Общая характеристика динамических процессов в малой группе

Важнейшими в развитии МГ являются следующие процессы:

образование малых групп (это не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например, феномен группового давления на индивида); групповая сплоченность, лидерство и принятие групповых решений; явления групповой жизни, возникающие при развитии совместной деятельности (итогом развития группы может быть рассмотрено становление такой ее стадии, как коллектив).

Образование малой группы –это процесс образования реальных естественных малых групп, которые задаются определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества (производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, учебная группа – в связи с приходом и поступлением абитуриентов на первый курс вуза и т.д.).

В процессе формирования МГ возникают следующие две ситуации:

· Первая - принятие уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом, т.е. это не столько образование группы, а «подключение» к ней нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на индивида, подчинения его группой.

· Вторая – это когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей (формирование групповой сплоченности).

Лидерство и руководство в малых группах.Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведения в целом или отдельных его членов. Основными признаками лидерства являются:

· более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

· большая информированность о решаемой задаче о членах группы и о ситуации в целом;

· более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

· большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

· большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Стиль лидерства.Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. Исходя из этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К.Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р.Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.

Процесс принятия группового решениятесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения – одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения - особенно сложная функция.

Психологические процессы в малой группе (МГ)

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. («Конформизм» - в обычном языке означает «приспособленчество). В социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы (принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению).

Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п. Сходными понятиями могут быть понятия «единообразие», «условность».Во всех последующих экспериментах было установлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания и многое другое, что степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы.

Групповая сплоченность.Второй стороной проблемы формирования малой группы является проблема групповой сплоченности, в ходе рассмотрения которой исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим законам.

Социометрический тест (методика разработана Дж. Морено) предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы. Он решает следующие задачи: измеряет степень сплоченности - разобщенности в группе; выявляет соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии («зона звезд», «зона предпочитаемых», «зона пренебрегаемых» и «зона изолированных»); обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Наши рекомендации