мозговой активности, имеющие частоту 8-12 гц, получили название «волн Бергера». Проводил исследования электрической активности мозга (прежде всего по параметрам амплитуды) в различных условиях: в спокойном состоянии, при решении задач, при наркозе. В своей книге «Psyche», Jena, 1940, обратился к решению проблемы экстрасенсорного восприятия, рассматривая возможности электро-волновой модели для объяснения этого феномена и указывая на ее недостаточность.