Методы возрастной психологии

Методы возрастной психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психическое развитие человека.

Методы возрастной психологии можно классифицировать по четырем основаниям.

Организационные:

- лонгитюдиальный - метод продольных срезов, группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Этот метод дает самые качественные результаты, но весьма трудоемкий и поэтому используется сравнительно редко. Метод позволяет: проследить развитие отдельных психических функций; дать прогноз развития этих функций. Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения.

- метод поперечных возрастных срезов представляет собой одноразовое обследование различных одновозрастных групп по единой методике. Метод позволяет: выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке); провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

- комплексный метод - сочетание обоих методов в разных вариантах.

Эмпирические.

- обсервационный (наблюдение и самонаблюдение);

- экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующий и т.д.);

- беседа, интервью, анкетирование и др.;

- психодиагностический;

- тесты;

- биографический (монографическое описание).

Обрабатывающие (математико-статистические).

Интерпретационные:

- генетическое описание (вертикальный срез);

- структурное описание (горизонтальный срез).

Для изучения возрастных изменений в психике человека требуется и применяется системный подход. С точки зрения системного подхода возрастные изменения необходимо рассматривать комплексно с учетом различных аспектов:

- онтологического (соотношение биологического и социального в развитии);

- хронологического (микро- и макрохронология);

- структурно-динамического (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики);

- каузального (факторы развития).

Рекомендуемая литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология в 2-х томах. Учебник и практикум. 2 изд. испр. и доп. – Сер. 64. / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2015. - 814 c.
  2. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
  3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
  4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
  5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
  6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2012. – 940 с.
  7. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
  8. Марцинковская, Т.Д. Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина и др. /Под ред. Марцинковской Т.Д. - М.: Академия, 2014. – 352 с.
  9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. 1 изд. – Сер. 58. Бакалавр. Академический курс. / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2015. - 460 c.
  10. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. 1 изд. – Сер. 60. Бакалавр. Прикладной курс. - М.: Юрайт, 2016. - 413 c.
  11. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.
  12. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
  13. Урунтаева, Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
  14. Смирнова, Е.О. Детсткая психология / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2012. – 304 с.
  15. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
  16. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.

Задания для самоконтроля

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Разделами возрастной психологии не являются:

а) детская психология;

б) психология подросткового возраста;

в) психология юности;

г) психология зрелого возраста;

д) геронтопсихология;

2. Возраст в психологии – это категория, обозначающая:

а) уровень физического развития;

б) хронологический возраст;

в) ступень онтогенетического развития;

г) уровень социального развития;

д) уровень психического развития.

3. Хронологические границы психологических возрастов:

а) варьируют в зависимости от культурных;

б) экономических факторов;

в) жестко фиксированы;

г) изменяется в зависимости от социальных факторов.

4. Возрастная группа – это группа людей одного поколения:

а) да;

б) нет.

5. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов:

а) да;

б) нет.

6. Категория «развитие» включает в себя следующие процессы:

а) становление;

б) образование;

в) преобразование;

г) формирование;

д) реализация;

е) усвоение.

7. Факторами развития являются:

а) среда;

б) наследственность;

в) активность развития.

8. Обобщенный результат психического развития в соответствующие период времени, который становится исходным для формирования психических процессов и личности человека – это:

а) кризис развития;

б) ведущая деятельность;

в) новообразование;

г) социальная ситуация развития

9. Процесс развития имеет следующие стороны:

а) новообразование;

б) кризис развития;

в) социализация;

г) деятельность;

д) преобразование.

10. Основными принципами психического развития являются:

а) принцип устойчивого динамического равновесия;

б) принцип цельности;

в) принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению;

г) принцип активности.

11. Закономерностями психического развития являются:

а) гетерохронность;

б) устойчивость;

в) избирательность;

г) сенситивность;

д) равномерность;

е) неустойчивость.

12. Возрастная норма включает в себя три аспекта:

а) социологический;

б) социокультурный;

в) социальный;

г) среднестатистическое значение;

д) индивидуально-личностный;

е) индивидуальное значение.

13. Основными методами возрастной психологии считаются:

а) беседа;

б) наблюдение;

в) эксперимент;

г) метод тестов;

д) изучение продуктов деятельности.

14. Предметом изучения возрастной психологии являются:

а) человек;

б) процессы психического развития;

в) закономерности психического развития;

г) особенности психического развития;

д) ребенок

15. Филогенез и онтогенез являются:

а) формами психического развития;

б) этапами психического развития;

в) сторонами психического развития;

г) процессами психического развития.

16. К организационным методам относятся:

а) беседа;

б) лонгитюдный метод;

в) структурное описание;

г) эксперимент.

17. Биографический метод относится к группе:

а) организационных методов;

б) эмпирических методов;

в) интерпритационных.

Ответьте на вопросы:

1. Раскройте содержание предмета возрастной психологии.

Наши рекомендации