Вопрос 1. Общая характеристика структуры личности
Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности.
Приступая к изучению данной темы, следует четко уяснить основные категории: человек, индивид, личность, индивидуальность; среди которых человек - самое широкое понятие, включающее в себя все остальные. Необходимо вычленить понятие личности и проанализировать соотношение его со смежными категориями, обращая внимание, прежде всего, на общественно-историческую обусловленность личности. В данном понятии фиксируются социальные качества человека, степень его включенности в системы социальных отношений.
В целом, структура личности включает в себя три основные стороны:
- психологическая сторона – психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.
- мировоззренческая сторона – мировоззрение, моральный облик, нравственный облик.
- социально-психологическая сторона – отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции, социальные установки.
Наиболее распространенной в юридической психологии является концепция К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности и включающая в себя следующие подструктуры:
1. Подструктура направленности
2. Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств
3. Подструктура психических форм отражения
4. Подструктура опыта
Особое внимание необходимо обратить на характеристику направленности личности (потребности, мотивы, интересы, установки, идеалы, убеждения, цели, ценностные ориентации, мировоззрение), ибо в ней содержатся основные моральные регуляторы поведения человека.
Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Биологического почти нет (условно, а точнее мало).
Эта подструктура формируется путем воспитания и включает в себя:
- потребности;
- мотивы;
- цели;
- ценностные ориентации;
- интересы;
- идеалы;
- убеждения;
- мировоззрения.
При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личностную значимость.
Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека – объединяет:
- свойства темперамента;
- половые и возрастные свойства личности;
- ее патологические, так называемые «органические» изменения.
Здесь почти нет социального свойства личности, входящие в эту подструктуру несравнимо больше зависят от физиологических особенностей (мозга), а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Поэтому кратко эту подструктуру можно назвать биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
Подструктура форм отражения и самоконтроля - объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, понимаемых как формы психического отражения:
- ощущений;
- восприятия;
- памяти;
- мышления;
- эмоций;
- чувств;
- воли.
Эмоции и ощущения как формы отражения свойственны и животным. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния.
Но в этой подструктуре больше социального: самосознание личности осуществляет саморегуляцию (усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Подструктура социального опыта объединяет приобретенные в личном опыте путем обучения:
- знания;
- умения;
- навыки;
- привычки.
В целом в этой подструктуре значительно больше социального. Однако заметно влияние биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.
Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности. Действительно, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие, еще не свойство личности, а только кратковременный психический процесс или состояние. Но их типичные для данного индивида проявления так же, как и закрепленные знания, навык и тем более умение и привычка - уже бесспорно свойство личности. В этом и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду «кратковременный процесс - состояние - свойство личности».
Две подструктуры - характер и способности - являются как бы наложенными на четыре уже рассмотренные компоненты структуры личности.
Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека.
Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность и т.п.), во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Таким образом, морально-волевые качества составляют действительную основу характера.
Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном убежденность и заинтересованность - к подструктуре форм отражения, истощаемость и возбудимость - к подструктуре биологически обусловленных свойств и качеств личности.
Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться музыкальность, как взаимосвязь форм отражения, биологических качеств и опыта.
Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи.