Вопрос 5. связь психологии с другими науками
Философия.Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий пауки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистско-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. Настыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.
Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим паукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.
Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.
Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.
История.Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.
Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекций и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.
Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.
Как прикладная отрасль юридическая психология, естественно, должна иметь тесную взаимосвязь, прежде всего с фундаментальными психологическими науками - историей, общей и социальной психологией.
Юридическая психология опирается в своих исследованиях на общую психологию. Общая психология занимается изучением основных закономерностей работы психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой частью психологии, играющую в ней фундаментальную роль. В то же время общая психология в своих разработках использует знания, полученные в различных отраслях психологии: возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной, патопсихологии, психологии религии и др.
Так, например, чтобы раскрыть психологию групповых правонарушений несовершеннолетних, необходимо знать их возрастные особенности, психологию деятельности и самоуправления, психологию межличностных отношений, развития группы, группового поведения и другие вопросы общей, возрастной и социальной психологии.
А чтобы разобраться с психологической стороной проблемы неуплаты налогов, необходимо раскрывать ее через формирование и функционирование смысловой сферы самосознания человека. Смысл и устремление платить налоги возникают при наличии следующих психологических факторов: 1) когда этот вклад оценивается налогоплательщиком как полезный вклад в развитие государства, страны, общества; 2) когда выгоды этого вклада оцениваются не меньше, чем издержки; 3) когда возможно получение обратной связи в виде информации, как распорядились этими средствами; 4) когда есть возможность влиять на способ вложения этих средств; 5) когда есть положительная оценка реальных результатов и их личной пользы (прямой или косвенной) для налогоплательщика.
Ослабление этих факторов снижает личностный смысл этой акции, а их отсутствие формирует негативную личностную позицию, при которой единственным мотивом этой акции является возможность избежать санкций.
Человек, находящийся в экономическом пространстве, ориентирующийся на общественные нормы и заботящийся о полезности для него происходящего, несомненно, включен и в правовой контекст. Таким образом, многие проблемы криминального проявления человека в области экономики могут быть решены только на пересечении экономики, психологии и права. В связи с этим необходимо отметить, что экономическая и юридическая психология может иметь общий объект исследования — экономические преступления.
Дифференциальная психология, изучающая индивидуальные психологические различия, их причины и последствия, позволяет проявляться индивидуальному подходу в решении многих вопросов в области юридической психологии. Изучение таких различий важно как в отношении отдельного человека, так и групп людей, объединенных каким-либо признаком. Например, изучение личности обвиняемого или преступника.
Юридическая психология опирается на психологию труда, разрабатывая психологические основы различных юридических профессий, а также на инженерную психологию при разрешении проблем взаимоотношения человека и техники, например при расследовании преступлений на транспорте или при управлении сложными техническими средствами.
В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может не поддерживать информационные связи и с целым рядом отраслей правовой науки.
В этой связи в первую очередь следует указать на тесные связи юридической психологии с наукой уголовно-процессуального права.Как справедливо отмечал А. Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в решении наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внутреннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства».
Ряд принципиально важных положений, принципов, лежащих в основе уголовно-процессуального законодательства, права, вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на оценку доказательств, объективность принятия обоснованных судебных решений. Это такие основополагающие принципы уголовно-процессуального законодательства, как, например, неприкосновенность личности (ст.10 УПК); презумпция невиновности (ст.14 УПК); состязательность сторон (ст.15 УПК); свобода оценки доказательств (ст.17 УПК); непосредственность, устность, гласность судебного разбирательства (ст.240, 241 УПК) и др. И хотя законодатель порой не прибегает к собственно психологическим терминам, сама процедура расследования (рассмотрения) преступления, собирания, исследования и оценки доказательств, впитав в себя накопленный человечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в отправлении правосудия. Все более серьезную помощь в этом процессе правоохранительным органам будет оказывать психологическая наука, которая должна перейти от распространенного психологического комментирования отдельных явлений и процессов, психологического «всеобуча» работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной деятельности.
Прослеживается связь юридической психологии с наукой гражданского процессуального права, гражданским судопроизводством,фактически осуществляемым с соблюдением тех же принципов, что и уголовное судопроизводство: гласность, непосредственность, устность и непрерывность, состязательность и равноправие сторон (ст.10, 12,157 ГПК).
Тесные междисциплинарные связи поддерживаются юридической психологией и с уголовным правом,прежде всего по вопросам, относящимся к оценке психологических критериев вменяемости — невменяемости, психологических особенностей личности преступника, его эмоционально-волевой, мотивационной сферы, уровня интеллекта, актуальных психических состояний, которые сопутствуют совершению преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления осознавал и руководил своими действиями.
В УК содержится целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологическийлибо комплексный психолого-правовой характер: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст.22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст.26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч.2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч.3, 4 ст. 35); психическое принуждение (ст.40); обоснованный риск с его психологическим содержанием (ст.41); особая жестокость (п. « д » ст. 105, п. «б » ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, 113); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и др.
Также связь юридической психологии можно увидеть и с гражданским правом,его основополагающими институтами, принципами, отдельными правовыми нормами. В качестве примера здесь можно привести: особенности использования психологических знаний по гражданским делам, связанным с решением вопроса о дееспособности отдельных участников тех или иных правоотношений (оценка психологического критерия дееспособности); проблему компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» с учетом психологического фактора, тем более что суды должны оценивать все это, учитывая «индивидуальные особенности лица, которому причинен вред» (ст. 151,1101 ГК).
Не менее актуальной в гражданском праве выглядит и проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, непонимания им значения своих действий, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им решений правового характера (ст. 177, 178 ГК).
Самая тесная связь юридической психологии существует с криминалистикой,особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений, с криминологией.Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без использования результатов исследований в области психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно «те особенности личности преступника, которые связаны с его преступным деянием, объясняют его совершение» (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизические особенности).
Традиционные связи и взаимодействия поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией,особенно когда мы имеем дело с пограничными состояниями, расстройствами психики, не исключающими вменяемость, и возникает необходимость давать комплексную развернутую оценку личности субъекта с привлечением знаний из области психологии и психиатрии.
Многие проблемы юридической психологии находятся на пересечении не только с юриспруденцией, но и с философией, математикой, биологией, психиатрией, сексопатологией и другими науками. Например, проблему врожденности преступности можно изучать и решать лишь в комплексе с биологией, связь преступности и отклонений в психике — с психиатрией, сексопатологией, прогноз всплеска преступности в критические периоды жизни общества — с социологией и математикой, возможность искоренения преступности — с философией.
Вопрос 6. Структура (система) юридической психологии
Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.
1. Методологические основы юридической психологии:
• предмет, методы и задачи юридической психологии;
• структура юридической психологии;
• историческое развитие юридической психологии.
2. Правовая психология:
• право как фактор социальной регуляции поведения, психологические аспекты эффективного правотворчества;
• правовая социализация личности, особенности психологического отражения правозначимых явлений, психология правопонимания и правосознания;
• психология правоисполнительного поведения.
3. Криминальная психология:
• проблема роли психологических факторов в детерминации преступного поведения; роль биологических и социальных факторов в криминализации личности;
• понятие личности преступника, психологические типы преступников;
• психология совершения преступного деяния;
• психология рецидивной и подростковой преступности;
• психология групповой и организованной преступности;
• психология вины и юридической ответственности.
4. Психология уголовного судопроизводства.
Психология предварительного следствия:
•психология личности следователя и других участников уголовного процесса;
•психология следственной деятельности; познавательно- удостоверительная деятельность следователя;
• психология деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, информационное моделирование в следственно-поисковой деятельности;
• психология коммуникативной деятельности следователя;
• психология следственных действий в системе расследования;
• судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
Психология судебного разбирательства:
• психологические особенности судебной деятельности;
• психология подготовки и планирования судебного разбирательства;
• психология особенности судебного следствия и его участников, психология допроса в судебном следствии;
• психология судебных прений;
• психология деятельности прокурора, речь прокурора в уголовном суде;
• психология деятельности адвоката (защитника), речь адвоката;
• психология подсудимого;
• психология принятия судебных решений.
5. Психология исправительной деятельности:
• психологическое исследование личности осужденного;
• психологическая коррекция дефектов поведения.
6. Психология гражданского правового регулирования:
• психология гражданских правоотношений;
• психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству;
• психологические особенности организации судебного рассмотрения гражданских дел;
• позиция сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность;
• судебная речь в гражданском судопроизводстве;
• психология деятельности представителя стороны в гражданском судопроизводстве, речь представителя в суде;
• психология деятельности прокурора в гражданском процессе, речь прокурора;
• когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность в гражданском судопроизводстве;
• судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве;
• психология принятия судебных решений.