ТЕМА № 2. Личность менеджера в организации. Психология руководства и лидерства.
Формирование менеджера как личности. Влияние социального окружения на формирование профессионально важных качеств. Мотивационная сфера менеджера. Руководство и лидерство как психологический феномен. Психологические особенности стилей управления. Индивидуальный стиль управления. Авторитет руководителя: субъективная и объективная значимость. Стабильность авторитета. Псевдоавторитета, их, виды и причины возникновения. Психологическая власть руководителя и возможности ее использования. Организаторские способности. Знания, умения и навыки административной деятельности и межличностного взаимодействия. Психологические проблемы лидерства. Психологическая наследие отечественного "номенклатурного" прошлого.
Управленческая деятельность в экстремальных ситуациях. Понятие экстремальной ситуации. Понятие о стрессе и дистресс. Эмоциональная устойчивость человека к воздействию стресс-факторов.Механизмы психологической защиты: информационные, стабилизационные. Психологическая защита и поведение
Методические указания
Необходимо уяснить, что руководитель должен общаться со своими работниками на профессиональном языке, четком и понятном. При хорошем управлении наличие плохих отношений между руководителем и подчиненными исключается, если речь идет о длительном периоде времени. Очень важным моментом в работе руководителя является правильное сравнение задачи и способностей исполнителей.
На разном уровне управления содержание деятельности руководителей должен быть разным.
Деятельность руководителя высшего уровня управления содержит п остановки в стратегических целей, организаци й стратегического планирования; прогнозирования работы компании на определенный отрезок времени.
Деятельность руководителя среднего уровня управления содержит руководство малыми (рабочими) группами.
Деятельность руководителя низового уровня управления содержит оперативное управления функционированием производства.
Трудоспособность "команды", ее способность успешно решать поставленные задачи существенно зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе «настроения» работников, что, при прочих равных условиях, определяется, во-первых, качественным составом персонала и, по -вторых, особенностями отношений между руководителем и подчиненными.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте принципы работы руководителя с подчиненными.
2. Охарактеризуйте правила управления работниками по Т. Санталайнен.
3. Охарактеризуйте основное содержание деятельности руководителей на высшем уровне управления.
4. Охарактеризуйте основное содержание деятельности руководителей на среднем уровне управления.
5. Охарактеризуйте основное содержание деятельности руководителей на низовом уровне управления.
6. Охарактеризуйте ролл и, которые присущи и к ожно члену вашей команды.
Литература [1, 2; 6; 9; 10]
ТЕМА № 3. Методы изучения личности. Составление характеристики деловых и личностных качеств работника
Цели изучения личности и психологического исследования групповых явлений и процессов в организации. Методы изучения личности с целью совершенствования управления: наблюдение, опрос (анкетирование, интервью, беседа), экспериментальные методы. Биографические методы, методы изучения документов. Использование результатов деятельности для изучения личности. Классификация методов психодиагностики. Особенности прикладного психологического тестирования в практике управления. Автоматизированные технологии психодиагностики и оценки личности. Интерпретация результатов психологических исследований.
Структура характеристики. Терминология деловых и личностных качеств. Объем сведений о деловых и личностных качествах в характеристиках различного назначения. Процедура сбора информации и подготовка характеристики. Метод экспертных оценок как метод составления деловой характеристики работника. Психологические требования к экспертам и экспертизы.
Накопление информации, характеризующей деловые качества в подсистеме "Кадры".
Методические указания
Надо уяснить, что существует множество критериев классификации личностей.
Из числа рассмотренных выше психотипов личности наибольшее практическое значение имеет деление по темпераменту, под которым понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо - во внешний мир. Существует четыре типа темперамента - холерик, с ангвиник, флегматик и меланхолик. Другие критерии классификации типов личности - социально-психологические качества, социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации.
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех-семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, ее называют референтной, или эталонной.
Главный психологическая предпосылка с создания труппы - потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Взаимодействие и взаимозависимость служат удовлетворению долей (ситуативных), а также общих нужд, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Кроме того, деятельность в составе группы приводит к возникновению новых потребностей, например, к сохранению стабильности группы. Для измерения неформальной структуры группы, Методика иначе именов а на социометрической процедуре.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте тип темперамента холерик.
2. Охарактеризуйте тип темперамента сангвиник.
3. Охарактеризуйте тип темперамента флегматик.
4. Охарактеризуйте тип темперамента меланхолик.
5. Какую классификации типов личности предложил В.М. Шепель?
6. Какую группу называют референтной?
7. Охарактеризуйте типы неформальных лидеров.
8. Какая цель и содержание методики измерения неформальной структуры группы?
Литература [ 2; 4, 9; 10 ]