Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся групп компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями со сложным дефектом
При обследовании и наблюдении детей группы выявляются нарушения психофизического развития, как характерные для детей данной группы, так и индивидуальные. Ниже приводится краткая обобщенная характеристика особенностей психофизического развития обучающихся по направлениям развития в соответствии с образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие
Эмоциональное состояние обучающихся в начале учебного года скорее неудовлетворительное. Затруднение вызывает адаптация к условиям пребывания в детском саду после летнего оздоровительного периода. Воспитанникам сложно принять новый режим, окружающую среду, педагогов и специалистов. Сопротивление вызывают организующая помощь, смена режимных моментов, обучение. Эмоциональные проявления обучающихся данной группы не всегда адекватны ситуации по амплитуде проявления, импульсивны, лабильны, непластичны, либо уплощены. Эмоциональная сфера большинства детей близка к базовому уровню развития. Наблюдается повышенная тревожность, ранимость, возбудимость, моторная расторможенность.
Большинство детей группы избегает общения, организованного извне, но может, при личной потребности, устанавливать поверхностный, формальный контакт, направленный на её удовлетворение. По отношению к сверстникам обучающиеся группы индифферентны.
Самостоятельное поведение обучающихся можно охарактеризовать как полевое, не всегда адекватное ситуации, регулируемое требованиями взрослых, в большинстве случаев выраженных в виде физической подсказки, требующее непрерывного контроля. Дети затрудняются в удержании алгоритма действий в течение режимных моментов, принятии и усвоении групповых норм и правил, проявляют протестные реакции при переходе от одного вида деятельности к другому, нуждаются в невербальной опоре для ориентировки в ситуации.
Познавательное развитие
Не все дети проявляют активность в исследовании предметно-пространственной среды. Часть детей внимательно рассматривает предметы, совершает специфические манипуляции, другие дети могут перебирать игрушки, взаимодействовать с ними неспецифическим образом, в том числе обследовать с помощью рта, грызть, жевать. У большинства обучающихся наблюдается грубое недоразвитие сенсорной сферы, гиперчувствительность к звукам и тактильным ощущениям. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдает зрительное и слуховое внимание, сосредоточение, идентификация и группировка объектов по различным признакам. У большинства обучающихся не сформированы сенсорные эталоны.
Некоторые из обучающихся данной группы испытывают положительные эмоции от результатов продуктивной деятельности, экспериментируют с предметами. Остальные индифферентны в этом отношении. Незначительны и интересы к прочим видам детской деятельности: игра, конструирование и т. п.
В общую деятельность дети включаются очень медленно, при непрерывной организующей помощи, или не включаются совсем. Работают при стимулировании взрослым. Произвольность переключаемости с одного вида деятельности на другой не сформирована. Повышенная утомляемость, истощаемость. Продуктивность низкая или отсутствует. Организация деятельности не сформирована.
Наглядно-действенное мышление в процессе формирования: у части детей сформирована зрительная ориентировка в соотнесении фигур, цветов, размера, одинаковых (идентичных) предметов. Дети не знают названия предметов, за исключением часто используемых (стул, ложка и т.п.), их функционального назначения, не владеют способами действий с ними. При обучении способ действия постепенно усваивается.
Речевое развитие
У детей данной группы выявлено грубое недоразвитие речи и всех ее функций. Дети не всегда отзываются на имя, на словесные обращения реагируют с отсрочкой или не реагируют, нуждаются в невербальном сопровождении коммуникативного процесса: карточками, наглядным образцом, жестом, физической подсказки. Активная речь проявляется как вокализации, крайне редкие попытки произношения отдельных слов: «нет», «дай», «пока», в основном носит непроизвольный, безадресный, необращенный характер. Обучающиеся данной группы не используют речь для установления контакта, могут изредка пользоваться вокализацией или жестом для выражения протеста или острой потребности. Некоторые обучающиеся хорошо воспринимают и иногда используют альтернативные способы коммуникации: карточки (PECS, фотографии и т.п.), жесты. Ребята затрудняются в выражении собственных переживаний, потребностей, установлении контакта, организации игры со сверстником.
Художественно-эстетическое развитие
Большинство детей оживляются при восприятии знакомой музыки, наблюдают за игрушками или би-ба-бо во время театрализации. Фиксация внимания на иллюстрациях крайне непродолжительная.
Изобразительно-графическая деятельность у большей части детей развита недостаточно: чирканье карандашом или пастельным мелком, ненаправленные линии кистью. Некоторым детям нравится работать с рванной аппликацией, тестом или мягким пластилином (комочек, расплющивание). Большинство детей отвергает рисование пальчиком и ладонью руки по причине неприятных тактильных ощущений.
Элементарная конструктивно-модельная деятельность (башня, домик, ворота, поезд) возможна при организующей, направляющей и практической помощи взрослого – до совмещенных действий.
Физическое развитие
Дети проявляют крайне низкую или чрезмерно высокую, хаотичную двигательную активность. Большинство детей не организованы в пространстве и перемещаются в пространстве в группе других детей только вместе со взрослым. Освоение новых движений возможно, начиная с совмещенных действий. Двое из обучающихся сопротивляются внешней организации собственных движений. Один ребёнок проявляет способности к подражанию. Многие дети группы при обучении способны осваивать программу движений, соотносимую с музыкальными отрывками. Воспроизведение движений по заданию не проявлено. Движения характеризуются как скованные, неритмичные, неловкие, резкие, расторможенные или заторможенные. Наблюдается очень низкий контроль движений.
Тонкая моторика развивается медленно, движения ладоней и пальцев рук у большинства детей неточные, несогласованные, слабые. Выполнение программы движений ладонями и пальцами рук (пальчиковая гимнастика) по показу или заданию не фиксируется.
Развитие навыков самообслуживания у большинства обучающихся значительно запаздывает. Одевание не организовано в единый процесс, а выполняется как серия раздельных операций, каждая из которых нуждается в организующей, направляющей и частично практической помощи. У некоторых обучающихся наблюдается полная пассивность при одевании. Несколько детей нуждаются в докармливании, один - в полном кормлении. Туалетом дети пользуются в большинстве случаев при организующей и практической помощи взрослого. Часть обучающихся не замечает этой потребности, как и неопрятности, в том числе и мокрой одежды.
Заключение
Большинство обучающихся группы нуждаются в создании развивающей социокультурной, в т. ч. предметно-пространственной и среды, способствующей социализации, посредством развития социально-бытовых и коммуникативных навыков, реализуемых на уровне доступных средств, - основой освоения которых может являться повышение уровня развития произвольности психических процессов и познавательной сферы. С детьми возможна индивидуальная и парная деятельность, способствующая снятию эмоционально-мышечного напряжения, развитию мотивации общения, подражания, формированию сенсорных эталонов, сенсорной интеграции и развитию всех психических процессов.
1.1.6. Сроки реализации рабочей программы
Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года: с сентября 2017 по июнь 2018 года.
1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы
Согласно ФГОС ДОопределены целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
На основе данных целевых ориентиров, исходя из результатов первичного психологического обследования детей, в программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми.
Планируемые результаты освоения программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями со сложным дефектом
Направления развития образования ребёнка | Планируемые результаты освоения программы |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |
Социальное развитие | Принимает присутствие сверстников в группе. |
Эмоциональное состояние благоприятно развитию. | |
Обращается за помощью на доступном уровне коммуникации. | |
Устанавливает контакт при организации извне. | |
Регулирует собственное поведение согласно требованиям взрослого. Принимает физическую подсказку. | |
Умеет избирательно проявлять симпатию, доброжелательное отношение на доступном. | |
Ручной труд | С удовольствием участвует в продуктивной деятельности |
Радуется результатам продуктивной деятельности и иного ручного труда. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Участвует в уборке игрушек после игры. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Сенсорное восприятие | Выбирает и соотносит по заданию предметы по величине, форме и цвету. |
Мышление | Использует предметы по назначению. |
Обобщает предметы и картинки по внешним признакам. | |
Организация деятельности | Выполняет элементарные конкретные инструкции с опорой на невербальное сопровождение (жест, карточку). |
Удерживает задание до получения результата при опоре на невербальный алгоритм и организации взрослого. | |
Обучение игре | Выполняет специфические действия с игрушками. |
Организует процессуальные действия с игрушками. | |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
Развитие импрессивнойречи | Отзывается на имя. |
Выполняет простые речевые инструкции. | |
Выбирает карточку с изображением или пиктограммой базового эмоционального состояния по заданию. | |
Развитие экспрессивной речи | Устанавливает вербальный контакт в любой доступной форме. |
Развитие альтернативных способов коммуникации | Использует жест приветствия и прощания. |
Использует жесты "дай», «возьми", "пойдём". | |
Использует жесты "хорошо", "плохо". | |
Использует жесты согласия и отрицания. | |
Использует жесты "кушать", "спать", "гулять". | |
Использует жесты для выражения собственного настроения, и отношения к происходящему. | |
Указывает карточку желаемого действия или предмета. | |
Соотносит собственные действия и карточки - инструкции и запреты. | |
Выбирает карточку, отражающую собственное настроение. | |
Развитие моторики кистей и пальцев рук | Управляет движениями кистей и пальцев рук при выполнении рисунка в песке и пальчиковыми красками. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Музыкальное воспитание | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. |
Художественное творчество | Участвует в продуктивной деятельности. |
Ознакомление с художественной литературой | Фиксирует внимание на знакомых потешках, сказках, рассматривании иллюстраций. |
Интересуется игрушками – героями сказок. | |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Развитие двигательных навыков | Совершает определенные движения под музыку или по заданию. |
Участвует в совместной двигательной деятельности. | |
Воспитание культурно-гигиенических навыков | Старается осваивать культурно-гигиенические навыки. |
Стремится к самостоятельности. |