Античность. и с дурным. Ибо что равно случается и с тем, кто жи­вет по природе, то уже ни по природе, ни против природы

и с дурным. Ибо что равно случается и с тем, кто жи­вет по природе, то уже ни по природе, ни против природы.

40. Как о едином существе помышлять всегда о ми­ре, о едином по естеству и с единой душой, и о том, как все, что ни есть в нем, передается в единое чувствова­ние, и как оно единым устремлением делает все разом, и как все сопричинно тому, что становится, и как здесь все увязано и сметано.

41. Ты — душонка, па себе труп таскающая, гова­ривал Эпиктет.

42. Нет беды тому, что в превращение ввергается, равно как и блага тому, что из превращения рожда­ется.

43- Вечность — как бы река из становлений, их властный поток. Только показалось что-то и уж про­неслось; струя это подносит, а то унесла.

44- Что ни случается — привычно, знакомо, как роза по весне или плоды летом. Таковы и болезнь, и смерть, клевета, коварство и сколько еще такого, что радует или огорчает глупцов.

45- Вновь наступающее всегда расположено сле­довать за предшествующим. Это ведь не перечисление какое-то отрывочное и всего лишь принудительное, а осмыслен! юс соприкосновение. И подобно тому, как лад! ю расставлено все сущее, так и становящееся явля­ет не простую последовательность, а некую восхити­тельную расположенность.

46. Всегда помнить Гераклитово: смерть земли стать водою, смерть воды стать воздухом, воздуха — ог­нем, и обратно. Вспоминать и о том, кто забывает, как ведет эта дорога. А еще, что люди особенно ссорятся с тем, с кем более всего имеют общение, — с разумом, который управляет целым; и с чем они каждый день встречаются, то кажется им особенно странным. И что не надо действовать и говорить как во сне — ведь нам и тогда кажется, будто мы действуем и говорим. И что не надо этого: «дети своих родителей», а попросту ска­зать: «Живем, как повелось».

47. Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно послезавтра — не стал

бы ты ломать голову, чтобы умереть именно после­завтра, а не завтра, если ты, конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли промежуток? Точно так же через много лет или завтра — не думай, что велика разница.

48. Постоянно помышлять, сколько уж умерло врачей, то и дело хмуривших брови над немощными; сколько звездочетов, с важным видом предрекавших другим смерть; сколько философов, бившихся без конца над смертью и бессмертием; сколько воителей, которые умертвили многих; сколько тиранов, грозно, словно они боги, распоряжавшихся чужой судьбой. Да сколько и городов, так сказать, умерло: Гелика, Пом­пеи, Геркуланум и другие без счета. Переходи к своим знакомым, од! юму за другим: этот хоронил того, а по­том протянул ноги и сам, а этот другого, и все это вскорости. И вообще: увидеть в человеческом одно­дневное, убогое; вчера ты слизь, а завтра мумия или зо­ла. Так вот — пройти в согласии с природой эту ма­лость времени и расстаться кротко, как будто бы упала зрелая уже оливка, благославляя выносившую ее и чув­ствуя благодар! юсть к породившему ее древу.

49. Быть похожим на утес, о который непрестан­но бьется волна; он стоит — и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! — Нет! Счастлив я, что со мной такое слу­чилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остать­ся сумел бы не всякий. 11еужсли то несчастье больше этого счастья? Да и вообще, неужели ты называешь человеческим несчастьем то, что не есть срыв чело­веческой природы? и неужели тебе представляется срывом человеческой природы то, что не противо­речит воле этой природы? Что ж! Волю ее ты познал. Может быть, то событие помешало тебе быть спра­ведливым, великодушным, здравомысленным, разум­ным, неопрометчивым, нелживым, скромным, сво­бодным и прочее, при наличии чего человеческая природа все свое уже получила? Так запомни на буду­щее — во всем, что наводит на тебя печаль, надо опи-

раться на такое положение: не это — несчастье, а му­жественно переносить это — счастье.

50. Обывательское, но действенное средство, что­бы презирать смерть, — держать перед глазами тех, кто скаредно цеплялся за жизнь. Что, много они выга­дали по сравнению с недолговечными? Все равно ле­жат веды Кадикиан, Фабий, Юлиан, Лепид или еще кто-нибудь из тех, которые многих похоронили пе­ред тем, как похоронили их самих. И вообще: какой малюсенький отрезок, а с кем и чего не хлебнешь в эдаком-то теле! Вздор все это. Ты посмотри только на это зияние вечности позади и на дру!ую беспре­дельность впереди. Что тут значит, жить ли три дня или три Нестеровых века?

51. Спеши всегда кратчайшим путем, а кратчай­ший путь — по природе, чтобы говорить и делать все самым здравым образом. Потому что такое правило уводит от трудов и борений, от расчетов и всяких ухищрений.

Наши рекомендации