Вопрос 4. Управление конфликтами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение
Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой
Этапы конфликта | Содержание управления (вид деятельности) | |
1. | Возникновение и развитие конфликтной ситуации | Прогнозирование Предупреждение (стимулирование) |
2. | Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия | Предупреждение (профилактика), (стимулирование) |
3. | Начало открытого конфликтного взаимодействия | Регулирование |
4. | Развитие открытого конфликта | Регулирование |
5. | Завершение конфликта | Разрешение |
Управление конфликтом - это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа и применяется соответствующая методология, чтобы рассеять существующую эмоциональную энергию и дать возможность конфликтующим сторонам понять и решить свои различия.
Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных.
Важно уяснить особенности управления конфликтами (Е.М.Бабосов, 2000). Во-первых, на первый план выдвигается задача управления людьми.
Во-вторых, существенное значение и учет всех без исключения факторов и мотивов человеческого поведения (объективные и субъективные, материальные и духовные, эмоциональные и рациональные, привычки, симпатии, антипатии, надежды, ожидания, опасения, тревоги и т.п.). Здесь существует известная вероятность непредсказуемости.
В-третьих, управление конфликтом – это чаще всего управление равными людьми с точки зрения не их социального статуса или должностных обязанностей, а с точки зрения их взаимных требований, претензий и притязаний. Среди участников конфликта чаще всего не бывает абсолютно неправой стороны.
В-четвертых, управление конфликтами есть управление на базе интересов. Только правильно понятый интерес участников конфликтного противоборства открывает возможность успешного разрешения этого противоборства, непременное условие соглашения, устраивающего обе враждующие стороны.
В-пятых, возможно не всегда удается устранить конфликтные противоречия, но необходимо научиться минимизировать издержки и ущербы разрушительных последствий вражды.
В-шестых, надо всегда стараться искать и находить неконфронтационные способы разрешения конфликтов.
Управление конфликтами, включает в себя несколько видов деятельности.
Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.
Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
Предупреждение конфликта направленно на недопущение возникновения конфликта. Оно основывается на их прогнозировании.
На основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов.
Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта.
Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам.
Регулирование конфликта направлено на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения.
Разрешение конфликта - это вид деятельности, связанный с завершением конфликта. Разрешение - это заключительный этап управления конфликтом.