Коммуникативная сторона общения. Модель коммуникативного процесса
Коммуникативная сторона общения характеризует специфику информационного процесса общения. Средствами информационного процесса являются различные знаковые системы: речь; система знаков (жесты, мимика, пантомимика); лингвистическая система (паузы, интонации, неречевые элементы); система организации пространства и времени общения; система зрительного контакта. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение партнеров повлиять друг на друга вербальными средствами.
Информационной стороне общения, т.е. передаче и получению информации, сотрудники полиции придают особое значение, о чем свидетельствует тот факт, что 2/3 опрошенных практических работников на вопрос о том, что они понимают под общением, отметили важность информационного обмена. Значимость оперативной информации трудно переоценить. Актуальным является информационный обмен и для следователя, и для дознавателя, и для оперуполномоченного, и для сотрудника ДПС, и для участкового уполномоченного, и для сотрудника любого подразделения полиции, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные задачи и многие другие. В процессе деятельности люди обмениваются различными представлениями, интересами, идеями, эмоциями и т.п. Причем, каждый стремится быть правильно понятым, желая получить от партнера определенное подтверждение, отклик на переданную ему информацию.
Процесс передачи информации от одного партнера другому (или другим) - не является односторонним, это всегда отношения общающихся, где очень важную роль приобретает элемент «обратной связи».
В схеме «Кто» - коммуникатор, т.е. человек, направляющий информацию. «Что» - содержание, сама информация. «Кому» - партнер по общению, принимающий информацию. «Эффект» показывает результативность общения, как поняли коммуникатора, сигнализирует ему об обратной связи. Однако для того, чтобы эта схема «работала», необходимо использование партнерами единых инструментов общения: системы знаков, понимания ситуаций и т.п.
В сущности Код + Контакт - это инструменты общения, средства передачи информации. Код состоит из знаков (символов) и языков. Знаки бывают различные - генетические, химические, тепловые, дорожные и т.п. Человеческие знаки имеют предельно абстрактную природу, носят конвенциональный характер. Система знаков организуется в языки: вербальный язык (звуковой, словесный) мимический язык, интонации, топомимический (жестов), письменный и т.д.
Для эффективности общения зачастую используется несколько знаковых систем параллельно, этим способом достигается надежность передачи информации. Неубедительная игра актеров на сцене говорит о неправильном использовании, например, вербального и мимического языка.
Научение знакам (и языкам) происходит в первые годы жизни человека. Известны феноменальные случаи владения 12 языками. Чем шире словесный запас человека, тем больше его мыслительные и понятийные способности. Контекст - это поле значения слова. В разном тексте (и в различной интонации) одно и то же слово может менять свой смысл. В зависимости от социальной сферы и психологических особенностей человека отмечаются различия в уровне и формах его общения, полноте и глубине взаимопонимания с другими людьми.
В любой конкретной ситуации общения мы всегда что-то узнаем от партнера и что-то сообщаем ему. Содержание конкретной коммуникации может быть очень различным: приказ начальника, призыв мыть руки перед едой, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т.п. Что бы это ни было - это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.
Вопрос 2. Барьеры в общении
| |||
Интересное понимание тех социально-психологических механизмов, которые создают барьеры на пути коммуникативного воздействия, предложил Б.Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что в своем исходном существе речь была способом внушения, или суггестии, самым мощным из средств воздействия на человека. В связи с чем, можно выделить ряд психологических барьеров общения.
Избегание— это наиболее эффективный и простой способ защиты от воздействия. С его помощью можно вообще уклониться от контакта с партнером или же пассивно воспринимать его сообщение. Со стороны эта защита очень хорошо видна — человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит любой предлог для прекращения разговора. Избегание как вид защиты от воздействия проявляется не только в избегании людей, но и в уклонении от определенных ситуаций, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия. То есть самый простой способ защиты от воздействия — избежать соприкосновения с источником этого воздействия.
Действие авторитета как вида защиты заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. По отношению к авторитетным людям и их речи психологическая активность не действует. Что касается определения авторитетности, то оно зависит от различных оснований. Только учитывая основания и характер формирования представлений об авторитете собеседника, можно рассчитывать на действительную, реальную эффективность общения.
Далеко не всегда сложно определить, что собой представляет источник информации, и вовремя защититься. Да и опасная информация может исходить от людей, которым мы доверяем. В этом случае защитой будет «непонимание» самого сообщения. По результату это то же самое, что не слышать и не видеть. Выделяются четыре уровня непонимания: фонетический, семантический, стилистический и логический. В основе всех этих способов защиты лежит представление: «чужие говорят не так, как мы».
Внушение не будет представлять угрозы, если наш партнер говорит на непонятном нам языке (например, на иностранном). Фонетическое непонимание имеет диапазон от незначительного до полного. Так же срабатывает защита, если коммуникация происходит на нашем языке, но «чужом» по смыслу. В этом случае фиксируется другое значение слов, т.е. семантическое. Особо следует отметить воровской жаргон, который относится к наиболее распространенным способам звукового общения среди преступников. Вообще же действие семантического уровня непонимания приводит к очень резкому снижению эффективности общения, и в результате получается так, что факт общения есть, а эффективность — низкая.
Следующий уровень непонимания — стилистический. Непонимание может быть вызвано несоответствием между формой и содержанием сообщения. Вероятнее всего, обнаружить наличие данного барьера можно в письменных сообщениях.
Еще одной причиной неэффективности общения может быть логический уровень, который связан с тем, что один из участников общения не принимает логики и аргументов другого. Это необходимо учитывать следователю при работе с потерпевшим, свидетелем, подозреваемым, обвиняемым в связи с тем, что интеллектуальный уровень этих людей может быть ниже, чем у полицейского.
Очень часто затруднения во взаимообмене информацией могут обусловливаться социальными или психологическими различиями между партнерами.
Для преодоления барьеров общения необходимо: знать, кто из партнеров должен заботиться об эффективности общения; учитывать: шум, смену освещения; допрашиваемого необходимо изолировать от любого постороннего воздействия; управлять вниманием в общении; понимать партнера; помнить: считается хорошим собеседником не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо слушает.