Учет невербальных аспектов общения сотрудником полиции
Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?
Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о: темпераменте человека; его эмоциональном состоянии в данной ситуации; его «Я – образе» и самооценке; его личностных свойствах и качествах; его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него); его социальном статусе; его принадлежности к определенной группе или субкультуре. Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о: желаемом уровне общения; характере, или типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение); динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т.д.). В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение).
Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений; опровержения вербальных сообщений; замещения вербальных сообщений; регулирования разговора.
Дополнениеозначает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Речь можно точнее и лучше запомнить, если она дублируется жестами. Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиболее важных моментов речи.
Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному. Именно потому, что невербальное поведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролирует, подлинное состояние может обнаружиться спустя примерно 4-5 секунд. Проявления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на обман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.
Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального.
Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При том часто используются знаки, замещающие слова.
Таким образом, невербальные сообщения – необходимая составляющая межличностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру.
Проблема интерпретации невербального поведения. Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушения. К этим правилам могут быть отнесены следующие: 1) использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым; 2) мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства («кодировать»); 3) наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербальных знаков («декодировать»). Основные проблемы интерпретации невербальных сообщений (их кодирования и декодирования) связаны с самой природой невербальной коммуникации. Особенности невербальных сообщений предопределяют сложность процесса интерпретации невербального поведения. Очевидно, что учесть все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействия с целью точной интерпретации невербальных посланий практически невозможно. Поэтому велика вероятность ошибок в определении содержания многих невербальных сообщений. Кроме того, надо помнить, что базовые сведения не передаются словесно.
Вопрос 5. Перцептивная сторона общения. Факторы (параметры), влияющие на формирование модели партнера по общению
В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку умеем «считывать» информацию о собеседнике. При этом мы мысленно формируем некий образ, модель партнера по общению; причем фактически процесс общения происходит не столько с тем человеком, которого мы видим перед собой, сколько с той моделью, которую мы нарисовали. Параллельно происходит оценка собственных позиций в общении.
Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешней стороны поведения мы раскрываем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.
Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регуляторную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации и ним согласованных действий. Нам важно определить, какие факторы (параметры) влияют на формирование модели партнера.
Условно можно выделить две большие группы таких факторов - объективные и субъективные. К объективным мы можем отнести, например, все то, что воспринимаем в партнере непосредственно. К субъективным - все то, что определяет наше отношение к нему в зависимости от различных обстоятельств.
Анатомо-физиологические качества человека говорят о: возрасте, поле; культурной среде; расово-национальных признаках; образе жизни и состоянии здоровья; частично о профессиональных признаках; степени потенциальной опасности.
Внешнее оформление человека, которое включает в себя одежду, прическу, украшения и окружающую партнера среду, свидетельствует: о статусных притязаниях человека (его костюм непосредственно раскрывает «Я-концепцию»); о референтных ориентациях: о географическом происхождении и уровне этнокультурной среды, в которой находится данной человек; о социальном положении; о субъективном ощущении возраста и здоровья; о степени связанности с криминальной средой.
Речь человека, нормы которой он усваивает в первые годы жизни, обладает большой информативной емкостью. Речь позволяет нам понять: географическое и этнокультурное происхождение человека; уровень образования и общей культуры; профессиональную принадлежность; эмоциональное состояние человека; значимость для него процесса общения.
Не менее важную роль играют и невербальные аспекты общения, которые, порой, «говорят» о партнере гораздо больше, чем его слова.
Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешней стороны поведения мы раскрываем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. В значительной степени процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения: общение нужно нам; общение необходимо ему.
На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Роли определяют специфику восприятия тех качеств, которые обусловлены ролевыми предписаниями.
Также большое значение оказывает установка в процессе восприятия человека человеком, условия восприятия и эмоциональное состояниепартнеров по общению. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка этого другого; попытка понять суть (смысл) его поступков; основанная на этом стратегия и тактика изменения его поведения; построение своего собственного поведения. Более полному пониманию и познанию партнера способствуют психологические механизмы социальной перцепции.