Тема 11: Способы разрешения конфликта
Цель задания:
1. познакомить студентов с возможными конфликтными ситуациями;
2. определить в каждой ситуации стороны конфликта и предмет спора;
3. разобрать возможные варианты урегулирования подобных ситуаций;
4. определить типы возникающих конфликтов в зависимости от тех или иных вариантов их урегулирования.
Ситуация 1
Вы летите в самолете, удобно расположившись в пассажирском кресле. Сзади вас сидит ребенок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает, и вы решаете прекратить «безобразие», действуя следующим образом:
а) постараетесь сами объяснить ребенку, что стучать ногой по креслу нельзя;
б) обратитесь к родителям ребенка с просьбой, чтобы они «угомонили» свое чадо;
в) вызовите стюардессу и попросите ее, чтобы она обеспечила вам надлежащий покой.
Ситуация 2
Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства, устраивая шумные гулянки: допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия:
а) стучите металлическим предметом по трубам центрального отопления;
б) поднимаетесь к соседям и лично «выясняете отношения»;
в) обращаетесь к управдому или в полицию с просьбой, чтобы вам обеспечили надлежащий покой.
Типовое задание для самостоятельной работы с последующим написанием контрольной работы:
Задание: Подбор методик, проведение диагностики, интерпретация результатов.
Студенты подбирают методики, направленные на выявление умений, способностей, характерологических свойств, связанных с конфликтами, с целью использования их для диагностики.
Каждый студент должен диагностировать одного испытуемого на предмет его особенностей, связанных с поведением в конфликте. По результатам выполняется письменная контрольная работа. В ней отражается:
1. анализ и интерпретация полученных данных;
2. практические рекомендации личности по развитию умений, способностей, характерологических свойств, связанных с оптимальным поведением в конфликтной ситуации.
Контрольная работа должна содержать план, теоретический и практический (в зависимости от задания) анализ вопроса, список использованной литературы. Объем работы – от 5 до 10 страниц 1,5 интервалом стандартного форматирования.
Промежуточная аттестация
Типовые задания для проведения экзамена
Задача № 1.
Какая, из двух приведенных ниже ситуаций, является и какая не является конфликтом. Обоснуйте свой ответ.
Ситуация 1.Двое сотрудников организации работают над одним проектом в одном кабинете, один из них стал менее ответственно относиться к работе, раньше уходить домой, сроки выполнения приближаются. Руководитель о ситуации не знает.
Ситуация 2.В небольшой коммерческой организации работает один бухгалтер – молодой специалист, имеет достаточно высокую зарплату, но испытывает сложности в связи с большим объемом работы и недостаточным опытом. Бухгалтер сообщает руководителю (владельцу) о затруднениях и настаивает на необходимости привлечения еще одного бухгалтера, говорит о том, что может уволиться, если не наймут второго. Руководитель выражает непонимание и несогласие.
Задача № 2.
Определить тип конфликта в зависимости от включенных субъектов и от сферы возникновения (классифицировать с обоснованием).
Конфликт № 1.
В семье двое детей: братья близнецы 15 лет. У них один на двоих компьютер. Каждый из подростков хочет пользоваться им долго и в любое время, они спорят из-за этого, всячески стараются занять компьютер и просидеть за ним как можно дольше.
Конфликт № 2.
Сотрудники службы персонала однократно сотрудничали с контрагентом (бизнес-тренер). Договор не был заключен. Счет по оплате услуг был передан в бухгалтерию, документы, подтверждающие необходимость оплаты – утеряны. Сотрудники службы персонала требуют оплаты (и контрагент через них тоже), бухгалтерия отказывается, требует документы, ссылается на проверки. В службе персонала работает двое близнецов.
Задача № 3.
Подберите к ситуациям наиболее оптимальную стратегию поведения в конфликте и обоснуйте свой ответ:
· Уход;
· Приспособление;
· Борьба;
· Компромисс;
· Сотрудничество.
Ситуация 1.У сотрудника организации по плану двухнедельный отпуск в июле, он работает здесь больше года. На его участке в настоящее время нет срочных задач, есть, кому передать дела в случае необходимости. Сотрудник пишет заявление и хочет уйти в отпуск. У сотрудника есть брат, с которым он договорился поехать в отпуск. Начальник отдела его не отпускает, мотивируя это тем, что из 8 человек и так 1 уже в отпуске и больше одного человека он одновременно не отпускает.
Ситуация 2. В семье двое детей: братья 13 и 14 лет. У них один на двоих велосипед. Каждый из подростков хочет пользоваться им долго и в любое время, они спорят из-за этого, всячески стараются занять велосипед и покататься на нем как можно дольше.
Ситуация 3. Семейная пара летом собирается в отпуск, необходимое условие – провести его вместе. Жена хочет пробыть 2 недели на морском побережье в теплой стране, муж – в Карелии, в походе, сплавляясь на байдарках (или рафтах). Стоимость туров одинаковая, средствами и временем располагают только для одного вида отдыха. Никаких других вариантов (например, поездка по городам России их не интересует).
Задача № 4.
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) основываясь на формулах конфликта в следующих ситуациях.
А) КФГ1 → КФГ2 → КФГ3 → … → КФ
Б) КС + И = КФ
В) КС1 + КС2 +… + КСn = КФ
Ситуация 1.
Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную докладную записку.
Ситуация 2.
Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства... Назревает конфликт.
Ситуация 3.
На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».
Рубежный контроль
Типовая комплексная задача
Задача № 1.
Проанализировать конфликт согласно его структурным и динамическим характеристикам. Обосновать свой ответ.
Структура | Стадии |
Стороны (участники) | Предконфликтная ситуация |
Позиции и интересы | Инцидент |
Предмет | Эскалация |
Условия | Кульминация |
Завершение |