Тема 11: Способы разрешения конфликта

Цель задания:

1. познакомить студентов с возможными конфликтными ситуациями;

2. определить в каждой ситуации стороны конфликта и предмет спора;

3. разобрать возможные варианты урегулирования подобных ситуаций;

4. определить типы возникающих конфликтов в зависимости от тех или иных вариантов их урегулирования.

Ситуация 1

Вы летите в самолете, удобно расположившись в пассажирском кресле. Сзади вас сидит ребенок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает, и вы решаете прекратить «безобразие», действуя следующим образом:

а) постараетесь сами объяснить ребенку, что стучать ногой по креслу нельзя;

б) обратитесь к родителям ребенка с просьбой, чтобы они «угомонили» свое чадо;

в) вызовите стюардессу и попросите ее, чтобы она обеспечила вам надлежащий покой.

Ситуация 2

Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства, устраивая шумные гулянки: допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия:

а) стучите металлическим предметом по трубам центрального отопления;

б) поднимаетесь к соседям и лично «выясняете отношения»;

в) обращаетесь к управдому или в полицию с просьбой, чтобы вам обеспечили надлежащий покой.

Типовое задание для самостоятельной работы с последующим написанием контрольной работы:

Задание: Подбор методик, проведение диагностики, интерпретация результатов.

Студенты подбирают методики, направленные на выявление умений, способностей, характерологических свойств, связанных с конфликтами, с целью использования их для диагностики.

Каждый студент должен диагностировать одного испытуемого на предмет его особенностей, связанных с поведением в конфликте. По результатам выполняется письменная контрольная работа. В ней отражается:

1. анализ и интерпретация полученных данных;

2. практические рекомендации личности по развитию умений, способностей, характерологических свойств, связанных с оптимальным поведением в конфликтной ситуации.

Контрольная работа должна содержать план, теоретический и практический (в зависимости от задания) анализ вопроса, список использованной литературы. Объем работы – от 5 до 10 страниц 1,5 интервалом стандартного форматирования.

Промежуточная аттестация

Типовые задания для проведения экзамена

Задача № 1.

Какая, из двух приведенных ниже ситуаций, является и какая не является конфликтом. Обоснуйте свой ответ.

Ситуация 1.Двое сотрудников организации работают над одним проектом в одном кабинете, один из них стал менее ответственно относиться к работе, раньше уходить домой, сроки выполнения приближаются. Руководитель о ситуации не знает.

Ситуация 2.В небольшой коммерческой организации работает один бухгалтер – молодой специалист, имеет достаточно высокую зарплату, но испытывает сложности в связи с большим объемом работы и недостаточным опытом. Бухгалтер сообщает руководителю (владельцу) о затруднениях и настаивает на необходимости привлечения еще одного бухгалтера, говорит о том, что может уволиться, если не наймут второго. Руководитель выражает непонимание и несогласие.

Задача № 2.

Определить тип конфликта в зависимости от включенных субъектов и от сферы возникновения (классифицировать с обоснованием).

Конфликт № 1.

В семье двое детей: братья близнецы 15 лет. У них один на двоих компьютер. Каждый из подростков хочет пользоваться им долго и в любое время, они спорят из-за этого, всячески стараются занять компьютер и просидеть за ним как можно дольше.

Конфликт № 2.

Сотрудники службы персонала однократно сотрудничали с контрагентом (бизнес-тренер). Договор не был заключен. Счет по оплате услуг был передан в бухгалтерию, документы, подтверждающие необходимость оплаты – утеряны. Сотрудники службы персонала требуют оплаты (и контрагент через них тоже), бухгалтерия отказывается, требует документы, ссылается на проверки. В службе персонала работает двое близнецов.

Задача № 3.

Подберите к ситуациям наиболее оптимальную стратегию поведения в конфликте и обоснуйте свой ответ:

· Уход;

· Приспособление;

· Борьба;

· Компромисс;

· Сотрудничество.

Ситуация 1.У сотрудника организации по плану двухнедельный отпуск в июле, он работает здесь больше года. На его участке в настоящее время нет срочных задач, есть, кому передать дела в случае необходимости. Сотрудник пишет заявление и хочет уйти в отпуск. У сотрудника есть брат, с которым он договорился поехать в отпуск. Начальник отдела его не отпускает, мотивируя это тем, что из 8 человек и так 1 уже в отпуске и больше одного человека он одновременно не отпускает.

Ситуация 2. В семье двое детей: братья 13 и 14 лет. У них один на двоих велосипед. Каждый из подростков хочет пользоваться им долго и в любое время, они спорят из-за этого, всячески стараются занять велосипед и покататься на нем как можно дольше.

Ситуация 3. Семейная пара летом собирается в отпуск, необходимое условие – провести его вместе. Жена хочет пробыть 2 недели на морском побережье в теплой стране, муж – в Карелии, в походе, сплавляясь на байдарках (или рафтах). Стоимость туров одинаковая, средствами и временем располагают только для одного вида отдыха. Никаких других вариантов (например, поездка по городам России их не интересует).

Задача № 4.

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) основываясь на формулах конфликта в следующих ситуациях.

А) КФГ1 → КФГ2 → КФГ3 → … → КФ

Б) КС + И = КФ

В) КС1 + КС2 +… + КСn = КФ

Ситуация 1.

Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную докладную записку.

Ситуация 2.

Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства... Назревает конфликт.

Ситуация 3.

На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».

Рубежный контроль

Типовая комплексная задача

Задача № 1.

Проанализировать конфликт согласно его структурным и динамическим характеристикам. Обосновать свой ответ.

Структура Стадии
Стороны (участники) Предконфликтная ситуация
Позиции и интересы Инцидент
Предмет Эскалация
Условия Кульминация
  Завершение

Наши рекомендации