Важнейшие компоненты человеческой деятельности
(система «человек – машина – среда)
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь -важнейшие компоненты любой человеческой деятельности
Так, в деятельности формируются такие основные виды восприятия, как: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства (восприятию движения и его направления способствуют следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими (координированными) сокращениями определенных групп мышц; то, что предметы и пространство имеют определенные измерения - ширину высоту, глубину - познается человеком с детства в ходе манипуляции с объемными, близкими и дальними предметами).
Физиологической основой восприятия является работа анализаторов, особенно зрительного, слухового и тактильного (осязательного). Так, человек – оператор около 90-95% всей информации получает через зрительный анализатор. Пропускная способность – количество информации, которое анализатор способен принять в единицу времени на корковом уровне - составляет 20-70 бит/с., а для деятельности в целом – только 2-4 бит/с. Объем зрительного восприятия ограничен, с одной стороны, объемом оперативной памяти (4-8 элементов), а с другой стороны, размером зоны ясного видения. В процессе информационного поиска эти размеры составляют примерно 10˚ (в горизонтальной и вертикальной плоскости).
Слуховой анализатор человека улавливает форму волны, частотный спектр чистых тонов и шумов, обнаруживает и опознает звуки в большом диапазоне интенсивностей и частот, позволяет дифференцировать звуковые раздражения и определять направление звука, а также удаленность его источника. Слуховой аппарат человека воспринимает как слышимый звук колебания с частотой 16-20000 Гц, но наиболее чувствителен к колебаниям в области средних частот – от 1000 до 4000 Гц. Пороги восприятия звука зависят от времени предъявления и длительности сигнала, положения головы, степени адаптации и изменяются с течением времени для одного и того же человека, и могут превышать усредненные показатели в 3-4 раза. Слуховой анализатор обеспечивает также оценку положения источника звука в пространстве: его расстояние и направление относительно субъекта.
Кожный анализатор обеспечивает восприятие прикосновения (слабого давления), боли, тепла, холода и вибрации. Для каждого из этих ощущений (кроме вибрации) в коже имеются специфические рецепторы либо их роль выполняют свободные окончания.Чувствительность к прикосновению (тактильная) проявляется при деформации кожи под давлением внешнего воздействия. Для разных участков тела человека абсолютный порог чувствительности различен: наибольшая чувствительность отмечается на передней части предплечья, наименьшая – на тыльной стороне кисти.
Значение других анализаторов в обеспечении профессиональной деятельности - болевого, температурного, вестибулярного (оценка равновесия и положения в пространстве), кинестетического (ощущение положения и движения тела и его частей), вкусового и обонятельного – менее значительно, хотя в определенных профессиях (летчики, водолазы, специалисты пищевой промышленности и др.) их роль может быть очень важной.
Организация сложных видов деятельности требует значительных затрат ресурсов внимания. В профессиональной деятельности отмечаются различные виды внимания, которые определяют уровень рабочей активности человека. Различают непроизвольное внимание (не связанное чаще с целью деятельности) и произвольное (сознательное усилие для направления внимания на определенный объект). Выделяют также направленность (сосредоточение на тех или иных объектах), степень (интенсивность) и объем (число символов, осознаваемых ясно и отчетливо) внимания.
Воображениетоже связано с деятельностью. Человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Воображение есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
Особенно это относится к памяти, к двум ее основным процессам (к запоминанию и воспроизведению). В ходе деятельности осуществляется запоминание, которое само является мнемонической деятельностью, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это - структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания. Припоминание - это такое выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.Эффективность и надежность деятельности оператора в значительной степени зависит от состояния оперативной памяти. Установлено, что часть ошибок операторов связана с процессами памяти, большое влияние память оказывает и на пропускную способность оператора. Время хранения информации в оперативной памяти в реальных условиях изменяется от нескольких секунд до нескольких минут. Объем оперативной памяти определяется количеством запоминаемых при однократном предъявлении стимулов и почти не зависит от их информационного содержания. Средний объем памяти составляет 5-9 символов.
Мышление - в ряде своих форм идентично практической деятельности. В образной и логической форме деятельностный момент выступает в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Для психологии профессиональной деятельности особое значение имеет оперативное мышление, которое включает в себя выявление проблемной ситуации и систему осмысленных и практических преобразований этой ситуации. Основными компонентами оперативного мышления являются структурирование (образование более крупных смысловых единиц на основе связывания элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в исходной проблемной ситуации) и формирование алгоритма решения (выработка принципов и правил решения задачи, определение последовательности действий).
Центральной процедурой на всех уровнях приема и переработки информации является принятие решения. В этом процессе наиболее полно реализуется как отражательные, так и регуляторные функции психики. Принятие решения – это формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования некоторой исходной информации.
Речьтакже представляет собой особого рода деятельность; характеризуя ее, пользуются словосочетанием "речевая деятельность". Важным условием восприятия речи является различение длительности произнесения отдельных звуков и их комбинаций (среднее время произнесения гласных равно примерно 0,35с, согласных – от 0,02 до 0,3 с. При восприятии речи особенно важно различение интервалов между словами и группами слов. Восприятие и понимание речевых сообщений в значительной мере зависит от темпа их передачи (оптимальным считается темп 120 слов/ мин). При изучении влияния фразы на точность ее аудирования на фоне шума было обнаружено, что длина фразы не имеет для слушателя особого значения примерно до уровня в 11 слов.
Умения, навыки и привычки
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками
Навыквозникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Навыки бывают разных видов: моторные или двигательные, интеллектуальные (навыки счета, чтения показаний приборов, заучивания и др.), сенсорные (навык слухового восприятия - узнавание буквы при чтении, различение оттенков цветов художниками, умение "слушать" работу двигателя у шоферов и т.д.). Можно выделить такие промежуточные или смешанные виды навыков: сенсорно-двигательные (письмо, рисование, черчение), или сенсорно-мыслительные (разложение алгебраических выражений).
Компонентом деятельности являются умения. Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты действий. Так, один из вариантов реализации может закрепиться, автоматизироваться, т.е. стать навыком.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Если навык - это умение совершать автоматизированно, т.е. без специального контроля сознания, те или иные операции, то привычка - это тенденция или потребность совершить те или иные автоматизированные акты.
Современные системы управления производством, техникой, людьми можно условно разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, управляет коллективами людей, т.е. занимается управленческой деятельностью. В технологических системах человек осуществляет операторскую деятельность, заключающуюся во взаимодействии человека с объектами, явлениями внешнего мира и управлении ими через информационные системы и средства управления.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, представляющей собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в различные соединения, называемые группами, которые подразделяются на большие и малые.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «деятельность».
2. Дайте определение понятиям «потребности» и «способности».
3. Что включают в себя характеристики деятельности?
4. Дайте определение понятиям «мотив» и «цель» деятельности.
5. Дайте определение понятиям «предмет» и «структура» деятельности.
6. Что включают параметры потребностей?
7. В чем различие между понятиями «общение» и «игра»?
8. В чем различие между понятиями «учение» и «труд»?
9. В чем различие между понятиями «навык» и «умение»?
10. В чем различие между понятиями «упражнения» и «привычки»?
Литература
1. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/ В.М. Кроль.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. - с. 142-152.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер. 2002. – с. 21-28, 465-475, 499-502. ил.- (Серия «Мастера психологии»).
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2002. – с. 511-534 : ил.- (Серия «Учебник нового века»).
4. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с.133-142 с.