Место психодиагностики в системе психологического знания.
План
1. Понятие психодиагностики
2. Место психодиагностики в системе психологического знания
3. Психодиагностика как теоретическая наука
4. Психодиагностика как практическая деятельность
Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а так же для выявления различий между группами людей, объедененных по какому-либо признаку.
Предмет психодиагностики-индивидуальные особенности проявления тех или иных психических состояний.
Психодиагностика понимается двояко:
- В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
- В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.
В современной психологической литературе можно встретить различные значения термина «психодиагностика» а именно:
§ Обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики.
§ Изучение поведенческих особенностей и ответов как данных для заключения о наличии или отсутствии личностных расстройств.
§ Теория и практика постановки психологического диагноза, связанные с выявлением скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.
§ Учение о методах классификации и ранжировании людей по психологическим и психофизиологическим признакам.
Место психодиагностики в системе психологического знания.
При определении места психодиагностики как науки в системе психологического знания целесообразно исходить из деления научной психологии на
§ Фундаментальную (изучает общие закономерности функционирования и развития психики)
§ Прикладную (изучает специфические закономерности психической деятельности в конкретных условиях)
§ Практическую (решает на научной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей) она отличается наличием прямого контакта с реальтным объектом практической деятельности.
Т.О. психодиагностика как практика является одним из видов деятельности практического психолога, а как научная дисциплина разделом практической психологии.
ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Сдержит в себе 3 компонента: теоретический - разрабатывает правила вынесения дагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического состояния к констатации наличия и выраженности его.
Выделяемая в пси-ке переменная имеет теоретическое обоснование. С одной стороны пси-ка является воплощением понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но способ проверки истинности теоретико-психологических построений .- психология соответсвующей предметной области составляет одну из частей пси-ки.
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности
Другая составляющая психодиагностики психометрика- наукообосновывающая и разрабатывающая диагностические методы.
Третья составляющая- практические сферы применения псих. Знания, выдвигает психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных составляющих.
В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический . Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
1. понимание объекта измерения;
2. направленность измерения;
3. характер методов измерения.
Основание | Номотетический подход | Идеографический подход |
Понимание объекта измерения | Понимание личности как набора свойств | Понимание личности как целостной системы |
Направленность измерения | Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности | Распознавание индивидуальных особенностей личности |
Методы измерения | Стандартизованныеметоды измерения, требующие сопоставления с нормой | Проективные методики и идеографические техники |
Номотетический (от лат. Norma – образец) подход – измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой.
[4] Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Чаще всего вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики:
· расстановка кадров, профотбор, профориентация;
· оптимизация обучения и воспитания;
· прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.);
· судебно-психологическая экспертиза;
· консультативная, психотерапевтическая помощь;
· др.
Следовательно выделяют 2 основные психодиагностические ситуации:
1. ситуация клиента– когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.);
2. ситуация экспертизы– когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.
Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:
a. мотивация клиента, готовность к сотрудничеству. В ситуации СК клиент сам обратился за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации СЭ человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен.
b. В случае СЭ заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента.
c. Характер обратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией). В ситуации СК ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции. В ситуации СЭ ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения (см. ниже).
Варианты использования психодиагностических данных
Соответственно психодиагностические задачи варьирются в зависимости от того, как полученные данные будут использоваться
1. Данные используются специалистом смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения.(в медицине, суде проф. отбор) психолог дает заключение о степени выраженности тех или иных свойств, а решение принимают третьи лица
2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуцию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля.(шк. Неуспеваемость).
- Псих. диагноз необходим для самостояельной работы с клиентов. От качества псих-ки зависит 90 % успеха сведения полуенные психодиагностом будут использоваться самим клиентом в целях саморазвития или в др. целях
- Данные используются самим психологом для постановки психологического диагноза для разработки путей психологического воздействия.
Соответственно используются различные методики с различной направленностью.
Специалист-психодиагност понимает возможности ограничения своих методик, те допущения, которые были сделаны при их разработке, связанные сними границы выводов, которые можно сделать на их основе, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения. Он ориентируется в базовых теоретических проблемах психологической диагностики, среди которых –соотношение диагноза и прогноза, предсказательные возможности диагностических результатов, влияние социокультурного фактора на диагностические показатели.
Лекция №2 Исторический обзор развития психолого-педагогической диагностики.
План
1. Допсихологичиеский период истории психодиагностики.
2. История возникновения психодиагностики.
3. Развитие отечественной психодагностки.
В истории психодиагностики можно выделить два периода:
1. допсихологическая история - предыстория уходит в глубину веков (люди давно поняли, как важно оценивать особенности людей). Середина третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились специальные испытания выпускников школы писарей: нужно было знать 4 арифметических действия, измерение полей, уметь петь, играть на музыкальном инструменте, разбираться в тканях, металлах, растениях.
В Древнем Египте была система испытаний для кандидатов в жрецы - собеседование (биографические данные, умение вести беседу, внешность), проверки умения трудиться, слушать, молчать, испытание огнем, водой, страхом мрачных подземелий.
Пифагор прошел эту систему проверок и стал использовать для отбора людей в свою математическую школу. Также оценивал интеллектуальные способности - давал очень трудные математические задачи: решалась задача - принимал в школу, не сумел решить - оценивалось умение достойно держать себя, дать отпор. Также Пифагор уделял внимание смеху и улыбке.
В Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры специальная система проверок чиновников. Оценивалось 6 умений - знать музыку, стрелять из лука, верховая езда, писать, считать, знание ритуалов и обычаев. Очень давно понята необходимость оценивать психологические особенности людей.
2. история психодиагностики как науки. Выделилась из общей психологии на рубеже 19 и 20 веков под воздействием требований практики.
Возникновение подготовлено несколькими источниками.
а) экспериментальная психология - экспериментальный метод лижет в основе большинства психодиагностических методик. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, которая сама возникла в 50-70 годы, что связано с физиологизацией психологии.
Развитие физиологии органов чувств показало, что психическое включено в работу физиологических систем. Методы психологии заимствованы у других естественных наук.
1878 год - год появления экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге.
Наметил 2 направления: естественнонаучное, культурно-историческое.
Экспериментальные методы можно применять только в рамках естественнонаучного направления, для изучения моторики и сенсорики - низшие уровни психики.
Душу так изучать нельзя, единственный метод - интроспекция. Вунд измерял скорости реакций на разные стимулы.
Позже стали проявляться и другие лаборатории (Голландия, Англия, Франция). Постепенно стали измерять и другие психологические явления.
Фр.Гальтон - создатель ассоциативного эксперимента: изучал особенности мышления. В 1879 году опубликовал результаты. Списки несвязанных слов между собой, слова ассоциации - время их возникновения.
Метод хронометрии для изучения мыслительных процессов.
Первый психологический экспериментальный метод - Г.Эббингауз: изучал законы памяти с помощью бессмысленных слогов (сочетание звуков, не имеющих конкретного значения)
Джеймс Кеттел - изучал законы внимания и навыков чтения с помощью объективных методов фиксации времени.
Во второй половине 19 века стала складываться экспериментальная психология. Стало возможным зарождение знания об индивидуальных различиях людей.
б) дифференциальная психология - исследования индивидуально-психологических различий. Их диагностика невозможна. Описывают их природу.
Толчком для возникновения психодиагностики были требования практики:
1. медицинская практика (исследование и лечение умственной отсталости - дифференцировка уровней отсталости).
Э.Сеген - один из методов диагностики умственной отсталости (тест воспроизведения прежнего порядка на доске).
История психодиагностики - еще и история теоретического обоснования ее методов.
Теоретическим обоснованием тестового метода является бихевиоризм: между организмом и средой есть детерминируемые отношения. В среде есть стимул, на который должен отвечать организм.
Единственное, что поддается объяснению - это поведение. Тестовые методы фиксируют внешнее поведение человека, внешнюю реакцию на стимулы.>
План
- Понятие психологической оценки
- Основные принципы диагностической деятельности психолога
- Понятие отклоняющегося развития как категория оценки особенностей психического развития
- Понятие «норма» в практике психолога-диагноста
План
1. Классификация методик по уровню формализации
2. Виды психодиагностических методик в зависимости от методического принципа.
Диалогические методики
диалогическое интервью
диалогическая беседа
диалогическая игра
Методики классифицируются на основании тех компонентов личности, которые они диагностируют.
Черты личности
1.1. Организмические (темперамент)
1.2. Индивидно-целевые (характер)
1.3. Индивидно-результативные (способности)
1.4. Рефлексивно-личностные (индивидуальный стиль, саморегуляция, самооценка, Я-онцепция).
Состояния
3.1. Функциональные
3.2. Эмоциональные
Умственное развитие
.1. Специальные способности
4.2. Когнитивный стиль
5. Самосознание
5.1. Самоотношение
5.2. Ценностные ориентации
5.^Социальные установки личности.
Межличностные отношения.
По цели применения методов В. Черны. Т.Колларик
1. отсеивающие
2. отбора
3. классификационные
4. диагностические
5. дифференциально-диагностические.
По форме проведения методики
1. индивидуальные
2. групповые.
Лекция № 5 Психометрические критерии научности психодиагностических методик.
План
Объективность методики и способы ее достижения.
Тестовые нормы и способы их получения.
Валидность психодиагностической методики и ее виды.
Надежность методики и способы ее проверки.
Для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основании которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными.
Критерии объективности научных психодиагностических методик заложены в принципах и методах их разработки.
Этапы стандартизации
На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.
Первый этапстандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:
1. условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
2. Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.
3. Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.
4. Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.
5. Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.
6. Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.
7. Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.
8. Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.
Второй этапстандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).
Третий этапстандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста [10].
Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.
План.
- Уровни регуляции деятельности психолога-диагноста.
- Основные профессиональные и этические принципы психодиагностики.
- Основные этические правила диагностического обследования.
- Этика диагностической деятельности в рамках научного исследования.
Варианты проведения диагностической процедуры
Технология диагностической деятельности подразумевает прежде всего, что весь процесс психологической оценки рационально разделен на отдельно четко выраженные этапы, на каждом из которых
Характер диагностической процедуры может определяться следующими критериями:
- Формой проведения обследования – групповая и индивидуальная
- Видом диагностического процесса: скрининговая или углубленная ( первичная, динамическая и итоговая)
- Этапностью процедуры обследования: первичная или повторная оценка
- Пролонгировастью оценки : мониторинговая или срезовая.
- Характером оценки самого процесса диагностики – дифференциально-уровневая или дифференциально-типологическая.
Для каждой из перечисленных категорий можно определить собственную технологию проведения, конкретные методические средства, характерный способ анализа и используемых диагностических средств.
Стадии диагностического обследования.
Стадии обследования характерные для любого психодиагностического обследования.
- Изучение практического требования, которое поступает к психологу в виде запроса учителей, родителей, самого испытуемого.
Формулировка психологической проблемы. Запрос, предъявляемый практикой, необходимо перевести и преобразовать в психологические проблемы.
2.Нужно собрать предварительную информацию о человеке или о группе, необходимую для решения проблемы:
а) очень часто это анамнез - биография, история жизни человека
б) узнать семью, сведения о семье, ближайшем окружении, получить медицинское заключение
в) информация об успешности выполнения ведущей деятельности лица
Предварительная информация используется для выдвижения гипотез в отношении того, как следует решать психологическую проблему.
- Выдвижение гипотез о причинах в развитии испытуемого. В ходе исследования необходима гибкая тактика. На основании новых данных психолог может менять исходные гипотезы.
- Выбор метода исследования. Наиболее эффективным оказывается так называемое прицельное исследование, которое придерживается не стандартного применения совокупности методов, а гибко приспосабливает план исследования к характеру проблемы. Психолог должен владеть самыми разнообразными методами.
- Проведение обследования.
- Анализ и интерпретация результатов обследования.
- Формулировка психологического диагноза. Диагноз предполагает соотнесение данных обследования с тем, как эти особенности проявляются в жизни. Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз дальнейшего развития.
- Разработка рекомендаций, программ психокоррекционной работы с испытуемым.
Каждый из этих этапов является неотъемлемой составляющей процесса обследования и должен проводится именно в предлагаемой последовательности.
В то же время все эти этапы объединяют общие положения. К ним относятся
Характер и особенности выполнения каждого последующего действия определяется результатами выполнения предыдущего действия.
На каждом этапе существуют определенные моменты, особенности действий специалиста, которые должны быть выполнены при любых условиях, вне зависимости от результатов выполнения любого предыдущего этапа.
План
- Общая характеристика метода наблюдения.
- Достоинства и недостатки метода наблюдения.
- Виды наблюдения
- Внешние проявления психической жизни человека и возможные ошибки наблюдения.
- Планирование и содержание наблюдения.
6.Единицы и категории наблюдения.
Общая характеристика метода наблюдения.
Наблюдение — целенаправленное восприятие исследуемого объекта для регистрации его сущностных признаков по избранным критериям и показателям.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение , человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.
Наблюдение - это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.
Первое основание требование — наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер.
Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Основные достоинства:
– изучение социальных процессов в естественных условиях. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени
- осуществление наблюдения одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов.
- позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.
Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.
К объективным недостаткам прежде всего относят:
- ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.
- сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.
- высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:
- различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,
- несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д., наблюдателя и наблюдаемого.
- на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее.
- результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по аналогии с собственными мыслями и чувствами.
Виды наблюдения
План
1. Специфика опросного метода
2. Требования к построению вопросника.
3. Правила формулирования вопросов и их виды.
4. Структурное содержание анкеты.
3. Виды инструментального обеспечения.
Специфика опросного метода
Опрос— это специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы. Опросу в еще большей степени, чем беседе, свойственна асимметрия функций исследователя и исследуемого. Первый (корреспондент) занимает активную позицию задающего вопросы (опрашивающего). Второй (респондент) занимает реактивную позицию дающего ответы (опрашиваемого).
Опосредованностъ в первую очередь состоит в наличии между исследователем и респондентом специального «инструмента» общения —совокупности вопросов, обычно заранее подготовленной и оформленной в целостную систему, именуемую вопросником.В одних типах опроса эта система представлена в явном материальном виде — список вопросов, в других — в неявном идеальном виде — в сознании опрашивающего. Но в любом случае вопросвыступает посредником между партнерами по опросу.
Опросные методы обычно сводят к двум основным типам:
1) опрос «лицом к лицу» — интервью
2) опосредованный опрос — анкетирование
Этот список следует дополнить третьей группой методов, а именно тестовыми личностными опросниками.
Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои цели, достоинства и недостатки:
1. Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.
Устный опрос позволяет:
а) глубже, чем при письменном, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат времени;
б) ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности того, кто ведет опрос, от его собственного поведения
2. Письменный опрос – позволяет охватить большое количество людей. (Наиболее распространенная его форма – анкета).
Недостатком письменного опроса является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего и исходя из этого изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.
3. Свободный опрос – это такая разновидность устного или письменного, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.
4. Стандартный опрос – вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее; более экономичен.
Особенности анкетного опроса:
ü Опосредованность;
ü Целенаправленность;
ü Асимметричность позиции исследователя и респондента;
ü Массовость;
ü Анонимность
Требования к построению вопросника
- Логика построения вопросника: через него должна доставляться та информация, которая необходима. Ответы респондентов должны помочь решить поставленные в исследовании задачи. А для получения именно таких ответов требуется задавать и соответствующие по содержанию и форме вопросы.
- Надежность получаемой с его помощью информации. Это обеспечивается предельной понятностью вопросов респондентам и откровенностью их ответов. Для выполнения этих условий существует целый арсенал приемов конструирования вопросника в целом и формулировки отдельных вопросов.
- Учет специфики культуры, опыта, образовательного уровня опрашиваемого контингента. Стилистика вопросов и общая структура анкеты должны соответствовать потенциальной аудитории.
Правила формулирования вопросов:
1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Он не должен быть «множественным», т. е. не должен совмещать (явно или неявно) два или более подвопроса.
2. Нежелательно применение малораспространенных слов (в особенности иностранных), узко специализированных терминов, многозначных слов.
3. Следует стремиться к краткости, лаконичности.
4. К вопросам, касающимся малознакомых опрашиваемому тем, допустимо сделать небольшое предисловие в виде пояснения или примера. Но сам вопрос должен оставаться кратким.
5. Вопрос должен быть, насколько это возможно, конкретным. Лучше касаться отдельных случаев, конкретных предметов и ситуаций, чем абстрактных, тем и каких-либо обобщений.
6. Если в вопросе содержатся указания или намеки на возможные ответы, то спектр вариантов этих ответов должен быть исчерпывающим. Если этого не добиться, то вопрос следует переформулировать так, чтобы не было никаких подсказок.
7. Формулировка вопроса должна предотвращать получение стереотипных ответов.
8. Следует избегать употребления в вопросах неприятных для респондента слов и выражений, способных вызвать его негативное отношение к вопросу.
10. Недопустимы вопросы внушающего характера.
Виды вопросов.
1) открытые — закрытые;
2) прямые — косвенные;
3) личные — безличные;
4) субъективные — проективные;
5) основные — контрольные;
6) трудные — легкие;
7) тенденциозные — нетенденциозные;
8) деликатные — обычные;
9) простые — сложные;
10) общие — частные;
11) информационные — вопросы на отношение;
12) основные и дополнительные.
Структурное содержание анкеты
Обычно анкета состоит из трех разделов: вводный, основная часть и заключение.
Вводный включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заверить испытуемого (анкетируемого) об анонимности опроса.
Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же приводятся предлагаемые варианты ответов.
Заключительная часть анкеты содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.
При разработке анкеты предельно тщательно учитываются изложенные ранее требования к вопроснику, поскольку в процессе анкетирования уже нет возможности внести какие-либо коррективы, чего не исключает интервью.
При верстке анкеты придерживаются следующих основных правил:
- Тематические разделы сопровождаются вступительными пояснениями.
- Каждый вопрос снабжается четкой инструкцией, как на него отвечать.
- Неприемлемы разрывы текста одного вопроса или его расположение частями на разных страницах анкеты (перенос вопроса).
- Все вопросы нумеруются цифрами, а варианты ответов на закрытые вопросы индексируются буквами.
- Число вопросов в табличной форме должно быть минимальным, так как таблицы сильно загромождают анкету.
- Размер анкеты имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешний включает формат листа и количество листов. Формат должен быть охватываем единым взглядом, его размер должен способствовать симультанному восприятию листа.
План
1. Понятие психодиагностики
2. Место психодиагностики в системе психологического знания
3. Психодиагностика как теоретическая наука
4. Психодиагностика как практическая деят