Форма промежуточного контроля - ЭКЗАМЕН

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Направление подготовки

ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для студентов 2 курса, очная форма обучения

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Составитель: к.психол.н., доцент Ю.Ю. Гудименко

Тверь 2015

I. Пояснительная записка

1. Цель и задачи дисциплины (модуля)

Целью освоения дисциплины «Конфликтологии» является: знакомство с содержанием конфликтологии, как научной и учебной дисциплины, формирование конфликтологической культуры и профессиональных навыков оказания помощи в профилактике и урегулировании конфликтных отношений в различных социальных группах и областях социальных отношений с присущими им конфликтными процессами, а также формирование у обучающихся научного мышления, умения анализировать конфликтные ситуации и управлять ими.

Задачами освоения дисциплины (модуля) являются:

- изучение классических и современных концепций, трактовок предмета конфликтологии, закономерностей, классификации конфликтов и причин возникновения конфликтов в различных сферах и ситуациях межличностного взаимодействия, структурой и динамикой конфликта;

- обучение методам диагностики, анализа и управления конфликтными ситуациями;

- знакомство с технологией посреднической деятельности при решении конфликтных ситуаций;

- изучение методов предупреждения деструктивных последствий конфликта;

- содействие развитию у студентов личной культуры поведения в конфликтной ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Конфликтологии» относится к обязательным дисциплинам модулю «Дисциплины подготовки по основному виду профессиональной деятельности: научно-исследовательская». Учебный курс призван углубить и расширить знания обучающихся, полученные в процессе изучения дисциплин «Философия», «История», «Культурология», «Социология», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психодиагностика», «Общий психологический практикум», «Тренинг личностного роста».

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Конфликтологии»:

- владение психодиагностическим инструментарием (иметь представление о содержании психодиагностических методик и уметь их применять);

- умение анализировать и оценивать, полученные в результате обработки, данные, применять на практике;

- знание социально-психологических характеристик малых и больших групп;

- знание форм и видов межличностного взаимодействия;

- знание закономерностей функционирования и развития общества;

- знание закономерностей социальных действий и массового поведения людей и т.д.

Компетенции, сформированные при изучении данного курса, будут необходимы для освоения дисциплин «Основы консультативной психологии», «Психологическое консультирование», «Этнопсихология», «Организационная психология», «Психология семьи», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Психология труда и инженерная психология», «Психология управления», «Профессиональная этика», «Тренинг коммуникативной компетентности», «Психология стресса», «Практическая деятельность психолога в образовании», «Практикум по психологии межличностных отношений», «Психологические технологии в кадровой работе», «Психология профессиональной карьеры».

3. Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

4. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения В результате изучения дисциплины (модуля) студент должен:
ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Владеть: - навыками толерантного поведения, методами и приемами эффективного общения и взаимодействия и в коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; - основными методами и приемами руководства коллектива в сфере своей профессиональной деятельности; - инструментарием диагностики конфликтов; - методами организации и проведения социально-психологических процедур по профилактике, разрешению и управлению конфликтами.
Уметь: - соотносить личные и групповые ценности в многонациональном коллективе, отвечать за общий результат работы, применять нормы делового общения на практике, предупреждать конфликты и управлять ими; - осуществлять руководство коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, на основе толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; - анализировать теоретические подходы к конфликтам; - уметь прогнозировать и программировать коммуникативные ситуации; - анализировать ситуации конфликтного взаимодействия (структуру и динамику); - применять методы психологического воздействия, направленные на разрешение различных видов конфликтов уметь осуществлять процедуры переговоров и посредничества как форм управления конфликтом.
Знать: - психологию групп и межгруппового взаимодействия, прикладные аспекты этнической психологии, особенности межкультурной коммуникации; - теоретико-методологические основы управления коллективом и существующие различия в социальных, этнических, конфессиональных и культурных аспектах; - методы и приемы решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях; - категории конфликтологии, основные модели управления конфликтом; - специфику различных видов конфликтов: внутриличностных, межличностных, групповых; организационных, семейных, педагогических, политических и т.д.
ПК-13 Способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса Владеть: - технологиями работы с персоналом организации; - техниками по улучшению психологического климата организации; - навыками делового общения.
Уметь: - осуществлять формы, методы и техники работы с персоналом, методы отбора кадров; - реализовывать психологические технологии работы с персоналом.
Знать: - понятие «психологический климат»; - формы, методы и техники работы с персоналом; - методы отбора кадров.

5. Образовательные технологии

Традиционная академическая лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, деловая учебная игра, игры дискуссии, метод малых групп, подготовка письменных аналитических работ, практическое занятие с элементами тренинга, кейс-метод.

II. Учебная программа

Тема 3. Анализ конфликта

Аспекты анализа конфликта. Участники конфликта. Проблемное поле конфликта. Позиции и интересы сторон. Образы конфликтной ситуации. Методика анализа конфликтной ситуации по В.А. Смехову. Отношения участников. Характер опыта конфликтного взаимодействия сторон. Структурные характеристики конфликта: стороны, условия, предмет, результат. Динамические характеристики конфликта. Стадии развития конфликта. Основные принципы анализа конфликта. Рекомендации психологу по анализу конфликта. Важность восприятия конфликтной ситуации ее участниками.

Раздел 2. Виды конфликтов

Тема 6. Конфликты в семье

Закономерности развития эмоциональных межличностных отношений и супружеские конфликты. Классификация супружеских конфликтов. Детско-родительские конфликты и особенности психического развития детей в различные периоды онтогенеза. Межличностные конфликты и уровень психологической совместимости. Причины семейных конфликтов. Предупреждение и разрешение супружеских конфликтов.

К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия, и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

а) межличностному бурному и быстротекущему

б) межличностному, конструктивному

в) межличностному, экономическому

г) острому и длительному

д) деструктивному

18. Какое содержание управления наиболее предпочтительно на каждом из этапов конфликта?

Этапы конфликта Содержание
1 .Возникновение и развитие конфликта  
2. Осознание конфликтной ситуации  
З.Начало открытого конфликтного взаимодействия  
4. Развитие открытого конфликта  
5. Разрешение конфликта  

а) регулирование

б) предупреждение (профилактика, стимулирование)

в) прогнозирование, предупреждение (стимулирование)

г) разрешение

19. Конфликт в организации – это:

а) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации

б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами

в) конфликты между руководством организации и ее сотрудниками

г) конфликты между различными структурными элементами организации

д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива

20. Семейный конфликт – это:

а) конфликт между супругами

б) конфликт между родителями и детьми

в) конфликт родственников

г) конфликт между различными семьями

д) конфликт между любыми членами семьи

21. Под конфликтами в сфере управления понимают:

а) конфликт между субъектами и объектами управления

б) конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления

в) конфликты между субъектами управления различных уровней

г) конфликты между руководителем и подчиненными

д) конфликты в процессе принятия управленческих решений

22. Управление конфликтами – это:

а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики

б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт

в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними

г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними

д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих

23. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе

д) стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности

24. Что относится к форме разрешения конфликта:

а) порицание, юмор, убеждение, уступка

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество

в) требования, критика, убеждение, юмор

г) уступка, требования, убеждение, критика

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование

25. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:

а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование)

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование

в) только прогнозирование

г) только предупреждение (стимулирование)

д) только регулирование

Типовые задания для практических/семинарских занятий:

Тема 3: Анализ конфликта.

Ролевая игра «Борьба за повышение и понижение ранга оппонента в конфликте»

Цель игры: на примере разыгранной ситуации показать студентам возможности манипулирования конфликтующими сторонами своим рангом для получения одностороннего преимущества в конфликте.

Участники игры:две конфликтующие стороны: индивид-индивид; группа-группа. Это могут быть как равные по социальному статусу оппоненты («работник-работник», «подразделение-подразделение»), так и неравные («руководитель-подчиненный»).

Порядок проведения игры

1. Определяются (назначаются) противоборствующие стороны;

2. Определяется (выбирается) объект (предмет) конфликта;

3. назначается (выбирается) экспертная комиссия (рефери);

4. начинается дискуссия, в которой каждая конфликтующая сторона стремится доказать, что именно она защищает в конфликте интересы группы, организации, общества, а противоборствующая сторона беспокоится только о своих личных интересах.

Разбор проведенной игры.Экспертная комиссия определяет победителя. Побеждает та сторона, которая сумела убедить судей в своей общественной значимости.

Ситуация 1

Вы летите в самолете, удобно расположившись в пассажирском кресле. Сзади вас сидит ребенок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает, и вы решаете прекратить «безобразие», действуя следующим образом:

а) постараетесь сами объяснить ребенку, что стучать ногой по креслу нельзя;

б) обратитесь к родителям ребенка с просьбой, чтобы они «угомонили» свое чадо;

в) вызовите стюардессу и попросите ее, чтобы она обеспечила вам надлежащий покой.

Ситуация 2

Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства, устраивая шумные гулянки: допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия:

а) стучите металлическим предметом по трубам центрального отопления;

б) поднимаетесь к соседям и лично «выясняете отношения»;

в) обращаетесь к управдому или в полицию с просьбой, чтобы вам обеспечили надлежащий покой.

Типовое задание для самостоятельной работы с последующим написанием контрольной работы:

Задание: Подбор методик, проведение диагностики, интерпретация результатов.

Студенты подбирают методики, направленные на выявление умений, способностей, характерологических свойств, связанных с конфликтами, с целью использования их для диагностики.

Каждый студент должен диагностировать одного испытуемого на предмет его особенностей, связанных с поведением в конфликте. По результатам выполняется письменная контрольная работа. В ней отражается:

1. анализ и интерпретация полученных данных;

2. практические рекомендации личности по развитию умений, способностей, характерологических свойств, связанных с оптимальным поведением в конфликтной ситуации.

Контрольная работа должна содержать план, теоретический и практический (в зависимости от задания) анализ вопроса, список использованной литературы. Объем работы – от 5 до 10 страниц 1,5 интервалом стандартного форматирования.

Промежуточная аттестация

Типовые задания для проведения экзамена

Задача № 1.

Какая, из двух приведенных ниже ситуаций, является и какая не является конфликтом. Обоснуйте свой ответ.

Ситуация 1.Двое сотрудников организации работают над одним проектом в одном кабинете, один из них стал менее ответственно относиться к работе, раньше уходить домой, сроки выполнения приближаются. Руководитель о ситуации не знает.

Ситуация 2.В небольшой коммерческой организации работает один бухгалтер – молодой специалист, имеет достаточно высокую зарплату, но испытывает сложности в связи с большим объемом работы и недостаточным опытом. Бухгалтер сообщает руководителю (владельцу) о затруднениях и настаивает на необходимости привлечения еще одного бухгалтера, говорит о том, что может уволиться, если не наймут второго. Руководитель выражает непонимание и несогласие.

Задача № 2.

Определить тип конфликта в зависимости от включенных субъектов и от сферы возникновения (классифицировать с обоснованием).

Конфликт № 1.

В семье двое детей: братья близнецы 15 лет. У них один на двоих компьютер. Каждый из подростков хочет пользоваться им долго и в любое время, они спорят из-за этого, всячески стараются занять компьютер и просидеть за ним как можно дольше.

Конфликт № 2.

Сотрудники службы персонала однократно сотрудничали с контрагентом (бизнес-тренер). Договор не был заключен. Счет по оплате услуг был передан в бухгалтерию, документы, подтверждающие необходимость оплаты – утеряны. Сотрудники службы персонала требуют оплаты (и контрагент через них тоже), бухгалтерия отказывается, требует документы, ссылается на проверки. В службе персонала работает двое близнецов.

Задача № 3.

Подберите к ситуациям наиболее оптимальную стратегию поведения в конфликте и обоснуйте свой ответ:

· Уход;

· Приспособление;

· Борьба;

· Компромисс;

· Сотрудничество.

Ситуация 1.У сотрудника организации по плану двухнедельный отпуск в июле, он работает здесь больше года. На его участке в настоящее время нет срочных задач, есть, кому передать дела в случае необходимости. Сотрудник пишет заявление и хочет уйти в отпуск. У сотрудника есть брат, с которым он договорился поехать в отпуск. Начальник отдела его не отпускает, мотивируя это тем, что из 8 человек и так 1 уже в отпуске и больше одного человека он одновременно не отпускает.

Ситуация 2. В семье двое детей: братья 13 и 14 лет. У них один на двоих велосипед. Каждый из подростков хочет пользоваться им долго и в любое время, они спорят из-за этого, всячески стараются занять велосипед и покататься на нем как можно дольше.

Ситуация 3. Семейная пара летом собирается в отпуск, необходимое условие – провести его вместе. Жена хочет пробыть 2 недели на морском побережье в теплой стране, муж – в Карелии, в походе, сплавляясь на байдарках (или рафтах). Стоимость туров одинаковая, средствами и временем располагают только для одного вида отдыха. Никаких других вариантов (например, поездка по городам России их не интересует).

Задача № 4.

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) основываясь на формулах конфликта в следующих ситуациях.

А) КФГ1 → КФГ2 → КФГ3 → … → КФ

Б) КС + И = КФ

В) КС1 + КС2 +… + КСn = КФ

Ситуация 1.

Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную докладную записку.

Ситуация 2.

Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства... Назревает конфликт.

Ситуация 3.

На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».

Рубежный контроль

Типовая комплексная задача

Задача № 1.

Проанализировать конфликт согласно его структурным и динамическим характеристикам. Обосновать свой ответ.

Структура Стадии
Стороны (участники) Предконфликтная ситуация
Позиции и интересы Инцидент
Предмет Эскалация
Условия Кульминация
  Завершение

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Направление подготовки

ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для студентов 2 курса, очная форма обучения

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Составитель: к.психол.н., доцент Ю.Ю. Гудименко

Тверь 2015

I. Пояснительная записка

1. Цель и задачи дисциплины (модуля)

Целью освоения дисциплины «Конфликтологии» является: знакомство с содержанием конфликтологии, как научной и учебной дисциплины, формирование конфликтологической культуры и профессиональных навыков оказания помощи в профилактике и урегулировании конфликтных отношений в различных социальных группах и областях социальных отношений с присущими им конфликтными процессами, а также формирование у обучающихся научного мышления, умения анализировать конфликтные ситуации и управлять ими.

Задачами освоения дисциплины (модуля) являются:

- изучение классических и современных концепций, трактовок предмета конфликтологии, закономерностей, классификации конфликтов и причин возникновения конфликтов в различных сферах и ситуациях межличностного взаимодействия, структурой и динамикой конфликта;

- обучение методам диагностики, анализа и управления конфликтными ситуациями;

- знакомство с технологией посреднической деятельности при решении конфликтных ситуаций;

- изучение методов предупреждения деструктивных последствий конфликта;

- содействие развитию у студентов личной культуры поведения в конфликтной ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Конфликтологии» относится к обязательным дисциплинам модулю «Дисциплины подготовки по основному виду профессиональной деятельности: научно-исследовательская». Учебный курс призван углубить и расширить знания обучающихся, полученные в процессе изучения дисциплин «Философия», «История», «Культурология», «Социология», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психодиагностика», «Общий психологический практикум», «Тренинг личностного роста».

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Конфликтологии»:

- владение психодиагностическим инструментарием (иметь представление о содержании психодиагностических методик и уметь их применять);

- умение анализировать и оценивать, полученные в результате обработки, данные, применять на практике;

- знание социально-психологических характеристик малых и больших групп;

- знание форм и видов межличностного взаимодействия;

- знание закономерностей функционирования и развития общества;

- знание закономерностей социальных действий и массового поведения людей и т.д.

Компетенции, сформированные при изучении данного курса, будут необходимы для освоения дисциплин «Основы консультативной психологии», «Психологическое консультирование», «Этнопсихология», «Организационная психология», «Психология семьи», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Психология труда и инженерная психология», «Психология управления», «Профессиональная этика», «Тренинг коммуникативной компетентности», «Психология стресса», «Практическая деятельность психолога в образовании», «Практикум по психологии межличностных отношений», «Психологические технологии в кадровой работе», «Психология профессиональной карьеры».

3. Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

4. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения В результате изучения дисциплины (модуля) студент должен:
ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Владеть: - навыками толерантного поведения, методами и приемами эффективного общения и взаимодействия и в коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; - основными методами и приемами руководства коллектива в сфере своей профессиональной деятельности; - инструментарием диагностики конфликтов; - методами организации и проведения социально-психологических процедур по профилактике, разрешению и управлению конфликтами.
Уметь: - соотносить личные и групповые ценности в многонациональном коллективе, отвечать за общий результат работы, применять нормы делового общения на практике, предупреждать конфликты и управлять ими; - осуществлять руководство коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, на основе толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; - анализировать теоретические подходы к конфликтам; - уметь прогнозировать и программировать коммуникативные ситуации; - анализировать ситуации конфликтного взаимодействия (структуру и динамику); - применять методы психологического воздействия, направленные на разрешение различных видов конфликтов уметь осуществлять процедуры переговоров и посредничества как форм управления конфликтом.
Знать: - психологию групп и межгруппового взаимодействия, прикладные аспекты этнической психологии, особенности межкультурной коммуникации; - теоретико-методологические основы управления коллективом и существующие различия в социальных, этнических, конфессиональных и культурных аспектах; - методы и приемы решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях; - категории конфликтологии, основные модели управления конфликтом; - специфику различных видов конфликтов: внутриличностных, межличностных, групповых; организационных, семейных, педагогических, политических и т.д.
ПК-13 Способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса Владеть: - технологиями работы с персоналом организации; - техниками по улучшению психологического климата организации; - навыками делового общения.
Уметь: - осуществлять формы, методы и техники работы с персоналом, методы отбора кадров; - реализовывать психологические технологии работы с персоналом.
Знать: - понятие «психологический климат»; - формы, методы и техники работы с персоналом; - методы отбора кадров.

5. Образовательные технологии

Традиционная академическая лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, деловая учебная игра, игры дискуссии, метод малых групп, подготовка письменных аналитических работ, практическое занятие с элементами тренинга, кейс-метод.

Форма промежуточного контроля - ЭКЗАМЕН

II. Учебная программа

Наши рекомендации