Место и роль природы в восприятии окружающего мира

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней. Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей. Способность заметить, выделить красоту окружающего мира развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния взрослых, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель, педагог, родители должны направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы [7, с. 14].

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Общение с природой и забота о ней , необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека[35].

И. Ф. Смольянинов в своей книге «Красота природы и воспитание красотой» обращает внимание на то, что красота природы объективна и независима от человеческих вкусов. Он подчеркивает, что природа есть исток, фундамент для возникновения, формирования и развития чувственности, сознания и самосознания человека, для всей его жизнедеятельности и творчества, а также для возникновения, формирования и развития человеческой культуры, науки и искусства. Особое место во взаимоотношениях между человеком и природой занимает искусство и культура в целом. Природа во многом осваивалась и изучалась не непосредственно, а опосредованно, через искусство и культуру, которые, и связывали и разделяли человека и природу. В связи сэтим, естественно, отношение к природе, искусству и культуре было, по крайней мере, двойственным. С одной стороны, природа рассматривалась как нечто прекрасное, первозданное, как некий идеал, к которому следует стремиться, с другой стороны, она отвергалась как то, что мешает человеку стать совершенным и прекрасным, божественным созданием. Искусство и культура рассматривались как то, что во многом превосходит природу и, наоборот, как то, что лишь копирует ее, является слабым ее подражанием. [19, с. 26]

Человек, чтобы оставаться и быть человеком, должен стремиться к встрече с прекрасным, лицезреть и созерцать красоту - лишь в этом случае он будет способен постичь высшую мудрость, высшее благо, истину, и, следовательно, будет способен вести добродетельную жизнь. Наконец, созерцаниебожественной и абсолютной красоты обращает человека на познание самого себя и всего того, что заключено в человеческой душе вечного и бессмертного, на чем покоится ответственность и достоинство человека [19, с.34].

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Прекраcное в природе, безгранично и неисчерпаемо. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил

человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Общение с природ положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой[32].

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

В образовательном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Деревья, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега – все это привлекает внимание детей, радует их и служит источником познавательной деятельности. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, без мистических прибавлений, вызывает глубокий интерес к ней, расширяет знания детей и может в будущем привести их в науку или искусство [35].

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий, вроде таких: «от жабы бородавки будут», «раздавишь лягушку – дождь пойдет» и т.п. Такие представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые – правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в раннем возрасте получили верные сведения о природе, основанные на чувственном опыте. Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» котят). Большой вред детскому здоровью могут нанести ядовитые растения, грибы, по незнанию сорванные или съеденные [32].

По мере развития ребенка, его внимание нужно привлекать к более широкому кругу природных явлений: деревья, растения, цветы, бабочки, птицы; бывать в саду, в поле, в лесу. Рассматривая деревья – показать лиственные и хвойные, сравнить листья и хвою; посмотреть эти деревья зимой. Круг представлений о растениях и животных должен определяться местными природными условиями. Необходимо знакомить детей только с самыми известными породами деревьев и растений, наиболее известными

животными, «находящимися на русской почве». Детей следует познакомить с тем, что растет в поле, на лугу, посмотреть сельскохозяйственные работы. Наблюдения в природе следует проводить в разное время года и обращать внимание на происходящие сезонные изменения. Таким образом, дети самостоятельно и естественно познакомятся с характерными признаками предметов; позднее в школе они смогут сделать выводы из накопленных наблюдений, а не только заучивать обобщающее правило [9, с. 52].

Для развития мышления ребенка необходимы богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии мира природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что природа – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы»[32].

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть ни что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы»[33].

Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Удивительная, уникальная природа дает неисчерпаемый материал для выполнения задач по ознакомлению школьников с природой родного края:

- развивать и поддерживать устойчивый интерес к природе, ее объектам и явлениям ближайшего окружения;

- обогащать представления детей о разнообразии природы ближайшего окружения;

-развивать умение классифицировать живую природу на основе анализа внешних признаков, способов взаимодействия с окружающим миром;

- развивать познавательный интерес и познавательную активность в процессе природоведческой деятельности, ознакомления с художественной литературой, музыкальными и изобразительными произведениями о природе, устного народного творчества (загадки, легенды, приметы, пословицы и т. д.);

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природным объектам.

Вывод по I главе

Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, сочувствия, помощи [32].

Е.Н. Водовозова в своей педагогической практике рекомендовала своим коллегам обращать внимание ребенка во время прогулок на яркие, живописные картины природы: красивый пейзаж, блеск солнца, его закат, вид безбрежного моря, его могучие волны, игра в них солнечных лучей. Она считала, что основными предпосылками эстетического развития школьников является систематические наблюдения картин и явлений природы, рассматривание ребенком их в целом, а затем отдельных частей, сравнение, сопоставление, развитие наблюдательности и любознательности[5].

Проблема эстетического восприятия довольно полно разработана в

Отечественнойи зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Развитие эстетического восприятия действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Анализируя литературу, был сделан вывод, что приобщение детей к природе способствует развитию эстетического восприятия. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

.

Наши рекомендации