Количественные оценки данных наблюдения.

Существуют два основных способа получения количественных данных в ходе наблюдения:

1) психологическое шкалирование, ис­пользуемое в основном в виде балльных оценок;

2) измерение вре­мени, или хронометраж. Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временных промежутков.

Вторым видом его является методика временных выборок, когда из целостного на­блюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельные определенные промежутки времени, считающиеся представительны­ми — репрезентативными — для более длительного периода на­блюдения. В реальных исследованиях качественное и количествен­ное описания событий наблюдателем обычно используются в ком­бинациях.

Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно в ходе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблю­дений, включаясь в так называемый ретроспективный отчет. Осно­вой ретроспективных оценок являются общие впечатления наблюда­теля, которые при длительном наблюдении могут, например, вклю­чать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количествен­ные характеристики могут быть прямо включены в оценочные суж­дения наблюдателей. Например: "он часто не ходит в школу", "он всегда теряет свои вещи" и т.д.

Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений.

Подобного типа ретроспективные оценки отражают длительные неконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельные исследования, они могут выступать в качестве единственного или одного из главных критериев адекватности некоторых психологиче­ских тестов или оценок индивида.

Методики психологического шкалирования в процессе наблю­дения используются пока редко.

Тема №.9 Вербально-коммуникативные методы психодиагностики.

План

1. Специфика опросного метода

2. Требования к построению вопросника.

3. Правила формулирования вопросов и их виды.

4. Структурное содержание анкеты.

3. Виды инструментального обеспечения.

Специфика опросного метода

Опрос— это специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы. Опросу в еще большей степени, чем беседе, свойственна асимметрия функций исследователя и исследуемого. Пер­вый (корреспондент) занимает активную позицию задающего вопросы (опрашивающего). Второй (респондент) занимает реактивную позицию дающего ответы (опрашиваемого).

Опосредованностъ в первую очередь со­стоит в наличии между исследователем и респондентом специального «инструмента» общения —совокупности вопросов, обычно заранее под­готовленной и оформленной в целостную систему, именуемую вопрос­ником.В одних типах опроса эта система представлена в явном мате­риальном виде — список вопросов, в других — в неявном идеальном виде — в сознании опрашивающего. Но в любом случае вопросвысту­пает посредником между партнерами по опросу.

Опросные методы обычно сводят к двум основным типам:

1) опрос «лицом к лицу» — интервью

2) опосредованный опрос — анкети­рование

Этот список следует дополнить третьей груп­пой методов, а именно тестовыми личностными опросниками.

Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои цели, достоинства и недостатки:

1. Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Устный опрос позволяет:

а) глубже, чем при письменном, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат времени;

б) ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности того, кто ведет опрос, от его собственного поведения

2. Письменный опрос – позволяет охватить большое количество людей. (Наиболее распространенная его форма – анкета).

Недостатком письменного опроса является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего и исходя из этого изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.

3. Свободный опрос – это такая разновидность устного или письменного, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.

4. Стандартный опрос – вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее; более экономичен.

Особенности анкетного опроса:

ü Опосредованность;

ü Целенаправленность;

ü Асимметричность позиции исследователя и респондента;

ü Массовость;

ü Анонимность

Требования к построению вопросника

  1. Логика построения вопросника: через него должна доставляться та информа­ция, которая необходима. Ответы респондентов должны помочь решить поставленные в иссле­довании задачи. А для получения именно таких ответов требуется зада­вать и соответствующие по содержанию и форме вопросы.
  2. Надежность получаемой с его помощью информации. Это обеспечивается предельной понятностью вопросов респондентам и откровенностью их ответов. Для выполне­ния этих условий существует целый арсенал приемов конструирования вопросника в целом и формулировки отдельных вопросов.
  3. Учет специфики культуры, опы­та, образовательного уровня опрашиваемого контингента. Стилисти­ка вопросов и общая структура анкеты должны соответствовать потен­циальной аудитории.

Правила формулирования вопросов:

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Он не дол­жен быть «множественным», т. е. не должен совмещать (явно или неяв­но) два или более подвопроса.

2. Нежелательно применение малораспространенных слов (в осо­бенности иностранных), узко специализированных терминов, много­значных слов.

3. Следует стремиться к краткости, лаконичности.

4. К вопросам, касающимся малознакомых опрашиваемому тем, допустимо сделать небольшое предисловие в виде пояснения или при­мера. Но сам вопрос должен оставаться кратким.

5. Вопрос должен быть, насколько это возможно, конкретным. Лучше касаться отдельных случаев, конкретных предметов и ситуаций, чем абстрактных, тем и каких-либо обобщений.

6. Если в вопросе содержатся указания или намеки на возмож­ные ответы, то спектр вариантов этих ответов должен быть исчерпыва­ющим. Если этого не добиться, то вопрос следует переформулировать так, чтобы не было никаких подсказок.

7. Формулировка вопроса должна предотвращать получение стерео­типных ответов.

8. Следует избегать употребления в вопросах неприятных для респондента слов и выражений, способных вызвать его негативное от­ношение к вопросу.

10. Недопустимы вопросы внушающего характера.

Виды вопросов.

1) открытые — закрытые;

2) прямые — косвенные;

3) личные — безличные;

4) субъек­тивные — проективные;

5) основные — контрольные;

6) трудные — легкие;

7) тенденциозные — нетенденциозные;

8) деликатные — обыч­ные;

9) простые — сложные;

10) общие — частные;

11) информацион­ные — вопросы на отношение;

12) основные и дополнительные.

Структурное содержание анкеты

Обычно анкета состоит из трех разделов: вводный, основная часть и заключение.

Вводный включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание це­лей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заве­рить испытуемого (анкетируемого) об анонимности опроса.

Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же при­водятся предлагаемые варианты ответов.

Заключительная часть ан­кеты содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

При разработке анкеты предельно тщательно учитываются изло­женные ранее требования к вопроснику, поскольку в процессе анкети­рования уже нет возможности внести какие-либо коррективы, чего не исключает интервью.

При верстке анкеты придерживаются следующих основ­ных правил:

  • Тематические разделы сопровождаются вступительными пояс­нениями.
  • Каждый вопрос снабжается четкой инструкцией, как на него от­вечать.
  • Неприемлемы разрывы текста одного вопроса или его располо­жение частями на разных страницах анкеты (перенос вопроса).
  • Все вопросы нумеруются цифрами, а варианты ответов на за­крытые вопросы индексируются буквами.
  • Число вопросов в табличной форме должно быть минималь­ным, так как таблицы сильно загромождают анкету.
  • Размер анкеты имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внеш­ний включает формат листа и количество листов. Формат должен быть охватываем единым взглядом, его размер должен способствовать си­мультанному восприятию листа.

Наши рекомендации