О природе и строении квазипотребностей

Связанных с незаконченными действиями

Глава IV. О значении различных типов действия

1. Внешне законченные,

но внутренне незавершенные задания

После того, как мы обсудили ситуацию в момент опроса, т.е. в тот момент, когда напряжения воздействуют на воспроизведение, обратимся к рассмотрению возникновения самих этих напряжений потребностного типа и их природы.

Прежде всего следует отметить, что наше предположение о воздей­ствии неудовлетворенных квазипотребностей основывается не только на количественном преимуществе незаконченных действий при воспроизве­дении. Как отчетливо показывают приведенные выше описания поведе­ния испытуемых, существование квазипотребности обнаруживается уже в сопротивлении испытуемых прерыванию действия и в тенденции к возобновлению действия.

Далее, можно указать еще и на то, что у детей, у которых тенден­ция к повторному возобновлению действия выступает в наших опытах в гораздо более чистом и явном виде, преимущество незаконченных дей­ствий с точки зрения запоминания также существенно больше, чем у взрослых (ЗН/33 составляет у детей 2,5, а у взрослых — 1,9).

Если наш тезис о квазипотребностях верен, то решающей для зна­чения ЗН/33 должна быть не степень внешней завершенности задания, но мера напряженности квазипотребности, соответствующей этому заданию. Готовая внешне работа не всегда действительно внутренне завершена для испытуемого.

а) Субъективно неготовые задания

Перед тем, как отдать экспериментатору выполненное задание, ис­пытуемый часто колеблется. С одной стороны, ему уже хочется отдать выполненное в общих чертах задание, однако, с другой стороны, у него еще остается ощущение неудовлетворенности, ему хочется усовершенствовать отдельные детали. Он протягивает задание и вдруг отдергивает его назад: «Нет, оно еще не готово». У некоторых испытуемых такие колебания происходят даже несколько раз. Как правило, экспериментатор не вме­шивался, не требовал, чтобы испытуемый отдал задание, и даже выражал свое согласие с вносимыми улучшениями. Например, при выполнении за­дания сконструировать ландшафт (№ 36), экспериментатор мог сказать:

Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий 225

О природе и строении квазипотребностей - student2.ru «Да, Вы правы, теперь, когда Вы поставили кур левее, действительно ста­ло лучше».

В некоторых случаях экспериментатор вел себя иначе. Заметив, что испытуемый все еще возится с заданием, он спрашивал: «Вы готовы?». Это говорилось полувопросительным, полуутвердительным тоном, так что у испытуемого складывалось впечатление, будто экспериментатор думает, что задание должно быть уже выполнено.

В таких случаях реакция испытуемых могла быть двоякой:

1) испытуемый отвечал: «Нет, я еще не доделал, мне надо еще вот
здесь улучшить», доделывал задание и затем, нанеся последний штрих,
передавал полностью законченную работу экспериментатору.

2) вопрос экспериментатора побуждал испытуемого завершить рабо­
ту над заданием: либо он решал, что тратит слишком много времени, либо
просто откладывал задание после вопроса экспериментатора, не отдавая
себе ясного отчета в том, почему он это делает. Иногда испытуемый делал
еще какое-нибудь быстрое движение, чтобы хоть немного улучшить резуль­
тат, однако сам тут же отдавал задание. Типичными для таких случаев
были следующие высказывания испытуемых: «Конечно, это еще не совсем
красиво, но сойдет!», «На сегодня сойдет!», «Ладно, ведь особая точность
деталей здесь не обязательна!». Несмотря на это, задание остается для ис­
пытуемого не вполне законченным, у него сохраняется неудовлетворен­
ность тем, как он его выполнил. И при перечислении обнаруживается, что
такого рода задания лучше сохраняются в памяти, чем те законченные
задания, выполнением которых испытуемый был удовлетворен.

Задания, результатами выполнения которых испытуемый остался не удовлетворен

Еще один тип неудовлетворенности, который не стоит смешивать с только что обсуждавшимся, обнаруживается, когда испытуемый не удов­летворен качеством достигнутого результата субъективно завершен­ной работы. Это бывает в тех случаях, когда либо задание превышает силы испытуемого (мы обсудим это позднее), либо испытуемый считает, что во второй раз он выполнил бы это задание лучше. Такая неудовлет­воренность заставляет испытуемого субъективно находиться в ситуации, подобной той, которая образуется после прерывания задания. А именно, у него возникает потребность выполнить данное задание повторно.

И действительно, эти задания удерживались в памяти лучше, чем обычные законченные. Реально они запоминались даже лучше, чем сред­нее незаконченное задание. В наших опытах наблюдалось 35 случаев такого рода. В 26 из них соответствующее задание запомнилось. Это со­ставляет 74 %, в то время как обычно законченные задания запомина­лись в среднем лишь в 43 % случаев, незаконченные — в 57,8 %.

15 Зак. 1662



Тема 12. Психология мотивации

О природе и строении квазипотребностей - student2.ru Значит, в такого рода случаях потребность выполнить еще раз плохо сделанное задание оказывает по меньшей мере столь же сильное воздействие, как и квазипотребности, связанные с незавершенными заданиями. <...>

д) Интересные и неинтересные задания

Потребностное напряжение в наших опытах создается намерением. К моменту опроса оно сохраняется в силу того, что действие было пре­рвано до своего естественного окончания.

Мы обсудили сейчас ряд случаев, когда, несмотря на внешнюю за­конченность действия, оно оставалось, по тем или иным причинам, внут­ренне незавершенным. Подобного же сохранения потребностного напря­жения можно ожидать и в случае тех заданий, которые вызывают есте­ственное желание заниматься ими. Поэтому у таких заданий, называемых обычно «интересными», также следует ожидать высокой частоты запо­минания законченных действий (33). Соответственно, их коэффициент ЗН/33 должен оказаться низким.

Если мы хотим эмпирически проверить этот вывод, то нам следует не просто считать одни задания интересными, а другие неинтересными, но отдельно выяснять у каждого испытуемого, какие задания были ему ин­тересны, а какие — безразличны.

К интересным заданиям мы будем относить те, о которых испыту­емый сказал, что они ему интересны. Часть из этих заданий может быть интересна испытуемому не только в контексте опыта (по сравнению с другими заданиями), но и может принадлежать к кругу его интересов в реальной жизни.

Таблица 7

ЗН и 33 для интересных и безразличных действий

Вид заданий Я ЗН 3 33 ЗН/3: 33/3 ЗНв% 33 в %
интересные неинтересные 36 130 23 96 49 155 32 60 1 1,9 65 39

Проведенное в табл. 7 сопоставление показывает, что для интересных заданий коэффициент ЗН/33 фактически равен единице1, причем именно интерес поднимает показатель запоминания законченных действий выше среднего уровня. (Для интересных заданий 33 (= ЗН) = 65 %, что пример­но равно среднему значению ЗН (= 67,8 %) для всей совокупности зада­ний, в то время как среднее значение 33 составляет лишь 39 %.) Если

О природе и строении квазипотребностей - student2.ru 1 Поскольку количество законченных и незаконченных случаев было для этих зада­ний различным, то при вычислении ЗН/33 мы разделили ЗН на общее число незакончен­ных случаев, а 33 — на общее число законченных случаев.

Зейгарник 6.6. Запоминание законченных и незаконченных действий 227

О природе и строении квазипотребностей - student2.ru задание интересно, то, выполнив его один раз, испытуемый стремится про­должить им заниматься. (В ходе опытов, так же, как и в повседневной жиз­ни, можно было наблюдать, как испытуемые снова и снова дотрагивались до интересной работы или брали ее в руки.)

2. Внешне не готовые, но внутренне законченные задания

В случае незаконченных заданий важна не их внешняя незакончен­ность, но сохранение потребности к завершению задания. При опреде­ленных обстоятельствах могли наблюдаться случаи, когда хотя задание и оставалось внешне незаконченным, но потребность к завершению была уже удовлетворена или исчезла в силу каких-либо других причин.

Вообще, в определенном смысле можно говорить о том, что при каж­дом прерывании возникает желание хоть как-нибудь «поставить точку» в этом задании и, тем самым, уменьшить силу, толкающую к его завер­шению. Помимо этой общей тенденции, стоит выделить прежде всего сле­дующие случаи.

а) Частичное выполнение как замещение полного выполнения

Задания «считать в обратном порядке от 55 до 17» (№ 19) и «пере­мещение флага» (№ 40) хотя и обнаруживают высокое значение ЗН/33, но в то же время демонстрируют низкое ЗН. Если сравнить процентные зна­чения ЗН для разных заданий <...>, то окажется, что эти задания занима­ют одни из самых низких мест, а именно, 25-е и 28-е места из 29 заданий.

Как это можно объяснить?

Перемещение флага прерывалось, как правило, в тот момент, когда испытуемый уже осуществил поворот флага на 90 градусов и хотел пе­рейти к повороту на 180 градусов. Хотя испытуемый знает, что флаг надо повернуть 4 раза, тем не менее уже первый поворот может внутренне означать для него выполнение задания. В своем самоотчете один из ис­пытуемых сообщает: «Ведь это совершенно все равно, повернул я его один раз или два раза, главное в том, что Вы видели, как я это делаю». Поэто­му дальнейшее выполнение задания в определенном смысле излишне. Так, другой испытуемый отмечает: «Разве не бессмысленно, что я все еще продолжаю это делать?» Таким образом, частичное завершение задания выступает здесь временами как полноценное замещение выполнения всего задания.

Аналогично дело обстоит и для задания «обратный счет от 55 до 17». В большинстве случаев испытуемому совершенно все равно, досчи­тал ли он до 17, или только до 30 (что было типичным местом прерыва­ния). «Если я бегло досчитал до 30, я могу это сделать и до 17. Главное

228Тема 12. Психология мотивации

О природе и строении квазипотребностей - student2.ru заключается в том, чтобы считать бегло, а где остановиться — на 17 или на 30 — это совершенно все равно». Потребность закончить задание оказывается удовлетворенной еще до того, как задание действительно за­вершено внешне.

6) Испытуемый отказывается доделывать задание

Аналогично обстоит дело и с заданиями, где потребность исчезает еще до того, как испытуемый закончит работу. Бывает, что задание оказывает­ся для испытуемого слишком сложным. Он заранее знает, что не может его закончить, и не пытается это сделать. Задания такого рода забывались после прерывания относительно часто. Мы наблюдали 23 подобных случая, в 10 из них задание забывалось (частота ЗН здесь составляет 43 %, т.е. столь же низка, как и среднее значение 33, равное 43 %).

Другой вид заданий — это те, при выполнении которых испытуе­мый возмущается и выходит из себя1. Есть целый ряд испытуемых, вос­принимающих прерывание как попрание их «прав» и подавление их лич­ности, против чего они восстают. Так, один из испытуемых этого типа отмечает: «Не в моих правилах подчиняться желаниям другого челове­ка. Поэтому от прерванных заданий я вообще отказываюсь».

При опросе такие испытуемые обычно забывали относительно много не­законченных заданий. Похоже, что они действительно отказывались от них.

При этом вопрос о том, что происходит с потребностным напряжением, ос­тается открытым. Разряжается ли оно в ходе вспышки протеста, или же эти незаконченные задания «вытесняются» без какой бы то ни было разрядки напряжения?

Итак, мы видим, что преимущество при запоминании незаконченных действий не связано ни с каким-либо последействием акта прерывания <...>, ни с внешней незавершенностью работы, но все решает «внутренняя» завершенность задания, иными словами — удовлетворенность соответству­ющей потребности. И лучшее запоминание незаконченных заданий опре­деляется сохранением неудовлетворенной потребности такого рода. <...>

3. Продолжающиеся действия и действия с четким концом

Выше мы уже видели, что в отдельных случаях внутренняя и вне­шняя законченность действия не совпадают. К этому стоит добавить, что и различные типы действий, в зависимости от своей структуры, ведут себя, с точки зрения образования напряжений потребностного типа, по-разному.

О природе и строении квазипотребностей - student2.ru ' Для этих заданий связанный с прерыванием шок оказывался особенно сильным. И то обстоя­тельство, что, несмотря на это, ЗН является здесь относительно небольшим, служит еще одним под­тверждением того, что шоковый эффект как таковой не является причиной преимущественного запо­минания незаконченных заданий.

Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 229

О природе и строении квазипотребностей - student2.ru а) Постоянство значения ЗН/33 для отдельных заданий

<...> Если взглянуть на те задания в табл. 1, для которых ЗН/33 ра­вен или примерно равен 1, т.е. для которых законченные и незаконченные случаи запоминаются одинаково хорошо или одинаково плохо, то окажет­ся, что подавляющая масса их принадлежит к одному определенному типу действий. Это задания, которые, в отличие от действий с четким концом, можно назвать продолжающимися действиями.

В качестве примера действия с четким концом можно привести изготовление коробочки, решение загадки или рисование вазы, в качестве примера продолжающегося действия — нанизывание бусин или непре­рывное рисование крестиков. Действие с четким концом — это действие, направленное на достижение четко определенной, явной цели. В отличие от этого, продолжающееся действие не имеет явно выраженного и четко определенного конца1.

Если исключить задания, которые, в силу уже рассмотренных выше причин, занимают особое место (такие как конструирование ландшафта, задание со спичками, имя) и связаны с потребностью выполнить действие еще раз, то окажется, что почти все задания, для которых ЗН/33 пример­но равно 1, принадлежат к продолжающимся действиям: наматывание ниток, нанизывание бус, рисование крестиков, продолжение орнамента из ячеек. С другой стороны, если взять действия, у которых ЗН/33 прини­мает особенно высокие значения, то это будут явно выраженные действия с четким концом: арифметическая задача, отгадывание загадки, изготов­ление коробочки, рисунок. <...>

Когда испытуемый приступает к выполнению действия с четким концом, ему задается ясная цель, благодаря чему становится возможным представить себе общую длительность и тип работы, а также может об­разоваться соответствующее данной работе напряжение. Можно заранее настроиться на определенный объем работы. О наличии у человека по­требности в создании относительно самостоятельной системы для пред­стоящего задания говорят спонтанные вопросы испытуемых о конце про­должающихся действий.

Поскольку в случае продолжающегося действия нельзя обозреть «объем» работы, то всегда должна сохраняться возможность по мере необходимос­ти черпать энергию «по каплям» из ее первоначального источника.

При осуществлении шага а продолжающегося действия испытуе­мый уже рассчитывает выполнять следующий шаг Ь. И если шаг а будет произвольно объявлен концом продолжающегося действия, и уже наме­ченный шаг b не будет осуществлен, то «внешне законченное» продолжа­ющееся действие будет ощущаться испытуемым как незаконченное.

О природе и строении квазипотребностей - student2.ru См.: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).

230Тема 12. Психология мотивации

О природе и строении квазипотребностей - student2.ru Ипоскольку при выполнении продолжающегося действия не обра­зуется четко ограниченной напряженной системы, то и после прерывания такого действия может не сохраняться такой четко ограниченной систе­мы, как в случае конечного действия (и действительно, ЗН для продол­жающихся действий меньше, чем для действий с четким концом: 55,5 % против 70 %); при этом неважно, является ли действие внешне закончен­ным или нет, поскольку в любом случае сохраняется определенная го­товность к осуществлению следующего шага (ЗН=33).

Таким образом, мы видим, что энергетическая структура продолжа­ющегося действия, так же как и свойственный таким действиям коэф­фициент ЗН/33, указывают на отсутствие для продолжающегося действия разницы между законченностью и незаконченностью. <...>

Наши рекомендации