Ковалев Александр Григорьевич

(род. 1мая 1913)— советский пси­холог, доктор психологических наук, профессор. Исследования А. Г. Ковале­ва посвящены общей и педагогической психологии, проблемам темперамента, характера, способностей, нравствен­ного воспитания и самовоспитания личности в целом.

Сочинения: Характер и закономер­ности его формирования. Л., 1954; Психические способности человека, т. 1-2. .Л.. 1957—1960 (совм. с В. Н. Мясищевым); Психология и пе­дагогика самовоспитания. Л., 1958 (совм. с А. А. Бодалевым); Психоло­гия личности. Л., 1963. Мясишев Владимир Николаевич (10 июля 1893 —4 октября 1973) —■ со­ветский психолог, доктор медицин­ских наук, профессор, член-коррес­пондент АПН СССР. После окончания медицинского факультета Психоневро­логического института в Петербурге

(1919) работал в Ленинградском науч но-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева.

Научные исследования В. Н Мяеи-шева охватывали широкий круг вопро­сов психоневрологии, психофизиологии, общей и педагогической психологии, но наибольшее значение для современной психологии имеют разработанная Мя­сищевым патогенетическая теория не­врозов, а также его общепсихологиче­ская теория личности, основу4 которой составляет оригинальная психология отношений человека. Сочинения: Личность и неврозы. Л., 1960; Психические особенности человека. Т. 1—2. Л., 1957—1960 (сов­местно с А. Г. Ковалевым); Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. —■ В.кн.: Психологическая наука в СССР, т. 2. М., 1960; Введение в медицинскую психологию (в соавт.). Л., 1966.



           
    Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru
  Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru
      Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru
 
 

СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА
Центральной проблемой-для советской психологии характера являет­ся не индивидуально-своеобразная форма его проявлений сама по себе, а единство этой формы с ее жизненным, исторически классовым содержанием. Поэтому в научном познании свойств характера реша­ющим моментом является исследование жизненного содержания, а не только формы их проявлений, оторванных от этого содержания. Со стороны своего жизненного содержания каждая черта харак­тера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Но далеко не всякое отношение является или становится чертой характера. Чертой характера является или становится лишь сущест­венное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действи­ям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требователь­ность, строгость, чуткость, решительность, общительность, сдержан­ность, настойчивость и многие другие черты характера представляют собой определенные укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды, т. П. М., 1980.

Ананьев Борис Герасимович(14 авгус­та 1907 — 18 мая 1972) — советский психолог, действительный член АПН СССР, доктор психологических наук, профессор.

По окончании*.аспирантуры Ленинград­ского государственного института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева с 1931 по 1942 г. работал в нем. В 1943—1944 г. профессор Института усовершенствования учителей и филиа­ла Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. С 1944 по 1951 г. — зав. кафедрой и отделени­ем психологии Ленинградского универ­ситета. С 1951 по 1960. г. — директор Ленинградского научно-исследователь­ского института педагогики АПНРСФСР. С 1960по 1967 г. — зав.

Б. Г. Ананьев

ЯН кафедрой, а с 1967 г. — декан факуль­тета психологии Ленинградского уни­верситета.

Как ученый Б. Г. Ананьев сформи­ровался под влиянием идей И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. .Бех­терева. Работы Б. Г. Ананьева охва­тывали широкий круг проблем истории психологии, педагогической психологии, психофизиологии, пространственного и осязательного восприятия, проблем об­щей картины психологического разви­тия человека.

Сочинения: О проблемах современ­ного человекознания. М., 1977; Избран­ные психологические труды, т. 1—2. М., 1980.

Литература: Вопр. психологии, 1972, № 3.

и к самому себе. Но для понимания этих отношений личности нужно знание самой действительности, общества и жизненнрго положения

р ней личности.

Отнесенность черт характера к их жизненному содержанию, т. е. к действительной жи^ни человека, целям и задачам его деятель­ности,— уаково первое условие научного изучения характера. При внешнем совпадении формы индивидуальных проявлений, например настойчивости или требовательности, они могут быть существенно отличными по своему содержанию. Длительное усилие и доведение до конца какого-либо действия, формально характеризующие настой­чивость, могут относиться в одном случае к делу всей жизни, т. е. это будет борьба за великую цель, а в другом случае — к крохоборничест-ву в мелочах или к тупому упрямству... Жизненная отнесенность каждого свойства характера есть вместе с тем моральное качество того или иного отношения человека к действительности. В процес­се развития личности реальные отношения человека к дей­ствительности всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь действительных, практических отношений человека к обществу, труду, другим людям, самому себе находит свое отражение в соотнесенности черт характера друг к другу...

...Основываясь на историко-материалистическом понимании лич­ности, советская психология разрабатывает проблему характера с точки зрения конкретного исторически классового анализа тех от­ношений, которые становятся чертами характера личности. Именно в этом направлении ведутся исследования проблемы характера в советской психологии (особенно в исследованиях В. Н. Мясищева,, 1960). Всякая черта характера есть определенное отношение личнос­ти к действительности, но это не значит, что всякое отношение тем ♦ самым есть свойство характера. Лишь некоторые определенные отно­шения при определенных условиях становятся свойствами личности, причем переход отношений в черты характера и составляет началь­ный момент образования любой стороны человеческого характера. Поэтому особенно важно выделить из всей совокупности отношений личности к окружающему те формы'отношений, которые являются характерообразующими, с которыми непосредственно связано само формирование характера. Общий признак таких отношений, обра­зующих характер, заключен в решающем, первостепенном и общем жизненном значении тех объектов, к которым относится человек. В числе их: 1) природа, общество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ существования человека, 3) другие люди, об­щественная связь с которыми характерна для данного индивида, и 4) собственная деятельность и личность человека. Отсюда глав­нейшими характерообразующими отношениями являются отношения к обществу и идеологии, труду, другим людям и самому себе. Именно эти отношения являются основными, выделяющимися из общей совокупности многообразных и изменяющихся отношений личности ко всему окружающему и к самому себе.

Однако и эти отношения не одновременно и не сразу становятся чертами характера, т. е. внутренними свойствами личности, которые

Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действий.

Существует известная последовательность в переходе этих отно-1
шений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один
ряд отношения к природе, отношения к обществу, отношения к вещам]
отношения к людям, отношения.к самому себе. Эти отношения не мо|
гут быть поставлены в один* ряд потому, что само содержание щ
выполняет различную роль в реальном бытии человека. Р

Определяющую роль в нравственном формировании человеку играет отношение человека к обществу, к людям...

...На основании советских научных исследований можно утвер­ждать, что существует определенная последовательность в развитии свойств характера (которую нельзя, однако, путать с «постепен­ностью», ибо' как мы увидим ниже, стадии формирования характера связаны именно с «перерывами постепенности», со «взрывами», по выражению М. С. Макаренко). Эта последовательность разверты­вания свойств характера определяется, прежде всего, развитием педагогических требований, выражающих отношение общества к личности.

Простое рядоположение отношений к другим* людям, к себе, к деятельности игнорирует действительное стадиальное развитие отношений и возникающих из них свойств характера. При таком расположении воспитателю остается неизвестным, чУо является веду­щим звеном в развитии характера. В формировании черт характера... ведущую роль играют те отношения, которые формируются непос-► редственно в системе общения и общественных отношений, в труде и которые, в свою очередь, обусловливают отношения человека к собственной личности, к самому себе.

Характерные для личности привязанности в форме товарищест­ва, дружбы, любви, вкуса человека и т. д. — все это в действитель­ности носит классовый характер и определяется общественными отно­шениями в конкретной исторической эпохе. Именно общественные отношения в целом — производственные отношения и те политичес­кие, правовые, идеологические отношения, которые на их основе возникают,— именно эти общественные отношения и создают-тип личных отношений общения (привязанности, вкусы и т. п.). На осно­ве этих индивидуальных отношений общения и формируются так называемые коммуникативные черты характера. Иногда эти отноше­ния общения и формирующиеся из них коммуникативные черты характера пытаются свести, только к объему общительности. В самом деле, при наблюдении за общением и общительностью отмечается различный объем общительности — от замкнутости до чрезмерной, неразборчивой общительности. Однако более глубокое наблюдение позволяет обратить внимание на самое важное, т. е. критерии избирательности в общении, мотивы, по которым осуществляется общение и которыми определяется объем общительности. Мы можем видеть, что в одной ситуации человек оказываемся общительным, а в другой — замкнутым. Это целиком определяется мотивами его деятельности.

Уже тот факт, что наиболее существенные формы общительности йосят всегда избирательный характер, заставляет считать, что прос­того количественного определения объема отношений совершенно Недостаточно. Дело заключается не в самом объеме, а в мотивах и Способе общения. Идейная общность, общность жизненного положе­ния и деятельности расширяют объем общительности.

Но в процессе общения, в совместном развитии людей, неизбежно йе только внешнее отношение, воздействие через речь или через йоступок, но и познание людьми друг друга, раскрытие внутренней к&ртины характера других людей, особо проявляющийся в оценке человека человеком. Эта внутренняя сторона общения — практиче­ское знание человека человеком «практическая психология» — имеет очень важное значение в формировании характера человека. Представление человека о человеке, включающее и оценку человека чедовеком, всегда носит этический и эстетический характер и зависит от идейной общности или противоположности людей. Эта сторона об­щения также связана с особенностями коллектива, со стилем его

работы...

Взаимопонимание, формирующееся на основе накопления жиз­ненного опыта общения, важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы познавать самого себя. Правильное оценочное отношение к другому человеку является основным условием правильной самооценки. Таким образом, постоян­ное развитие практического знания человека человеком является важнейшим источником для развития других черт характера, в том числе и отношения к самому себе. А отсюда следует, что коммуникативные свойства не только образуют очень важную часть характера, но и составляют основу формирования самосознания (рефлексия), определяют отношение к себе личности.

...Еще Маркс указывал на то, что человек не рождается с гото­вым самосознанием, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека» (А\ а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 23, с. 62). Осознавая бытие и жизнь других людей в своей общественной практи­ке, человек тем самым сознает себя самого как человека. Из отноше­ния к другим людям у человека формируется отношение к себе. Ясно, что осознание бытия других людей, а в связи с этим сознание своего собственного положения в жизни является источни­ком самосознания. «Я» есть целая система сознательных отношений к самому себе. Мы можем здесь выделить прежде всего отношение к себе как к психофизическому существу, само по себе множествен­ное, так как это — отношение и к своей наружности, и к своему телу, и к своему поведению, и, наконец, к своим внутренним психическим состояниям. Даже то, что кажется самым непосредственным,— отно­шение к своей наружности — складывается постепенно, проходит длительный своеобразный цикл развития и оказывается весьма и весьма относительным знанием о себе (например, знание собственно­го голоса сравнительно с распознаванием чужого голоса, восприятие изображения своей наружности, особенно отдельных черт наружнос­ти, и т. д.).

Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru В оценке собственной наружности всегда играет определенную!/ роль не только эстетическое отношение, но и притязания человека, на которые так или иначе влияет и характер этой оценки. Кроме того,! есть множество психофизических свойств, которые осознаются толь-} ко в специальных условиях упражнения при специальных жизненных) задачах. Скажем, многие взрослые, без специальной необходимости в этом, не осознают, какой глаз у них ведущий в пространственном} различении, или не воспринимают вес своего тела до тех пор, пока' не принуждены с ним считаться (например, в спортивной трениров] ке). В процессе самой деятельности в зависимости ,от того, что именно требуется от тела задачами деятельности, какие элемента}/, ные психофизические качества требуются деятельностью, постепенно заново формируются или раскрываются те или иные свойства, кото­рые в ходе развития деятельности и осознаются самим человеком. Такцм образом, даже осознание собственного тела или элементарных психофизических функций требует известного развития, известйой работы над собственным телом, овладения собственным телом, ис­пользования тела в определенных, специальных условиях, которые раскрыли бы те или иные качества тела.

Еще в большей степени это относится к осознанию человеком своих внутренних, психофизических особенностей. Исследования показывают, что ребенок лучше указывает на черты характера других людей, нежели на собственные, причем часто указания на собственные черты характера представляют собой отражение оценки взрослых или оценки товарищей. Разобраться во внутреннем строе своего характера возможно только через известное осознание собственных поступков, через оценку их другими людьми. Следовательно, отношение к себе как к психофизическому существу очень многообразно. И это отношение не только не исчерпывает самосознания, но и не занимает в нем главного, ведущего места. Ибо в самосознании, в сложной системе отношений к себе взрослого человека (и уже на более поздних стадиях детского возраста) на первый план выступает и решающее значение приобретает отношение К себе как к личности, т. е. общественному существу, деятелю. Это отношение к себе как к деятелю зависит прежде всего от самой формы деятельности. Если деятельность становится иной, новой, то изменяются не только предмет, методы, операция этой деятельности, изменяется вместе с тем отношение к себе как к деятелю.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности формируется не только сознательное отношение трудящегося к труду, но и его самосознание, в специфической форме осознание себя как деятеля, как субъекта труда.

За этим постоянно изменяющимся отношением к себе как к субъекту деятельности скрывается все более общее отношение к себе как к гражданину.

Повторяясь в различных жизненных ситуациях, закрепляясь в образе жизни, эти отношения превращаются в так называемые «рефлексивные» черты характера. Эти черты характера проявляются прежде всего в форме самооценки, в различных суждениях о своих

действиях, намерениях, поступках, возможностях, о своих талантах, о своих способностях, о своем характере и т. д. Объективный идей­ный, критический, принципиальный подход к собственным действиям, возможностям, силам и ошибкам порождается новым большевист­ским духом самокритики.

В образовании единства характера исключительную роль играет воля.

Волевые процессы становятся в общем ходе развития и воспита­ния личности волевыми свойствами характера. Твердость или силу характер приобретает в жизненном развитии человека, в процессе, его деятельности, особенно самостоятельной трудовой деятельности. Цели и задачи деятельности обусловливают психофизическое напря­жение, волевое усилие, преодоление препятствий и затруднений, овладение собственным поведением. Нравственная основа воли определяет степень силы и устойчивость волевых процессов...

Однако далеко не всякая деятельность производит черты актив­ного характера. Лишь такая деятельность, которая производит действительные материальные или духовные ценности, которая созда­ет новые обстоятельства жизни человека и тем самым открывает перспективы дальнейшего развития, производит и активные черты характера, связанные с волей. В самой сущности труда как созна­тельной деятельности сказывается целенаправленность и волевая регуляция действий. Как сознательная цель, направляющая дей­ствие, так и воля, его регулирующая, составляют внутренние моменты процесса труда. Следовательно, сам процесс труда развивает волю как способность преодолевать препятствия и затруднения и на этой основе овладевать собственным поведением. Развитие коммунисти­ческого отношения к труду является важнейшим источником обра­зования волевых свойств характера. .

Как показывают исследования, между отдельными психическими функциями и чертами характера вырабатывается определенная связь, выражающая психические особенности личности. Эта связь прежде всего заключается в формировании индивидуальных особен­ностей психических функций.

Особенно большое значение для характерологических проявле­ний функций имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личнос­ти. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальный почин (инициатива), уверенность в ходе мыслительных процессов — все это составляет оригиналь­ность ума как одну из сторой характера.

В формировании характера определенную роль играют и особен­ности чувств человека. Уровень развития и характер нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств, с одной стороны, зависят от характера деятельности и общения человека и от формирования на этой основе свойств характера, и прежде всего коммуникативных свойств. С другой стороны, самые эти.чувства становятся характер­ными, устойчивыми особенностями личности, включаясь, таким обра­зом, в характер чело-века. Уровень развития чувства долга, чести, совести и т. д. характеризует личность человека не в меньшей мере,





       
  Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru   Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru
 

ХАРАКТЕР И ЛИЧНОСТЬ. ТИПОЛОГИЯ. АКЦЕНТУАЦИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТЕЙ1
ОБЩИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ , Основной принцип Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особеннос­ти данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно они стоят в связи с его характером; другими словами, классификация личностей должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая

чем склад его ума. То же самое относится и к таким сложным ком Л лексным" чувствам, как чувство юмора, иронии и т. п„

Но в реальном соотношении различных свойств характеру интеллектуальные и эмоциональные его черты занимают все же подчиненное место по отношению к основным его свойствам, непо| средственно отражающим общественные связи и отношения личности ти. Соотношение различных свойств характера выражается в его сил!; и полноте и в основе которого лежит мировоззрение человека^)

Сила характера -— это то, что иначе называют твердостью хараЛ тера, его волевой структурой, полнота характера представляет собой многообразие жизненных отношений личности, многообразие ее интересов и идеалов, потребностей и способностей, богатство знаний и практических действий, определяемых большой жизненной целью, т. е. идейной направленностью. Следовательно, мировоззре­ние не только* является мировоззрением в собственном смысле этого слова, т. е. идеологией класса определенной эпохи,, но оно становится и внутренним основанием полноты и силы характера конкретного человека.

...Обладание целями жизни есть главное условие для образования цельности личности. Напротив, для раздвоений, раздробленной личности характерно отсутствие или же раздробленность цели, отсутствие идейного смысла жизни. Понимание внутренней зависи­мости цельности индивида от обладания единой целью совершенно необходимо для создания идейной основы индивидуального характе­ра. Но не менее важно и соответствие действий человека поставлен­ным целям и задачам, как это подчеркивает Энгельс, указывая, что «личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 29, с. 492). Действительно, для анализа характера человека важно не только содержание идей, содержание целей; для реального развития не менее важен и способ деятельности. Характер возможно понять лишь как определенное единство направленности и образа действий.

...Характер представляет собой не только единство многообразия личности, но вместе с тем и определенную самобытность личности, ее оригинальность. Яркий,.сильный характер — это и есть, собственно говоря, самобытность человека, его внутренняя самостоятельность, основанная прежде всего на глубоком овладении передовым мировоз­зрением. Обладание целями, убеждениями, идеями, жизненной нап­равленностью делает человека стойким, постоянным в своей деятельности, сравнительно не зависящим от текущего и случайного хода изменений жизни. Деятельность человека, обладающего таким характером, вследствие этой жизненной направленности становится нацеленной на изменение, преобразование жизни.

\\\

Лазурский Александр Федорович(12

апреля 1874 — 12 марта 1917) — рус­ский психолог. Сотрудник В. М. Бехте­рева, профессор Психоневрологическо­го института в Петербурге. Главные интересы А. Ф. Лазурского лежали в области психологии личности и характера. Лазурским был предложен особый тип эксперимента, так называ­емый «естественный эксперимент», ко­торый должен был служить целям науч­ного исследования конкретной личности в ее реальных жизненных ситуациях. Выдвинутая А. Ф. Лазурским идея отношений в понимании природы лич­ности была важным шагом вперед по сравнению с традиционным пониманием личности как совокупности психических функций. Эта идея стала отправной для советских психологов ленинград­ской школы (В. Н. Мясищева, Б. Г. Ана­ньева и др.). В работах А. Ф. Ла­зурского была предпринята одна из первых в психологии серьезных попыток дать конкретную и эвристическую типологию личностей, на основе которой была разработана (совм. с С, Л. Фран-

А. Ф. Лазурский

ком) развернутая, программа эмпири­
ческих исследований человека.
При всей упрощенности и известной
механистичности теоретических пред­
ставлений А. Ф. Лазурского о личности
его работы до с^х порсохраняют
интерес для психологии, подкупая
прежде всего огромным фактическим
материалом, собранным в них, тонкос­
тью отдельных наблюдений и мыслей.
Сочинения: Школьные характерис­
тики. Изд. 2-е. Спб, 1913; К учению
о психической активности. М., 1916;
Очерк науки о характерах. Изд. 3-е.
П.г., 1917; Естественный эксперимент
и его школьное применение (сб. ст.
под ред. А. Ф. Лазурского). Пг., 1918;
Классификация личностей. Изд. 3-е.
Пг., 1924; Психология общая и
экспериментальная. Изд. 3-е. Л., 1925.
Литература: Бехтерев В. М.,
Лазурский А. Ф. — Вестник психоло­
гии, криминальной антропологии и
педологии, 1919, т. 14, вып. С а д ч и к о-
в а П. И. Психологическое наследие
А. Ф. Лазурского. Киев, 1955 (автореф.
канд. дис). )

Лазурский А. Ф. Классификация личностей. М., Пг., 1923.

           
  Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru
    Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru
 
    Ковалев Александр Григорьевич - student2.ru
 

популярность в психиатрии и в меди­цинской психологии концепция т. наз. акцентуированных личностей. Сочинения: Акцентуированные лично­сти. Киев, 1981; Ыогта1е ипс! аЬ-погта1е РегзбпПсН кейеп. ВегПп, 1964 (с соавт.); Вю1одюпе РзусЬо1од1е 5 аиЛ. Ргапк!иг1/М., 1972; Оег теп-зсЬПске Аизёгиск. Ье1р21^ 1968.

Леонгард (ЬеопЬагс!) Карл(род. 21 марта 1904) — немецкий невролог, психиатр и психолог, профессор невро­логии неврологической клиники уни­верситета им. Гумбольда в Берлине. Работы К. Леонгарда затрагивают ши­рокий круг вопросов неврологии, пси­хиатрии, психологии, психодиагно­стики. Им разработана получившая широкую

К. Леонгард

АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ1

Наши рекомендации