Индивидуальный стиль и жизненный путь профессионала

Противоречия (между человеком и средой и между внутрисубъектными психическими структурами) могут вести как к позитивному, прогрессивному развитию его как профессионала, субъекта деятельности, личности индивидуальности, так и к застою или даже к деградации.

(Примеры: a) студента-первокурсника избрали председателем студенческой организации факультета, и этот студент при содействии коллектива вырастает в хорошего лидера;

b) способному выпускнику аспирантуры предложили работу сразу в трёх организациях; в результате - не прогресс, а даже путь к деградации).

Разумная тактика по отношению к профессионалу должна состоять в том, чтобы как минимум знать о возможных типичных вариантах свойственных ему противоречий, чтобы исключить кризис или личную катастрофу на профессиональном пути.

А.К.Маркова в “Психологии профессионализма” выделяет следующие противоречия:

· Противоречия между особенностями дотошного специалиста-профессионала и социальной средой. (Человек не готов к возможным своим ошибкам, не имеет продуманных запасных вариантов выбора на случай непредвиденных препятствий или не умеет “подать себя” как потенциального работника на новом месте).

К этому можно отнести противоречие между высоким уровнем квалификации работника, знающего себе цену, и его использованием не вполне по назначению со стороны работодателя, администрации (ситуация: “забивать гвозди микроскопом можно, но лучше бы не надо”). В результате общество теряет ценного специалиста, а специалист приобретает хроническое недовольство со всеми возможными последствиями. В данной ситуации либо администрация, либо сам профессионал, поняв её нелепость, должны поискать конструктивные исходы.

· Противоречия внутри структуры самого профессионала как субъекта:

а) в структуре компетентности (знаний, умений, осведомлённости, подготовленности, опыта):

* между специальной компетентностью и социальной (знает своё дело, но плохо понимает людей - руководителей, подчинённых, коллег; с большим трудом строит с ними отношения, часто конфликтует, не ориентирован в вопросах социальной психологии, но интересуется ими);

*между специальной компетентностью и личностной (знает своё дело, но плохо, неверно знает свои психические состояния свойства; не ориентирован на саморегуляцию, самоизучение, самокоррекцию; отсутствует интерес к такому явлению, как “компания в собственной душе” как к процессу ненужному);

* между однобокой личностной компетентностью и социальной (работник плохо представляет внутренний мир других людей, а это ведёт к затяжным и трудно одолимым межлюдским конфликтам на работе);

* между неравномерным освоением человеком отдельных умений, действий и общей системой профессиональной деятельности (рано или поздно это даёт себя знать, и в результате - неожиданные срывы, неудачи, ведущие к задержке мастерства);

б) в структуре личностных ценностей, “ценностных ориентаций”:

*между ориентацией “на себя в деле” и “на дело в себе” (если преобладает “показ” себя другим, когда реальный уровень мастерства и продукт работы мало волнуют, то возникает снижение уровня работы над собой, замедление роста мастерства или “застой”. Если преобладает ориентация только “на дело”, то это ведёт к снижению заботы о здоровье и в конечном счёте также к снижению продуктивности и качества деятельности);

* между ориентацией на результат работы и на её процесс (“результат любой ценой” ведёт к развитию специалиста как халтурщика, неэтично пользующегося любыми средствами, включая и недозволенные. Если же человек увязает в работе, то его могут счесть недостаточно продуктивным, недооценивать, что, в свою очередь, гнетёт, вызывает неприятные переживания);

*между ориентацией на саморазвитие и самосохранение (если брать на себя всё новые и новые нагрузки, ограничивать отдых, сон, то это приведёт к переутомлению, невротическим состояниям, снижению работоспособности и, в конечном счёте, к зачислению себя в категорию неудачников. Установка на преобладание самосохранения, основанная на предпосылке типа “от работы кони дохнут”, на деле приводит не к сохранению себя, а к задержкам профессионального развития. Прилагая к чему-то физические и духовные силы, они не тратятся, а наоборот, сохраняются, развиваются, приобретаются);

* между ориентацией на профессиональные образцы, эталоны, задаваемые ближайшим социальным окружением, и на образцы, построенные самим человеком и не до конца известные и понятные окружающим (если человеку навязывают передовой опыт, а он сам является “генератором идей ценного опыта”). В результате человек испытывает противоречивые переживания, которые, если человек считается с мнением других, ещё более усугубляются.

* между деловой ориентацией на узкую специальность и склонность к универсализму (иногда человеку “жалко” тратить время на то, что прямо не связано с его узкой специальностью, но он запрещает себе заниматься посторонними делами, что ведёт к ограничению профессионального развития; широта интересов во многих профессиях является профессионально ценным качеством - у педагогов, психологов, политиков, руководителей - но за пределами разумного и в сочетании со склонностью удивить дугих, блеснуть осведомлённостью она ведёт к поверхностному всезнайству);

в) в структуре человека как субъекта деятельности:

* между стойкими особенностями психики человека (хорошая память на знаково-символические объекты, цифры, формулы плюс общительность, непоседливость, способности человека, занятого программированием на ЭВМ. Работа у него ладится, но переживания неудовлетворённости неизбежны);

* между особенностями проявлений активности в профессиональной и внепрофессиональной областях (разное поведение человека на работе и дома. Сдержан, внимателен к людям на работе, и вспыльчив, бестактен - дома). С точки зрения совершенствования профессионального мастерства это неблагоприятно).

* между темпами развития мотивационных и операциональных составляющих деятельности (человек ещё не овладел техникой исполнения дела, а уже берёт на себя творческие функции; в результате этого высока вероятность неуспеха и большие переживания. Возможно и обратное - человек уже технически перерос те задания, которые получает, но из-за ложной скромности не склонен к бескорыстной инициативе в условиях, когда за инициативу не ожидается поощрение. Это тоже внутренний “тормоз” на пути развития профессионала;

* между процессами развития и компенсации личных качеств, содействующих или препятствующих успеху в работе (по разным причинам человек может осознавать или не осознавать, использовать или не использовать сильные свои стороны, качества, и соответственно, преодолевать или оставлять без внимания слабые: человек переоценивает свою память, которая его обычно не подводит, не создаёт себе хранилище внешней памяти в виде хотя бы записей, а после тратит много времени на поиск утраченной нужной информации).

Основные фазы развития профессионала. Употребим очень условные обозначения указанных фаз жизненного пути профессионала.

“Оптант” (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных временных границ здесь нет.

Если в роли оптанта оказывается профессионал (скажем, частично утративший работоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь может быть любым в интервале трудоспособности.

“Адепт” (фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её (учащиеся профтехучилищ, студенты техникумов и вузов, “слушатели”, курсанты, ученики мастера-наставника и др.).В зависимости от профессии речь может идти в связи с этой фазой и о многолетнем (первый, второй и т.д. год обучения) и кратковременном процессе (простой инструктаж).

“Адаптант” (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Подготовка любого профессионала в учебном заведении никогда не подходит к производственной работе, “как ключ к замку” (из-за различия социальных и деятельностных норм учебного заведения и производственного коллектива). Молодой специалист должен суметь вписаться в эти нормы, помня - “в чужой монастырь со своим уставом не ходят”.

“Интервал” (фаза интервала). Это уже опытный работник, который любит своё дело, самостоятельно справляется с основными профессиональными функциями. В коллективе он уже “свой”, “наш”.

“Мастер” (фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые не всем коллегам по плечу. Он выделяется специальными качествами, умениями, универсализмом в профессиональной области. Он обрёл свой определённый, неповторимый стиль деятельности, имеет основания считать себя в чём-то незаменимым.

“Авторитет” (фаза авторитета). Это мастер своего дела, уже хорошо известный как минимум в профессиональном кругу или даже за его пределами. Он имеет формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, учёную степень и пр.), награды, знаки отличия. С его именем считаются коллеги и руководители.

“Наставник” (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии “обрастает” единомышленниками, подражателями в самом хорошем смысле, перенимателями опыта, ученик.

Контрольные вопросы

1. Что относится к психологическим признакам труда?

2. Как понимается стиль формирующегося или сложившегося профессионала?

3. Что такое трудовой пост, и какими признаками он характеризуется?

4. Назовите основные структурные компоненты пригодности человека к работе.

5. Раскройте содержание трех разновидностей целей профессиональной деятельности (распознать, преобразовать, изыскать).

6. В чем содержание следующих структурных компонентов пригодности человека к работе: дееспособность общая; навыки, опыт, выучка?

7. Что является общим признаком соответствия человека к работе?

8. Что относится к внутренним условиям деятельности профессионала?

  1. Назовите основные фазы развития профессионала.

Литература

1. Агафонов А.В. Психология. Тексты лекций для студентов специальности 031600. - М.: МГТУ ГА, 2011. с. 140.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

3. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. -с. 512-524. :ил.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2002. – с.469 - 582. ил.- (Серия «Учебник нового века»).

5. Куницина В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов/ В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер. 2003. – с.294 – 298, 343 – 402.

10. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с.237-243.

11. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: [пособие]/М.А.Ковальчук, И.Ю.Тарханова. – М.: Гуманиттар, изд, центр ВЛАДОС, 2010. -286 с.: ил. – (Библиотека психолога).

СОДЕРЖАНИЕ

с.

От автора.....................................................................................................................3

Структура предмета «Транспортная психология»...................................................4

Раздел 1. Предмет, методы и основные понятия психологии. Психические процессы и свойства................................................................................................4

Тема № 1.1. Объект и предмет психологии.............................................................4

Тема № 1.2. Чувственное познание..........................................................................8

Тема № 1.3. Рациональное познание......................................................................13

Тема № 1.4. Общее и индивидуальное в психике.................................................17

Раздел 2. Психология и трудовая деятельность. Психологические процессы в социальных группах............................................................................................23

Тема № 2.1 Психология и трудовая деятельность.................................................23

Тема № 2.2.Психология малых групп и межгруппового взаимодействия.........30

Тема № 2.3. Психология больших социальных групп и массовых явлений.......34

Раздел 3. Психические состояния в профессиональной деятельности человека.............................................................................................................................39

Тема № 3.1. Проблемы и виды психических состояний в современной психологии...............................................................................................................................39

Тема № 3.2. Профессиональное развитие личности..............................................43

Содержание................................................................................................................55

Наши рекомендации