Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.
Психология труда
Семинарское занятие № 1
Тема: Психология труда – отрасль психологической науки и практики
Вопросы для обсуждения:
1.Проблема предмета и метода психологии труда. Основные проблемы современной психологии труда.
- Место психологии труда в системе наук. Ее основные методологические принципы.
- Методы психологии труда.
- Понятие «эргономика». Основные разделы психологии труда.
- Представления о труде в Древнем мире и в эпоху феодализма.
- История зарубежной психологии труда:
- Концепция научного управления Ф.У. Тейлора: понятие, основные принципы, критика;
- индустриальная психотехника (работа Г. Мюнстерберга)
- кризис психотехники.
5. Основные школы научного менеджмента за рубежом.
6. История психологии труда в России:
- конец XIX первая половина XX в.;
- вторая половина XX - начало XXI в.
Литература
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
1. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001.
2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Семинарское занятие № 2
Тема: Человек как субъект труда. Развитие человека в труде
Вопросы для обсуждения:
- Труд как фактор исторического развития человека и как вид деятельности.
- Житейские и философские представления о труде.
- Психологическое понимание труда и профессии. Профессиональная деятельность. Психологическая структура профессиональной деятельности.
- Развитие человека в труде. Основные теории и этапы профессионального становления личности:
- Сценарная теория Э. Берна;
- теория профессионального развития Д. Сьюпера;
- теория профессионального выбора Холланда;
- теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга;
- периодизация Е.А. Климова).
5. Стадии цикла профессионализации.
6. Критерии зрелой личности и формы организации труда.
7. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.
Литература
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Педагогика и психология высшей школы Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Семинарское занятие № 3
Тема: Психология трудовой мотивации
Вопросы для обсуждения:
- Потребность, стимул, мотив, мотив труда, мотивация труда, стимулы труда, удовлетворенность трудом, профессиональные интересы и склонности, продуктивность (эффективность) труда.
- Значение труда для личности.
- История исследований трудовых интересов.
- Применение теории потребностей А. Маслоу в практике менеджмента.
- Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга.
- Концепция «Гуманизация труда».
- Концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клелланда, Дж.Аткинсона.
- Теория ожиданий В.Врума.
- Концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи.
- Типы мотивационной направленности к труду по А.А.Русалиновой.
- Исследования отношения к труду в работах отечественных ученых.
Литература
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Педагогика и психология высшей школы Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Семинарское занятие № 4
Тема:Психология субъекта профессиональной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
- Функциональное развитие человека как субъекта труда.
- Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
- Формирование и оценка профессиональных знаний.
- Формирование и оценка профессиональных умений и навыков.
- Проблема переноса упражнения.
- Общетрудовые и специальные умения и навыки.
- Проблема развития профессионального самосознания.
- Кризисы профессионального становления.
- Синдром «эмоционального выгорания».
- Проблемы профессиональных деструкций. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации.
- Акмеологический подход в исследовании развития профессионала.
Литература
Семинарское занятие № 5
Тема:Работоспособность и дееспособность.
Литература
Семинарское занятие № 6
Тема:Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
- Мотивация в сложных и опасных профессиях.
- Проблема стресса и дистресса в труде.
- Страх, профессиональные неврозы, психические травмы. Поведение в опасной ситуации.
- Внутриличностный конфликт профессионала.
- Сущность и структура производственного конфликта. Факторы возникновения и развития конфликта.
- Участие психолога в комиссии по трудовой экспертизе. Способы управления производственными конфликтами.
Литература:
Семинарское занятие № 7
Тема:Психология производственного травматизма и аварийности.
Вопросы для обсуждения:
1. Основы техники безопасности и психология труда.
2. Правовые гарантии безопасности труда в промышленности.
3. Личный (человеческий) фактор в происшествиях.
4. Концепция безопасности Д. Петерсона.
5. Методы изучения происшествий в психологии.
6. Проблема рационализации трудовой деятельности.
7. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.
Литература
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Темы рефератов
- Влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия.
- Профилактика ошибок.
- Понятие ошибочного действия. Концепция ошибок.
- Психологическое содержание труда (оператор автоматизированных систем).
- Понятие ''рабочие место''. Организация рабочего места. Виды рабочих мест. Требования к проектированию рабочего места.
- Зоны оптимальной и легкой досягаемости моторного поля рабочего места.
- Выбор рабочего положения. Рабочая поза. Организация рабочего места с учетом рабочей позы.
Психология труда
Семинарское занятие № 1
Тема: Психология труда – отрасль психологической науки и практики
Вопросы для обсуждения:
1.Проблема предмета и метода психологии труда. Основные проблемы современной психологии труда.
- Место психологии труда в системе наук. Ее основные методологические принципы.
- Методы психологии труда.
- Понятие «эргономика». Основные разделы психологии труда.
- Представления о труде в Древнем мире и в эпоху феодализма.
- История зарубежной психологии труда:
- Концепция научного управления Ф.У. Тейлора: понятие, основные принципы, критика;
- индустриальная психотехника (работа Г. Мюнстерберга)
- кризис психотехники.
5. Основные школы научного менеджмента за рубежом.
6. История психологии труда в России:
- конец XIX первая половина XX в.;
- вторая половина XX - начало XXI в.
Литература
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
1. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001.
2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Семинарское занятие № 2
Тема: Человек как субъект труда. Развитие человека в труде
Вопросы для обсуждения:
- Труд как фактор исторического развития человека и как вид деятельности.
- Житейские и философские представления о труде.
- Психологическое понимание труда и профессии. Профессиональная деятельность. Психологическая структура профессиональной деятельности.
- Развитие человека в труде. Основные теории и этапы профессионального становления личности:
- Сценарная теория Э. Берна;
- теория профессионального развития Д. Сьюпера;
- теория профессионального выбора Холланда;
- теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга;
- периодизация Е.А. Климова).
5. Стадии цикла профессионализации.
6. Критерии зрелой личности и формы организации труда.
7. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.
Литература
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Педагогика и психология высшей школы Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Семинарское занятие № 3
Тема: Психология трудовой мотивации
Вопросы для обсуждения:
- Потребность, стимул, мотив, мотив труда, мотивация труда, стимулы труда, удовлетворенность трудом, профессиональные интересы и склонности, продуктивность (эффективность) труда.
- Значение труда для личности.
- История исследований трудовых интересов.
- Применение теории потребностей А. Маслоу в практике менеджмента.
- Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга.
- Концепция «Гуманизация труда».
- Концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клелланда, Дж.Аткинсона.
- Теория ожиданий В.Врума.
- Концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи.
- Типы мотивационной направленности к труду по А.А.Русалиновой.
- Исследования отношения к труду в работах отечественных ученых.
Литература
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Педагогика и психология высшей школы Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Семинарское занятие № 4
Тема:Психология субъекта профессиональной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
- Функциональное развитие человека как субъекта труда.
- Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
- Формирование и оценка профессиональных знаний.
- Формирование и оценка профессиональных умений и навыков.
- Проблема переноса упражнения.
- Общетрудовые и специальные умения и навыки.
- Проблема развития профессионального самосознания.
- Кризисы профессионального становления.
- Синдром «эмоционального выгорания».
- Проблемы профессиональных деструкций. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации.
- Акмеологический подход в исследовании развития профессионала.
Литература
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д, 1996.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996.
7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учеб. пособие. – М.; Воронеж, 1997.
8. Шинхи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – СПб., 1999.
9. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Семинарское занятие № 5
Тема:Работоспособность и дееспособность.