Вопрос 1. Психология как наука. Понятие о её предмете и объекте.
Любая наука только тогда может считаться наукой, если имеет свой объект, предмет, имеет свои методологические основы, разрабатывает теоретические основы и категории, изучает свой предмет, присущими ей методами и решает определенные не только теоретические, но и практические задачи.
Психология - это наука о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида.
Психология обладает рядом особенностей, отличающих ее от
других научных дисциплин.
Можно выделить следующие особенности психологии как науки.
1. Это наука о самом сложном явлении.
2. В психологии человек одновременно является и субъектом,
и объектом познания, так как свое сознание он исследует с помощью сознания.
3. Практические результаты психологии уникальны: они не
только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и
качественно иные, поскольку познать нечто — это значит овладеть и научиться управлять им, а управление своими психически
ми состояниями, процессами, функциями и способностями —
задача самая грандиозная.
4. Чрезвычайная перспективность психологии вытекает из постоянно возрастающей роли людей, их психики и сознания.
5. Единой психологии не существует, есть различные направления, течения, научные школы.
6. Уникальность психологии заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой.
7. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем.
Общепринято, что предметом психологии в отечественной психологии является психика, психическая жизнь и деятельность.
Однако определения этих понятий формулируются по-разному. Приведем несколько примеров.
Предмет психологии - 1) психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; (в краткой формулировке - психика - это субъективный образ объективного мира); 2) закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека; 3) факты, закономерности и механизмы психики; 4) структура субъекта психической деятельности и процессы его взаимоотношений с реальностью.
В настоящее время наиболее распространенными являются два взгляда на предмет психологии. В первом из них предметом изучения психологии являются психические, процессы, психические состояния, психические свойства и образования личности (на раскрытии этих феноменов мы остановимся в следующей лекции).
Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.
Вначале необходимо обнаружить факты. Т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты - это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания, тем более научного. Факты существуют объективно, и в этом смысле они неоспоримы, но зачастую для установления и подтверждения фактов нужны напряженные и длительные изыскания. Но факты сами по себе науку не делают. Факты, как известно, вещь «упрямая» И бывают разными. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются по началу менее важными, случайными, но со временем, по мере накопления они требуют упорядочения и истолкования.
К фактам психической жизниможно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр.
Психический факт можно продемонстрировать эффектом оптической иллюзии (на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой).
‹–––––––––––––––––––––––––––––––––––––›
›–––––––––––––––––––––––––––– ‹
Вследствие знания фактов логически вытекает более сложная задача - установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания, даже красочного и исчерпывающего, к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных отношений. Потому установленные закономерные феномены могут быть воспроизведены, проверены другими исследователями. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, если наукой доказаны меры воздействия на это событие соответствующих условий, выделены факторы, детерминирующие конечный результат.
Примером психического закона является закон Вебера — Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».
Следующей задачей, выделяемой на пути углубления научного знания, становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм - значит понять, смоделировать некое «исполнительное устройство», теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности, закономерного и случайного. Знание законов и механизмов - это уже законченная научная концепция, теория, дающая доказательное толкование широкому кругу явлений изучаемого мира. Применительно к психологии задача выявления механизмов представляется довольно сложной. Психическое многомерно и многофакторно, поэтому всегда есть соблазн объяснить его какими-то более разработанными моделями, типа упоминаемых выше редукционистских трактовок. Можно и нужно говорить, например, о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют собственно психологические закономерности памяти человека. Или другой пример: психическое развитие невозможно понять вне учета общественных воздействий, но социальные механизмы не дают убедительного толкования, индивидуально-психологическим различиям людей. Обнаружение собственно психологического механизма - это всегда важный и не столь уж частый шаг в направлении познания психологией своего предмета.
Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.
Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями.
Существует трактовка, в соответствии с которой в понятие о предмете исследования входят наиболее существенные (с точки зрения самого исследования) признаки объекта. Так, психология, антропология, физиология человека, медицина, педагогика и другие отрасли знаний имеют один и тот же объект исследования — это человек. Конкретизируя же предмет исследования той или иной науки, мы должны указать, что именно интересует данную науку в объекте.
Таким образом, объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Исходя из этого, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания.
Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.
Далее, нам необходимо сориентироваться в отношении специфики предмета и объекта такой отрасли психологии как юридическая психология.
Будучи прикладной, «пограничной» отраслью психологической науки, юридическая психология возникла в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний. Она «изучает закономерности и механизмы психической деятельности в сфере регулируемых правом отношений» (Ситковская О.Д.).
Другая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, при определении предмета юридической психологии, — те базовые понятия, основные категории психологической пауки, рассматриваемые в любой прикладной отрасли психологии и составляющие ее стержень.
Такими понятиями, категориями являются понятия личности субъекта— участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики и собственно сама деятельность,которой занят человек и которая предъявляет к нему, его психике свои особые, специфические требования.
Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых находится и юридическая психология. Таким образом, по справедливому замечанию А. В. Дулова, юридическая психология «призвана изучать не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна исследовать психологические особенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций».
Именно такой подход, выделяющий два основных блока в юридической психологии, позволяет дать следующее определение ее предмета. Итак, предметомюридической психологиивыступают различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику, сознание и поведение участвующих в ней людей.
Объектом изучения юридической психологии - являются конкретные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.
Содержаниеюридической психологиикак прикладной отрасли психологической науки включает в себя помимо разработки общих вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологическому обеспечению применения норм права, правотворчеству, правовому сознанию. По мнению А. Р. Ратинова, психологические аспекты правосознания, составляющие правовую психологию, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и являются стержневыми для нее в целом и для отдельных ее разделов.
Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования следственной, прокурорской, оперативно-розыскной, судебной, иснравительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности, юстиции, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи населению, юридическим лицам (нотариата, адвокатуры).
В завершении рассмотрения первого вопроса лекции хочу обратить Ваше внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что обе эти сферы изучают одно и то же — психику человека, но различия между ними весьма значительны (табл. 1).
Таблица 1.Психология как наука и как система житейских знаний
Житейские психологические знания | Научные психологические знания |
Знания опираются па конкретные факты, обобщения нередко неправомерны | Знания опираются на многочисленные факты и затем обобщаются |
Информация может быть ложной и не подвергается обязательной проверке | Знания обязательно проверяются на истинность |
Интуитивный характер знаний | Знания рациональны, осознанны и обоснованы |
Передача знаний затруднена пли искажена | Знания накапливаются и передаются вклассифицированном и точном виде |
Основной источник знаний - наблюдение | Источники знаний — эксперимент, тестирование, беседа и наблюдение |
Объем знаний мало меняется со временем | Знания постоянно расширяются |
Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.
Житейские знания «Война - зло, но только на ней мужчины узнают, чего они стоят» (Сомалийская поговорка) | Научные знания «Психологические качества личности наиболее полно раскрываются в экстремальных ситуациях». (Вывод наблюдений и экспериментам военных психологов) |