Конспект урока «Рождение семьи»
Предполагаемый результат
- повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
- формирование ценностей семьи и личностного роста;
- первичное самоопределение в семейной сфере;
- повышение социально-психологической компетентности учащихся.
Таблица 1
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Количество часов |
Рождение семьи | ||
Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак. | ||
Особенности современной семьи, ее структура, динамика. | ||
Основные ценности семьи. | ||
Молодая семья: начало супружества. | ||
Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат. | ||
Развод и его последствия. | ||
Профилактика супружеских конфликтов. | ||
Правовое регулирование семейных отношений. | ||
Семья и дети. | ||
Здоровье семьи. | ||
Профилактика нарушений семейных отношений. | ||
Всего |
Конспект урока «Рождение семьи»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с понятием «семья»; рассмотреть ценности семьи, сформировать представление о влиянии взаимоотношений между партнерами на характер семейных отношений;
- развивающая: способствовать рефлексии своего отношения к семье, развить умения работать в группе, анализировать и строить семейные отношения;
- воспитывающая: воспитать ценностное отношение к семье и браку, уважительное отношение к партнеру по общению.
Оборудование: конспект урока, презентация, листы бумаги; ручки; проектор, вырезки из фильмов для демонстрации понятий; памятки для учащихся (см. приложение 1), раздаточный материал (см. приложение 2).
Ход урока
Этапы урока и его содержание | Время |
1. Организационный момент. Целеполагание | 2 мин. |
2. Этап усвоения новых знаний | 20 мин. |
3. Этап закрепления новых знаний | 20 мин. |
4. Подведение итогов | 3 мин. |
Содержание урока
Организационный момент. Целеполагание.
«Здравствуйте! Прежде чем приступить к нашему занятию, давайте познакомимся. Нас зовут …. Сегодня мы проведем с вами занятие, посвященное семье и браку. Тема урока звучит следующим образом: «Рождение семьи». Цель урока – рассмотреть такие понятия как «семья» и «семейные ценности», раскрыть их содержание. Так же сегодня мы с вами будем говорить о том, как правильно строить взаимоотношения для того, чтобы ваша будущая семья была крепкой и гармоничной.
Этап усвоения новых знаний.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был очень устойчивым. В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Семья… мы очень часто слышим и произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
Упражнение ассоциации
У каждого из вас свои представления о семье, давайте попробуем с помощью ассоциаций представить себе семью.
Какие ассоциации с этим словом у вас возникают?
- Если семья – это постройка, то какая
- Если семья – это стихия, то какая
- Если семья – это природное явление, то какое…
- Если семья – это цветок, то какой
Например:
- Если семья – это постройка, то какая – дом, сарай, гараж, вилла, домик в деревне, необжитая квартира
- Если семья – это стихия, то какая - вода, бушующий океан, ревущее пламя, теплый ветер.
- Если семья – это природное явление, то какое - наводнение, легкий пушистый снег, теплое солнце
- Если семья – это цветок, то какой - роза, астра, ромашка.
«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [Соловьев Н. Я]. Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества.
Но как зарождается семья и с чего она начинается?
Как вы считаете с чего начинается создание семьи?
Одним из самых первых шагов на пути к становлению семьи – является выбор партнера. На то, какого человека мы хотим видеть рядом с собой, влияет очень много факторов. И конечно, одним из самых весомых является набор личностных характеристик человека. Давайте посмотрим, какие качества наиболее важны именно для вас при выборе партнёра для общения и для создания семьи.
Упражнение «Образ партнера»(см. приложение 2)
Инструкция: перед вами на столах лежит таблица, состоящая из двух столбцов. В первом столбце перечислены пять основных характеристик, включённых в образ предпочитаемой подруги или друга, во втором – характеристики будущей супруги или супруга. Ваша задача поставить эти характеристики на первое, второе, третье и т.д. места в зависимости от того, что именно для вас является наиболее важным. Например: вы считаете, что для подруги/друга наиболее важным является чувство юмора, тогда вы ставите его на первое место и так далее по степени важности. Прорабатывать надо каждый список отдельно: отдельно для образа предпочитаемого подруги/друга и отдельно для образа будущего супруга/супруги.
На выполнение этого задания мы даем вам 2 минуты.
Психологи проводили исследование предбрачных предпочтений старшеклассников и студентов первых курсов институтов университета, и была выявлена следующая картина. Давайте сравним эти данные с тем, что написали вы.
Таблица 2
Мотивы вступления в брак.
Итак, мы видим, что образы предпочитаемых друзей и предпочитаемых будущих супругов отличаются. Как же тогда мы выбираем себе партнёра для построения семьи?
Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться, каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак 3.Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.
Конечно, существует множество других теорий, пытающихся объяснить механизм выбора брачного партнера. Так, например, Теория комплементарных потребностей {дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый человек ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.
Как вы считаете, какие мотивы способствуют вступлению в брак?
Да вы все правы. Можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.
Но, конечно, наиболее часто люди называют такой мотив, как любовь… что же такое любовь?
В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.
Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности)
Как возникает любовь? Л.М.Панкова выделяет три стадии любви.
Первая – интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.
Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.
Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.
Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.
Но не стоит думать, что браки, созданные по любви, наиболее крепкие. Семья – это сложное явление, которое содержит разные ценности, поддерживающие отношения людей.
Какие семейные ценности вы можете назвать? Что помогает сохранять тёплые дружеские отношения в семье?
Семья - это одно целое и для сохранения гармонии в семье необходимо придерживаться определённых правил, заповедей.
Предполагаемый результат
- повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
- формирование ценностей семьи и личностного роста;
- первичное самоопределение в семейной сфере;
- повышение социально-психологической компетентности учащихся.
Таблица 1
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Количество часов |
Рождение семьи | ||
Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак. | ||
Особенности современной семьи, ее структура, динамика. | ||
Основные ценности семьи. | ||
Молодая семья: начало супружества. | ||
Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат. | ||
Развод и его последствия. | ||
Профилактика супружеских конфликтов. | ||
Правовое регулирование семейных отношений. | ||
Семья и дети. | ||
Здоровье семьи. | ||
Профилактика нарушений семейных отношений. | ||
Всего |
Конспект урока «Рождение семьи»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с понятием «семья»; рассмотреть ценности семьи, сформировать представление о влиянии взаимоотношений между партнерами на характер семейных отношений;
- развивающая: способствовать рефлексии своего отношения к семье, развить умения работать в группе, анализировать и строить семейные отношения;
- воспитывающая: воспитать ценностное отношение к семье и браку, уважительное отношение к партнеру по общению.
Оборудование: конспект урока, презентация, листы бумаги; ручки; проектор, вырезки из фильмов для демонстрации понятий; памятки для учащихся (см. приложение 1), раздаточный материал (см. приложение 2).
Ход урока
Этапы урока и его содержание | Время |
1. Организационный момент. Целеполагание | 2 мин. |
2. Этап усвоения новых знаний | 20 мин. |
3. Этап закрепления новых знаний | 20 мин. |
4. Подведение итогов | 3 мин. |
Содержание урока