Какова структура учебной деятельности?

Какова адекватная мотивация учения как деятельности?

9. Раскройте значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития в младшем школь­ном возрасте.

10. Что имеют в виду, говоря о психогенной школьной дезадап­тации в младшем школьном возрасте? Каковы ее причины?

11. В каких направлениях идет развитие познавательной деятельности в начальной школе?

12. Каковы особенности познавательных процессов у первоклассников?

13. Обозначьте основные направления развития личности млад­шего школьника.

Какими психологическими проблемами отмечен переход от младшего школьного к подростковому возрасту?

15. Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста?

16. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?

17. Какова роль общения в развитии личности младшего школьника?

18. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?


Решите задачи.

Задача 1.

Мама семилетней Оксаны рассказывает: «Скоро дочка пойдет в школу. В детском саду о ней хорошо отзываются: активная, развитая, послушная. Но мы с мужем заметили, что она старается всегда быть первой и этой цели добивается не лучшими средствами. Думаем, это ей не поможет в школе».

А как думаете Вы? Права ли мама в своих волнениях? Как скажется позиция девочки на ее учебных успехах и взаимоотношениями с одноклассниками?

Подумайте, какой из ответов детей, на Ваш взгляд, более всего говорит о сформированной школьной мотивации?

Задача 2.

Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда его хвалит. Но мама постоянно им недовольна: все делает медленно, неуверенно, ленится. Она начала учить его читать и писать, заставляя, если плохо получиться переделывать. Петя плачет, хочет играть. Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть?»

Назовите причины неуспешности мальчика в учении.

Задача 3.

Женя (6 лет) был активным мальчиком, любознательным. В детском саду он быстро усваивал содержание занятий, любил читать, но в то же время был невнимательным, неусидчивым. В первом классе на уроке часто отвлекался, не слушал объяснений учителя и детей, за что получал замечания и болезненно на них реагировал.

Какие качества внимания не сформированы у Жени? Как помочь мальчику?

Задача 4.

Мише надо выучить небольшой текст наизусть. Мальчик читает его раз, второй, третий, четвертый… Наконец, кажется, выучил, и вот после такой тяжелой работы он наутро он так и не может рассказать отрывок. И сколько обиды слышится в голосе юного труженика, когда он со слезами на глазах клянется: «Я десять раз читал, десять раз!…»

Подумайте, в чем причина неудачи ребенка?

Задача 5.

Сравните рисунки детей, что вы можете сказать об особенностях их воображения?

 
  Какова структура учебной деятельности? - student2.ru

 
 
 
 
  Какова структура учебной деятельности? - student2.ru

Задача 6.

При поступлении в школу один ребенок мог считать до десяти; знал двенадцать букв, мог написать отдельные слова. Другой ребенок ничего этого делать не мог.

Можно ли считать, что первый ребенок подготовлен к школе лучше, чем второй? Почему?

Что включает в себя понятие «готовность к школе»?

Задача 7.

Прозвенел звонок. Люда приготовилась к уроку. На ее парте нужный учебник и тетради. Люда следит за каждым словом учителя. Вот учитель похвалил кого-то, Люда улыбнулась, ей приятно за одноклассника. Учитель продиктовал пример. Все решают. Отвечающий у доски допустил ошибку – Люда тут же увидела ее, подняла руку и исправила. В конце урока девочка аккуратно, добросовестно записывает задание в дневник.

Охарактеризуйте произвольную сферу девочки.

Задача 8.

Очень часто, задавая младшим школьникам вопрос на уроке, можно заметить лес рук, но когда доходит дело до ответов, дети бездумно выкрикивают первые пришедшие на ум. Попытки получить обоснование хотя бы такого ответа ни к чему не приводят.

Почему так происходит?

Задача 9.

На уроке ученики 3 класса описывали картину К.Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

Ученик: « Здесь отец и сын ушли на рыбалку, младшего не взяли. Мальчик держит ведро. Курица ходит».

Никто не обратил внимания на солнечный день на причудливые тени от деревьев, на выражения лиц героев картины.

Почему? Подумайте, в связи с чем происходит перестройка способов запоминания.

Задача 10.

Егор (ученик 1 класса) отказывается идти в школу. Плачет, прячет портфель.

Определите возможные причины поведения ребенка.

Задача 11.

В младших классах учительница поручила неуспевающим школьникам помогать другим неуспевающим. В результате повысилась их собственная успеваемость.

За счёт чего повысилась успеваемость таких школьников?

Задача 12.

Учительница 1 «Б» класса старалась ак­тивизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо и эмоционально. Часто спрашивала учеников с места и поощряла их активность. Однако, Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других.

Постепенно класс разделился на активных, быстрых учеников и пас­сивных, медлительных. В отношении последних учительница сразу делала вывод: «Садись, не знаешь».

Проанализируйте данную ситуацию. Определите возможные причины «медлительности» отдельных учеников. Дайте оценку взаимоотношений учи­теля и учеников.

Задача 13.

Папа задал Юре (7 лет) такую задачу: «Коля старше Сережи, а Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»

Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог её решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.

О каких особенностях умственных действий ребенка этот пример?

Задача 14.

Младшие школьники с трудом сосредотачивают свое внимание на непонятном сложном материале.

В чём причина? Каким образом должен действовать учитель?

Задача 15.

Дети младшего школьного возраста воспринимают оценку качества выполнения задания как оценку своих стараний. Так, дети часто говорят, что учатся хорошо, несмотря на наличие плохих оценок. Если преподаватель, комментируя плохую оценку, не распространяет впечатление от выполненной работы на свойства характера, дети не расстраиваются.

Прокомментируйте особенности отношения детей младшего школьного возраста к учебе.

Задача 16.

Прочитайте отрывок из книги К. Чуковского. Как вы можете охарактеризовать позиции брата и сестры в семье и в школе? Как это сказывается на их взаимоотношениях, какие последствия может иметь в личностном плане? Почему педагогический прием, придуманный сестрой, оказался неподходящим для мальчика?

«Маруся, сгорбившись, сидит на диване. Глаза ее вонзились в библиотечную книгу. Книга называется так: «О чем щебетала ласточка». Маруся читает ее чуть не двенадцатый раз. — Возьми из духовки мамалыгу и рыбу и, пожалуйста, не мешай мне читать, — говорит она, не отрываясь от «Ласточки». Голос у нее сухой и отчетливый, будто она диктует диктант. Маруся строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока. Она считает меня легкомысленным лодырем. Я боюсь ее больше, чем маму. Она первая ученица в гимназии и уже зарабатывает еже­месячно четыре рубля, так как дает уроки племяннице мадам Шершеневич. Все хвалят Марусю за то, что она такая серьезная, и попре­кают меня, зачем я не похож на Марусю. Одна только мама относится ко мне снисходительно. Маруся чувствует это, и для нее это большая обида. Мне очень хочется быть таким же серьезным, как Маруся, но у меня ничего не выходит. Несколько раз она пробовала воспитывать меня на свой лад и в конце концов махнула рукой. Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным, мальчишеским голосом: — Хочешь играть в путешествия? Я ответил: — Еще бы! Потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов. Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старатель­ным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австра­лия» и приколола их булавками в разных концах нашего большого двора. Кухня для биндюжников оказалась Америкой, крыльцо усача Симоненко — Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала: — В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны такие-то, климат такой-то, растения такие-то. А потом сказала: — Повтори. Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня! Путеше­ствовать значило для меня мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индиа­нок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и заставляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Марусе эта игра была по сердцу — полезная игра, поучительная. Я убежал от нее со слезами, чуть только мы дошли до Европы, и спрятался в «Вигваме» на весь день. С тех пор Маруся окончательно убедилась, что я легко­ мысленный лодырь, и говорит со мною, как с жалким ничтожеством».

Задача 17.

Наши рекомендации