Форма промежуточного контроля - ЭКЗАМЕН
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Направление подготовки
ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для студентов 2 курса, очная форма обучения
Уровень высшего образования
БАКАЛАВРИАТ
Составитель: к.психол.н., доцент Ю.Ю. Гудименко
Тверь 2015
I. Пояснительная записка
1. Цель и задачи дисциплины (модуля)
Целью освоения дисциплины «Конфликтологии» является: знакомство с содержанием конфликтологии, как научной и учебной дисциплины, формирование конфликтологической культуры и профессиональных навыков оказания помощи в профилактике и урегулировании конфликтных отношений в различных социальных группах и областях социальных отношений с присущими им конфликтными процессами, а также формирование у обучающихся научного мышления, умения анализировать конфликтные ситуации и управлять ими.
Задачами освоения дисциплины (модуля) являются:
- изучение классических и современных концепций, трактовок предмета конфликтологии, закономерностей, классификации конфликтов и причин возникновения конфликтов в различных сферах и ситуациях межличностного взаимодействия, структурой и динамикой конфликта;
- обучение методам диагностики, анализа и управления конфликтными ситуациями;
- знакомство с технологией посреднической деятельности при решении конфликтных ситуаций;
- изучение методов предупреждения деструктивных последствий конфликта;
- содействие развитию у студентов личной культуры поведения в конфликтной ситуации.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Конфликтологии» относится к обязательным дисциплинам модулю «Дисциплины подготовки по основному виду профессиональной деятельности: научно-исследовательская». Учебный курс призван углубить и расширить знания обучающихся, полученные в процессе изучения дисциплин «Философия», «История», «Культурология», «Социология», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психодиагностика», «Общий психологический практикум», «Тренинг личностного роста».
Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Конфликтологии»:
- владение психодиагностическим инструментарием (иметь представление о содержании психодиагностических методик и уметь их применять);
- умение анализировать и оценивать, полученные в результате обработки, данные, применять на практике;
- знание социально-психологических характеристик малых и больших групп;
- знание форм и видов межличностного взаимодействия;
- знание закономерностей функционирования и развития общества;
- знание закономерностей социальных действий и массового поведения людей и т.д.
Компетенции, сформированные при изучении данного курса, будут необходимы для освоения дисциплин «Основы консультативной психологии», «Психологическое консультирование», «Этнопсихология», «Организационная психология», «Психология семьи», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Психология труда и инженерная психология», «Психология управления», «Профессиональная этика», «Тренинг коммуникативной компетентности», «Психология стресса», «Практическая деятельность психолога в образовании», «Практикум по психологии межличностных отношений», «Психологические технологии в кадровой работе», «Психология профессиональной карьеры».
3. Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
4. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения В результате изучения дисциплины (модуля) студент должен: |
ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Владеть: - навыками толерантного поведения, методами и приемами эффективного общения и взаимодействия и в коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; - основными методами и приемами руководства коллектива в сфере своей профессиональной деятельности; - инструментарием диагностики конфликтов; - методами организации и проведения социально-психологических процедур по профилактике, разрешению и управлению конфликтами. |
Уметь: - соотносить личные и групповые ценности в многонациональном коллективе, отвечать за общий результат работы, применять нормы делового общения на практике, предупреждать конфликты и управлять ими; - осуществлять руководство коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, на основе толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; - анализировать теоретические подходы к конфликтам; - уметь прогнозировать и программировать коммуникативные ситуации; - анализировать ситуации конфликтного взаимодействия (структуру и динамику); - применять методы психологического воздействия, направленные на разрешение различных видов конфликтов уметь осуществлять процедуры переговоров и посредничества как форм управления конфликтом. | |
Знать: - психологию групп и межгруппового взаимодействия, прикладные аспекты этнической психологии, особенности межкультурной коммуникации; - теоретико-методологические основы управления коллективом и существующие различия в социальных, этнических, конфессиональных и культурных аспектах; - методы и приемы решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях; - категории конфликтологии, основные модели управления конфликтом; - специфику различных видов конфликтов: внутриличностных, межличностных, групповых; организационных, семейных, педагогических, политических и т.д. | |
ПК-13 Способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса | Владеть: - технологиями работы с персоналом организации; - техниками по улучшению психологического климата организации; - навыками делового общения. |
Уметь: - осуществлять формы, методы и техники работы с персоналом, методы отбора кадров; - реализовывать психологические технологии работы с персоналом. | |
Знать: - понятие «психологический климат»; - формы, методы и техники работы с персоналом; - методы отбора кадров. |
5. Образовательные технологии
Традиционная академическая лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, деловая учебная игра, игры дискуссии, метод малых групп, подготовка письменных аналитических работ, практическое занятие с элементами тренинга, кейс-метод.
II. Учебная программа
Тема 3. Анализ конфликта
Аспекты анализа конфликта. Участники конфликта. Проблемное поле конфликта. Позиции и интересы сторон. Образы конфликтной ситуации. Методика анализа конфликтной ситуации по В.А. Смехову. Отношения участников. Характер опыта конфликтного взаимодействия сторон. Структурные характеристики конфликта: стороны, условия, предмет, результат. Динамические характеристики конфликта. Стадии развития конфликта. Основные принципы анализа конфликта. Рекомендации психологу по анализу конфликта. Важность восприятия конфликтной ситуации ее участниками.
Раздел 2. Виды конфликтов
Тема 6. Конфликты в семье
Закономерности развития эмоциональных межличностных отношений и супружеские конфликты. Классификация супружеских конфликтов. Детско-родительские конфликты и особенности психического развития детей в различные периоды онтогенеза. Межличностные конфликты и уровень психологической совместимости. Причины семейных конфликтов. Предупреждение и разрешение супружеских конфликтов.
К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия, и он способствует развитию соответствующей социальной системы?
а) межличностному бурному и быстротекущему
б) межличностному, конструктивному
в) межличностному, экономическому
г) острому и длительному
д) деструктивному
18. Какое содержание управления наиболее предпочтительно на каждом из этапов конфликта?
Этапы конфликта | Содержание |
1 .Возникновение и развитие конфликта | |
2. Осознание конфликтной ситуации | |
З.Начало открытого конфликтного взаимодействия | |
4. Развитие открытого конфликта | |
5. Разрешение конфликта |
а) регулирование
б) предупреждение (профилактика, стимулирование)
в) прогнозирование, предупреждение (стимулирование)
г) разрешение
19. Конфликт в организации – это:
а) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации
б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами
в) конфликты между руководством организации и ее сотрудниками
г) конфликты между различными структурными элементами организации
д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива
20. Семейный конфликт – это:
а) конфликт между супругами
б) конфликт между родителями и детьми
в) конфликт родственников
г) конфликт между различными семьями
д) конфликт между любыми членами семьи
21. Под конфликтами в сфере управления понимают:
а) конфликт между субъектами и объектами управления
б) конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления
в) конфликты между субъектами управления различных уровней
г) конфликты между руководителем и подчиненными
д) конфликты в процессе принятия управленческих решений
22. Управление конфликтами – это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики
б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними
г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними
д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих
23. Предпосылками разрешения конфликта являются:
а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта
б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон
в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности
г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе
д) стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности
24. Что относится к форме разрешения конфликта:
а) порицание, юмор, убеждение, уступка
б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество
в) требования, критика, убеждение, юмор
г) уступка, требования, убеждение, критика
д) подчинение; примирение; убеждение, согласование
25. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:
а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование)
б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование
в) только прогнозирование
г) только предупреждение (стимулирование)
д) только регулирование
Типовые задания для практических/семинарских занятий:
Тема 3: Анализ конфликта.
Ролевая игра «Борьба за повышение и понижение ранга оппонента в конфликте»
Цель игры: на примере разыгранной ситуации показать студентам возможности манипулирования конфликтующими сторонами своим рангом для получения одностороннего преимущества в конфликте.
Участники игры:две конфликтующие стороны: индивид-индивид; группа-группа. Это могут быть как равные по социальному статусу оппоненты («работник-работник», «подразделение-подразделение»), так и неравные («руководитель-подчиненный»).
Порядок проведения игры
1. Определяются (назначаются) противоборствующие стороны;
2. Определяется (выбирается) объект (предмет) конфликта;
3. назначается (выбирается) экспертная комиссия (рефери);
4. начинается дискуссия, в которой каждая конфликтующая сторона стремится доказать, что именно она защищает в конфликте интересы группы, организации, общества, а противоборствующая сторона беспокоится только о своих личных интересах.
Разбор проведенной игры.Экспертная комиссия определяет победителя. Побеждает та сторона, которая сумела убедить судей в своей общественной значимости.
Ситуация 1
Вы летите в самолете, удобно расположившись в пассажирском кресле. Сзади вас сидит ребенок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает, и вы решаете прекратить «безобразие», действуя следующим образом:
а) постараетесь сами объяснить ребенку, что стучать ногой по креслу нельзя;
б) обратитесь к родителям ребенка с просьбой, чтобы они «угомонили» свое чадо;
в) вызовите стюардессу и попросите ее, чтобы она обеспечила вам надлежащий покой.
Ситуация 2
Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства, устраивая шумные гулянки: допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия:
а) стучите металлическим предметом по трубам центрального отопления;
б) поднимаетесь к соседям и лично «выясняете отношения»;
в) обращаетесь к управдому или в полицию с просьбой, чтобы вам обеспечили надлежащий покой.
Типовое задание для самостоятельной работы с последующим написанием контрольной работы:
Задание: Подбор методик, проведение диагностики, интерпретация результатов.
Студенты подбирают методики, направленные на выявление умений, способностей, характерологических свойств, связанных с конфликтами, с целью использования их для диагностики.
Каждый студент должен диагностировать одного испытуемого на предмет его особенностей, связанных с поведением в конфликте. По результатам выполняется письменная контрольная работа. В ней отражается:
1. анализ и интерпретация полученных данных;
2. практические рекомендации личности по развитию умений, способностей, характерологических свойств, связанных с оптимальным поведением в конфликтной ситуации.
Контрольная работа должна содержать план, теоретический и практический (в зависимости от задания) анализ вопроса, список использованной литературы. Объем работы – от 5 до 10 страниц 1,5 интервалом стандартного форматирования.
Промежуточная аттестация
Типовые задания для проведения экзамена
Задача № 1.
Какая, из двух приведенных ниже ситуаций, является и какая не является конфликтом. Обоснуйте свой ответ.
Ситуация 1.Двое сотрудников организации работают над одним проектом в одном кабинете, один из них стал менее ответственно относиться к работе, раньше уходить домой, сроки выполнения приближаются. Руководитель о ситуации не знает.
Ситуация 2.В небольшой коммерческой организации работает один бухгалтер – молодой специалист, имеет достаточно высокую зарплату, но испытывает сложности в связи с большим объемом работы и недостаточным опытом. Бухгалтер сообщает руководителю (владельцу) о затруднениях и настаивает на необходимости привлечения еще одного бухгалтера, говорит о том, что может уволиться, если не наймут второго. Руководитель выражает непонимание и несогласие.
Задача № 2.
Определить тип конфликта в зависимости от включенных субъектов и от сферы возникновения (классифицировать с обоснованием).
Конфликт № 1.
В семье двое детей: братья близнецы 15 лет. У них один на двоих компьютер. Каждый из подростков хочет пользоваться им долго и в любое время, они спорят из-за этого, всячески стараются занять компьютер и просидеть за ним как можно дольше.
Конфликт № 2.
Сотрудники службы персонала однократно сотрудничали с контрагентом (бизнес-тренер). Договор не был заключен. Счет по оплате услуг был передан в бухгалтерию, документы, подтверждающие необходимость оплаты – утеряны. Сотрудники службы персонала требуют оплаты (и контрагент через них тоже), бухгалтерия отказывается, требует документы, ссылается на проверки. В службе персонала работает двое близнецов.
Задача № 3.
Подберите к ситуациям наиболее оптимальную стратегию поведения в конфликте и обоснуйте свой ответ:
· Уход;
· Приспособление;
· Борьба;
· Компромисс;
· Сотрудничество.
Ситуация 1.У сотрудника организации по плану двухнедельный отпуск в июле, он работает здесь больше года. На его участке в настоящее время нет срочных задач, есть, кому передать дела в случае необходимости. Сотрудник пишет заявление и хочет уйти в отпуск. У сотрудника есть брат, с которым он договорился поехать в отпуск. Начальник отдела его не отпускает, мотивируя это тем, что из 8 человек и так 1 уже в отпуске и больше одного человека он одновременно не отпускает.
Ситуация 2. В семье двое детей: братья 13 и 14 лет. У них один на двоих велосипед. Каждый из подростков хочет пользоваться им долго и в любое время, они спорят из-за этого, всячески стараются занять велосипед и покататься на нем как можно дольше.
Ситуация 3. Семейная пара летом собирается в отпуск, необходимое условие – провести его вместе. Жена хочет пробыть 2 недели на морском побережье в теплой стране, муж – в Карелии, в походе, сплавляясь на байдарках (или рафтах). Стоимость туров одинаковая, средствами и временем располагают только для одного вида отдыха. Никаких других вариантов (например, поездка по городам России их не интересует).
Задача № 4.
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) основываясь на формулах конфликта в следующих ситуациях.
А) КФГ1 → КФГ2 → КФГ3 → … → КФ
Б) КС + И = КФ
В) КС1 + КС2 +… + КСn = КФ
Ситуация 1.
Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную докладную записку.
Ситуация 2.
Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства... Назревает конфликт.
Ситуация 3.
На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».
Рубежный контроль
Типовая комплексная задача
Задача № 1.
Проанализировать конфликт согласно его структурным и динамическим характеристикам. Обосновать свой ответ.
Структура | Стадии |
Стороны (участники) | Предконфликтная ситуация |
Позиции и интересы | Инцидент |
Предмет | Эскалация |
Условия | Кульминация |
Завершение |
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Направление подготовки
ПСИХОЛОГИЯ
Профиль подготовки
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для студентов 2 курса, очная форма обучения
Уровень высшего образования
БАКАЛАВРИАТ
Составитель: к.психол.н., доцент Ю.Ю. Гудименко
Тверь 2015
I. Пояснительная записка
1. Цель и задачи дисциплины (модуля)
Целью освоения дисциплины «Конфликтологии» является: знакомство с содержанием конфликтологии, как научной и учебной дисциплины, формирование конфликтологической культуры и профессиональных навыков оказания помощи в профилактике и урегулировании конфликтных отношений в различных социальных группах и областях социальных отношений с присущими им конфликтными процессами, а также формирование у обучающихся научного мышления, умения анализировать конфликтные ситуации и управлять ими.
Задачами освоения дисциплины (модуля) являются:
- изучение классических и современных концепций, трактовок предмета конфликтологии, закономерностей, классификации конфликтов и причин возникновения конфликтов в различных сферах и ситуациях межличностного взаимодействия, структурой и динамикой конфликта;
- обучение методам диагностики, анализа и управления конфликтными ситуациями;
- знакомство с технологией посреднической деятельности при решении конфликтных ситуаций;
- изучение методов предупреждения деструктивных последствий конфликта;
- содействие развитию у студентов личной культуры поведения в конфликтной ситуации.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Конфликтологии» относится к обязательным дисциплинам модулю «Дисциплины подготовки по основному виду профессиональной деятельности: научно-исследовательская». Учебный курс призван углубить и расширить знания обучающихся, полученные в процессе изучения дисциплин «Философия», «История», «Культурология», «Социология», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психодиагностика», «Общий психологический практикум», «Тренинг личностного роста».
Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Конфликтологии»:
- владение психодиагностическим инструментарием (иметь представление о содержании психодиагностических методик и уметь их применять);
- умение анализировать и оценивать, полученные в результате обработки, данные, применять на практике;
- знание социально-психологических характеристик малых и больших групп;
- знание форм и видов межличностного взаимодействия;
- знание закономерностей функционирования и развития общества;
- знание закономерностей социальных действий и массового поведения людей и т.д.
Компетенции, сформированные при изучении данного курса, будут необходимы для освоения дисциплин «Основы консультативной психологии», «Психологическое консультирование», «Этнопсихология», «Организационная психология», «Психология семьи», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Психология труда и инженерная психология», «Психология управления», «Профессиональная этика», «Тренинг коммуникативной компетентности», «Психология стресса», «Практическая деятельность психолога в образовании», «Практикум по психологии межличностных отношений», «Психологические технологии в кадровой работе», «Психология профессиональной карьеры».
3. Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
4. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения В результате изучения дисциплины (модуля) студент должен: |
ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Владеть: - навыками толерантного поведения, методами и приемами эффективного общения и взаимодействия и в коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; - основными методами и приемами руководства коллектива в сфере своей профессиональной деятельности; - инструментарием диагностики конфликтов; - методами организации и проведения социально-психологических процедур по профилактике, разрешению и управлению конфликтами. |
Уметь: - соотносить личные и групповые ценности в многонациональном коллективе, отвечать за общий результат работы, применять нормы делового общения на практике, предупреждать конфликты и управлять ими; - осуществлять руководство коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, на основе толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; - анализировать теоретические подходы к конфликтам; - уметь прогнозировать и программировать коммуникативные ситуации; - анализировать ситуации конфликтного взаимодействия (структуру и динамику); - применять методы психологического воздействия, направленные на разрешение различных видов конфликтов уметь осуществлять процедуры переговоров и посредничества как форм управления конфликтом. | |
Знать: - психологию групп и межгруппового взаимодействия, прикладные аспекты этнической психологии, особенности межкультурной коммуникации; - теоретико-методологические основы управления коллективом и существующие различия в социальных, этнических, конфессиональных и культурных аспектах; - методы и приемы решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях; - категории конфликтологии, основные модели управления конфликтом; - специфику различных видов конфликтов: внутриличностных, межличностных, групповых; организационных, семейных, педагогических, политических и т.д. | |
ПК-13 Способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса | Владеть: - технологиями работы с персоналом организации; - техниками по улучшению психологического климата организации; - навыками делового общения. |
Уметь: - осуществлять формы, методы и техники работы с персоналом, методы отбора кадров; - реализовывать психологические технологии работы с персоналом. | |
Знать: - понятие «психологический климат»; - формы, методы и техники работы с персоналом; - методы отбора кадров. |
5. Образовательные технологии
Традиционная академическая лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, деловая учебная игра, игры дискуссии, метод малых групп, подготовка письменных аналитических работ, практическое занятие с элементами тренинга, кейс-метод.
Форма промежуточного контроля - ЭКЗАМЕН
II. Учебная программа