Тема 1. Современная психология в системе гуманитарных наук
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в профессию
(наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)
Факультет | Психологии |
Кафедра | Общей психологии |
Направление подготовки/специальность | 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ |
Профиль/специализация | Консультативная психология, Организационная психология |
Программа подготовки | |
Квалификация | Бакалавр |
Вид деятельности | |
Формы обучения | Очная, очно-заочная, заочная |
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол №от 2015 г. | Одобрена на заседании Ученого совета Протокол №от 2015 г. |
Москва
Составитель рабочей программы –Хватов Иван Александрович, к. псих. н., доцент кафедры общей психологии, заведующий научно-образовательным центром биопсихологических исследований
Рецензент: Кандидат психологических наук, Харитонов Александр Николаевич, старший научный сотрудник Центра экспериментальной психологии МГППУ.
Хватов И.А. Введение в профессию - М.: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»
© НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» 2016 г. |
© Хватов И.А.2016 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (приложение 1)
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
12. Методические рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий
1. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Введение в профессию» являются Формирование у обучаемых целостного видения психологии, рассматриваемой как наука, профессиональная деятельность психолога, как сфера образования и средство рефлексивного анализа профессионализма, развитие позитивного и заинтересованного отношения к изучению психологических дисциплин как необходимого условия успешного овладения специальностью и последующего профессионального становления в должности психолога.
Задачидисциплины «Введение в профессию» заключаются в:
1. формирование у обучаемых систематизированное представление о предметной сфере психологии, ее основных задачах и методах, взаимосвязях с другими отраслями научного знания;
2. формирование первичные навыки ориентировки в современных научных концепциях, самостоятельного анализа их методологических и теоретических основ, умения с опорой на основные принципы психологии творчески интегрировать научные знания в интересах решения исследовательских и прикладных задач;
3. формирование умений самооценки динамики профессионализма, наличия и степени выраженности личностных качеств, профессионально важных для психолога.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ | Код компетенции | Название компетенции |
ПК-6 | способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | |
ПКД-1 | способностью к проведению научного и прикладного исследования в различных областях психологии на основании представлений о фундаментальных особенностях и закономерностях психических явлений и истории их познания |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные научные понятия категориального аппарата психологии, ее методы и структуру ПК-6;
- квалификационные требования к уровню профессиональной подготовки выпускника по специальности "психология", предназначение, основные направления и методы профессиональной деятельности практического психолога ПКД-1;
- содержание учебного плана, учебных программ и специфику подготовки психолога в университете ПК-6;
- профессионально-этические нормы профессиональной деятельности психолога ПКД-1;
- основные задачи психологов в различных сферах общества, направления, методы и формы профессионального взаимодействия психологов между собой и с другими специалистами ПК-6;
- основные этапы, закономерности и механизмы профессионального развития психолога, методы и средства диагностики, а также критерии и показатели эффективности профессионального становления ПК-6.
Уметь:
1. осуществлять самодиагностику уровня профессионализма в условиях обучения в вузе ПКД-1;
2. планировать и регулировать свою деятельность по самостоятельному совершенствованию психологических знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности ПК-6;
3. применять способы учебно-научного и профессионального взаимодействия с профессорско-преподавательским составом, факультета в интересах повышения своего научного уровня, профессиональной осведомленности о перспективах профессионального роста, самоопределения в выборе научных направлений и проблем для углубленного их изучения и анализа в рамках курсовых работ ПКД-1.
Владеть
- приемами и способами самоорганизации учебной деятельности, методикой подготовки к основным видам учебных занятий ПКД-1;
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Введение в профессию» относится к базовой части блока Б 1 «Дисциплины (модули)» Индекс дисциплины Б1.Б.17.
Дисциплина занимает важное место в системе подготовки психолога. Она направлена на уяснение особенностей психологии как науки и профессиональной деятельности, в рамках которой обеспечивается развитие профессионализма психолога. Взаимосвязь с другими психологическими дисциплинами заключается в предваряющем их изучение мотивационно-ориентировочном характере "Введения в профессию", направленном на освещение и характеристику проблем, рассматриваемых каждой из этих дисциплин и формирование учебно-профессиональных интересов и приоритетов студентов и их дальнейшую специализацию в выбранной области психологической науки и практики.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее: все последующие общепрофессиональные психологические дисциплины.
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года )
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | ВСЕГО | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Контроль | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Из них контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа | |||||||||
Лекции | Лабораторный практикум | Практические занятия | Интерактив | |||||||
Современная психология в системе гуманитарных наук | Устный опрос | |||||||||
История развития психологии как науки и проблема научных школ и направлений | Устный опрос | |||||||||
Основные научные понятия и ключевые проблемы психологии | Устный опрос | |||||||||
Объяснительные принципы и методы современной психологии | Устный опрос | |||||||||
Актуальные проблемы современной практической психологии | Устный опрос | |||||||||
Современная психологическая служба: структура и содержание деятельности | Устный опрос | |||||||||
Содержание и специфика профессиональной деятельности практического психолога | Устный опрос | |||||||||
Профессионализация личности психолога: актуальные проблемы и содержание процесса | Устный опрос | |||||||||
Психология овладения профессиональной деятельностью психолога | Устный опрос | |||||||||
Зачет | Тесты к зачету | |||||||||
ИТОГО | Зачет |
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет )
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | ВСЕГО | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Контроль | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Из них контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа | |||||||||
Лекции | Лабораторный практикум | Практические занятия | Интерактив | |||||||
Современная психология в системе гуманитарных наук | Устный опрос | |||||||||
История развития психологии как науки и проблема научных школ и направлений | Устный опрос | |||||||||
Основные научные понятия и ключевые проблемы психологии | Устный опрос | |||||||||
Объяснительные принципы и методы современной психологии | Устный опрос | |||||||||
Актуальные проблемы современной практической психологии | Устный опрос | |||||||||
Современная психологическая служба: структура и содержание деятельности | Устный опрос | |||||||||
Содержание и специфика профессиональной деятельности практического психолога | Устный опрос | |||||||||
Профессионализация личности психолога: актуальные проблемы и содержание процесса | Устный опрос | |||||||||
Психология овладения профессиональной деятельностью психолога | Устный опрос | |||||||||
Зачет | Вопросы к зачету | |||||||||
ИТОГО | Зачет |
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет )
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | ВСЕГО | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Контроль | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Из них контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа | |||||||||
Лекции | Лабораторный практикум | Практические занятия | Интерактив | |||||||
Современная психология в системе гуманитарных наук | Устный опрос | |||||||||
История развития психологии как науки и проблема научных школ и направлений | Устный опрос | |||||||||
Основные научные понятия и ключевые проблемы психологии | Устный опрос | |||||||||
Объяснительные принципы и методы современной психологии | Устный опрос | |||||||||
Актуальные проблемы современной практической психологии | Устный опрос | |||||||||
Современная психологическая служба: структура и содержание деятельности | Устный опрос | |||||||||
Содержание и специфика профессиональной деятельности практического психолога | Устный опрос | |||||||||
Профессионализация личности психолога: актуальные проблемы и содержание процесса | Устный опрос | |||||||||
Психология овладения профессиональной деятельностью психолога | Устный опрос | |||||||||
Зачет | Вопросы к зачету | |||||||||
ИТОГО | Зачет |
Содержание тем (разделов) дисциплины
Тема 7. Содержание и специфика профессиональной деятельности практического психолога
Профессиональная деятельность психолога как предмет психологического анализа. Основные функции психолога как субъекта психологической работы. Особенности осуществления профессиональной деятельности психологом в организации. Основные виды и методы профессиональной деятельности психолога. Профессионально-этические нормы деятельности психолога. Основные требования к личности психолога. Понятие технологии психологической работы в организации. Основные требования руководящих документов к организации рабочего места психолога. Материальное обеспечение деятельности психолога и его составляющие. Критерии эффективности деятельности психолога.
Участие темы в формировании компетенций: ПК-6; ПКД-1
Тема 8. Профессионализация личности психолога: актуальные проблемы и содержание процесса
Проблема профессионализации личности в психологии. Профессионализм и динамика его развития. Основные этапы профессионализации личности. Управление процессом профессионализации. Научные основы, структура и содержание профессиональной ориентации, профессионального психологического отбора и сопровождения кадров.
Участие темы в формировании компетенций: ПК-6; ПКД-1
Примерный перечень тем рефератов
1. Современная психология в системе гуманитарных наук.
2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке.
3. Историография психологии и ее представители
4. История развития психологии как науки и проблема научных школ и направлений.
5. Развитие отечественной психологической мысли.
6. Проблема кризиса в историко-психологических исследованиях.
7. Основные научные понятия и ключевые проблемы психологии.
8. Проблема соотношения психических и физиологических процессов.
9. Проблема биологического и социального в поведении людей.
10. Проблема деятельности в современной психологии.
11. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.
12. Объяснительные принципы и методы современной психологии.
13. История развития практической психологии
14. Актуальные проблемы современной практической психологии.
15. Содержание психологической помощи человеку и ее основные виды.
16. Современная психологическая служба: структура и содержание деятельности
17. Психологи как профессиональная общность.
18. Содержание и специфика профессиональной деятельности практического психолога
19. Профессиональная деятельность психолога как предмет психологического анализа.
20. Проблема психической нормы и психического здоровья в психологии.
21. Профессионально-этические нормы деятельности психолога.
22. Основные требования к личности психолога.
23. Проблема профессионализации личности в психологии
24. Мотивация выбора профессии психолога.
25. Профессионализм психолога как объект психологического изучения.
Приложение № 1
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) основная литература:
- Пахальян В.Э. Практическая психология. Введение [Электронный ресурс]/ Пахальян В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 198 c. http://www.iprbookshop.ru/29297.html,доступ по паролю
- Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход [Электронный ресурс]: учебник/ Хьюстон М., Штрёбе В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 622 c. http://www.iprbookshop.ru/16459.html, доступ по паролю
- Станиславская И.Г. Психология. Основные отрасли [Электронный ресурс]/ Станиславская И.Г., Малкина-Пых И.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Человек, 2014.— 323 c. http://www.iprbookshop.ru/27592.html, доступ по паролю
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/ Немов Р.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2013.— 687 c. http://www.iprbookshop.ru/14187.html, доступ по паролю
б) дополнительная литература:
1. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с. (Гриф).
2. Шмелева. Введение в профессию: Психология, М.,2007.
8. Перечень ресурсов сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
www.azps.ru/handbook (психологический словарь)
www.edu.ru (федеральный портал «Российское образование»)
www.museum.edu.ru (российский общеобразовательный портал)
www.psyedu.ru (электронный журнал "Психологическая наука и образование")
www.rospsy.ru (сайт Федерации психологов образования России)
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В связи с возрастанием объема учебного и научного материала по дисциплине, самостоятельная работа студентов приобретает в рамках учебного процесса очень большое значение.
Самостоятельная контролируемая работа студентов дает возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы по дисциплине, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий.
Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения дисциплины «Введение в профессию», а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и оперированию полученной информации.
В связи с этим основными задачами самостоятельной контролируемой работы студентов, являются:
- подготовка к семинарским занятиям (проработка материалов лекций, учебников и учебных пособий, конспектирование статей и первоисточников, работа с психологическими словарями, заполнение таблиц, схем);
- самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем учебной программы;
- выполнение контрольных заданий;
- подготовка рефератов и докладов по наиболее актуальным и интересным темам курса;
- подготовка к зачету.
Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как представления об общем ходе эволюции приматов и человека (антропогенезе), так и способностей к характеристике конкретных видов этих животных.
Изменение структуры учебного времени в пользу самостоятельной работы означает, что студенты тратят относительно больше времени на подготовку письменных работ. По данной дисциплине это доклады, эссе и рефераты.
Само по себе введение докладов как формы организации самостоятельной работы призвано не только удерживать студентов в рабочем напряжении и повышать степень объективности оценки качества знаний, но и вырабатывать у них важные компетенции, связанные с созданием структурированных текстов – крайне дефицитные навыки для студента, поскольку до настоящего времени упор делается в основном на компетенции, связанные с устным изложением освоенной информации.
Выделены два типа аттестации работы студентов: текущая и итоговая. Первая, текущая проводится на протяжении всего семестра и включает в себя основные этапы совместной и самостоятельной работы студентов и преподавателя:
- лекции, семинары, практикум, решение профильных задач, зарисовка схем структур спинного и головного мозга и др;
- подготовка рефератов и докладов по наиболее значимым и интересным темам всех разделов курса (с обсуждением и оценкой);
- тестирование уровня знаний по каждому разделу курса.
Участие в практическом занятии в полном объеме (правильные ответы при решении профильных задач и оперативном опросе, зарисовки схем структур мозга и др.) оценивается в 2 балла, максимальная сумма баллов – 30.
Подготовка реферата, успешный доклад на избранную тему с обсуждением на семинаре дает студенту 10 баллов. Рубежный тестовый контроль оценивается максимально в 60 баллов.
Максимально возможная сумма баллов за все виды активной деятельности – 100 баллов.
Студенты, набравшие в течение семестра от 60 до 90 баллов, допускаются к сдаче зачета.
Зачет (итоговая аттестация) проводится в форме индивидуального собеседования со студентом – обсуждении одного из двадцати обозначенных вопросов – после чего выносится решение о зачете.
Неудовлетворительная оценка («незачет») требует последующей «пересдачи» данной дисциплины в рамках существующего в Университете положения о дополнительной сессии.
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Интернет-платформа телематической площадки www.webinar.ru
Портал образовательных ресурсов Московского института психоанализа.
Электронно-библиотечная система IPRbooks - программный комплекс, обеспечивающий онлайн-доступ к лицензионным материалам с сайтаwww.iprbookshop.ru
OpenOffice - свободный и открытый офисный пакет https://www.openoffice.org/ru/
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Персональный компьютер и проектор для демонстрации слайдов на лекции.
12. Методические рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий
При реализации рабочей программы применяются дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Целью применения дистанционных образовательных технологий является:
- повышение качества образовательного процесса по всем формам обучения; - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения);
- самоконтроль знаний обучающихся в течение всего процесса обучения;
- повышение экономической эффективности деятельности в сфере профессиональной подготовки обучающихся.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий основано на аудиторной и самостоятельной работе студента с учебным материалом и последующей сдачей зачета по дисциплине преподавателю в период экзаменационной сессии. Аудиторные занятия (лекции, семинарские и практические занятия) проводятся в форме вебинаров на Интернет-платформе телематической площадки www.webinar.ru.
Прежде чем приступить к изучению дисциплины, студенту, обучающемуся с применением дистанционных образовательных технологий, необходимо ознакомиться с объемом учебной дисциплины и видами учебной работы. Включение в общий объем дисциплины часов на самостоятельную подготовку студентов необходимо для того, чтобы студенты могли самостоятельно закрепить и углубить знания, полученные в процессе теоретического обучения, для этого можно порекомендовать следующее:
- для лучшего усвоения материала целесообразно выучить термины, относящиеся к данной дисциплине. Приводимые по основным темам понятия помогут студентам правильно расставить акценты при выполнении заданий;
- самостоятельную подготовку следует выполнять на основе изучения материала, представленного в списке литературы;
- в целях лучшего освоения дисциплины после изучения литературы нужно самостоятельно ответить на контрольные вопросы. Затем следует перейти к перечню вопросов для зачета.
В рамках каждой темы обучающийся должен обозначить основные проблемы, понятия, эмпирические факты, теории и методы, которые встретились при работе с учебными материалами на телематической Интернет-площадке.
Выполнение практических заданий по данному курсу требует выполнение конспектов. Работу по конспектированию следует выполнять, предварительно изучив планы практических занятий, темы контрольных работ, вопросы к зачету. В этом случае ничего не будет упущено и студенту не придется конспектировать научный труд повторно, тратя на это время.
При написании реферата необходимо воспользоваться методическими указаниями, представленными в этой рабочей программе. Студенты вправе излагать собственную точку зрения по проблематике работы, что, несомненно, повысит значимость работы. Реферат оценивается положительно с учетом полноты раскрытия ее теоретического содержания, имеющегося анализа основных источников, оценки выводов по основным теоретическим положениям и по работе в целом.
Важная роль в процессе обучения с применением дистанционных образовательных технологий принадлежит оперативной обратной связи, которую студенты получают от преподавателя в процессе освоения курса.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в профессию
(наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)
Факультет | Психологии |
Кафедра | Общей психологии |
Направление подготовки/специальность | 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ |
Профиль/специализация | Консультативная психология, Организационная психология |
Программа подготовки | |
Квалификация | Бакалавр |
Вид деятельности | |
Формы обучения | Очная, очно-заочная, заочная |
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол №от 2015 г. | Одобрена на заседании Ученого совета Протокол №от 2015 г. |
Москва
Составитель рабочей программы –Хватов Иван Александрович, к. псих. н., доцент кафедры общей психологии, заведующий научно-образовательным центром биопсихологических исследований
Рецензент: Кандидат психологических наук, Харитонов Александр Николаевич, старший научный сотрудник Центра экспериментальной психологии МГППУ.
Хватов И.А. Введение в профессию - М.: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»
© НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» 2016 г. |
© Хватов И.А.2016 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (приложение 1)
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
12. Методические рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий
1. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Введение в профессию» являются Формирование у обучаемых целостного видения психологии, рассматриваемой как наука, профессиональная деятельность психолога, как сфера образования и средство рефлексивного анализа профессионализма, развитие позитивного и заинтересованного отношения к изучению психологических дисциплин как необходимого условия успешного овладения специальностью и последующего профессионального становления в должности психолога.
Задачидисциплины «Введение в профессию» заключаются в:
1. формирование у обучаемых систематизированное представление о предметной сфере психологии, ее основных задачах и методах, взаимосвязях с другими отраслями научного знания;
2. формирование первичные навыки ориентировки в современных научных концепциях, самостоятельного анализа их методологических и теоретических основ, умения с опорой на основные принципы психологии творчески интегрировать научные знания в интересах решения исследовательских и прикладных задач;
3. формирование умений самооценки динамики профессионализма, наличия и степени выраженности личностных качеств, профессионально важных для психолога.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ | Код компетенции | Название компетенции |
ПК-6 | способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | |
ПКД-1 | способностью к проведению научного и прикладного исследования в различных областях психологии на основании представлений о фундаментальных особенностях и закономерностях психических явлений и истории их познания |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные научные понятия категориального аппарата психологии, ее методы и структуру ПК-6;
- квалификационные требования к уровню профессиональной подготовки выпускника по специальности "психология", предназначение, основные направления и методы профессиональной деятельности практического психолога ПКД-1;
- содержание учебного плана, учебных программ и специфику подготовки психолога в университете ПК-6;
- профессионально-этические нормы профессиональной деятельности психолога ПКД-1;
- основные задачи психологов в различных сферах общества, направления, методы и формы профессионального взаимодействия психологов между собой и с другими специалистами ПК-6;
- основные этапы, закономерности и механизмы профессионального развития психолога, методы и средства диагностики, а также критерии и показатели эффективности профессионального становления ПК-6.
Уметь:
1. осуществлять самодиагностику уровня профессионализма в условиях обучения в вузе ПКД-1;
2. планировать и регулировать свою деятельность по самостоятельному совершенствованию психологических знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности ПК-6;
3. применять способы учебно-научного и профессионального взаимодействия с профессорско-преподавательским составом, факультета в интересах повышения своего научного уровня, профессиональной осведомленности о перспективах профессионального роста, самоопределения в выборе научных направлений и проблем для углубленного их изучения и анализа в рамках курсовых работ ПКД-1.
Владеть
- приемами и способами самоорганизации учебной деятельности, методикой подготовки к основным видам учебных занятий ПКД-1;
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Введение в профессию» относится к базовой части блока Б 1 «Дисциплины (модули)» Индекс дисциплины Б1.Б.17.
Дисциплина занимает важное место в системе подготовки психолога. Она направлена на уяснение особенностей психологии как науки и профессиональной деятельности, в рамках которой обеспечивается развитие профессионализма психолога. Взаимосвязь с другими психологическими дисциплинами заключается в предваряющем их изучение мотивационно-ориентировочном характере "Введения в профессию", направленном на освещение и характеристику проблем, рассматриваемых каждой из этих дисциплин и формирование учебно-профессиональных интересов и приоритетов студентов и их дальнейшую специализацию в выбранной области психологической науки и практики.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее: все последующие обще