Методы возрастной психологии
Методы возрастной психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психическое развитие человека.
Методы возрастной психологии можно классифицировать по четырем основаниям.
Организационные:
- лонгитюдиальный - метод продольных срезов, группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Этот метод дает самые качественные результаты, но весьма трудоемкий и поэтому используется сравнительно редко. Метод позволяет: проследить развитие отдельных психических функций; дать прогноз развития этих функций. Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения.
- метод поперечных возрастных срезов представляет собой одноразовое обследование различных одновозрастных групп по единой методике. Метод позволяет: выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке); провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.
- комплексный метод - сочетание обоих методов в разных вариантах.
Эмпирические.
- обсервационный (наблюдение и самонаблюдение);
- экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующий и т.д.);
- беседа, интервью, анкетирование и др.;
- психодиагностический;
- тесты;
- биографический (монографическое описание).
Обрабатывающие (математико-статистические).
Интерпретационные:
- генетическое описание (вертикальный срез);
- структурное описание (горизонтальный срез).
Для изучения возрастных изменений в психике человека требуется и применяется системный подход. С точки зрения системного подхода возрастные изменения необходимо рассматривать комплексно с учетом различных аспектов:
- онтологического (соотношение биологического и социального в развитии);
- хронологического (микро- и макрохронология);
- структурно-динамического (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики);
- каузального (факторы развития).
Рекомендуемая литература:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология в 2-х томах. Учебник и практикум. 2 изд. испр. и доп. – Сер. 64. / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2015. - 814 c.
- Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
- Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
- Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
- Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2012. – 940 с.
- Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
- Марцинковская, Т.Д. Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина и др. /Под ред. Марцинковской Т.Д. - М.: Академия, 2014. – 352 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. 1 изд. – Сер. 58. Бакалавр. Академический курс. / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2015. - 460 c.
- Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. 1 изд. – Сер. 60. Бакалавр. Прикладной курс. - М.: Юрайт, 2016. - 413 c.
- Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.
- Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
- Урунтаева, Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
- Смирнова, Е.О. Детсткая психология / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2012. – 304 с.
- Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
- Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
Задания для самоконтроля
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Разделами возрастной психологии не являются:
а) детская психология;
б) психология подросткового возраста;
в) психология юности;
г) психология зрелого возраста;
д) геронтопсихология;
2. Возраст в психологии – это категория, обозначающая:
а) уровень физического развития;
б) хронологический возраст;
в) ступень онтогенетического развития;
г) уровень социального развития;
д) уровень психического развития.
3. Хронологические границы психологических возрастов:
а) варьируют в зависимости от культурных;
б) экономических факторов;
в) жестко фиксированы;
г) изменяется в зависимости от социальных факторов.
4. Возрастная группа – это группа людей одного поколения:
а) да;
б) нет.
5. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов:
а) да;
б) нет.
6. Категория «развитие» включает в себя следующие процессы:
а) становление;
б) образование;
в) преобразование;
г) формирование;
д) реализация;
е) усвоение.
7. Факторами развития являются:
а) среда;
б) наследственность;
в) активность развития.
8. Обобщенный результат психического развития в соответствующие период времени, который становится исходным для формирования психических процессов и личности человека – это:
а) кризис развития;
б) ведущая деятельность;
в) новообразование;
г) социальная ситуация развития
9. Процесс развития имеет следующие стороны:
а) новообразование;
б) кризис развития;
в) социализация;
г) деятельность;
д) преобразование.
10. Основными принципами психического развития являются:
а) принцип устойчивого динамического равновесия;
б) принцип цельности;
в) принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению;
г) принцип активности.
11. Закономерностями психического развития являются:
а) гетерохронность;
б) устойчивость;
в) избирательность;
г) сенситивность;
д) равномерность;
е) неустойчивость.
12. Возрастная норма включает в себя три аспекта:
а) социологический;
б) социокультурный;
в) социальный;
г) среднестатистическое значение;
д) индивидуально-личностный;
е) индивидуальное значение.
13. Основными методами возрастной психологии считаются:
а) беседа;
б) наблюдение;
в) эксперимент;
г) метод тестов;
д) изучение продуктов деятельности.
14. Предметом изучения возрастной психологии являются:
а) человек;
б) процессы психического развития;
в) закономерности психического развития;
г) особенности психического развития;
д) ребенок
15. Филогенез и онтогенез являются:
а) формами психического развития;
б) этапами психического развития;
в) сторонами психического развития;
г) процессами психического развития.
16. К организационным методам относятся:
а) беседа;
б) лонгитюдный метод;
в) структурное описание;
г) эксперимент.
17. Биографический метод относится к группе:
а) организационных методов;
б) эмпирических методов;
в) интерпритационных.
Ответьте на вопросы:
1. Раскройте содержание предмета возрастной психологии.