О каком изменении в восприятии ребенком окружающего мира говорится в этом отрывке?
«Вы богаты — мы бедны: эти слова и понятия, связанные с ними, показались мне необыкновенно странны. Бедными, по моим тогдашним понятиям, мглии быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошенькой Катей. Мне казалось, что Мими и Катенька ежели всегда жили, то всегда и будут жить с нами и делить все поровну. Иначе и быть не могло. Теперь же тысяча новых, неясных мыслей касательно одинокого положения их зароились в моей голове, и мне стало так совестно, что мы богаты, а они бедны, что я покраснел и не мог решиться взглянуть на Катеньку. «Что ж такое, что мы богаты, а они бедны? — думал я. — И каким образом из этого вытекает необходимость разлуки? Отчего ж нам не разделить поровну того, что имеем?» Но я понимал, что с Катенькой не годится говорить об этом, и какой-то практический инстинкт, в противность этим логическим размышлениям, уже говорил мне, что она права и что неуместно бы было объяснять ей свою мысль. — Неужели точно ты уедешь от нас? — сказал я.— Как же это мы будем жить врозь? — Что же делать, мне самой больно; только ежели это случится, я знаю, что я сделаю... — В актрисы пойдешь... вот тупости! — подхватил я, зная, что быть актрисой было всегда любимой мечтой ее. — Нет, это я говорила, когда была маленькой... — Так что же ты сделаешь? — Пойду в монастырь и буду там жить, буду ходить в черненьком платьице, в бархатной шапочке. — Катенька заплакала.
Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, не известной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества. Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал. Мысль переходит в убеждение только одним известным путем, часто совершенно неожиданным и особенным от путей, которые, чтобы приобрести то же убеждение, проходят другие умы. Разговор с Катенькой, сильно тронувший меня и заставивший задуматься над ее будущим положением, был для меня этим путем. Когда я глядел на деревни и города, которые мы проезжали, в которых в каждом доме жило по край ней мере такое же семейство, как наше, на женщин, детей, которые с минутным любопытством смотрели на экипаж и навсегда исчезали из глаз, на лавочников, мужиков, которые не только не кланялись нам, как я привык видеть это в Петровском, но не удостаивали нас даже взглядом, мне в первый раз пришел в голову вопрос: что же их может занимать, ежели они нисколько не заботятся о нас? и из этого вопроса возникли другие: как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.»
Подростковый возраст
Необходимо заметить, что в условиях современного состояния нашего общества произошло обострение общей ситуации развития детей подросткового возраста, усложнился характер развития самосознания, самоопределения, самореализации. При сохранении тенденций и специфики взросления, сегодняшние подростки значительно активнее (чем 20-30 лет назад) втягиваются во взрослые дела не только на уровне потребности в самоутверждении своей индивидуальности в ее социальной значимости, но и путем реального «вхождения» в мир взрослых. Понимание характера, динамики изменений в социальном созревании подростка на разных стадиях его развития чрезвычайно важно в конструировании дифференцированного подхода к нему, оценке условий его социального роста.
Изучение данной темы позволит сориентироваться в особенностях протекания подросткового возраста, понять причины асоциального поведения молодых людей, научиться управлять поведением подростка в кризисный период его жизни?
После изучения темы студент должен
знать:фазы (стадии) протекания кризиса, их характеристики, симптомы кризиса, характеристику этапов становления самосознания и процессы их составляющие, виды взрослости, особенности полового созревания в подростковом возрасте, характеристику познавательной сферы подростка; ведущий тип деятельности
уметь:объяснить поведениеподростка исходя из особенностей его возраста, определить проблемы подростка, наметить способы их разрешения.
Подростковый возраст охватывает период от 11 до 14 лет. Проследим особенности развития ребенка в подростковом возрасте через анализ основных сфер развития – социальное, половое, познавательное и собственно личностное.
Но прежде чем приступить к анализу сфер жизни подростка, выясним истоки подросткового кризиса, выделим периоды и характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые детьми в период подросткового кризиса.
Протекание подросткового кризиса (как и любого другого) проходит три фазы:
1) негативную или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов,
2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте, как правило, 13 лет),
3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений.
Как известно, переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения - негативизме, упрямстве, открытом непослушании конфликтах со взрослыми, стремлении настоять на своем. Кратко это можно описать так: повышенная конформность по отношению к группе сверстников, демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, проявляются постоянно.
В практике описано три пути протекания кризиса.
Симптомыпервого - это классические симптомы фактически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Этот тип кризиса широко описан в литературе и часто носит название «кризис независимости». Его характрная черта - противоречивость поведения: чрезмерная веселость сменяется уеытием эгоизм чредуется с альтруизмом, на смену равнодушию приходит страсть. Второй путь - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Описание подобного варианта протекания возрастного кризиса встречается редко. Вместе с тем наблюдения за подростками свидетельствуют, что он встречается примерно в 10 - 12 % случаев. Третий путь– подросток сам формирует себя, активно и сознательно преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Такой вариант взросления характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Согласно проведенным исследованиям, подростки 12 - 14 лет в качестве наиболее благоприятного возраста чаще всего выбирают «несколько старше» - на 2 — 3 года (24%). Около 9% подростков проявляют желание быть намного старше. Примерно 13% процентов подростков демонстрировали ярко выраженное желание «быть маленьким» и даже «очень маленьким». И наконец, 37% подростков делают двойственный выбор, указывая, что они хотели бы быть или старше (как правило, намного), или младше, но только «не такими, как сейчас».
Понятно, что желание быть старше или младше определяется потребностями подростка, а вот указанная двойственность позиции (и младше и старше), как раз и определяет специфику подросткового кризиса. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, отстаивая перед взрослым свою новую позицию, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ожидает (конечно, неосознанно), что они обеспечат относительную безопасность этой борьбы.
Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями во внешнем облике и физиологии человека. Изменения в анатомии и физиологии столь значительны, что иногда этот период определяют как «гормональную бурю», «эндокринный шторм» и т.п. Подросток интенсивно растет, увеличивается масса тела, развивается сердечно-сосудистая система, начинается период полового созревания.
Половое созревание – стержневой процесс в подростковом возрасте. Его примерная длительность составляет 4 года. Не вдаваясь в медицинский аспект данного вопроса, остановимся подробнее на психологической стороне.
С точки зрения психоаналитиков, начало полового созревания связано с нарушением внутреннего равновесия энергии – «либидо», что приводит к переконструированию инстинктивного Оно, реального Я и морального Сверх-Я. Если в детстве объектами сексуальности были родители, то в подростковом возрасте начинает действовать ТАБУ (запрет) на влечение к этим объектам. Поэтому происходит отказ от прежних объектов влечения и поиск новых для себя объектов. Таким образом, нарушается равновесие, возникает конфликт. Отказ от родителей приводит к их неприятию или индифферентному к ним отношению, отрицанию их ценности, умалению достоинств, открытой дерзости.
Переход к взрослой генитальности становится одной из главных задач полового созревания. Другой важной задачей становится реконструкция телесного образа «Я» и построение мужской и женской «родовой» идентичности.
Одним из важных признаков полового созревания, имеющих психологическое значение для подростка, является изменение образа своего тела. Относительно постоянный в 9-10 лет, этот образ претерпевает наибольшие изменения в 14-15 лет. Подростки становятся наиболее чувствительными к изменяющимся характеристикам своего тела. Именно в этот период в качестве нелюбимых черт своего характера они называют физические параметры. Если мальчики проявляют живой интерес к развитию половых органов, то девочки больше озабочены ростом груди и меньше интересуются развитием гениталий. Показано, что 50% девочек спокойно реагируют на первое появление менструации, 40% испытывают при этом негативные чувства, а 10% проявляют положительные эмоции.
Сексуально опытные подростки жестче включаются в подростковую субкультуру и имеют более интенсивные социальные отношения со сверстниками. При этом ничто не указывает на наличие у них особых психологических трудностей. У них довольно высокая самооценка. Подросток, не имеющий такого опыта, поддерживает свой статус, апеллируя к моральным нормам и убеждениям. В целом сексуальность подростка воспринимается как нормальное явление. Если ему предшествует адекватное половое воспитание, оно не связывается с девиантным поведением (т.е. отклоняющимся от нормы).
Безусловно, анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Происходящие в организме сдвиги, преломляясь через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношения других людей к подростку, оказывают опосредованное значение.
Выдвижение на первый план социокультурных детерминант составляет основное содержание культурных теорий о развитии ребенка в подростковом возрасте (Мид М., Заззо Б., Э. Шпрангер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.). Так в исследованиях М. Мида было установлено, что биологическое развитие в онтогенезе представляет собой константный фактор и протекает у всех представителей разных культур одинаково. Психологически же подростки разных культур существенно отличаются друг от друга. Б. Заззо выявил отличительные характеристики подростков, принадлежавших к разным социальным группам.
Рассмотрим социальный аспект развития подростков, опираясь на отечественные теории развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.).
Первая стадия подросткового возраста характеризуется тем, что на рубеже 9-10 лет появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой самостоятельности во взрослом мире, в обществе. Которое осознается теперь им не просто как совокупность знакомых людей, а как сложный социальный организм, где его «Я» может (и он этого хочет) выступать наравне с другими. Для ребенка в это время типично стремление и потребность быть взрослым, значимым среди взрослых, желание выйти из круга отношений с близкими людьми в круг широких общественных отношений.
Главное для 10-11 летнего подростка – добиться со стороны других людей (знакомых и незнакомых) уважения и доверия. У части младших подростков это выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые (скажем, ходить в той одежде, в какой хочу). У других детей стремление к признанию своей взрослости заключается в жажде получит признание их новых возможностей. У третьей группы – участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Но во всех случаях главное для ребенка быть вместе со взрослыми, быть принятым ими. Отсюда поиск конкретных дел, имеющих реально «взрослый» характер, т.е. таких дел, где можно получить социальное признание, социальную оценку.
Данную стадию можно назвать «локально капризной». Она отличается тем, что стремление ребенка к самостоятельности проявляется, как правило, через решение частных задач, и кроме того, преобладают ситуативно обусловленные эмоции. Подобное отношение порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей. Именно этим вызван и бурный рост негативных самооценок, отражающих помимо всего прочего, обостренное понятие ребенком чувства долга.
На второй стадии, у 12-13 летнего ребенка доминирует стремление проявить себя в мире взрослых, выделиться, быть незаурядным.
Главным становиться растущее внимание к особенностям взаимоотношений с людьми. При этом сохраняется ситуативно-отрицательное, критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как к личности. Подросток все больше осознает себя социально значимым субъектом, важным становится анализ своего характера, себя в целом.
Стремление проявится в обществе стимулирует развитие социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, в поисках выхода за пределы самого себя, когда «Я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу – «Я для всех», что формирует сознательное отношение к другим людям, потребность найти свое место не только среди сверстников, но и в мире взрослых. Формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне – «я могу», «я должен», что наиболее полно удовлетворяется в социально задаваемой и социально одобряемой общественно полезной деятельности.
На третьей стадии подросткового периода, для 14-15-летнего ребенка важно уже, что Я могу в обществе, как Я буду в сообществе (жить), какую позицию займу. Возникает оперативная самооценка, определяющая отношение подростка к себе. Такая самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нравственными нормами общества, которые выступают для него как идеальные формы личности. Развивается готовность к функционированию во взрослом мире, стремление применить свои возможности, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности.
Однако право быть признанным в мире взрослых завоевывается подростком с трудом. С одной стороны, взрослые в своих отношениях и, прежде всего, требованиях, как будто признают взросление подростка. С другой – существующая система отношений взрослых к детям подросткового возраста не учитывает их потребности как равноправных субъектов взаимодействия. Разумеется подросткам предоставляется больше возможностей, увеличиваются нагрузки, расширяется сфера деятельности, но в то же время и родители, и педагоги, и общество в целом в принципе продолжают относится к подростку как к ребенку (не вдаваясь в тонкости их изменившихся психофизиологических особенностей и растущих потребностей).
Проблема социализации подростка напрямую связана со становлением его самосознания.
Известно, что внутреннее содержание «Я» – это отношение личности к другим людям, предметам, к самому себе. Осознать себя значит осознать эту систему отношений, понять, в чем ее отличие от системы отношений других людей.
Процесс становления самосознания подростка можно разделить на два этапа.
Первый этап – формирование чувства отграниченности своего «Я» от окружающих. Способами выработки этого чувства являются:
- формирование чувства взрослости,
- идентификация со сверстниками,
- поиск одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих.
Результатом первого этапа становится уточнение и закрепление границ своего «Я» от «Я» других людей.
Второй этап - становление идентичности личности подростка. Его слагают следующие процессы:
- формирование структуры «Я» младших подростков,
- формирование структуры «Я» старших подростков,
- выработка чувства собственного достоинства.
Результатом второго этапа является расширение и уточнение содержания своего «Я».
А теперь остановимся подробнее на процессах п е р в о г о э т а п а формирования самосознания подростка, структуре и содержании его «Я».
Во-первых, это выработка чувства взрослости. Быть взрослым для подростка означает делать то, что разрешается взрослым и запрещается детям.
Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой . Они многообразны:
1. Подражание внешним признакам взрослости — курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.
2. Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины'. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучии их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки — готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста — очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.
4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.
Другой прием приобретения чувства отграниченности своего «Я» состоит в идентификации, т.е. слиянии с группой сверстников. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности и подросток находит свое место в детском сообществе.
Подросток стремится быть принятым той группой сверстников, интересы которой он разделяет. Это может быть школьный класс, компания одноклассников или ребят со двора. Для подростка группа - это не просто ребята, которых он считает интереснее других и необходимых ему для досуга. Подростковая группа - сообщество со своими нормами, правилами, отличными от иных. Быть членом подростковой группы означает быть своим среди своих, жить по ее законам, вместе с ней противостоять другим группам. Для подростка быть в группе - это не быть одному. Отвержение группой воспринимается подростком как умаление ценности его личности, а угроза остаться вне группы нередко воспринимается как трагедия.
Потребность подростка быть связанным с группой вступает в противоречие с его потребностью в самоопределении, с желанием обрести свою идентичность. Чем старше подросток, тем более (остро) встает перед ним вопрос: я знаю, кто мы, кто они, а кто же я? Какой я? Кто я вне группы, без всех? Наступает момент, когда даже лидер группы, авторитетный и утвержденный, спрашивает себя об этом.
Любой взрослый помнит болезненные для него ситуации, когда приходилось идти за группой, подчиняясь ее решениям и не разделяя их. Надо - обязательно всем вместе - сорвать урок, «довести» нелюбимого учителя, подраться с другой компанией. Тех, кто идет против, группа жестоко наказывает, необязательно физически.
Нормальный подросток не растворяется в группе, он интересен сам себе. У него есть представления о том, какой он сегодня, каким будет завтра. У старших подростков формируются планы на будущее и некоторые перспективы самоизменения.
Здесь (в подростковом сообществе) складывается новая социальная ситуация развития. Общение со своими сверстниками становится ведущим типом деятельности. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.
Третьим важным способом устойчивости образа «Я» является поиск подростком одобрения себя и своего по поведения со стороны окружающих. Не случайно часто можно встретить ситуацию, когда подросток ведет себя совершенно по-разному в разных компаниях. В одной он делает одно и получает за это признание, в другой он делает прямо противоположное в обмен все на то же одобрение.
В т о р о й э т а п развития самосознания был обозначен как этап становления идентичности. В рамках данного этапа положено начало активному осознанию подростком сути своих отношений к другим людям, предметам, себе.
Если сравнивать между собой «Я» учеников 6-8 и 9-10 классов, то можно увидеть существенные различия. В структуру «Я» младших подростков, прежде всего, включены:
- ролевые характеристики самосознания (я - ученик, я - мальчик),
- качества, характеризующие его отношения к сверстникам,
- умения, интересы, способности,
- психологические качества личности и их самооценка.
В структуру «Я» старших подростков входят:
- внешний вид и отношения со сверстниками противоположного пола,
- жизненные планы, ценности, убеждения, идеалы,
- психологические качества личности и их самооценка.
Становление этой стороны самосознания и, прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с тревожностью и неуверенностью в себе.
Другая особенность становления самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Очень часто подростку кажется, что его унизили, или хотят этот сделать. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя сам может вести себя подобным образом. Хотя у старших подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершении и сформированности рано. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности.
В подростковом возрасте ребенку впервые открывается перспектива его будущей жизни. Время для него начинает измеряться годами, строятся жизненные планы, и существенная роль в этом принадлежит познавательному развитию.
У подростка складываются начала словесно-логического, в частности, теоретического мышления. Подросток приобретает способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Изучаемый в школе материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез. Погружаясь в социальную среду он непрерывно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление.
В возрасте 11-12 лет вырабатывается формальное мышление. Подросток может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, т.е. действовать по логике рассуждения. Подросток уже может, как это делает взрослый, подвергать переменные комбинаторному анализу. Однако, как свидетельствуют данные, описанные И.В. Дубровиной, только 50% детей достигают к подростковому возрасту уровня, гарантирующего высокоуспешную интеллектуальную деятельность. Плохо в целом развиты специальные интеллектуальные умения: умения классифицировать, обобщать. Преобладает наглядно-действенное (практическое) и наглядно-образное мышление. Теоретическое мышление также развито слабо. Слабое развитие логического (понятийного) мышления заставляет прибегать учеников не к пониманию, а к запоминанию, чаще всего – механическому.
У четырнадцатилетних подростков уже можно отметить рост интеллектуального развития по отдельным его составляющим: повышается уровень теоретического мышления, смысловой памяти, использования мнемических приемов деятельности, овладения отдельными умственными умениями – такими как классификация, аналогия, обобщение. Развиваются математические и пространственные способности.
Внимание, память, воображение в подростковом возрасте приобретают самостоятельность. Подросток может концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится управляемым, контролируемым процессом. Однако внимание, выполняя функцию контроля, может быть сформировано только через специальную организацию деятельности подростка (об этом подробнее Вы узнаете при изучении педагогической психологии). Никакая наглядность, призывы к внимательности не смогут сформировать внимательность как качество. В состоянии утомления внимание и вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 лет
Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включающий мышление. Становится доступным содержание абстрактного материала.
Воображение, как мы уже отметили, превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие функции – воображение и мышление. Подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживает свои внутренние проблемы. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение, так как он властвует над обратимостью времени, имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей существующих в реальном пространстве социальных отношений людей. Свободное построение сюжетной линии и выбор желаемого места, где развертываются события воображаемой жизни, позволяет не только планировать и проживать замыслы, но и дают возможность пережить напряжения действительных социальных отношений и испытать чувство релаксации. Таким образом, воображение оказывает влияние не только на познавательную, но и эмоционально-волевую, личностную сферу подростка.
В отдельных случаях подростки, вкусившие удовольствие свободного полета воображения, могут попасть в западню реальности воображения. Здесь проблему представляют: съезжание к стереотипному воспроизведению наработанных образов, сюжетов, превращение их в стимулы, рефлекторно вызывающие эмоции, стремление закрыться от внешнего мира. Собственно здесь может таиться психологическая основа подросткового аутизма – погружение в мир воображаемых переживаний с ослаблением контакта с действительностью, отчуждение от мира взрослых и сверстников.
В то же время, по мере того как мышление подростка формируется и крепнет, может возникнуть антагонизм между мышлением и воображением. Кроме того, среди подростков, как и среди детей, есть сухие реалисты, которые игнорируют не только жизнь в воображении, но и само воображение, считая это некой психологической слабостью.
Развитие речи в подростковом возрасте идет не только за счет расширения богатства словаря, но и за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к тому, что язык, будучи знаковой системой, позволяет отражать окружающую действительность, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в этом возрасте ребенок начинает понимать, что развитие речи определяет познавательной развитие. Подростка глубоко интересуют правила употребления тех форм и оборотов речи, которые наиболее затрудняют письменную и устную речь. А затруднений возникает множество, особенно с правильной формулировкой своих мыслей. Подросток легко улавливает неправильные и нестандартные формы и обороты речи своих друзей, учителе. Родителей, в выступлениях дикторов телевидения, радио и т.д. В этом случае подросток испытывает чувство юмора, которое снимает его напряжение от постоянного внимания к реалиям языка.
В силу своих возрастных особенностей подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения, личности собеседника. Персональное постижение языка подростком, его значений, смыслов индивидуализирует самосознание самого подростка.
Итак,в течение подросткового возраста в рамках пубертатного развития реконструируется телесный образ Я, формируется половая идентичность, осуществляется переход к взрослой сексуальности. Развитие интеллектуальной сферы характеризуется количественными и качественными изменениями, важнейшими из которых являются становление формального интеллекта и расширение временной перспективы. Интеллектуальные достижения открывают новые возможности в области познания мира и самопознания. Формируется качественно новый уровень самосознания. Чувство взрослости, открытие собственного Я, ощущение себя автором и творцом собственной биографии выражают новую жизненную позицию подростка по отношению к миру и себе.
Рекомендуемая литература:
1. Веракса, Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 446 c.
2. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2010. - 343 c.
3. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2013. - 511 c.
4. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: Тесты / Е.В. Гурова. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 174 c.
5. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. 2-е изд. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
6. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов /2-е изд. / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
7. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
8. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология / Т.С. Пак. - М.: Человек, 2010. - 48 c.
9. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; Пер. с англ. В. Квиткевич, Ю. Мирончик.. - СПб.: Питер, 2012. - 816 c.
10. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2012. - 816 c.
11. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2012. - 304 c.
12. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
13. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология 3-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
14. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 224 c.
Задания для самоконтроля
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. В структуру «Я» младшего подростка входят следующие характеристики:
а) ролевые,
б) внешний вид,
в) отношения с противоположным полом,
г) интересы и способности,
д) убеждения.
2. Деятельность интимно-личного общения является ведущей в:
а) школьном возрасте,
б) подростковом возрасте,
в) юности,
г) раннем детстве,
д) младенчестве.
3. Новообразованиями подросткового возраста являются:
а) изменение системы отношений со средой,
б) самооценка,
в) переход к мышлению в понятиях,
г) становление самосознания.
4. Ведущей деятельностью подросткового возраста является:
а) ролевая игра,
б) учебно-профессиональная деятельность,
в) учение,
г) общественно-полезная деятельности,
д) эмоциональное общение,
е) интимно-личное общение.
5. Подростковый возраст является сензитивным для:
а) физического и волевого самовоспитания,
б) духовного и морального самовоспитания,
в) формирования двигательных навыков,
г) интеллектуального развития.
6. В структуру «Я» старших подростков входят:
а) качества, характеризующие его отношение к сверстникам,
б) жизненные планы и ценности,
в) психологические качества личнности,
г) самооценка,
д) интересы и способности.
7. Способами формирования выработки чувства отграниченности своего «Я» от окружающих на первом этапе являются:
а) формирование чувства взрослости,
б) идентификация со сверстниками,
в) выработка чувства собственного достоинства,
г) поиск одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих.
8. Протекание подросткового кризиса проходит три фазы:
а) негативная,
б) позитивная,
в) кульминационная,
г) критическая,
д) посткритическая.
9. Для подростков 9-10 лет характерным является:
а) ситуативно-отрицательное, критическое отношение подростка к себе,
б) оперативная самооценка, определяющая отношение подростка к себе,
в) словесно-логического, в частности, теоретического мышление,
г) доминирует стремление проявить себя в мире взрослых, выделиться, быть незаурядным,
д) социальная ответственность как возможность отвечать за себя на уровне взрослого,
е) смысловая память приобретает опосредованный, логический характер.
10. Для 12-13 лет характерным является:
а) стремление и потребность быть взрослым, значимым среди взрослых,
б) растет внимание к особенностям взаимоотношений с