Функциональная направленность конфликтов и их последствия
Функции конфликта | Направленность и последствия конфликтов | ||
Позитивные | Негативные | ||
Интеграция | -разрядка напряженности в отношениях; -согласование интересов; -консолидация формальных и неформальных групп; -стабилизация общих интересов. | -ослабление организованности и единства коллектива; -нарушение баланса интересов; -проявление недобросовестного отношения к делу; -потворство анархии. | |
Активизация социальных связей | - динамичность во взаимодействии; -усиление согласованности в достижении целей. | -несогласованность в действиях; -ослабление взаимной заинтересованности; -препятствия к сотрудничеству. | |
Сигнальная | -выявление нерешенных проблем; -обнаружение недостатков; -реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива | -выражение недовольства руководством; -протест против злоупотреблений; -нарастание не удовлетворенности. | |
Инновация, содействие творческой инициативе | -повышение мотивации; -стимулирование роста профессионализма; -содействие творчеству. | -создание помех активности; -подавление делового настроя. | |
Трансформация (преобразование) отношений | -создание здорового социально-психологического климата; -утверждение уважительного отношения к службе; -повышение доверия. | -ухудшение морально-психологической атмосферы; -усложнение восстановления отношений. | |
Информационная | -повышение уровня осведомленности сотрудников о положении дел в коллективе. | -усиление недружественного поведения; -уклонение от сотрудничества. | |
Профилактическая | -урегулирование разногласий и конфронтации. | -нагнетание напряженности и враждебности. | |
Функции конфликта выражают с одной стороны, его социальное назначение, а с другой – зависимость, возникающая между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором - направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.
Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам. Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий. Поэтому обычно выделяют две функции конфликтов: конструктивную и деструктивную.
Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний. Другая черта – «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.
Продуктивный конфликт чаше возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего. Другую точку зрения, – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.
Говоря о функциях конфликта, следует выделить два аспекта: влияние конфликта на самих участников и влияние на социальное окружение. Среди конструктивных функций по отношению к основным участникам можно выделить следующие:
-конфликт устраняет полностью или частично противоречие между оппонентами;
-позволяет более глубоко оценивать индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в конфликте;
-позволяет ослабить психическую напряженность участников конфликта;
-служит источником развития личности, приобретения социального опыта и т.п.
К числу деструктивных последствий можно отнести негативное влияние на психическое состояние участников конфликта, наличие стресса, нарушение межличностных отношений, снижение эффективности деятельности, закрепление в социальном опыте личности и группы насильственных способов решения проблемы и др.
Вопрос 3. Причины и условия возникновения конфликтов в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов
Понимание закономерностей и всех взаимосвязанных факторов объективного и субъективного характера причин конфликтов необходимо при определении способов их предупреждения, выработке оптимальной стратегии поведения руководителя в типичных служебных конфликтах.
К объективным причинам конфликтов относятся те обстоятельства взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок при минимальном влиянии субъективного фактора. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов – противоречия, вызванные индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ их разрешения.
К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия работников, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.д. Объективные причины приводят к созданию обстановки как объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями людей, которые обусловливают выбор именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения объективного противоречия. К ним можно отнести: психологическую неподготовленность к регулированию собственных состояний, вызванных «давлением» ответственности, неуверенности и др. подобными фактами; излишняя резкость, недоверие в межличностных отношениях; отсутствие или недостаточная степень выраженности умения видеть отдельные положительные результаты при общих неудовлетворительных показателях работы; некритический перенос привычек работать в новом коллективе так же, как в прежнем; собственные трудности в определении новой линии поведения в связи с повышением в должности в том же коллективе; трудности адаптации к новым условиям внешней среды.
Проявления личностных причин конфликтов имеют место, как во внешней среде деятельности, так и во внутрисистемном общении, совместном выполнении задач с другими работниками, контактах с руководителем. Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления работников: уверенность и порой самоуверенность в собственной непогрешимости, завышенная самооценка; «правовой нигилизм»; перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внерабочие отношения; излишний формализм в работе.
Во внутрисистемном общении возможны следующие проявления: «потеря инициативы в работе»; «имитация активной деятельности»; консерватизм в использовании методов профессиональной деятельности; не видение за «бумагооборотом» конкретного человека; профессиональный эгоизм (эгоцентризм).
Часто проявлением личностных причин конфликтов является наличие в поведении неадекватных защитных механизмов в своей деятельности: рационализации (объяснения своих неадекватных действий интересами дела и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления коллег и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей системы, сужение коммуникативных связей) и др.