Учет невербальных аспектов общения сотрудником полиции

   
  Учет невербальных аспектов общения сотрудником полиции - student2.ru
 
  Учет невербальных аспектов общения сотрудником полиции - student2.ru
 
  Учет невербальных аспектов общения сотрудником полиции - student2.ru



Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о: темпераменте человека; его эмоциональном состоянии в данной ситуации; его «Я – образе» и самооценке; его личностных свойствах и качествах; его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него); его социальном статусе; его принадлежности к определенной группе или субкультуре. Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о: желаемом уровне общения; характере, или типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение); динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т.д.). В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение).

Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений; опровержения вербальных сообщений; замещения вербальных сообщений; регулирования разговора.

Дополнениеозначает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Речь можно точнее и лучше запомнить, если она дублируется жестами. Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиболее важных моментов речи.

Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному. Именно потому, что невербальное поведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролирует, подлинное состояние может обнаружиться спустя примерно 4-5 секунд. Проявления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на обман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.

Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального.

Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При том часто используются знаки, замещающие слова.

Таким образом, невербальные сообщения – необходимая составляющая межличностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру.

Проблема интерпретации невербального поведения. Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушения. К этим правилам могут быть отнесены следующие: 1) использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым; 2) мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства («кодировать»); 3) наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербальных знаков («декодировать»). Основные проблемы интерпретации невербальных сообщений (их кодирования и декодирования) связаны с самой природой невербальной коммуникации. Особенности невербальных сообщений предопределяют сложность процесса интерпретации невербального поведения. Очевидно, что учесть все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействия с целью точной интерпретации невербальных посланий практически невозможно. Поэтому велика вероятность ошибок в определении содержания многих невербальных сообщений. Кроме того, надо помнить, что базовые сведения не передаются словесно.

Вопрос 5. Перцептивная сторона общения. Факторы (параметры), влияющие на формирование модели партнера по общению

Учет невербальных аспектов общения сотрудником полиции - student2.ru

В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку умеем «считывать» информацию о собеседнике. При этом мы мысленно формируем некий образ, модель партнера по общению; причем фактически процесс общения происходит не столько с тем человеком, которого мы видим перед собой, сколько с той моделью, которую мы нарисовали. Параллельно происходит оценка собственных позиций в общении.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешней стороны поведения мы раскрываем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регуляторную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации и ним согласованных действий. Нам важно определить, какие факторы (параметры) влияют на формирование модели партнера.

Условно можно выделить две большие группы таких факторов - объективные и субъективные. К объективным мы можем отнести, например, все то, что воспринимаем в партнере непосредственно. К субъективным - все то, что определяет наше отношение к нему в зависимости от различных обстоятельств.

Анатомо-физиологические качества человека говорят о: возрасте, поле; культурной среде; расово-национальных признаках; образе жизни и состоянии здоровья; частично о профессиональных признаках; степени потенциальной опасности.

Внешнее оформление человека, которое включает в себя одежду, прическу, украшения и окружающую партнера среду, свидетельствует: о статусных притязаниях человека (его костюм непосредственно раскрывает «Я-концепцию»); о референтных ориентациях: о географическом происхождении и уровне этнокультурной среды, в которой находится данной человек; о социальном положении; о субъективном ощущении возраста и здоровья; о степени связанности с криминальной средой.

Речь человека, нормы которой он усваивает в первые годы жизни, обладает большой информативной емкостью. Речь позволяет нам понять: географическое и этнокультурное происхождение человека; уровень образования и общей культуры; профессиональную принадлежность; эмоциональное состояние человека; значимость для него процесса общения.

Не менее важную роль играют и невербальные аспекты общения, которые, порой, «говорят» о партнере гораздо больше, чем его слова.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешней стороны поведения мы раскрываем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. В значительной степени процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения: общение нужно нам; общение необходимо ему.

На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Роли определяют специфику восприятия тех качеств, которые обусловлены ролевыми предписаниями.

Также большое значение оказывает установка в процессе восприятия человека человеком, условия восприятия и эмоциональное состояниепартнеров по общению. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка этого другого; попытка понять суть (смысл) его поступков; основанная на этом стратегия и тактика изменения его поведения; построение своего собственного поведения. Более полному пониманию и познанию партнера способствуют психологические механизмы социальной перцепции.

Наши рекомендации