Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. €

Психология труда

Семинарское занятие № 1

Тема: Психология труда – отрасль психологической науки и практики

Вопросы для обсуждения:

1.Проблема предмета и метода психологии труда. Основные проблемы современной психологии труда.

  1. Место психологии труда в системе наук. Ее основные методологические принципы.
  2. Методы психологии труда.
  3. Понятие «эргономика». Основные разделы психологии труда.
  4. Представления о труде в Древнем мире и в эпоху феодализма.
  5. История зарубежной психологии труда:

- Концепция научного управления Ф.У. Тейлора: понятие, основные принципы, критика;

- индустриальная психотехника (работа Г. Мюнстерберга)

- кризис психотехники.

5. Основные школы научного менеджмента за рубежом.

6. История психологии труда в России:

- конец XIX первая половина XX в.;

- вторая половина XX - начало XXI в.

Литература

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

1. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Семинарское занятие № 2

Тема: Человек как субъект труда. Развитие человека в труде

Вопросы для обсуждения:

  1. Труд как фактор исторического развития человека и как вид деятельности.
  2. Житейские и философские представления о труде.
  3. Психологическое понимание труда и профессии. Профессиональная деятельность. Психологическая структура профессиональной деятельности.
  4. Развитие человека в труде. Основные теории и этапы профессионального становления личности:

- Сценарная теория Э. Берна;

- теория профессионального развития Д. Сьюпера;

- теория профессионального выбора Холланда;

- теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга;

- периодизация Е.А. Климова).

5. Стадии цикла профессионализации.

6. Критерии зрелой личности и формы организации труда.

7. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.

Литература

  1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Педагогика и психология высшей школы Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Семинарское занятие № 3

Тема: Психология трудовой мотивации

Вопросы для обсуждения:

  1. Потребность, стимул, мотив, мотив труда, мотивация труда, стимулы труда, удовлетворенность трудом, профессиональные интересы и склонности, продуктивность (эффективность) труда.
  2. Значение труда для личности.
  3. История исследований трудовых интересов.
  4. Применение теории потребностей А. Маслоу в практике менеджмента.
  5. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга.
  6. Концепция «Гуманизация труда».
  7. Концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клелланда, Дж.Аткинсона.
  8. Теория ожиданий В.Врума.
  9. Концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи.
  10. Типы мотивационной направленности к труду по А.А.Русалиновой.
  11. Исследования отношения к труду в работах отечественных ученых.

Литература

  1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Педагогика и психология высшей школы Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Семинарское занятие № 4

Тема:Психология субъекта профессиональной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Функциональное развитие человека как субъекта труда.
  2. Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
  3. Формирование и оценка профессиональных знаний.
  4. Формирование и оценка профессиональных умений и навыков.
  5. Проблема переноса упражнения.
  6. Общетрудовые и специальные умения и навыки.
  7. Проблема развития профессионального самосознания.
  8. Кризисы профессионального становления.
  9. Синдром «эмоционального выгорания».
  10. Проблемы профессиональных деструкций. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации.
  11. Акмеологический подход в исследовании развития профессионала.

Литература

Семинарское занятие № 5

Тема:Работоспособность и дееспособность.

Литература

Семинарское занятие № 6

Тема:Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Мотивация в сложных и опасных профессиях.
  2. Проблема стресса и дистресса в труде.
  3. Страх, профессиональные неврозы, психические травмы. Поведение в опасной ситуации.
  4. Внутриличностный конфликт профессионала.
  5. Сущность и структура производственного конфликта. Факторы возникновения и развития конфликта.
  6. Участие психолога в комиссии по трудовой экспертизе. Способы управления производственными конфликтами.

Литература:

Семинарское занятие № 7

Тема:Психология производственного травматизма и аварийности.

Вопросы для обсуждения:

1. Основы техники безопасности и психология труда.

2. Правовые гарантии безопасности труда в промышленности.

3. Личный (человеческий) фактор в происшествиях.

4. Концепция безопасности Д. Петерсона.

5. Методы изучения происшествий в психологии.

6. Проблема рационализации трудовой деятельности.

7. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

Литература

  1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  3. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Темы рефератов

  1. Влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия.
  2. Профилактика ошибок.
  3. Понятие ошибочного действия. Концепция ошибок.
  4. Психологическое содержание труда (оператор автоматизированных систем).
  5. Понятие ''рабочие место''. Организация рабочего места. Виды рабочих мест. Требования к проектированию рабочего места.
  6. Зоны оптимальной и легкой досягаемости моторного поля рабочего места.
  7. Выбор рабочего положения. Рабочая поза. Организация рабочего места с учетом рабочей позы.

Психология труда

Семинарское занятие № 1

Тема: Психология труда – отрасль психологической науки и практики

Вопросы для обсуждения:

1.Проблема предмета и метода психологии труда. Основные проблемы современной психологии труда.

  1. Место психологии труда в системе наук. Ее основные методологические принципы.
  2. Методы психологии труда.
  3. Понятие «эргономика». Основные разделы психологии труда.
  4. Представления о труде в Древнем мире и в эпоху феодализма.
  5. История зарубежной психологии труда:

- Концепция научного управления Ф.У. Тейлора: понятие, основные принципы, критика;

- индустриальная психотехника (работа Г. Мюнстерберга)

- кризис психотехники.

5. Основные школы научного менеджмента за рубежом.

6. История психологии труда в России:

- конец XIX первая половина XX в.;

- вторая половина XX - начало XXI в.

Литература

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

1. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Семинарское занятие № 2

Тема: Человек как субъект труда. Развитие человека в труде

Вопросы для обсуждения:

  1. Труд как фактор исторического развития человека и как вид деятельности.
  2. Житейские и философские представления о труде.
  3. Психологическое понимание труда и профессии. Профессиональная деятельность. Психологическая структура профессиональной деятельности.
  4. Развитие человека в труде. Основные теории и этапы профессионального становления личности:

- Сценарная теория Э. Берна;

- теория профессионального развития Д. Сьюпера;

- теория профессионального выбора Холланда;

- теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга;

- периодизация Е.А. Климова).

5. Стадии цикла профессионализации.

6. Критерии зрелой личности и формы организации труда.

7. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.

Литература

  1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Педагогика и психология высшей школы Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Семинарское занятие № 3

Тема: Психология трудовой мотивации

Вопросы для обсуждения:

  1. Потребность, стимул, мотив, мотив труда, мотивация труда, стимулы труда, удовлетворенность трудом, профессиональные интересы и склонности, продуктивность (эффективность) труда.
  2. Значение труда для личности.
  3. История исследований трудовых интересов.
  4. Применение теории потребностей А. Маслоу в практике менеджмента.
  5. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга.
  6. Концепция «Гуманизация труда».
  7. Концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клелланда, Дж.Аткинсона.
  8. Теория ожиданий В.Врума.
  9. Концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи.
  10. Типы мотивационной направленности к труду по А.А.Русалиновой.
  11. Исследования отношения к труду в работах отечественных ученых.

Литература

  1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Педагогика и психология высшей школы Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Семинарское занятие № 4

Тема:Психология субъекта профессиональной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Функциональное развитие человека как субъекта труда.
  2. Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
  3. Формирование и оценка профессиональных знаний.
  4. Формирование и оценка профессиональных умений и навыков.
  5. Проблема переноса упражнения.
  6. Общетрудовые и специальные умения и навыки.
  7. Проблема развития профессионального самосознания.
  8. Кризисы профессионального становления.
  9. Синдром «эмоционального выгорания».
  10. Проблемы профессиональных деструкций. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации.
  11. Акмеологический подход в исследовании развития профессионала.

Литература

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д, 1996.

6. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996.

7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учеб. пособие. – М.; Воронеж, 1997.

8. Шинхи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – СПб., 1999.

9. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Семинарское занятие № 5

Тема:Работоспособность и дееспособность.

Наши рекомендации