Психологические признаки труда.
Понятие "труд" применяется в широком круге областей практики и науки, начиная от врачебно-трудовой экспертизы и кончая философией. Нередко слово "труд" применяют для обозначения чисто внешних по отношению к сознанию человека и как бы технологических объектных процессов.
Психологические признаки труда: предвосхищение ценного результата, сознание обязательности его достижения, владение внешними и внутренними средствами деятельности, ориентировка в системе межличностных отношений, связанных с производством ценностей.Не только человек должен гордиться для трудового поста, работы, но и трудовой пост должен проектироваться и создаваться как соответствующий свойствам человека. Один из путей установления взаимосоответствия человека и работы - выработка индивидуального стиля деятельности, поскольку в сходных внешних условиях внутренние условия деятельности индивидуально своеобразны.
Многочисленные исследования показали, что, чтобы работать хорошо, люди должны уметь работать и по-разному, так как внутренние условия деятельности не могут быть одинаковыми у разных людей. Говорят о "почерке" в работе конкретного человека, подразумевая под этим своеобразную системную организацию при решении повседневных задач. Иногда слово "почерк" заменяют словом "стиль".
Стиль - объект процессуальный, как и сама деятельность, и невоспринимаемый. О стиле человека можно узнать лишь после реализации программы сбора, обработки и интерпретации материалов.
С учётом проведённых исследований стиль формирующегося или относительно сложившегося профессионала может быть понят в общем виде как относительно устойчивая индивидуально-своеобразная организация активности (деятельности), складывающаяся в результате усилий человека по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях.
Поскольку и цели, и условия деятельности характеризуются в данной профессии у данного человека некоторой типичностью, определённостью, повторяемостью, это приводит к возникновению черт общезначимости, относительной устойчивости его индивидуального стиля как профессионала. При этом стиль может изменяться, корректироваться.
Задание.Попытайтесь рассмотреть свой стиль и стиль нескольких хорошо знакомых вам людей по такой программе:
Видимые проявления своеобразия работы:
а) в протекании познавательной составляющей деятельности (развёрнутость или кратность ориентировки в среде; частый или редкий текущий контроль; преобладающая ориентация на предметную, социальную среду или на свои переживания);
б) в протекании исполнительной деятельности (торопливость, медлительность; частые пробы и поправки или точность; рывкообразность, плавность и другие особенности, доставляемые наблюдением);
в) в области результатов деятельности (много продукта при умеренном качестве или, наоборот, мало, но при высоком качестве; другие варианты).
Предполагаемые причины наблюдаемого стиля:
а) в области внутренних условий (стойкие особенности психического склада; осведомлённость; опыт; наличие навыков, приёмов саморегуляции);
б) в области внешних предметных условий (наличие и отсутствие хороших образцов продукта, инструментов, материалов);
в) в области внешних социальных условий (имеются или отсутствуют традиции обмена опытом; сплочена или разобщена группа участников работы, коллег; особенности межличностных взаимоотношений).
К психологическим признакам трудакак активности человека, субъекта относятся:
а) мысленное предвидение социально ценного результата. Это предполагает наличие у человека и представления о предполагаемом изделии, и понимания общественной ценности этого результата, и некоторого подъёма положительных чувств ("предвосхищение"), то есть речь идёт и о познавательных (когнитивных), и об эмоциональных (аффективных) компонентах данного признака труда.
Не во всех профессиях результат легко себе представить, иногда он в целом принципиально неизвестен (в работе инспектора, товароведа, геолога-разведчика, лётчика-наблюдателя и т.п.) и мыслится в виде некоторых общих требований, критериев. Часто эти критерии не поддаются формализации (как найти “аршин” для измерения продукта деятельности дирижёра, служителя культа, искусствоведа). Здесь уместны экспертные оценки (что-то наподобие баллов, судейских решений по вопросам фигурного катания на коньках);
б) сознание обязательности достижения ценного результата.Этот признак отличает труд от забавы, детской игры и предполагает волевую, в частности, саморегуляционную воспитанность человека;
в) владение внешними и внутренними средствами деятельности,а в идеале также создание и совершенствование их. Что отнести к внутренним средствам деятельности? Этим могут быть мысленные схемы решения трудовых задач, приёмы саморегуляции (ухищрения для предотвращения утомления и т.п.). При несложных внешних средствах внутренние могут быть довольно сложными(чтобы извлечь квадратный корень из числа с помощью калькулятора, надо только знать, какие кнопки нажать, а чтобы извлечь корень “с карандашом в руках” или “в уме”, надо владеть сложными внутренними средствами - соответствующим алгоритмом, способами самопроверки). Применяемая машинная техника может сильно упрощать психологическую составляющую деятельности;
г)ориентировка в межлюдских производственных отношениях.Если человек не представляет, кем и какой труд вложен в условия, материалы, средства его работы, если он не представляет, для каких людей и каких их нужд важна его продукция, то активность его ещё не назовём трудом в психологическом смысле. Он правильно функционирует на штатном рабочем месте и, с житейской точки зрения, он трудящийся, но с точки зрения психологии - он ещё не дорос до этого.
Если хотя бы один из указанных признаков не выражен у занятого чем-то человека, нельзя говорить о его сформированности как субъекта труда. Нужна коррекция (или самокоррекция), “доводка” психики до должного уровня.
Трудовой пост - это сложившаяся в обществе ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная (юридически или традицией) область приложения сил человека, характеризуемая такими признаками: заданные (ожидаемые) результаты труда; заданные предметы труда; средства труда; система служебных обязанностей; система прав; предметные и социальные условия труда.
Ключевой идеей психологии труда является представление о взаимосоответствии человека как субъекта, с одной стороны, и объективных требований работы (деятельности, профессиональной общности, технологии), - с другой.
Профессии возникают, дифференцируются, интегрируются, отмирают, и человек несколько раз в жизни оказывается в ситуации такого обновления средств и условий труда, что встаёт вопрос о его перемене (либо надо принимать, осваивать новое дело, либо уходить).
Человека с его личными качествами, с одной стороны, и социально-фиксированный набор требований трудового поста к человеку, - с другой, можно представить как нормально конфликтующие структуры.
Термин“естественный профессиональный отбор” означает следующее: люди, находящиеся “не на своих местах” и испытывающие в связи с этим неприятные переживания, могут переходить с работы на работу в поисках чего-то более подходящего. В результате некоторые более или менее случайно находят себя в той или иной работе. На уровне экономических процессов это выглядит как повышенная текучесть кадров, нестабильность распределения трудовых ресурсов.
Как бы ни сложилось взаимосоответствие человека и работы, в любом случае нельзя его произвольно и без специальной психологической подготовки занятых трудом людей нарушать. Иначе можно получить снижение производительности труда, сознание неудовлетворённости у субъектов труда (индивидуальных или коллективных - бригад, смен, экипажей, лабораторий и других организованных групп работающих).