Количественные оценки данных наблюдения.
Существуют два основных способа получения количественных данных в ходе наблюдения:
1) психологическое шкалирование, используемое в основном в виде балльных оценок;
2) измерение времени, или хронометраж. Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временных промежутков.
Вторым видом его является методика временных выборок, когда из целостного наблюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельные определенные промежутки времени, считающиеся представительными — репрезентативными — для более длительного периода наблюдения. В реальных исследованиях качественное и количественное описания событий наблюдателем обычно используются в комбинациях.
Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно в ходе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблюдений, включаясь в так называемый ретроспективный отчет. Основой ретроспективных оценок являются общие впечатления наблюдателя, которые при длительном наблюдении могут, например, включать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количественные характеристики могут быть прямо включены в оценочные суждения наблюдателей. Например: "он часто не ходит в школу", "он всегда теряет свои вещи" и т.д.
Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений.
Подобного типа ретроспективные оценки отражают длительные неконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельные исследования, они могут выступать в качестве единственного или одного из главных критериев адекватности некоторых психологических тестов или оценок индивида.
Методики психологического шкалирования в процессе наблюдения используются пока редко.
Тема №.9 Вербально-коммуникативные методы психодиагностики.
План
1. Специфика опросного метода
2. Требования к построению вопросника.
3. Правила формулирования вопросов и их виды.
4. Структурное содержание анкеты.
3. Виды инструментального обеспечения.
Специфика опросного метода
Опрос— это специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы. Опросу в еще большей степени, чем беседе, свойственна асимметрия функций исследователя и исследуемого. Первый (корреспондент) занимает активную позицию задающего вопросы (опрашивающего). Второй (респондент) занимает реактивную позицию дающего ответы (опрашиваемого).
Опосредованностъ в первую очередь состоит в наличии между исследователем и респондентом специального «инструмента» общения —совокупности вопросов, обычно заранее подготовленной и оформленной в целостную систему, именуемую вопросником.В одних типах опроса эта система представлена в явном материальном виде — список вопросов, в других — в неявном идеальном виде — в сознании опрашивающего. Но в любом случае вопросвыступает посредником между партнерами по опросу.
Опросные методы обычно сводят к двум основным типам:
1) опрос «лицом к лицу» — интервью
2) опосредованный опрос — анкетирование
Этот список следует дополнить третьей группой методов, а именно тестовыми личностными опросниками.
Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои цели, достоинства и недостатки:
1. Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.
Устный опрос позволяет:
а) глубже, чем при письменном, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат времени;
б) ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности того, кто ведет опрос, от его собственного поведения
2. Письменный опрос – позволяет охватить большое количество людей. (Наиболее распространенная его форма – анкета).
Недостатком письменного опроса является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего и исходя из этого изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.
3. Свободный опрос – это такая разновидность устного или письменного, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.
4. Стандартный опрос – вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее; более экономичен.
Особенности анкетного опроса:
ü Опосредованность;
ü Целенаправленность;
ü Асимметричность позиции исследователя и респондента;
ü Массовость;
ü Анонимность
Требования к построению вопросника
- Логика построения вопросника: через него должна доставляться та информация, которая необходима. Ответы респондентов должны помочь решить поставленные в исследовании задачи. А для получения именно таких ответов требуется задавать и соответствующие по содержанию и форме вопросы.
- Надежность получаемой с его помощью информации. Это обеспечивается предельной понятностью вопросов респондентам и откровенностью их ответов. Для выполнения этих условий существует целый арсенал приемов конструирования вопросника в целом и формулировки отдельных вопросов.
- Учет специфики культуры, опыта, образовательного уровня опрашиваемого контингента. Стилистика вопросов и общая структура анкеты должны соответствовать потенциальной аудитории.
Правила формулирования вопросов:
1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Он не должен быть «множественным», т. е. не должен совмещать (явно или неявно) два или более подвопроса.
2. Нежелательно применение малораспространенных слов (в особенности иностранных), узко специализированных терминов, многозначных слов.
3. Следует стремиться к краткости, лаконичности.
4. К вопросам, касающимся малознакомых опрашиваемому тем, допустимо сделать небольшое предисловие в виде пояснения или примера. Но сам вопрос должен оставаться кратким.
5. Вопрос должен быть, насколько это возможно, конкретным. Лучше касаться отдельных случаев, конкретных предметов и ситуаций, чем абстрактных, тем и каких-либо обобщений.
6. Если в вопросе содержатся указания или намеки на возможные ответы, то спектр вариантов этих ответов должен быть исчерпывающим. Если этого не добиться, то вопрос следует переформулировать так, чтобы не было никаких подсказок.
7. Формулировка вопроса должна предотвращать получение стереотипных ответов.
8. Следует избегать употребления в вопросах неприятных для респондента слов и выражений, способных вызвать его негативное отношение к вопросу.
10. Недопустимы вопросы внушающего характера.
Виды вопросов.
1) открытые — закрытые;
2) прямые — косвенные;
3) личные — безличные;
4) субъективные — проективные;
5) основные — контрольные;
6) трудные — легкие;
7) тенденциозные — нетенденциозные;
8) деликатные — обычные;
9) простые — сложные;
10) общие — частные;
11) информационные — вопросы на отношение;
12) основные и дополнительные.
Структурное содержание анкеты
Обычно анкета состоит из трех разделов: вводный, основная часть и заключение.
Вводный включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заверить испытуемого (анкетируемого) об анонимности опроса.
Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же приводятся предлагаемые варианты ответов.
Заключительная часть анкеты содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.
При разработке анкеты предельно тщательно учитываются изложенные ранее требования к вопроснику, поскольку в процессе анкетирования уже нет возможности внести какие-либо коррективы, чего не исключает интервью.
При верстке анкеты придерживаются следующих основных правил:
- Тематические разделы сопровождаются вступительными пояснениями.
- Каждый вопрос снабжается четкой инструкцией, как на него отвечать.
- Неприемлемы разрывы текста одного вопроса или его расположение частями на разных страницах анкеты (перенос вопроса).
- Все вопросы нумеруются цифрами, а варианты ответов на закрытые вопросы индексируются буквами.
- Число вопросов в табличной форме должно быть минимальным, так как таблицы сильно загромождают анкету.
- Размер анкеты имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешний включает формат листа и количество листов. Формат должен быть охватываем единым взглядом, его размер должен способствовать симультанному восприятию листа.