Вопрос 5. связь психологии с другими науками

Философия.Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психоло­гия. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философ­ских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий пауки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистско-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. Настыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретичес­кой и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим паукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиоло­гия.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мыс­ли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психо­логией. Связь между психологией и социологией обеспечивает соци­альная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них за­частую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История.Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естес­твенного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процес­се исторического развития и роль психологических качеств историчес­ких деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные меха­низмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекций и психотерапии). На стыке медицины и психоло­гии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, поз­воляющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспе­чению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспе­чивают педагогическая психология и возрастная психология.

Как прикладная отрасль юридическая психология, естественно, должна иметь тесную взаимосвязь, прежде всего с фундаментальными психологическими науками - историей, общей и социальной психологией.

Юридическая психология опирается в своих исследованиях на общую психологию. Общая психология занимается изучением основных закономерностей работы психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой частью психологии, играющую в ней фундаментальную роль. В то же время общая психология в своих разработках использует знания, полученные в различных отраслях психологии: возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной, патопсихологии, психологии религии и др.

Так, например, чтобы раскрыть психологию групповых право­нарушений несовершеннолетних, необходимо знать их возрастные особенности, психологию деятельности и самоуправления, психологию межличностных отношений, развития группы, группового поведения и другие вопросы общей, возрастной и социальной психологии.

А чтобы разобраться с психологической стороной проблемы неуплаты налогов, необходимо раскрывать ее через формирование и функционирование смысловой сферы самосознания человека. Смысл и устремление платить налоги возникают при наличии следующих психологических факторов: 1) когда этот вклад оценивается налогоплательщиком как полезный вклад в развитие государст­ва, страны, общества; 2) когда выгоды этого вклада оцениваются не меньше, чем издержки; 3) когда возможно получение обратной связи в виде информации, как распорядились этими средствами; 4) когда есть возможность влиять на способ вложения этих средств; 5) когда есть положительная оценка реальных результатов и их личной пользы (прямой или косвенной) для налогоплательщика.

Ослабление этих факторов снижает личностный смысл этой акции, а их отсутствие формирует негативную личностную позицию, при которой единственным мотивом этой акции является возможность избежать санкций.

Человек, находящийся в экономическом пространстве, ориентирующийся на общественные нормы и заботящийся о полезности для него происходящего, несомненно, включен и в правовой контекст. Таким образом, многие проблемы криминального проявления чело­века в области экономики могут быть решены только на пересечении экономики, психологии и права. В связи с этим необходимо отметить, что экономическая и юридическая психология может иметь общий объект исследования — экономические преступления.

Дифференциальная психология, изучающая индивидуальные психологические различия, их причины и последствия, позволяет проявляться индивидуальному подходу в решении многих вопро­сов в области юридической психологии. Изучение таких различий важно как в отношении отдельного человека, так и групп людей, объединенных каким-либо признаком. Например, изучение личности обвиняемого или преступника.

Юридическая психология опирается на психологию труда, разрабатывая психологические основы различных юридических профес­сий, а также на инженерную психологию при разрешении проблем взаимоотношения человека и техники, например при расследовании преступлений на транспорте или при управлении сложными техни­ческими средствами.

В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональной деятель­ности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может не поддерживать информационные связи и с целым рядом отраслей правовой науки.

В этой связи в первую очередь следует указать на тесные связи юридической психологии с наукой уголовно-процес­суального права.Как справедливо отмечал А. Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в решении наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, форми­рования внутреннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства».

Ряд принципиально важных положений, принципов, ле­жащих в основе уголовно-процессуального законодательства, права, вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, кото­рая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на оцен­ку доказательств, объективность принятия обоснованных судебных решений. Это такие основополагающие принци­пы уголовно-процессуального законодательства, как, напри­мер, неприкосновенность личности (ст.10 УПК); презумп­ция невиновности (ст.14 УПК); состязательность сторон (ст.15 УПК); свобода оценки доказательств (ст.17 УПК); непосредственность, устность, гласность судебного разбира­тельства (ст.240, 241 УПК) и др. И хотя законодатель порой не прибегает к собственно психологическим терминам, сама процедура расследования (рассмотрения) преступления, собирания, исследования и оценки доказательств, впитав в себя накопленный человечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в отправлении правосудия. Все более серьезную помощь в этом процессе правоохранитель­ным органам будет оказывать психологическая наука, ко­торая должна перейти от распространенного психологи­ческого комментирования отдельных явлений и процессов, психологического «всеобуча» работников правоохрани­тельной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной деятельности.

Прослеживается связь юридической психологии с нау­кой гражданского процессуального права, гражданским судопроизводством,фактически осуществляемым с со­блюдением тех же принципов, что и уголовное судопроиз­водство: гласность, непосредственность, устность и непре­рывность, состязательность и равноправие сторон (ст.10, 12,157 ГПК).

Тесные междисциплинарные связи поддерживаются юридической психологией и с уголовным правом,прежде всего по вопросам, относящимся к оценке психологических критериев вменяемости — невменяемости, психологических особенностей личности преступника, его эмоционально-волевой, мотивационной сферы, уровня интеллекта, акту­альных психических состояний, которые сопутствуют со­вершению преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления осознавал и руководил своими действиями.

В УК содержится целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологическийлибо комплексный психолого-правовой характер: уголовная ответственность лиц с пси­хическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст.22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст.26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч.2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч.3, 4 ст. 35); психическое принуждение (ст.40); обоснованный риск с его психоло­гическим содержанием (ст.41); особая жестокость (п. « д » ст. 105, п. «б » ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, 113); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпев­шей (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и др.

Также связь юридической психологии можно увидеть и с гражданским правом,его основополагающими инсти­тутами, принципами, отдельными правовыми нормами. В качестве примера здесь можно привести: особенности использования психологических знаний по гражданским делам, связанным с решением вопроса о дееспособности отдельных участников тех или иных правоотношений (оценка психологического критерия дееспособности); про­блему компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» с учетом психоло­гического фактора, тем более что суды должны оценивать все это, учитывая «индивидуальные особенности лица, ко­торому причинен вред» (ст. 151,1101 ГК).

Не менее актуальной в гражданском праве выгля­дит и проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, непонимания им значения своих действий, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувстви­тельности тех или иных анализаторов (зрительных, слу­ховых и пр.), повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им решений правового характера (ст. 177, 178 ГК).

Самая тесная связь юридической психологии существу­ет с криминалистикой,особенно с ее разделами, посвя­щенными следственной тактике и методике расследования преступлений, с криминологией.Важнейшие разделы кри­минологической науки просто не могли бы развиваться без использования результатов исследований в области психо­логии личности. Особое внимание криминологов привлека­ют именно «те особенности личности преступника, которые связаны с его преступным деянием, объясняют его совер­шение» (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизические особенности).

Традиционные связи и взаимодействия поддержива­ются между юридической психологией и судебной пси­хиатрией,особенно когда мы имеем дело с пограничными состояниями, расстройствами психики, не исключающими вменяемость, и возникает необходимость давать комплекс­ную развернутую оценку личности субъекта с привлечени­ем знаний из области психологии и психиатрии.

Многие проблемы юридической психологии находятся на пересечении не только с юриспруденцией, но и с философией, математикой, биологией, психиатрией, сексопатологией и другими науками. Например, проблему врожденности преступности можно изучать и решать лишь в комплексе с биологией, связь преступности и отклонений в психике — с психиатрией, сексопатологией, прогноз всплеска преступности в критические периоды жизни общества — с социологией и математикой, возможность искоренения преступ­ности — с философией.

Вопрос 6. Структура (система) юридической психологии

Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.

1. Методологические основы юридической психологии:

• предмет, методы и задачи юридической психологии;

• структура юридической психологии;

• историческое развитие юридической психологии.

2. Правовая психология:

• право как фактор социальной регуляции поведения, пси­хологические аспекты эффективного правотворчества;

• правовая социализация личности, особенности психологи­ческого отражения правозначимых явлений, психология правопонимания и правосознания;

• психология правоисполнительного поведения.

3. Криминальная психология:

• проблема роли психологических факторов в детерминации преступного поведения; роль биологических и социальных факторов в криминализации личности;

• понятие личности преступника, психологические типы преступников;

• психология совершения преступного деяния;

• психология рецидивной и подростковой преступности;

• психология групповой и организованной преступности;

• психология вины и юридической ответственности.

4. Психология уголовного судопроизводства.
Психология предварительного следствия:

•психология личности следователя и других участников уголовного процесса;

•психология следственной деятельности; познавательно- удостоверительная деятельность следователя;

• психология деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, информационное моделиро­вание в следственно-поисковой деятельности;

• психология коммуникативной деятельности следователя;

• психология следственных действий в системе расследова­ния;

• судебно-психологическая экспертиза в уголовном про­цессе.

Психология судебного разбирательства:

• психологические особенности судебной деятельности;

• психология подготовки и планирования судебного разби­рательства;

• психология особенности судебного следствия и его участ­ников, психология допроса в судебном следствии;

• психология судебных прений;

• психология деятельности прокурора, речь прокурора в уго­ловном суде;

• психология деятельности адвоката (защитника), речь адво­ката;

• психология подсудимого;

• психология принятия судебных решений.
5. Психология исправительной деятельности:

• психологическое исследование личности осужденного;

• психологическая коррекция дефектов поведения.

6. Психология гражданского правового регулирования:

• психология гражданских правоотношений;

• психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству;

• психологические особенности организации судебного рас­смотрения гражданских дел;

• позиция сторон гражданского процесса и их коммуника­тивная активность;

• судебная речь в гражданском судопроизводстве;

• психология деятельности представителя стороны в граж­данском судопроизводстве, речь представителя в суде;

• психология деятельности прокурора в гражданском про­цессе, речь прокурора;

• когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность в гражданском судопроизводстве;

• судебно-психологическая экспертиза в гражданском судо­производстве;

• психология принятия судебных решений.

Наши рекомендации