Построение движения обследования.
-установление последовательности использования методик.
-Начинаем с доступных и постепенно усложняем.(снизу вверх)
- даем заведомо сложные, но в случае их невыполнения предъявляем более легкие, вплоть до того момента, когда соответствующее задание будет выполнено (логопедическое и дефектологическое).
Исходя из принципа минимализации затрат:
- Ребенку предлагается задания сложность выполнения которых состоит в прямой зависимоти от возраста и от предварительной психологической гипотезы.
- Затем от простого к сложному. Сложность заданий увеличиваетмся до тех пор, когда их выполнение становиться зактруднительным.
- В случае, если задания заданой сложности не выполнены, существуют два пути:
- –попытка выполнить задание с небольшой обучающей помощью
- –переход к более легким заданиям.
Ошибки связанные со сбором данных и их переработкой.
ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты,явления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественной форме);
ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей впротоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому
ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться
шаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и итерпретационном аспекте.
Анализ и интерпретация результатов
ошибки в переработке, интерпретации данных:
эффект «первого впечатления» — ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;
ошибка атрибуции — приписывание обследуемому черт, которых у него нет, ли рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;
ошибка ложной причины;
познавательный радикализм — тенденция к переоценке значения рабочих
гипотез и нежелание искать лучшие решения;
познавательный консерватизм — предельно осторожная формулировка гипотез.
Тема №8 Метод наблюдения в деятельности педагога- психолога.
План
- Общая характеристика метода наблюдения.
- Достоинства и недостатки метода наблюдения.
- Виды наблюдения
- Внешние проявления психической жизни человека и возможные ошибки наблюдения.
- Планирование и содержание наблюдения.
6.Единицы и категории наблюдения.
Общая характеристика метода наблюдения.
Наблюдение — целенаправленное восприятие исследуемого объекта для регистрации его сущностных признаков по избранным критериям и показателям.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение , человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.
Наблюдение - это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.
Первое основание требование — наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер.
Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Основные достоинства:
– изучение социальных процессов в естественных условиях. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени
- осуществление наблюдения одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов.
- позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.
Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.
К объективным недостаткам прежде всего относят:
- ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.
- сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.
- высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:
- различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,
- несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д., наблюдателя и наблюдаемого.
- на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее.
- результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по аналогии с собственными мыслями и чувствами.
Виды наблюдения