ТЕМА № 10 . Психологические основы организации труда и профессиональной деятельности
Психологические аспекты оптимизации условий и режимов труда. Психологические требования к организации рабочего места. Психогигиенические требования к организации труда и его безопасности. Психические состояние и и работоспособность. Психологическая защита личности. Автогенный менеджмент как процесс управления руководителем своим поведением. Кабинетно-домашняя релаксация.
Человек и профессия, профессиональные роли, этапы профессиональной карьеры, стили профессиональной деятельности. Психологическая структура профессиональной деятельности, ее психологический анализ. Профессиограмма.
Сущность психологических требований к подбору кадров. Основы профориентации. Профессиональная пригодность и профессиональная готовность. Социально-психологическая профессиональная адаптация. Формирование и перестройка профессиональных знаний, умений, навыков; психологичные принципы процесса обучения . Тренинг профессиональных навыков. Формы психологической регуляции в процессе профессионального становления и этапы осуществления профессиональной деятельности. Социально-психологическое содержание понятия "карьера". Кризисы профессионального становления личности.
Роль социально-психологической службы в процессе совершенствования системы управления. Интегральная структура психологической службы: кадры, благоустройство, взаимодействие с другими подразделениями.
Методические указания
Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.
Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиоведение, или професиографиею (описание профессии), а результат изучения - професиограмой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда; технико-экономические характеристики; социальные, социально-психологические и санитарно - гигиенические характеристики условий труда.
Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, обусловленный специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.
Психологическое изучение профессий проводится по самым разным схемам, в которые включены вопросы, охватывающие весь профессиональный материал.
Данную схему можно назвать ориентировочной. Она содержит всего шесть пунктов.
Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в работе. Она нужна и для практических исследований.
Изучая тему надо уяснить , что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое профессиография?
2. Дайте определение понятия профессия.
3. Дайте определение понятия рабочего места.
4. Дайте определение понятия специальности.
5. Охарактеризуйте профессиональные особенности умственной деятельности.
6. Охарактеризуйте профессиональные особенности моторной деятельности.
7. Охарактеризуйте профессиональные особенности внимания.
8. Охарактеризуйте профессиональные особенности памяти.
9. Охарактеризуйте профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности.
10. Охарактеризуйте схему психологического изучения профессий.
11. Предоставьте психологическую классификацию профессий.
12. Что такое профессиональная ориентация?
13. Что такое профессиональная пригодность?
Литература: [1, 2, 4, 8, 12, 15, 18, 23, 33].
Выполнение домашних заданий
Каждый студент получает задание по самостоятельной работе в соответствии с тематикой рефератов по курсу.
Реферат имеет следующую структуру:
1) вступление ;
2) основная часть;
3) заключение;
4) список литературы;
5) приложения (если есть).
В введении указывается цель и актуальность рассматриваемого вопроса.
В основной части излагается суть вопроса (темы), его современное состояние, особенности, приводятся данные отечественного и зарубежного опыта стратегического управления предприятием .
Вывод реферата состоит из выводов и предложений по данной теме, внедрение которых способствует повышению уровня стратегического управления предприятием .
Реферат составляется в соответствии с требованиями Есть СКД с оформлением титульного листа (приложение 2).
Для подготовки реферата студент использует литературу, ч в рекомендуется, указанную в настоящих методических указаниях и другую.
Написанный реферат (10-15 стр.) В форме доклада рассматривается на семинарских и практических занятиях, и после обсуждения корректируется студентом и затем проверяется преподавателем. На его подготовку отводится 15 академических часов.
Лучшие работы докладываются студентами на научно-технических конференциях кафедры и академии.
Оценка по реферата и самостоятельной работе студента учитывается при проставлены рейтинговой оценки по курсу.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
6.1. Самообразовательная самостоятельная работа:
- Изучить теоретический материал в соответствии с разделом. Настоящих методических указаний, пользуясь литературой, предусмотренной в той или иной темы .
6.2. Текущая самостоятельная работа:
- Пользуясь рекомендуемой литературой, систематически изучать теоретический материал изложен преподавателем в лекциях, семинарских и практических занятиях.
6.3. Выполнение индивидуальных заданий:
- Пользуясь рекомендуемой литературой, подготовить реферат по дисциплине « Социально-психологические аспекты менеджмента», в соответствии с тематикой методических указаний (приложение 1) по заданию преподавателя к установленному сроку .
6.4. Отчетность студента о самообразовании и текущую самостоятельную работу:
- Знать ответы на вопросы по теоретическому материалу, изложенные в настоящих методических указаниях по той или иной теме;
- Предъявлять письменные ответы на вопросы по теоретическому материалу при проведении контрольных работ;
- Отвечать на вопросы по теоретическому материалу при собеседовании преподавателя и студента.
6.5. Отчетность студента о выполнении индивидуальных заданий:
- Защита выполненного реферата перед преподавателем.
Примечание: результаты выполнения самообразовательной и текущей самостоятельной работы определяют основу формирования рейтинговой оценки.
7. Рекомендуемая литература ПО КУРСУ
Основная
1. Актуальные проблемы управления персоналом / Под ред. Ю.П. Платонова. - М: Графика, 1999.
2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л .: Знание, 1991.
3. Асмалов А.Г. Психология личности. - N1,1990.
4. Базаров Т.Ю., Веков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки персонала от государственных и коммерческих структур. - М, 1995.
5. Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М, 1986.
6. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. - М .: ГУВШЭ, 2000 - 688с.
7. Винарик Л.С., Щедрин А.Н. Информационная культура: эволюция, проблемы. - Донецк: ИЭП НАЛ Украины, 1999. - 144 с.
8. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М: Юрист, 1998.
9. Гребенюк ГА., Шмелев А.Г. Диагностика менеджерского стиля с помощью компьютерной игры и тест-опросника // Вести. Моск. ун та-Сер. 14-1991 -№2.
10. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - М., 1984.
11. Грейсон Дж. К. мл., ОьДейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века - М., 1991.
12. Девечук Д.И. Психологические основы эффективного управления. - М .: ЗАО "НЕТ ЧЛАВА" .- 2000. - 280 с.
13 . Дмитриева М.А. Психологический анализ системы "человек -профессиональная среда" // Вестн. ЛГУ. - Сер.6. - 1990. - Вып. 1 (№6).
14. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и наем. Исследование зарубежного опыта. - М .: Центр, 1998.
15. Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психолог. журн. - 1983. -Т.4-№1.-С.57-67.
16. Журавлев А.Л., Зотова О.И. Психологическая служба промышленного предприятия: проблемы, поиски, решения // Психолог. журн.1 - 1982. - Т.З - №1. - С.155-156.
17. Занковский А.Н. Профессиональный стрессе и функциональные
состояния // Психолог. проблемы профессион. деятельности. - М .: Наука, 1991.-С. 144-156.
18. Кабаченко С. Методы психологического воздействия: Учеб.
пособие. - М .: Педагог.об-во России, 2000. - 544с.
19. Каршловська С.Я., Ми Гельман Р.Й., Синявский В.В., Ткаченко А.Н., Федоришин Б.А., Ящишин А.А. Основы професюграфы: Учеб. сего места бы. - К .: МАУП, 1997. - 148с.
20. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. - М., 1989.
21. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. - М., 1984.
22. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М., 1979.
23.Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций // Вопросы психологии - 2000. - №3. - С.49 - 56.
24. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера: Учеб. Пособие // Под ред. Э.С. Чугуновой. - Л .: Изд-во ЛГУ, 1991.
25. Корнеева Л.Н. Психогигиена профессиональной деятельности // Психолог, обеспечение профессион. деятельности. - СПб .: Изд-во СПб ГУД, 1991.-С.103-112.
26. Кошелева С.З. Психологические основы управления персоналом. - СПб., 1998.
27. Кричевский РЛ., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М., 1991.
28. Кричевский РЛ., Маржине АБ. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. - Кишинев, 1991.
29. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М., 1995.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М: Политиздат, 1975.
31. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах Отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб .: Питер, 2000.
32.Лозниця В.С. Психолога менеджмента: Учеб. поаб. - М .: ООО "УВгаС ЕксСб", 2000. - 512 с.
33. Маркова А.К. Психология профессионализма. - МЛ9%.
34. Мерлин В.С. Взаимосвязь развития индивидуальности и развития коллектива как фактор стабильности кадров / Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983.
35. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990.
С6 . Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающими корпорацией мира. -М., 1991.
37. Морита А. Сделано в Японии. - М .. 1990.
38. Михайлов Ф.З. Методы управления персоналом. - М., 1995.
39. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Работе с кадрами - научное обеспечение / Ю.Н. Голубев идр.-Л., 1989.
40. Обозов И.Н. Психология менеджмента. - СПб., 1994.
41. Обозов Н.Н., Щекин Г.И. Психология работы с людьми. - М., 1990.
42. Персонал: словарь - справочник. - М .: 1994.
43. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., 1986.
44. Поляков В.А. Технология карьеры. - М. 1995.
45. Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М. С неткова. - СПб .: Изд-во СпбГУ .
46. Прикладная социальная психология / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. - М .: Интпракт. психол .; - Воронеж: МОДЭК, 1998.
47.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М .: Академия, 2001-480 с.
48. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Отв . ред. А. Бодров. - М .: ИП РАНД, 1991.
49. Психология менеджмента: Учебник / Под.ред. С. Никифорова. - СПб .: Изд-во СПбГУ, 2000.
50. Психология профессиональной подготовки / Под ред. С. Никифорова. - СПб .: Изд - во СПбГУ, 1993.
51. Психология труда и организационная психология: современное состояние и то нденциы развития. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, ОН . Чернышевой. - М .: Радикс, 1995.
52. Психология: Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб .: Питер, 200.
53. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М., 1998..
54. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). - М .: Изд. дом «Красная площадь", 19%.
55. Розанова В А. Психология управления: Учеб. пособие. - М .: ЗАО "Бизнес-школа" Интел-Синтез ", 1999.
56. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М. ЗАО "Бизнес-школа" Интел-синтез ", 1997. - 144 с.
57. Розанова В.А. Психология управления: Учебно-практич. пособие: Часть I и П // Управление персоналом, - 1996/97. - 176с.
58. Роджерс Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек - фирма-маркетинг. - М., 1990.
59. Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. - Ростов н / Д: Феникс, 1997. - 512 с.
60. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - Ростов н / Д .: Феникс, 1991.
Приложение 1
Тематика РЕФЕРАТОВ по дисциплине
№ | Наименование темы реферата | Рекоменду-емая литература |
Личность в организации. Структура, свойства личности и их проявление в поведении , деятельности, общении . | 1, 3, 9; 10 | |
Особенности мыслительных процессов, культура профессионального мышления. Управление эмоциональным состоянием человека . Психические состояния и работоспособность . | 1, 2; 9; 10 | |
Организаторские способности . Знания, умения и привычки управленческой деятельности и личностного взаимодействия . | 1, 2; 9; 10 | |
Методы изучения личности . Составление характеристики. Психологические закономерности развития группы. | 1, 3, 9; 10 | |
Механизмы группового влияния. Дисциплина работы . | 1, 3, 9; 10 | |
Социально-психологическая характеристики коллектива. Общение в организации, ролевую взаимодействие . | 1, 3, 9; 10 | |
Психологические барьеры нововведением, мотивация нововведений . | 1, 2; 4, 5, 9; 10 | |
Психологические аспекты информационного обеспечения управления и процесса принятия решений . Характерные ошибки. взаимоадаптации человека и ЭВМ в системах управления . | 1, 2; 5, 8; 9; 10 | |
Психологическая структура профессиональной деятельности, профессиография . | 1, 2; 6; 9; 10 | |
Психологические основы организации работы и безопасности . Управленческая деятельность в экстремальных ситуациях . | 1, 2; 6; 9; 10 |