Формы психического отражения и учет закономерностей их проявления в правоохранительной деятельности

Фондовая лекция

по дисциплине «Психология»

Тема 2:

Формы психического отражения и учет закономерностей их проявления в правоохранительной деятельности

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 11 от 05 мая 2017 г.

Москва 2017

ПЛАН

Введение. 3

Вопрос 1. Понятие о психике. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемых правом. 4

1.1. Особенности психического отражения. 4

1.2. Сознание человека. 7

1.3. Формы психического отражения действительности. 10

Вопрос 2. Понятие ощущений и восприятия. Использование данных о закономерностях их протекания при решении служебных задач. 11

2.1. Понятие ощущений, физиологический механизм. 11

2.2. Классификация ощущений. 14

2.3. Характеристика ощущений и основные закономерности. 23

Вопрос 3. Основные закономерности восприятия. Их учет при решении служебных задач 28

3.1. Общая характеристика восприятия, его виды.. 28

3.2. Свойства восприятия. 32

3.3. Типы восприятия. 36

3.4. Наблюдение и наблюдательность. 37

Вопрос 4. Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания сотрудниками ОВД 39

4.1. Понятие внимания, его виды.. 39

4.2. Свойства внимания. 42

Заключение. 45

Список литературы.. 46

Введение

Важность и значимость данной темы для деятельности сотрудников органов внутренних дел обусловлена оценочной характеристикой поведения человека, в которой выделяются:

- объективная сторона - само деяние (поступок), его содержание;

- субъективная сторона - т.е. психическое отражение человеком данного поступка (деяния).

Аналогичная оценка действий, поступков лица дается и уголовным правом при квалификации преступлений, где также в числе обязательных компонентов названы объективная и субъективная сторона преступления, в которую входит интеллектуальное и волевое отношение лица к совершаемому деянию, цели и мотивы его деятельности, а также эмоциональное состояние, характеризующее психику человека в момент совершения преступления.

В какой бы ситуации человек не оказался, влияние на его поведение внешних факторов всегда опосредованно внутренними условиями или закономерностями психического отражения.

Таким образом, субъективная сторона поступков человека, в том числе предусмотренных нормами права, может быть раскрыта через выявление особенностей психического отражения действительности.

Вопрос 1. Понятие о психике. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемых правом

Сознание человека

Высшей ступенью развития психики является сознание, которое представляет собой «непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».

Основными характеристиками сознания являются:

а) взаимосвязь сознания и деятельности – деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру;

б) моделирование и целеполагание деятельности в сознании;

в) предвидение последствий действий;

г) контроль и управление поведением человека;

д) дифференцирование образцов мира объективного и субъективного, выделение себя;

е) активность сознания – способность планировать поведение даже вопреки объективным обстоятельствам, определенная независимость от них, что позволяет квалифицировать преступления как сознательные деяния, а значит и ставить вопрос об ответственности за них. В отсутствии активности сознания человек оказался бы игрушкой обстоятельств и, следовательно, не мог бы нести ответственности за свои действия;

ж) самосознание – познание самого себя, своих типичных и индивидуальных особенностей, что открывает возможность совершенствования себя, самоконтроля и самовоспитания.

Существуют три уровня психического отражения действительности человеком: сознательный, подсознательный, бессознательный.

Уровни отражения

С о з н а т е л ь н ы й

П о д с о з н а т е л ь н ы й

Б е с с о з н а т е л ь н ы й

В зоне ясного сознания (сознательный уровень) находит свое отражение лишь часть всех приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. И именно эта часть сигналов используется человеком для осознанного управления своим поведением.

Остальные же сигналы используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Наблюдение психологов и психиатров показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом, осознаются. Осознание способствует нахождению нового режима регулирования или иного способа решения, но как только они найдены, управление передается в подсознание и действия выполняются на уровне автоматизмов (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д. ), что позволяет разгрузить сознание то рутинных операций и освободить его для решения вновь возникающих проблем.

Сознание обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы.

Если же происходит обратное – привлечение сознания к элементам уже вполне автоматизированной действительности, - то это ухудшает качество ее выполнения. Например, в сказке О. Уайльда о сороконожке ее спросили, как она ходит: какую ногу ставит сначала, а какую потом. Она задумалась…и разучилась ходить.

Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. Классический вариант бессознательного уровня в преступном поведении фиксируется в понятии невменяемости. Однако в последнее время дискутируется вопрос о так называемой уменьшенной вменяемости, когда у человека нарушаются процессы осознания действительности. Нарушение сознания, в частности суждений, когда определенные признаки ситуации не осознаются субъектом, могут наступать в результате аффектов, что традиционно учитывается при определении степени виновности обвиняемого. Неосознаваемость определенных признаков ситуации имеет место и при так называемых неосторожных преступлениях. Однако в этих случаях имеется в виду то, что активность сознания не была использована субъектом в должной мере в силу присущих ему качеств личности.

Три уровня отражения в психике человека тесно переплетаются, определяя многоуровневость внутренней регуляции его поведения.

Субъект

Познавательные процессы психическойВолевое поведение

Деятельности

Эмоциональные явления

Психические познавательные процессы представляют собой способы отражения действительности, которые обеспечивают связь человека с внешним миром, познание реальности, формирование через них других элементов психики.

Человек воспринимает мир, обращает внимание на различные моменты или компоненты деятельности, запоминает, обдумывает, высказывает суждения, т.е. без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Основными психическими процессами являются: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и речь.

Мышление

И речь

Память

Внимание

Восприятие

Ощущение

Самостоятельно эти процессы не существуют, они тесто взаимосвязаны. Нельзя что-либо воспринять и осознавать при этом, что именно воспринято, без памяти (например, при проявлениях амнезии человек воспринимает событие, но не может его воспроизвести). Но также нельзя ничего запомнить без того, чтобы это было воспринято (например, если человек не был участником какого-либо события и ничего о нем не слышал и не читал, он ничего не сможет рассказать об этом событии).

Деление на психические процессы условно, однако, оно необходимо для лучшего понимания данных процессов и изучения их закономерностей.

Классификация ощущений

Пять основных органов чувств (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые) выделил еще Аристотель. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. Английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений по расположению рецепторов:

Классификация ощущений

По расположению рецепторов

Экстерорецептивные

Контактные Дистантные

1 экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; в свою очередь экстерорецептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые)иконтактные(осязательные, вкусовые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами;

2 проприорецептивные(кинестезические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;

3 интерорецептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Однако данная классификация не учитывает относительную независимость функции ощущений от расположения рецепторов: например, зрительные ощущения могут выполнять важную проприорецептивную функцию.

Широко распространена классификация ощущений по модальности (от лат. modus - способ). Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация (напр., пространственные и цветовые зрительные ощущения).

Зрительные

Слуховые

Кожные

Обонятельные

Статические

Вибрационные

Органические

Болевые

Около 65% всей информации о внешнем мире мы получаем через зрительные ощущения. Аппаратом зренияявляется глаз, световые волны, отражаемые предметом преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке, в виде изображения. Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. «chroma» - цвет) и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).

В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки - колбочки, чувствительные к различным зонам светового спектра (их около 7 млн.). При ослабленном аппарате колбочек человек плохо различает хроматические цвета. Этот недостаток получил название дальтонизм от фамилии английского физика Джона Дальтона (1766 - 1844), описавшего особенности своего зрения: он не различал красного и зеленого цветов. Среди мужчин дальтоники встречаются чаще (их около 4%), чем среди женщин (примерно 0,5%). Дальтонизм неизлечим, но мешает он только работе, связанной с оценкой цвета (шоферам, летчикам, художникам, малярам и т.п.).

Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек (около 130 млн.), отражающие яркость света. Человек с ослабленной работой аппарата палочек с трудом видит предметы в сумеречном освещении (этот недостаток называется «куриной слепотой»).

Центральная нервная система человека способна классифицировать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет- это не свойство электромагнитной энергии, а психическое явление (ощущение человека). Глаз человека различает около полумиллиона цветов и тонов. Отражение цвета обогащает познавательные возможности человека, достаточно сравнить какой-либо предмет с его черно-белым изображением. В цветовых ощущениях выражен и эмоциональный тон: не случайно говорят о теплом и холодном цвете. Эмоциональное воздействие цвета, вероятно, связано с его биологическим и психическим смыслом.

К примеру, черный цвет сигнализирует опасность, угнетает, что выражает трудность ориентировки в темноте. Зеленый цвет (травы и листвы) успокаивает как сигнал живого, пищи. Голубой цвет (открытого пространства) может успокаивать, но может и вызывать тревожность. Красный цвет (цвет крови) вызывает возбуждение, чувство тревоги.

Человек способен при идеально чистом воздухе увидеть пламя свечи на расстоянии двадцати семи километров. Но водяные пары и пыль резко ухудшают видимость: обычный костер можно увидеть только за 6-8 км, зажженную спичку - за 1,5 км, огонек сигареты - за 0,5 км.

На долю слуховых ощущений приходится 10-15%сведений внешнего мира. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе (улитка со слуховой мембраной и чувствующими волосками). Внешнее ухо (ушная раковина) собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. Звуковые волны, действующие на слуховой рецептор, представляют собой сгущение и разряжение воздуха в результате колебания издающих звуки предметов.

Виды слуховых ощущений

Речевые Музыкальные Шумы

В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяется четыре качества звука: сила (громкий - тихий), высота(высокий - низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность (время звучания).

В жизни человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. Считается, что вибрационное чувство является одним из самых древних видов чувствительности, а отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее действие, а длительные и интенсивные - утомляют и способны вызвать болезненные явления.

Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы пахучих веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

У многих животных обоняние - основной рецептор, при помощи которого они ориентируются в окружающей среде. Например, у рыб обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак - около одной трети, у человека - одну двадцатую часть (эта функция подавлена зрением и слухом). Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество пищи, обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.

Вкусовые ощущениявозникают при соприкосновении рецепторов органа чувств (которым является язык) с химическими веществами, растворенными в слюне или воде.

Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое, из комбинации которых и возникает гамма вкусовых ощущений. Поскольку рецепторы вкусовых ощущений расположены на поверхности языка неравномерно, отдельные участки имеют разную чувствительность: кончик языка реагирует на сладкое, задняя часть языка - на горькое, а края - на кислое и соленое. В результате голодания значительно повышается чувствительность к сладкому и понижается - к остальным качествам вкусовых раздражителей.

Кожные ощущенияосновываются на том, что в кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная (ощущение прикосновения и давления, температурная (ощущение холода и тепла) и болевая.

Взаимодействие

Адаптация

Синестезия

Пороги

Чувствительности

Верхний

Абсолютный Дифференциальный

Нижний

Не все виды энергии (даже жизненно значимые) воспринимаются человеком в виде ощущений. Например, к радиационным излучениям человек вообще нечувствителен, т.е. человек в виде ощущений получает небольшую часть воздействующей на него информации и энергии.

Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности: нельзя почувствовать воздействие слабого раздражителя (прикосновение пушинки к телу), а при действии очень сильного раздражителя наступает момент, когда ощущения перестают возникать (звуки частотой выше 20 тыс. герц не воспринимаются). Понятие порога чувствительности выражает психологическую зависимость между интенсивностью ощущения и силой раздражителей.

Различаются два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.

Пороги ощущения

Абсолютная чувствительность Чувствительность к различению

(дифференциальный порог)

Нижний Верхний

(минимальный) (максимальный)

Нижний (минимальный) абсолютный порог - наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, верхний (максимальный) абсолютный порог - наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида. Например, глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон, ухо различает волны от 20 герц до 20 тысяч герц.

Порогом чувствительности к различению или дифференциальным порогомявляется едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Пороги чувствительности индивидуальные для каждого человека и на протяжении жизни изменяются. К примеру, опытный водитель по звуку мотора может определить его дефекты; рабочие, занимающиеся окраской ткани, способны различать до 40 оттенков черного цвета, в то время как обычный человек различает 2-3 оттенка.

Кроме того к причинам, изменяющим пороги ощущения, относятся также общее состояние организма, адаптация, взаимодействие органов чувств, тренинг, наркотики, алкоголь.

Иногда неточные показания даются в результате несоответствия порогам чувствительности. К примеру, необходимо критически оценивать оказания о цветовых качествах объекта, воспринимавшегося в сумерки. Если разница в определении различных мер (длины, веса и т.д.) намного превышает разностный порог, стоит усомниться в правдивости показаний.

Явление адаптации - это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в повышении или понижении порогов ощущений. Например, входя в темное помещение, человек практически ничего не видит, через некоторое время он начинает различать предметы, полная адоптация в темноте наступает через 30-40 мин. Если один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточными, неполными.

Находясь в накуренном помещении, человек через некоторое время перестает замечать этот запах (снижается чувствительность анализатора). Подобное явление наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой (т.к. боль сигнализирует о разрушении органа и адаптация к боли может привести к гибели организма).

Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация.

Изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой называется взаимодействием ощущений. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией (обострением чувствительности).

Синестезия, т.е. возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности, может рассматриваться как частный случай взаимодействия ощущений. Например, у человека под давлением звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода или тепла. Это выражается в устойчивых словосочетаниях: тяжелый взгляд, темный звук, бархатный голос.

Изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя называется контрастом ощущений. Одновременный контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях: одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Примером последовательного контраста может служить контрастный душ - после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

В некоторых случаях неточность показаний может объясняться контрастом ощущений. Например, свидетели утверждали, что преступник был одет в белый плащ и высокого роста. В действительности они видели человека среднего роста в окружении подростков, в сером костюме на черном фоне.

Для каждого человека характерен определенный уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы - сенсорная организация. Замечено, что в животном мире преимущественный уровень развития чувствительности какой-либо одной модальности является родовым признаком: все представители одного вида (напр., орлы) обладают хорошим зрением, а другого (напр., собаки) - обонянием.

Что касается человека, то особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Формирование социально значимой личности может протекать на крайне ограниченной сенсорной основе, даже при потере двух ведущих дистантных рецепций - зрения и слуха.

Крупный ученый-психолог слепоглухонемая И.О. Скороходовой писала: «Вся жизнь, которая протекает вокруг, отделена от меня «стеклянной стеной»... Как только я захочу непосредственно воспринять эту жизнь, без помощи зрячих и слышащих, я натыкаюсь на тонкую «стеклянную стену», которая кажется мне настоящей «китайской» стеной. Я многое о жизни знаю, но зрительно и в виде слуховых восприятий ее не ощущаю». Пример ее жизни убедительное свидетельство того, каких высот творческой активности может достигнуть индивид, опираясь в своем развитии на «неведущие» у других людей модальности.

Необходимо помнить о зависимости чувствительности от различных факторов: внешних условий; состояния анализатора; психических факторов; социальных явлений; воздействия различных раздражителей; длительности пребывания в определенной обстановке; физиологического состояния человека и т.п.

Знание закономерностей ощущений должно учитываться при расследовании преступлений. Задача сотрудника ОВД - воссоздать все условия, в которых происходило отражение свойств предметов и явлений, и учесть основные закономерности ощущений.

Виды восприятия

Анализатора восприятия

(зрительное, слуховое, вкусовое, (восприятие пространства,

осязательное и т.д.) времени, движения, речи и т.д.)

Свойства восприятия

Основными свойствами восприятия являются избирательность, предметность, константность, целостность, апперцепция, осмысленность и обобщенность.

Из огромного числа предметов и явлений, действующих на человека, лишь некоторые выделяются с отчетливостью и осознанностью. Эта особенность восприятия называется избирательностью, которая зависит от интересов, установок, потребностей личности. Например, для решения какого-либо вопроса вам нужен конкретный человек. Заглянув в несколько комнат, вы говорите, что там никого нет, хотя в каждом помещении находятся другие люди. В восприятии фиксируется невозможность удовлетворить возникшую потребность.

Первоначальной и общей возможностью восприятий является выделение контура предмета из фона и лишь затем начинается различение формы, пропорций, отдельных деталей.

Константность -относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Висящая на стене доска воспринимается одинаково по величине и форме и цвету при передвижении по комнате, хотя изображение на сетчатке глаза будет различным.

Во многом константность восприятия является проявлением влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые и поэтому мы их так видим. Но при определенных условиях (при большом удалении предмета, при очень ярком освещении и т.п.) константность восприятия нарушается.

Феномен константности не проявляется в тех случаях, когда знание о реальных формах, размерах цвете предмета отсутствует. Однажды в Африке один этнограф вместе с местным жителем - пигмеем вышел из леса. Вдалеке паслись коровы, а поскольку пигмей никогда не видел коров издалека, то константность восприятия была нарушена и пигмей, к изумлению этнографа, принял их за муравьев.

Если бы восприятие не было константным, то человек при каждом шаге, движении сталкивался бы с новыми предметами, переставал бы их узнавать.

Восприятие есть всегда целостный образ предмета, который не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются (см. рис.).

Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, которая остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр, или один рояль, или человеческий голос.. Целостность музыкального образа в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, о чем свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым зрение было возвращено в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия. Постепенно у этих людей у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно ограничивается тем, что они узнали ранее путем осязания. Восприятие формируется в процессе практики.

Апперцепция или зависимость восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни - одно из важнейших свойств восприятия. Все виды восприятия осуществляются не отдельным анализатором (зрительным, слуховым и т.п.), а конкретным, действующим, познающим человеком с его желаниями, установками, чувствами. Например, люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием горизонтальных и вертикальных прямых линий.

Осмысленно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, отнести его к определенной группе, обобщить его словом. Даже при виде незнакомого предмета человек старается установить сходство со знакомыми предметами, всему придать смысл. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное(собака, озеро, облако и т.п.).

Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенностьвосприятия. Степень обобщенности восприятия зависит от особенностей имеющихся у человека понятий, т.е. от уровня и объема знаний. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия обнаруживается единство чувственных и логических элементов, проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Необходимо учитывать тот факт, что на восприятие оказывает большое влияние ожидания и предположения. Проще говоря, мы часто видим то, что ожидаем увидеть, слышим то, что ожидаем услышать и т.п.

Грузинский психолог И.Т. Бжалава предъявлял испытуемым, знающим немецкий и русский языки, списки немецких слов. В конце этого списка стояло слово, которое можно было прочитать как написанное латинскими буквами бессмысленное буквосочетание, или как написанное кириллицей осмысленное слово. Все испытуемые продолжали читать это буквосочетание по-немецки (т.е. относили к классу бессмысленных, но немецких слов), не заметив осмысленного варианта как русского слова.

Типы восприятия

Восприятие и наблюдение человека характеризуются не только общими закономерностями, но и индивидуальными особенностями. В связи с чем выделяются следующие типы восприятия:

Синтетический

Аналитический

Типы восприятия Аналитико-

Синтетический

Эмоциональный

У людей синтетического типа проявляется склонность к обобщению явлений и к определению основного смысла происходящего, они не придают значения деталям.

Люди аналитического типа стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они вникают во все обстоятельства, подробности, затрудняясь понять основной смысл явлений.

Аналитико-синтетический тип восприятия встречается в жизни наиболее часто и является наиболее благоприятным для деятельности. У людей данного склада наблюдается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению, т.е. они соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснениями.

Для людей с эмоциональным типом восприятия характерно не выделение сущности явления и его частей, а стремление выразить свои переживания, вызванные этим явлением. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители.

Понятие внимания, его виды

Находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Для возникновения внимания необходимо выделить объект (предметы внешнего мира или сама психическая деятельность: мысли, переживания), сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Итак, внимание - сосредоточение сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других, т.е. процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Следует отметить особое место внимания: оно не является самостоятельным психическим процессом, а включено в практическую деятельность и в познавательные процессы. Физиологический механизм рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий малозначимые сигналы.

В отличие от животных, люди управляют своим вниманием. Поэтому в динамике внимания важную роль играет умение поставить цель.

По особой мимике, жестам и позе человека можно наблюдать внешнее выражение внимания, которое характеризуется торможением лишних движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект, разведением осей глаз («отсутствующий взгляд»), расслабленностью тела.

По активности человека в организации внимания различают: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Виды внимания

Свойства внимания

Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью, переключением.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено в определенный отрезок времени (у взрослого человека примерно 4-6 объектов). Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

Объем

Распределение

Устойчивость

Переключение

Во время допроса следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, оно зависит от опыта, навыков и умений. К примеру, начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и не расположен поддерживать разговор с собеседником.

Следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.

Концентрация (интенсивность) - степень сосредоточенности внимания на объекте. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость проявляется в длительности сосредоточения внимания на объекте и зависит от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек и др. Полная устойчивость внимания может сохраняться 15-20 мин.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение, которое выражается в колебаниях внимания, проследить которое можно при восприятии двойственных изображений.

Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Причем, чем менее важен для личности объект деятельности, тем быстрее внимание переключается на более значимый (в течение 1 сек. можно 3-4 раза переключить внимание)

Обстоятельства, в которых находится человек, могут вызвать состояние внимательности или рассеянности. В новой, необычной обстановке у человека возникает состояние обостренной внимательности, которое вызывается напряженным ожиданием существенных для личности событий, выполнением ответственных поручений.

Рассеянность, т.е. состояние, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте, вызывается усталостью, озабоченностью, выполнением малоинтересного дела и другими причинами. Здесь имеется не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.

При оценке и проверке свидетельских показаний необходимо учитывать тот факт, что различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и вещей. Так, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью. По мнению А.Ф. Кони, «обладатель такого внимания нередко с большою подробностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его касающемся и лишь для него интересном, - будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, тесноты обуви, сварения желудка и т.п. - чем о событиях общественной важности или исторического значения, которых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет все общее, родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать».

Заключ

Наши рекомендации