Черты личности Важность понятия «черта»

Мы предпочитаем пользоваться термином «черта», а не «качество» или «свойство», поскольку он более нейтрален. Согласно наиболее распро­страненному определению, «личность» — это совокупность черт, характери­зующих индивида. Ле Сенн1 определил характер как «совокупность врож­денных предрасположений, формирующих умственный остов человека», к которой присоединяются «все элементы, приобретаемые на протяжении жизни», образуя, таким образом, личность. В США Принс дал сходное оп­ределение, и оно получило широкое распространение; совсем недавно Гил­форд предложил следующую, очень сжатую формулу: «Личность индиви­да есть специфическое созвездие черт». Отметим, что эти определения не являются результатом теоретических размышлений, они лишь отражают общепринятое мнение: описать личность можно, только указав ее характер­ные черты.

Эти очень широко распространенные, хотя и несколько сомнитель­ные определения подчеркивают важность понятия «черта» в психологии личности. Непосредственно наблюдаемая черта выступала вплоть до на­ших дней в качестве первичного материала психологии личности. На не­посредственное выявление черт личности рассчитаны все вопросники и анкеты, предназначенные для изучения личности; к определению черт неизменно приходит исследователь, наблюдая поведение испытуемого или анализируя результаты выполнения какого-то теста. Наиболее распрос­траненный способ раскрытия структуры личности — во всяком случае до настоящего времени — был сформулирован еще Поланом2 следующим образом: «Надо свести все черты характера к простейшим психологи­ческим элементам, к простейшим формам основных психологических законов, выявляя при этом природу обнаруживаемых связей». Мунье3,

Черты личности Важность понятия «черта» - student2.ru 'Le Senne R. Traite de caracterologie. Paris: P.U.F., 1945.

2 Paulhan Fr. Les caractdres. Paris: Alcan, 1894.

3 Mounier E. Traite du caractere. Paris: Ed. du Seuil, 1947.

Мейли А. Структура личности 335

Черты личности Важность понятия «черта» - student2.ru процитировавший это высказывание, добавляет: «Что касается этих так называемых "элементов", то это выражение употреблено здесь некрити­чески, просто как речевой оборот».

Действительно, язык предоставляет в наше распоряжение обилие слов, с помощью которых можно охарактеризовать личность или поведение. Ол-порт и Одберт1 обнаружили в английском языке около 17000 таких слов, из которых 4505 являются названиями черт, как таковых; Клагес насчитал 4000 таких слов в немецком языке, а Баумгартен, выбравший более стро­гие критерии — 1093. Этому множеству слов соответствует, очевидно, еще большее разнообразие различных проявлений человека. Однако большин­ство этих терминов используется в самых разных смыслах и относится, как правило, то к одному аспекту личности, то к другому, причем автор неред­ко не отдает себе в этом отчета. Робость, например, может обозначать ма­неру поведения по отношению к другим лицам; это же самое слово может относиться к черте (свойству) личности, объясняющей, почему человек ве­дет себя так робко. В этом случае можно на основании ряда наблюдений прийти к выводу, что человек должен обладать такой чертой. Можно еще более отдалиться от первоначального значения этого термина, превратив эту черту в некоторое измерение личности, что означает, что каждый инди­вид занимает определенное место на шкале, охватывающей все степени робости от минимальной до максимальной, и что этим положением опре­деляется значительное число поступков или черт менее общего характера, которые как будто бы вообще не имеют никакой связи с робостью в перво­начальном смысле этого слова. Наконец, черта может служить указателем типа, примером этого является употребление слова «экстраверсия». В са­мом общем виде следует признать, что один и тот же термин может упот­ребляться на самых различных уровнях обобщения.

Чтобы избежать возможных недоразумений и придать большую стро­гость нашим рассуждениям о чертах и структуре личности, необходимо более четко выделить категории, которыми принято оперировать в этой области.

Первичная черта

Под первичной чертой следует понимать результат непосредствен­ного восприятия того или иного аспекта личности. Мёрфи2 рассказывает, что Вертгеймер любил проигрывать на фортепиано небольшие музыкаль­ные пьесы, характеризующие присутствующих людей, а затем просил своих помощников определить их. Число угадываний значительно превышало уровень случайности. Вот пример глобального восприятия личности, тог­да как при восприятии черт выделяется только один ее частный аспект.

Черты личности Важность понятия «черта» - student2.ru 1 См.: Allport G.W., Odbert H.S. Trait-Names: a psycho-lexical study // Psychol. Manogr.
1936. 47. № 211.

2 См.: Murphy G. A biosocial approach to personality. N. Y.: Harper, 1947.

336 Тема 13. Строение личности

Черты личности Важность понятия «черта» - student2.ru Вспомним, кстати, что дети, даже совсем маленькие, научаются правиль­но употреблять названия черт, не имея при этом никаких, по крайней мере явных, психологических знаний. Такое научение было бы невозмож­ным, если бы эти слова не соответствовали реальному опыту детей.

В своем первоначальном смысле черты — это гештальты высшего порядка, предшествующие рефлексии и психологическому анализу и пред­ставляют собой сырой материал научной работы. Этот непосредственный опыт тем не менее не всегда имеет чистую перцептивную природу, и необ­ходимо различать разные степени его сложности в зависимости от того, яв­ляется ли черта выражением того, что воспринимается в данный момент, или же в основе ее лежит продолжительный опыт. Так, у нас может сло­житься непосредственное впечатление об отношении к нам какого-либо человека сразу же, как только мы с ним встретимся, или мы можем заме­тить, что человек боится, сконфужен, печален, весел, колеблется и т.д. Во всех этих случаях мы схватываем одномоментные черты поведения. Ког­да же в других случаях мы говорим, что некто робок, боязлив, нерешителен, недоверчив, эмоционален и т.д., мы выражаем результат совокупности на­блюдений, конденсирующихся в одно целостное впечатление. Такая иден­тификация черты в известной мере аналогична распознаванию формы, яв­ляющемуся результатом многочисленных зрительных раздражений. Даже психолог, привычный к анализу, чаще всего основывает свои выводы не на формальных рассуждениях, а на непосредственных впечатлениях.

Первичная черта является, таким образом, результатом субъектив­ного опыта. Однако все науки зависят от субъективного опыта. Даже точ­ные науки основываются большей частью на восприятии цвета и формы, на смену которому лишь очень постепенно приходит объективное измерение. Субъективное происхождение черт не является, следовательно, само по себе препятствием к обращению к ним в научной психологии, однако неточ­ность этих понятий — их «субъективность» в смысле «отсутствия объек­тивности» — такова, что применение их связано с рядом трудностей.

Точность субъективного описания личности нельзя контролировать таким же образом, как сенсорное восприятие. Если в каком-то конкрет­ном случае объективные измерения не соответствуют субъективным впе­чатлениям, было бы неправильно считать последние неточными. Можно утверждать только, что в этих двух случаях, возможно, была отражена не одна и та же реальность. Этот факт необходимо подчеркнуть, потому что в литературе очень часто отрицается ценность эксперимента, если его ре­зультаты не соответствуют непосредственному наблюдению, и наоборот, в то время как в действительности оба результата обладают собственной ценностью и не следует их смешивать.

Мы, безусловно, не можем обойтись без первичных черт, несмотря на всю их субъективность. Очень часто они незаметно для нас проника­ют в наши рассуждения. В целях анализа структуры личности часто при­бегают к помощи объективных тестов, как это делали Кэттел и Айзенк,

Мейли А. Структура личности 337

Черты личности Важность понятия «черта» - student2.ru или же пользуются так называемыми прожективными тестами. Чтобы интерпретировать результаты этих тестов, создаются новые понятия, не связанные с непосредственно наблюдаемыми чертами. Так, например, в случае теста Роршаха говорят об «интимном резонансе» или «типе ап­перцепции». В других случаях из общей психологии заимствуются такие понятия, как персеверация, фрустрация, уровень притязаний и т.д.

Однако в конечном счете оказывается необходимым обращение к чертам в первичном значении этого слова. Невозможно удержаться от того, чтобы не попытаться узнать, чему же в реальном поведении чело­века соответствуют результаты, полученные в тесте, как соотносятся они с личностью в том виде, в каком она предстает перед нами и какую мы описываем с помощью черт. Важность, которая придается обнаружению таких корреляций, настолько велика, что ценность теста определяется тем, в какой мере с его помощью удается их выявить. Действительно, ва-лидность теста обычно определяется тем, настолько полученные благода­ря ему результаты согласуются с нашими знаниями об этой личности. В этом и заключается то, что можно назвать драмой личностных тестов: ценность таких тестов, устанавливаемая на основе этого метода, оказыва­ется, как правило, весьма низкой, результаты тестов в большинстве слу­чаев лишь приблизительно соответствуют применяемым критериям1. Проблема валидности очень важна с практической точки зрения, но ре­шение ее сопряжено с многочисленными теоретическими осложнениями. Нет никаких сомнений в том, что определение черты играет очень важ­ную роль. Основная цель наших замечаний, касающихся тестов и их ва­лидности, состояла в том, чтобы еще раз подчеркнуть необходимость от­четливого понимания природы черты.

Пониманию черты как явления восприятия противостоит понимание черты как переменной.

Черты как переменные

Как только исследование личности приобретает научный характер, сразу же появляется потребность в том, чтобы заменить субъективное вос­приятие объективными данными. В результате черта начинает опреде­ляться посредством реакций или поступков, наблюдаемых в определен­ных ситуациях. В вопросниках перечисляются ситуации, в которых дол­жна проявиться эта черта.

В вопроснике Нигневитского, о котором сообщает Бренгельман2, мы находим, например, следующие утверждения, соответствующие черте, назы­ваемой ригидностью:

Черты личности Важность понятия «черта» - student2.ru 1 См.: Meili R. Das Problem der Validation der Methoden der Personlichkeitsuntersuchung
// Z. diagn. Psychol. Pers. forschung. 1958. 6. S. 283-303.

2 См.: Brengelmann J.C. Extreme response set, drive level, and abnormality in questionnaire
regidity // J. ment. Sci. 1960. 106. P. 171-186.

22 Зак. 1662

338 Тема 13. Строение личности

Черты личности Важность понятия «черта» - student2.ru Вы никогда не позволяете Вашим друзьям беспокоить Вас во время работы.

Перед тем как отправиться в путешествие. Вы всегда заранее составляете план и точный маршрут, отклонения от которого всегда для Вас болезненны.

Вы всегда предпочитаете знакомые и безопасные ситуации новым и не­изведанным возможностям.

Вас всегда чрезвычайно раздражает, если непрошеные посетители прони­кают в Вашу частную жизнь.

В других случаях можно оценить степень выраженности какой-ни­будь черты (пунктуальности, например, или стремления к порядку) с по­мощью оценочных шкал, в которых определенным степеням выражен­ности черты соответствуют конкретные поступки. В случае пунктуально­сти на одном полюсе шкалы находится педантичность или чрезмерная скрупулезность, а на другом — небрежность или бесцеремонность.

В этих примерах, число которых можно при желании умножить, вы­деляются два факта: 1) понимание черты в первичном и субъективном смысле этого слова и стремление отыскать посредством интуиции или собственного опыта такие поступки, с помощью которых можно было бы проиллюстрировать ее; 2) для того, чтобы не приписывать черте слишком специфическое значение, обычно подбираются различные ее проявления.

Такая методика приводит к тому, что подлежащая определению чер­та превращается в переменную личности (или свойство), которая проявля­ется в той или иной степени в некоторых поступках или детерминирует их.

Измерить переменную — это значит не только констатировать ее присутствие, но и определить ее количественно. В случае переменных по­ведения, которые нас в данном случае интересуют, обычно прибегают к сле­дующим двум способам: либо в вопросниках количество ответов, указыва­ющих на присутствие соответствующего качества, рассматривается как показатель его интенсивности, либо степень выраженности переменной оп­ределяется непосредственно с помощью шкалы оценок. Однако эти два метода искажают весьма характерным образом ту черту, для выявления степени проявления которой они созданы. В вопроснике число значимых ответов указывает, скорее, на количество случаев, в которых проявилась искомая черта у индивида, чем на ее «интенсивность». Систематическое изучение того, согласуются ли между собой результаты измерения черты, полученные с помощью этих двух методов, не проводилось, однако из прак­тики известно, что человек может быть очень смелым (или ригидным) в одних ситуациях и совсем несмелым — в других. Мы еще будем говорить ниже об этой весьма противоречивой проблеме генерализованности черт: здесь же достаточно сказать, что с помощью вопросников можно непосред­ственно измерить только вероятность проявления черты, что совершенно не обязательно связано с ее «интенсивностью».

Измерение по шкале оценок влечет за собой другую трансформацию черты. Часто оказывается очень трудным определить на вербальном уров­не различные степени таких черт, как храбрость, робость, мягкость и т.д. В

Мейли А. Структура личности 339

Черты личности Важность понятия «черта» - student2.ru этом случае мы также имеем дело с вероятностью проявления черты или же с указанием различных поступков или ситуаций, характерных для каж­дой ее степени, не имея, однако, никаких доказательств того, что они обус­ловливаются одной и той же переменной.

Учитывая все сказанное, не приходится удивляться, что очень часто «измеренная» черта мало соответствует черте, полученной на основании глобальной оценки. Можно считать все это результатом субъективности и, стало быть, недостоверности оценок, но, очевидно, более правильным было бы сделать вывод, что переменная и черта являются просто различными ре­альностями. Черта — это воспринятый гештальт, а переменная — это из­меримый аспект поведения. Исследователь, учитывающий это различие, мо­жет избавить себя от излишней работы.

Специальным методом, позволяющим объективно выявлять фунда­ментальные переменные личности, является факторный анализ, речь о котором пойдет в следующем разделе. Чтобы отличить эти переменные от других, выявляемых с помощью иных методов анализа, их принято на­зывать факторами. По Кэттелу, как мы позднее увидим, факторы — это «глубинные черты», лежащие в основе «поверхностных черт». Таким об­разом, мы снова приходим к различению понятий «первичная черта» и «переменная».

Наши рекомендации