Развитие эмоционально-волевой сферы в онтогенезе
Самозачет по теме: эмоции, агрессия, обида, вина, гнев, злость, застенчивость, аффект неадекватности, фрустрация, потребности, депрессия, стресс, страх, тревога, любовь, радость, интерес, удивление, отвращение, презрение, симпатия, восторг, печаль, отчаяние, веселье, грусть, скука, зависть, ненависть одиночество, удовольствие, гордость, тоска, печаль, эйфория, эмпатия.
Вопросы для подготовки:
1. Непрерывность эмоциональной жизни.
2. Первые эмоции в младенческом возрасте.
3. Каковы особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста?
4. Какая существует взаимосвязь между развитием эмоций, мотивов и самосознания дошкольника?
5. Раскройте суть эмоциональных проблем (причины, проявление) дошкольного возраста.
6. Каковы особенности эмоционального развития в младшем школьном возрасте?
7. Особенности детских страхов.
8. Проявление волевых форм поведения в онтогенезе.
9. В чем причина эмоциональных проблем подростков: непопулярность у сверстников, нарушение дисциплины, побеги из дома, пристрастие к различным веществам (алкоголю, депрессантам, стимуляторам, наркотикам), сексуальная распущенность, саморазрушающее поведение? Профилактика и разрешение проблем.
10. Эмоциональное развитие в старшем школьном возрасте.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задача № 1.«Ролевое проигрывание ситуаций»(с 5 лет)
Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.
Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
Задача № 2. «Польза и вред эмоций»
Инструкция: Объединитесь в микрогруппы. Каждая группа получает карточку, на
которой перечислены названия четырех эмоций. Заполните таблицу и подберите иллюстрации из жизни. Время работы 3-5 минут.
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
Радость | ||
Злость | ||
Печаль | ||
Стыд |
Обсуждение.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Задание № 1.
Написать эссе по одной из выбранных тем:
- Как справиться со злостью? (Памятка, как «Спустить пар»).
- Как простить обиду?
- Зачем мне нужна эмпатия?
- Зачем нужны комплименты?
- Нужно ли управлять своими эмоциями?
Литература для подготовки
1. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук").
2. Способности и негативные образования личности // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – с. 284-331.
3. Проблемы возраста в семье, школе и подростковых объединениях // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – с. 404-461.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006.
5. Алмосов С. М. Проблема тревожности в современной психологии: Лаборатория книги, 2012 г.- 91 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
6. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков: Институт психологии РАН • 2007 год • 332 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
7. Харитонов С., Гуляев В. М. Экстремалы: дискордантности:Московский финансово-промышленный университет «Синергия» • 2016 год • 48 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
8. Андрущенко Т., Тимашева Л. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: учебное пособие Издательство ВГСПУ "Перемена" • 2012 год • 94 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
9. Фомин А. Я. Проблема развития воли Лаборатория книги • 2012 год • 104 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
10. Бриш К.Х . Теория привязанности и воспитание счастливых людей: Практическое пособие / Бриш К.Х. - М.:Теревинф, 2015. - 210 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
11. Сизикова И.В. Детские страхи: Учебное пособие / Сизикова И.В., - 2-е изд. - М.:ИОИ, 2016. - 111 с.: [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
Практикум № 5 (СЕМИНАР)