Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное
Непроизвольное (пассивное, эмоциональное) внимание возникает при сосредоточении сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Внимание вызывает более сильный на фоне действующих раздражителей (яркий луч, громкий крик), новизна раздражителя (автомобиль новой марки), начало и прекращение действия раздражителя (сигнализация). Непроизвольное сосредоточение внимания вызывают предметы, создающие яркий эмоциональный тон (яркие цвета, мелодичные звуки, приятные запахи) либо вызывающие эстетические, интеллектуальные или моральные чувства (произведения искусства).
Произвольное (активное, волевое) внимание зависит от постановки цели деятельности и волевого усилия, т.к. это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека (утомленному или подавленному человеку труднее сосредоточиться).
Послепроизвольное внимание - сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности, оно возникает после того, как было вызвано произвольное внимание.
Так, занявшись каким-либо делом без всякого интереса, заставив себя сосредоточить внимание на нем, может возникнуть такое отношение, когда необходимость волевого поддержания внимания исчезает, оно остается прикованным к предметом - человек увлекся процессом. При этом до наступления общей усталости не чувствуется напряжения. Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания определяется особенностями личности, привычкой трудиться.
Произвольное и послепроизвольное внимание в значительной мере и продукт, и условие нашей цивилизации, сделавшей необходимым непривлекательный труд - и физический, и умственный. Французский психолог Т. Рибо считал, что до возникновения цивилизации эти виды внимания практически отсутствовали. Дикарь со страстью предается охоте, войне, игре, но постоянный труд, который предполагает конкретную форму произвольного внимания, вызывает у него презрение. Ч. Дарвин в одном из путешествий в Южную Америку спросил у гаучей , занятых, в основном пьянством, азартными играми и воровством, почему они не работают и получил ответ: «Дни слишком длинные».
Но есть основания говорить о генетической предрасположенности к произвольному вниманию. Когда Ч. Дарвин заинтересовался тем, как дрессировщик обезьян отбирает своих будущих «артистов», оказалось, что все зависит от их способности к вниманию. Если во время «разговора» дрессировщика с обезьяной, ее внимание легко отвлекается различными пустяками, следовательно «воспитуемый» совершенно не способен к обучению.
Следует учитывать, что три вида внимания неразрывно связаны и тесно переплетены в практической деятельности человека.
Свойства внимания
Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью, переключением.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено в определенный отрезок времени (у взрослого человека примерно 4-6 объектов). Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.
Объем
Распределение
Свойства внимания концентрация
Устойчивость
Переключение
Во время допроса следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.
Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, оно зависит от опыта, навыков и умений. К примеру, начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и не расположен поддерживать разговор с собеседником.
Следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.
Концентрация (интенсивность) - степень сосредоточенности внимания на объекте. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Устойчивость проявляется в длительности сосредоточения внимания на объекте и зависит от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек и др. Полная устойчивость внимания может сохраняться 15-20 мин.
Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение, которое выражается в колебаниях внимания, проследить которое можно при восприятии двойственных изображений.
Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Причем, чем менее важен для личности объект деятельности, тем быстрее внимание переключается на более значимый (в течение 1 сек. можно 3-4 раза переключить внимание)
Обстоятельства, в которых находится человек, могут вызвать состояние внимательности или рассеянности. В новой, необычной обстановке у человека возникает состояние обостренной внимательности, которое вызывается напряженным ожиданием существенных для личности событий, выполнением ответственных поручений.
Рассеянность, т.е. состояние, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте, вызывается усталостью, озабоченностью, выполнением малоинтересного дела и другими причинами. Здесь имеется не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.
При оценке и проверке свидетельских показаний необходимо учитывать тот факт, что различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и вещей. Так, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью. По мнению А.Ф. Кони, «обладатель такого внимания нередко с большою подробностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его касающемся и лишь для него интересном, - будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, тесноты обуви, сварения желудка и т.п. - чем о событиях общественной важности или исторического значения, которых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет все общее, родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать».
Заключение
Психические познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности (удовлетворения различных потребностей, игры, общения, учения, трудовой деятельности).
Успех выполняемой работы сотрудников ОВД неразрывно связан с познавательной активностью и зависит от степени объективности получаемых данных об обстоятельствах дела. Следовательно, необходимо учитывать субъективность человеческого познания и особенности психических познавательных процессов
Список литературы
1. Еникеев М.И Юридическая психология : Учебник для вузов( Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015
2. Еникеев М.И . Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015
3. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.
4. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.
5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
6. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.
7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015
Дополнительная:
1. Антонян Ю.М. В.Е Эминов. Портреты преступников: Криминолого-психологический анализ: Монография.- Изд-во «Инфра-М, Норма», 2014
2. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие.- Изд-во «Норма», 2014.
3. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие.: Изд-во «Проспект» 2015.
Доктор педагогических наук,
профессор, академик РАЕН,
профессор кафедры юридической
психологии УНК ПСД Московского
университета МВД России имени В.Я Кикотя Родин В.Ф.