Детская практическая нейропсихология

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

психолого-педагогического образования

_____________А.К.Белоусова

"_____"___________201__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Детская практическая нейропсихология

Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(академический бакалавриат)

Профиль подготовки

___ «Психология образования»___

Уровень образования

Бакалавр

Форма обучения

очная

Год обучения 4 семестр 7

Программа разработана Юматова И.И., доцент кафедры психологии образования, к.пс.н., доцент

рекомендована к утверждению на заседании кафедры

психологии образования

протокол заседания

от __________ №

Зав.кафедрой _______________________ __Белоусова А.К.__

/ Ф.И.О./

Город Ростов-на-Дону

2015 г.

  1. Цели и задачи освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Детская практическая нейропсихология» являются формирование профессиональных компетенций диагностики и коррекции нарушений развития ВПФ у детей с использованием методов нейропсихологии

1.2 Задачи освоения дисциплины:

· формирование знаний о специфике нейропсихологических симптомов и нейропсихологических синдромов на разных возрастных этапах;

· развитие умений применять основные методы нейропсихологического обследования детей;

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

2.1 Дисциплина В.8.3 «Детская практическая нейропсихология» входит в блок дисциплин вариативного цикла.

2.2 Для овладения данной дисциплиной необходимы знания, умения и навыки учащихся, формируемые предшествующими дисциплинами программы подготовки бакалавриата: «Возрастная анатомия и физиология», «Клиническая психология в образовании», «Специальная психология в образовании»

«Возрастная анатомия и физиология»:

знания - основных принципов нервной регуляции систем, функций, процессов;

- принципов переработки информации в центральной нервной системе;

- физиологических основ поведения человека,

-индивидуальных типологических особенностей ВНД,

умения - оценить текущее функциональное состояние организма человека;

-интегрировать знания по физиологии высшей нервной деятельности с другими предметами из областей человекознания (генетика человека, физиология человека, морфология человека, психология и др.).

«Клиническая психология в образовании»:

знания феноменологии клинических проявлений нормальной и нарушенной психической деятельности;

умения распознавать феноменологию клинических проявлений нарушенной психической деятельности в различных видах психологического консультирования образовании;

навыки коррекции, адекватные при­роде и механизму дефекта и психологического изучения пациентов с целью выявления имеющихся отклонений в развитии и максимально сохранных функций, как основы для построения коррекционного процесса.

«Специальная психология в образовании»:

знание общих и специфических принципов и методов коррекционного педагогического и психологического воздействия в работе с детьми и подростками, имеющими различные проблемы в психофизическом развитии;

умения понимать логику комплексного изучения детей и подростков различных категорий;

навыки поиска и анализа аналитической и иной необходимой информации,

касающейся психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с

проблемами в развитии.

2.3 Усвоение данной дисциплины является также необходимым для овладения вариативными дисциплинами профильной части, для прохождения производственной и научно-исследовательской практик.

Знания и навыки, сформированные по дисциплине, также позволят студентам получить необходимые компетенции для дальнейшей практической и научно-исследовательской деятельности.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по данному направлению подготовки (специальности).

Компетенции, развиваемые учебной дисциплиной.

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).


В результате изучения дисциплины «Детская практическая нейропсихология» студент должен:

Знать

· специфику нейропсихологических симптомов и нейропсихологических синдромов на разных возрастных этапах;

· методики нейропсихологического обследования (принципы построения, процедура обследования, интерпретация результатов);

· специфику коррекционной работы с использованием методов нейропсихологии

уметь:

· применять основные методы нейропсихологического обследования ре детей;

· оценивать результаты нейропсихологического обследования в норме и при отклонениях в развитии ВПФ;

· составлять коррекционные программы на основе данных нейропсихологического диагностического обследования

владеть:

· особенностями применения основных приемов нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях ВПФ

IV.СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплиныв 3 з.ед.108 часа

Модули дисциплины, изучаемыена 4 курсе

Форма отчетности:экзамен

4.1 Структура дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины/темы Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинар Лабораторные и практические занятия В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов Самостоятельная работа
Модуль 1 Модуль1 Теоретические основы детской нейропсихологии 1-5 Собеседование Письменное задание Тест
Модуль 2 Модуль 2. Возможности практического применения нейропсихологии в практике педагога- психолога 6-9 Собеседование Письменное задание Проектное задание Тест
  Экзамен              
Итого:     экзамен

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Недели Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Формы контроля
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
1-2 . Тема 1 Проблема локализации высших психических функций у детей Конспекты статей, параграфов и глав или книг 1-2 Собеседование
3-4 Тема2: Нарушение ВПФ у детей Конспекты статей, параграфов и глав или, книг 3-4 Собеседование
5-6 Методы восстановления ВПФ. Конспекты статей, параграфов и глав или книг 5-6 Собеседование
7-9 Возможности нейропсихологии в школьной практике Конспекты статей, параграфов и глав или книг 7-9 собеседование
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)  
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

V. Образовательные технологии

При реализации дисциплины «Детская практическая нейропсихология» испольются следующие образовательные технологии:

- традиционные технологии (занятия лекционного типа; семинарские занятия);

- информационные технологии (мультимедийное обучение с использованием электронных методических ресурсов, презентаций. Сетевые компьютерные технологии с использованием Цифрового Кампуса, электронного библиотечного ресурса);

- активные методы обучения (неимитационные: лекции-беседы; имитационные: проектные задания);

- индивидуализированное и дифференцированное обучение (систематизация учебной литературы, индивидуальные учебные задания);

- инновационные методы контроля (электронный журнал успеваемости, бально-рейтинговая оценка результатов, учебная карта дисциплины).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.

Курс Вид занятий (Л, ПР) Используемые интерактивные Технологии Кол-во часов
Л проблемная лекция, дискуссия
ПР дискуссия по заданным вопросов, групповой анализ конкретных ситуаций, обсуждение выполненных проектных заданий и эссе
Итого:  

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература. Литература, представленная на факультете:

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., , 2006

2. Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановительное обучение М., 2005

7.2 Дополнительная литература:

1.Балакова Е.Ю., Ковякина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классический стимульный материал М., 2010

2.Клиническая психология)

3.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М., 1997

4.Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе , «МПСИ» 2008 г.

5.Нейропсихологическая диагностика // под ред. Хомской Е.Д., М.,1994

6.Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии ., Р/Д, 2004 г.

7.Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики “ Лурия-90”

8.Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий М., 1997

9.Хрестоматия по нейропсихологии /Отв. Ред. Хомская Е.Д., М., 1999, 2003

10.Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста М., 2006

11.Цветкова Л.С. Восстановление высших психических функций М, 2004

12.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом.М.,2002

13.Цветкова Л.С. «Нейропсихология письма, счета и чтения: нарушение и восстановление М., 2005

Интернет-ресурсы

- электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (http://www.library.sfedu.ru/):основной фонд, публикации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;

- полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;

- учебно-методические ресурсы (УМКД "Психолого-педагогическая диагностика", учебно-методическое пособие "Основы психолого-педагогической диагностики"), размещенные в цифровом кампусе (http://incampus.ru/)ЮФУ.электронные ресурсы преподавателя Юматовой И.И.

– http:// incampus.aspx?module=dashboad_http:// incampus.aspx?module=dashboad_______________________________

8. Материально-техническое оснащение дисциплины

8.1 Учебно-лабораторное оборудование:аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оборудованные столами и стульями на 25 посадочных мест, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности.

8.2 Программные средства:

1. Операционная система Windows XP

2. Microsoft Office Word 2003, 2007

3. SPSS 17.0

4. Microsoft Office PowerPoint

указанное выше программное обеспечение, используемое с целью обработки материалов дискуссий и исследований магистров в рамках лекционных, практических занятий, демонстрации слайдов и видеоматериалов, созданных в рамках лекционных, практических занятий, съемки ролевых игр и дискуссий магистров в рамках лекционных, семинарских и практических занятий.

8.3 Технические и электронные средства: оснащение учебных аудиторий, включающее 1 ноутбук с 1 мультимедийным проектором и 1 экраном/смарт-доской, презентационные материалы к курсу, диагностический комплекс «Реакор» на 7 мест, комплект нейропсихологических методик.

  1. Учебная карта дисциплины

«Детская практическая нейропсихология»

3 зач.единицы; ак.часов всего: 36 в том ч. лекций: 12, практ и сем.занятий -24

Преподаватель: Юматова И.И., к.пс.н., доцент

Кафедра психологии образования академии психологии и педагогики

Год обучения 4 Семестр 7

Направление подготовки:44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль «Психология образования»

Виды контрольных мероприятий Текущий контроль Рубежный контроль
  Модуль 1 Теоретические основы детской нейропсихологии
Собеседование по работ на семинарских занятиях    
Письменные задания  
Тест  
  Модуль 2 Возможности практического применения нейропсихологии в практике педагога-психолога
Собеседование по работ на семинарских занятиях    
Письменные задания  
Проектные задания  
Тест  
  Всего
  Бонусные баллы До 10 баллов 5 баллов начисляется за посещения не менее 80% лекционных и практических занятий (от22 занятий) 5 баллов начисляется за выполнение всех практических работ в установленные сроки.
Промежуточная аттестация в форме экзамена До 40 баллов До 20 баллов начисляется по итогам теста по всем темам дисциплины. До 20 баллов может быть начислено по результатам собеседования (при условии полного, развернутого ответа на все вопросы экзаменационного билета)
         

Преподаватель ________________________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Семинарское занятие № 1

Семинар № 2

Семинар № 3

Семинар 4

Семинар 5-6

Тема:восстановление письма, чтения и счета методами нейропсихологии

Вопросы для обсуждения:

1. Нейропсихологическая организация письма

2. Нейропсихологическая организация письма

3. Нейропсихологическая организация чтения

4. Возможности восстановления ВПФ методами нейропсихологии:

- восстановление письма

-восстановление чтения

- восстановление счета

Литература:

1.Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счета. Нарушение и

восстановление МПСИ., 2005 г.

Цветкова Л.С. Мозг и интеллект .Нарушение и восстановление

МПСИ, 2008

3.Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения

задач. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности

при локальных поражениях мозга, МПСИ. 2010

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

психолого-педагогического образования

_____________А.К.Белоусова

"_____"___________201__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Детская практическая нейропсихология

Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(академический бакалавриат)

Профиль подготовки

___ «Психология образования»___

Уровень образования

Бакалавр

Форма обучения

очная

Год обучения 4 семестр 7

Программа разработана Юматова И.И., доцент кафедры психологии образования, к.пс.н., доцент

рекомендована к утверждению на заседании кафедры

психологии образования

протокол заседания

от __________ №

Зав.кафедрой _______________________ __Белоусова А.К.__

/ Ф.И.О./

Город Ростов-на-Дону

2015 г.

  1. Цели и задачи освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Детская практическая нейропсихология» являются формирование профессиональных компетенций диагностики и коррекции нарушений развития ВПФ у детей с использованием методов нейропсихологии

1.2 Задачи освоения дисциплины:

· формирование знаний о специфике нейропсихологических симптомов и нейропсихологических синдромов на разных возрастных этапах;

· развитие умений применять основные методы нейропсихологического обследования детей;

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

2.1 Дисциплина В.8.3 «Детская практическая нейропсихология» входит в блок дисциплин вариативного цикла.

2.2 Для овладения данной дисциплиной необходимы знания, умения и навыки учащихся, формируемые предшествующими дисциплинами программы подготовки бакалавриата: «Возрастная анатомия и физиология», «Клиническая психология в образовании», «Специальная психология в образовании»

«Возрастная анатомия и физиология»:

знания - основных принципов нервной регуляции систем, функций, процессов;

- принципов переработки информации в центральной нервной системе;

- физиологических основ поведения человека,

-индивидуальных типологических особенностей ВНД,

умения - оценить текущее функциональное состояние организма человека;

-интегрировать знания по физиологии высшей нервной деятельности с другими предметами из областей человекознания (генетика человека, физиология человека, морфология человека, психология и др.).

«Клиническая психология в образовании»:

знания феноменологии клинических проявлений нормальной и нарушенной психической деятельности;

умения распознавать феноменологию клинических проявлений нарушенной психической деятельности в различных видах психологического консультирования образовании;

навыки коррекции, адекватные при­роде и механизму дефекта и психологического изучения пациентов с целью выявления имеющихся отклонений в развитии и максимально сохранных функций, как основы для построения коррекционного процесса.

«Специальная психология в образовании»:

знание общих и специфических принципов и методов коррекционного педагогического и психологического воздействия в работе с детьми и подростками, имеющими различные проблемы в психофизическом развитии;

умения понимать логику комплексного изучения детей и подростков различных категорий;

навыки поиска и анализа аналитической и иной необходимой информации,

касающейся психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с

проблемами в развитии.

2.3 Усвоение данной дисциплины является также необходимым для овладения вариативными дисциплинами профильной части, для прохождения производственной и научно-исследовательской практик.

Знания и навыки, сформированные по дисциплине, также позволят студентам получить необходимые компетенции для дальнейшей практической и научно-исследовательской деятельности.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по данному направлению подготовки (специальности).

Компетенции, развиваемые учебной дисциплиной.

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).


В результате изучения дисциплины «Детская практическая нейропсихология» студент должен:

Знать

· специфику нейропсихологических симптомов и нейропсихологических синдромов на разных возрастных этапах;

· методики нейропсихологического обследования (принципы построения, процедура обследования, интерпретация результатов);

· специфику коррекционной работы с использованием методов нейропсихологии

уметь:

· применять основные методы нейропсихологического обследования ре детей;

· оценивать результаты нейропсихологического обследования в норме и при отклонениях в развитии ВПФ;

· составлять коррекционные программы на основе данных нейропсихологического диагностического обследования

владеть:

· особенностями применения основных приемов нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях ВПФ

IV.СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплиныв 3 з.ед.108 часа

Модули дисциплины, изучаемыена 4 курсе

Форма отчетности:экзамен

4.1 Структура дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины/темы Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинар Лабораторные и практические занятия В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов Самостоятельная работа
Модуль 1 Модуль1 Теоретические основы детской нейропсихологии 1-5 Собеседование Письменное задание Тест
Модуль 2 Модуль 2. Возможности практического применения нейропсихологии в практике педагога- психолога 6-9 Собеседование Письменное задание Проектное задание Тест
  Экзамен              
Итого:     экзамен

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Недели Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Формы контроля
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
1-2 . Тема 1 Проблема локализации высших психических функций у детей Конспекты статей, параграфов и глав или книг 1-2 Собеседование
3-4 Тема2: Нарушение ВПФ у детей Конспекты статей, параграфов и глав или, книг 3-4 Собеседование
5-6 Методы восстановления ВПФ. Конспекты статей, параграфов и глав или книг 5-6 Собеседование
7-9 Возможности нейропсихологии в школьной практике Конспекты статей, параграфов и глав или книг 7-9 собеседование
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)  
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

V. Образовательные технологии

При реализации дисциплины «Детская практическая нейропсихология» испольются следующие образовательные технологии:

- традиционные технологии (занятия лекционного типа; семинарские занятия);

- информационные технологии (мультимедийное обучение с использованием электронных методических ресурсов, презентаций. Сетевые компьютерные технологии с использованием Цифрового Кампуса, электронного библиотечного ресурса);

- активные методы обучения (неимитационные: лекции-беседы; имитационные: проектные задания);

- индивидуализированное и дифференцированное обучение (систематизация учебной литературы, индивидуальные учебные задания);

- инновационные методы контроля (электронный журнал успеваемости, бально-рейтинговая оценка результатов, учебная карта дисциплины).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.

Курс Вид занятий (Л, ПР) Используемые интерактивные Технологии Кол-во часов
Л проблемная лекция, дискуссия
ПР дискуссия по заданным вопросов, групповой анализ конкретных ситуаций, обсуждение выполненных проектных заданий и эссе
Итого:  

Наши рекомендации