Ключевые факторы нашей оценки стресса
Мы уже говорили, что стресс зависит от того, как человек воспринимает события. На субъективную оценку потенциально стрессовых событий влияет множество факторов. Самых значимых среди них четыре: 1) степень знакомости проблемы, 2) возможность управлять событиями, 3) предсказуемость событий и 4) близость угрозы.
Знакомость
Важным фактором в нашей оценке стресса является знакомость, привычность стрессовых обстоятельств. Как правило, чем менее знакомым для нас является потенциально стрессовое событие, тем больше оно воспринимается как угрожающее3. Важность знакомости была показана в исследовании, где сравнивалась степень физиологического возбуждения у новичков и опытных парашютистов во время подготовки к прыжку4. Было показано,
1 См. Weiten W. Pressure as a form or stress and its relationship to psychological symp
tomatology // Journal of Social and Clinical Psychology. 1988. 6(1). 127-139; Weiten W.,
Dixon 3. Measurement of pressure as a form of stress. Paper presented at the meeting of the
American Psychological Association, Toronto, Ontario. 1984. August.
2 Cm. Weiten W. Pressure as a form or stress and its relationship to psychological
symptomatology // Journal of Social and Clinical Psychology. 1988. 6(1). P. 127-139.
3 Cm. McGrath J.E. Settings, measures and themes: An integrative review of some research
on social-psychological factors in stress // MonatA., Lazarus R.S. (Eds). Stress and coping:
An anthology. N.Y.: Columbia University Press, 1977.
4 Cm. Fern W. D., Epstein S. Gradients of physiological arousal, skin conductance,
heart rate, and respiration rate as a function of experience // Psychosomatic Medicine. 1967.
Vol. 29. P. 33-51.
516 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
что в этот период частота сердцебиений у новичков была больше, чем у! опытных парашютистов, что свидетельствовало о большем возбуждении. Первое публичное выступление, первая в жизни серьезная покупка, первый экзамен обычно является большим стрессом, чем все последующие. Привычность ситуации превращает прошлые волнения в текущую рутину. I
Возможность управлять событиями \
Еще один фактор, влияющий на оценку стресса, состоит в оценке того, ]
насколько вы можете управлять данным событием. Если, например, вам \
предстоит операция, а после нее — длительный восстановительный период,!
ваши чувства могут варьировать от чувства беспомощности до твердой уве- \
ренности, что вам удастся ускорить процесс выздоровления. Исследования
Стерна, МакКантза и Петтин1 показали, что когда события воспринимают
ся как управляемые, они обычно вызывают меньший стресс. ;
В другом исследовании в качестве источника стресса использовали громкие звуки, причем в одной из серий у испытуемых была возможность управления ими, а в другой — нет2. В условиях возможности управления испытуемые могли догадаться о последовательности нажатий клавиш, которая временно прекращала звук. Оказалось, что при этом условии испытуемые сообщали о меньшем уровне стресса и напряжения. Более того, объективные измерения показали, что когда испытуемые имели возможность управлять звуком, показатели физиологического возбуждения были меньше, чем при отсутствии такой возможности.
Данные о том, что возможность управления событиями уменьшает стресс, типичны для этого направления исследований, хотя и не являются универсальными3. Джерри Бергер4 описал ситуации, в которых увеличение управляемости приводит к возрастанию стресса. Он подчеркивает, что возможность управления событиями имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Негативный аспект состоит в том, что человек берет на себя большую ответственность за исход события. Так, люди, придающие очень много значения тому, как их оценивают другие, нередко рассматривают возможность управления событиями как стрессовую ситуацию. Однако, как правило, люди склонны рассматривать события, которыми они могут управлять, как менее стрессовые.
1 См. Stern G.S., McCants T.R., Pettine P.W. Stress and illness: Controllable and
uncontrollable events' relative contributions // Personality and Social Psychology Bulletin.
1982. 8(1). P. 140-145.
2 Cm. BreierA., Albus M., Pickar D., Zahn T.P., Wolkowitz OM., Paul S.M. Controlable and
uncontrolable stress in humans: Alterations in mood and neuroendocrine and psychophysiolo-
gical function // American Journal of Psychiatry. 1987. Vol. 4. № 11. P. 1419-1425.
3 Cm. Folkman S. Personal control and stress and coping processes: A theoretical analy
sis // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 46. № 4. P. 839-852.
4 Cm. Burger J.M. Negative reactions to increases in perceived personal control //
Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. № 2. P. 246-256.
Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 517
Предсказуемость
Если вы пережили стрессовое событие — например, вас уволили с работы, то будет ли оно для вас более болезненным, если случилось неожиданно (непредсказуемый стресс), чем в том случае, когда вы заранее могли предвидеть, что все к этому идет (предсказуемый стресс)? Обычно бывает так, что мы предпочитаем предсказуемый стресс неприятным сюрпризам. Когда исследователи подвергали испытуемых стрессу путем предсказуемого и непредсказуемого шума, обычно оказывалось, что испытуемых больше беспокоил непредсказуемый шум1. Серьезные стрессы, такие, как ухудшение здоровья или потеря работы, выглядят менее разрушительными, если их можно предвидеть заранее. Возможно, мы предпочитаем предсказуемость потому, что она позволяет нам подготовится к стрессу.
Однако влияние предсказуемости является сложным. В некоторых ситуациях люди предпочитают не знать о предстоящем стрессе2. Например, когда дублеров выставляют на замену более опытных актеров в последнюю минуту, то многие из них говорят: «Хорошо, что получилось так. У меня не было времени, чтобы думать о замене и нервничать». Ценность предсказуемости, вероятно, зависит от того, можем ли мы что-то сделать, чтобы подготовится к стрессу. Если подготовка бесполезна (или мы уже чувствуем себя подготовленными), знание о надвигающемся стрессе заставит нас волноваться по поводу грядущих событий, и ситуация покажется нам еще более страшной, чем представлялась до этого.
Близость во времени
Если вы знаете о предстоящем неприятном событии, стресс увеличивается по мере того, как это событие приближается. Если проблемы вырисовываются где-то в далеком будущем, то стресс, вызываемый ими, невелик. По мере того, как эти проблемы становятся все ближе и ближе, беспокойство и напряжение, как правило, возрастают3. Например, стресс увеличивается с приближением дня экзамена или серьезной операции4. В действительности, стресс может достигнуть пика интенсивности в период ожидания, а не во время самого события. После экзамена студенты часто говорят: «Отвечать гораздо легче, чем ждать и волноваться перед ответом».
В заключение надо сказать, что оценка стресса — это сложный процесс. Как именно такие факторы, как возможность управления и предсказуемость, повлияют на нашу оценку стресса, будет зависеть от конкретных
1 Matthews К A., Scheier M.F., Brunson B.I., Carducci В. Why do unpredictable events
lead to reports of physical symptoms? // Miller T.W. (Ed.). Stressful life events. Madisson,
CT: International Universities Press, 1989.
2 Cm. Burger J.M. Negative reactions to increases in perceived personal control //
Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. N° 2. P. 246-256.
3 Cm. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer. 1984.
* Cm. Bolger N. Coping as a personality process: A prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. № 3. P. 525-537.
Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
обстоятельств. Данные соответствующих исследований очень важны, поскольку от того, как мы оцениваем стресс, зависит все многообразие наших реакций на него.
Реакции на стресс
Наша реакция на стресс является сложной и многомерной. Стресс воздействует на нас одновременно на нескольких уровнях. Представьте, что вы очень спешите, но вынуждены ехать медленно в плотном потоке машин. Когда вы чертыхаетесь, глядя на дорогу, вы испытываете эмоциональную реакцию — в данном случае раздражение и гнев. Когда ваш пульс убыстряется, а внутри все сжимается, вы испытываете физиологическую реакцию на стресс. А когда вы ругаетесь с другим шофером, ваша вербальная агрессия является поведенческой реакцией на стрессовую ситуацию. Таким образом, мы можем анализировать реакцию на стресс одновременно на трех уровнях: 1) эмоциональном, 2) физиологическом и 3) поведенческом. Эти уровни анализа показаны на рис. 1
Эмоциональная реакция:
раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль
Потенциально стрессовые объективны* события:
вн, юбилей,
разговор с начальником,
финансовые трудности и т.п.
могут создать фрустрацию,
конфликт, изменение
или давление.
Субъективная когнитивная оценка:
оценка события как
угрожающего,
зависящая от его знакомест,
предсказуемости, возможности
им управлять и т.п.
\
Физиологическая реакция:
возбуждение вегетативной
нервной системы, вброс
гормонов, нейрохимические
изменения и т.п.
Поведенческая реакция:
попытки справиться со стрессом, например, ударить кого-то, заняться
самобичеванием,
обратиться за помощью,
решить проблему,
выразить эмоции.
Рис. 1. Многоуровневая реакция на стресс
Потенциально стрессогенное событие, например экзамен, вызывает
субъективную когнитивную оценку того, насколько оно является
угрожающим. Если это событие тревожит нас, то возникает
эмоциональная, физиологическая и поведенческая реакции
Эмоциональные реакции
Эмоции — вещь неуловимая. Определение эмоций является предметом многих споров, и целый ряд конфликтующих теорий претендуют на их объяснение. Все мы располагаем большим субъективным опытом переживания эмоций. Мы знаем, что значит быть встревоженным, веселым,
Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 519
мрачным или возбужденным, что значит завидовать, чувствовать вину или нервничать. Мы не будем пускаться в терминологические дебаты по поводу эмоций. Будем считать, что вы знаете, что это такое, и поэтому просто скажем: эмоции — это сильные, в основном неконтролируемые чувства, сопровождающиеся физиологическими изменениями. В стрессовой ситуации мы часто реагируем эмоционально. Обычно стресс вызывает неприятные эмоции.
Связь между стрессом и эмоциями была выявлена в исследовании, в ходе которого 96 женщин вели дневники, где описывали переживаемые стрессы и свое настроение на протяжении 28 дней1. Исследователи выявили, что колебания в силе стресса в течение дня коррелируют с колебаниями настроения. Когда стресс усиливается, настроение, как правило, ухудшается. <...> Другие исследования колебаний настроения в течение дня обнаружили, что особенно сильными источниками отрицательных эмоций являются споры2.
Обычно проявляющиеся эмоции.Простой однозначной зависимости между типом стресса и конкретными эмоциями не существует. Стрессовые события могут вызывать самые разнообразные эмоции, но некоторые из них более вероятны, чем другие. С целью описания типов эмоций, наиболее характерных для реакции на стресс, мы будем использовать модель первичных эмоций Платчика3. <...> Хотя стресс может вызвать практически любую эмоцию, Вулфоук и Ричардсон4 утверждают, что наиболее вероятным является развитие эмоций в следующих направлениях: 1) раздражение, злость, гнев; 2) опасение, страх, ужас; и 3) печаль, грусть, горе.
Раздражение, злость, гнев. Стресс часто вызывает чувство злости, которое может варьировать по интенсивности от легкого раздражения до приступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция особенно типична на фрустрацию. Некоторые люди злятся в ответ буквально на любую помеху. Кроме того, злость и возмущение могут быть вызваны требованием подчиниться.
Опасение, страх, ужас. Пожалуй, наиболее часто в ответ на стресс возникают эмоции страха разной степени интенсивности. В этот ряд эмоций где-то между опасением и страхом входит и тревога. С тех пор, как Фрейд
1 См. Caspi A., Bolger N., Eckenrode J. Linking person and context in the daily stress
process // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52. № 1. P. 184-195.
2 Cm. Bolger N.. DeLongis A., Kessler R.C., Schilling EA. Effects of daily stress on negative
mood // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 5. P. 808-818;
Clark ЬЛ., Watson D. Mood and the mundane: Relations between daily life events and
self-reported mood // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 54. № 2.
P. 296-308.
3 Cm. Plutchik R. A language for the emotions // Psychology Today. 1980. February.
P. 68-78.
4 Cm. Woolfolk R.L., Richardson F.C. Stress, sanity and survival. N.Y.: Sovereign/Monarch.
1978.
520 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
много лет назад указал на связь между тревогой и конфликтом, психологи провели множество исследований тревоги. Хотя Фрейд особо подчеркивал, что тревога вызывается конфликтом, ясно, что давление выполнения, угроза неминуемой фрустрации и неопределенность, связанная с переменами, также могут вызывать опасение, тревогу и страх, т.е. эмоции этой категории могут быть вызваны любым из видов стресса.
Печаль, грусть, горе. Иногда стресс только ухудшает настроение, вызывает уныние и грусть. Все мы иногда огорчаемся, особенно в ответ на фрустрацию. Эти эмоции особенно часто возникают, когда мы чувствуем, что не в силах изменить стрессовую ситуацию.
Эффекты эмоционального возбуждения.Эмоциональные реакции — естественная и нормальная часть нашей жизни. Даже отрицательные эмоции служат важным целям. Подобно физической боли, неприятные эмоции могут служить предупреждением о том, что нам необходимо что-то сделать. Однако нужно заметить, что сильное эмоциональное возбуждение может иногда мешать справиться со стрессом.
На хорошо известном примере экзаменационной тревоги видно, как эмоциональное возбуждение снижает продуктивность действий. Многие студенты, получившие плохие отметки на экзамене, тем не менее, утверждают, что они знали предмет. Возможно, что многие из них говорят правду. Исследователи обнаружили, что экзаменационная тревога отрицательно коррелирует с качеством ответа на экзамене. Студенты, проявляющие большую тревогу, обычно получали более низкие оценки на экзамене1. Тревога препятствует эффективной сдаче экзамена разными путями, но самый важный из них — нарушение внимания к выполнению экзаменационного задания2. Тревожащиеся студенты тратят слишком много времени на волнение по поводу своих действий и на размышления о том, есть ли такие проблемы у других. Иначе говоря, их голова занята вовсе не решением экзаменационного задания.
Эмоциональное возбуждение не всегда уменьшает продуктивность. Различные теории «оптимального возбуждения» утверждают, что эффек- J тивность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбуждения до некоторого предела, за которым возбуждение становится настолько сильным, что становится разрушительным3. Уровень возбуждения, которому соответствуют самые высокие показатели продуктивности деятельности, называется оптимальным уровнем возбуждения.
1 См. Wine J.D. Evaluation anxiety: A cognitive-attentional construct // Krohne H.W.,
Laux L. (Eds. ). Achievement, stress and anxiety. N.Y.: Hemisphere, 1982.
2 Cm. Sarason I.G. Stress, anxiety and cognitive interference: Reactions to stress //
Journal of Personality and Social Psychology. 1984. 46(4). P. 929-938.
3 Cm. Anderson K.J. Arousal and the inverted-U hypothesis: A critique of Neiss's
«reconceptualizing arousal»// Psychological Bulletin. 1990. Vol. 107. № 1. P. 96-100;
Humphreys M.S., Revelle W. Personality, motivation, and performance: A theory of the
relationship between individual differences and information processing // Psychological
Review. 1984. Vol. 9. P. 153-184.
Ллойд М. Стресс и его эффекты
Уровень сложности задач) Средний
Простой
н Оптимальный уровень к возбуждения |
4ЭКИЙ ВЫСОКИЙ
Уровень возбуждения
Низкий Высокий
Уровень возбуждения
Низкий Высокий
Уровень возбуждения
Рис. 2. Уровень эмоционального возбуждения
и эффективность исполнения
Влияние эмоционального возбуждения на эффективность выполнения
задачи зависит от ее сложности. Для сложных задач оптимальным
(т.е. способствующим наиболее эффективному исполнению) является
относительно низкий уровень возбуждения. Простые задачи лучше
всего выполняются, напротив, при большем уровне возбуждения
т оптимальный уровень различен для разных задач. Отчасти он т сложности задачи. Общее правило таково, чем сложнее задача, ; оптимальный уровень возбуждения. Рис. 2 иллюстрирует эту сть. <...>
[ьшинство данных об оптимальном уровне возбуждения получено ю простых экспериментах на животных. Поэтому обобщать эти ы на действия человека было бы, возможно, рискованно. Однако ггимального эмоционального возбуждения дают хорошее объясне-почему оно может оказывать как благоприятное, так и разруши-шияние на деятельность.
миологические реакции
эциональные реакции на стресс вызывают серьезные физиологи-зменения в организме. Даже при стрессе средней интенсивности ге заметить, что ваше сердце бьется быстрее, дыхание становится иным, и вы потеете больше, чем обычно. Что же происходит? разберемся.
1кция «сражайся или беги».Это физиологическая реакция моби-организма для сражения с врагом или бегства. Эта реакция, описанная Уолтером Канонном1, осуществляется вегетативной системой. <.„>
522 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
Вегетативная нервная система (ВНС) разделяется на два отдела: симпатическую и парасимпатическую нервную систему. Говоря в общем, парасимпатический отдел отвечает за сохранение и накопление ресурсов организма, а симпатический — за мобилизацию организма в случае необходимости. Реакция «сражайся или беги» запускается симпатической нервной системой. В одном из исследований Каннон изучал эту реакцию на кошках в ситуации конфликта с собакой. Среди прочих вещей, он заметил ускорение дыхания, увеличение частоты сердцебиения и торможение процессов пищеварения.
Элементы этой реакции можно заметить и у людей. Представьте ситуацию, когда ваша машина чуть не потеряла управление на скоростном шоссе. Ваше сердце забьется и кровяное давление подскочит. Возможно, у вас пойдут мурашки по коже и «засосет под ложечкой». Эти рефлекторные изменения являются частью реакции «сражайся или беги».
Несомненно, эта рефлекторная реакция унаследована нами от наших далеких предков. У животных она, безусловно, является адаптивной. Встреча с хищниками и прочими опасностями требует именно такого ответа: сражаться или убегать. Но в человеческом обществе реакция «сражайся или беги» гораздо менее полезна. Большинство наших стрессов не может быть преодолено простым бегством или физической дракой. Неприятности на работе, супружеские проблемы, финансовые неурядицы требуют гораздо более сложных действий, направленных на их разрешение. Более того, стресс часто сохраняется на протяжении длительного периода времени, и наша реакция «сражайся или беги» держит нас все это время в состоянии изнуряющего физического возбуждения. На значение длительно продолжающегося физического возбуждения впервые обратил внимание Ганс Селье, канадский ученый, внесший существенный вклад в изучение проблемы стресса.
Общий адаптационный синдром.Термин «стресс» был введен Гансом Селье1. Селье родился в Вене, но вся его профессиональная карьера связана с университетом МакГилла в Монреале. В своих экспериментах Селье подвергал лабораторных животных воздействию самых разнообразных стрессоров, как физических, так и психологических (жара, холод, боль, изоляция и т.п.). Картина физиологического возбуждения, демонстрируемая животными, была очень сходной независимо от типа стрессора. На этом основании Селье сделал вывод, что реакция стресса является неспецифической. Другими словами, она не меняется в зависимости от вида воздействия, которым была вызвана.
Вначале Селье колебался с выбором названия для этой неспецифической реакции на самые разные воздействия. В 1940 г. он решил назвать ее стрессом и с тех пор это слово вошло в лексикон психологов. В теории Селье термин «стресс» обозначает реакцию организма на некое воздей-
1 См. Selye H. History and present status of the stress concept// Goldberger L., Breznitz S. (Eds.)- Handbook of stress: Theoretical and clinical aspects. N.Y.: Free Press, 1982.
Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 523
ствие. Позже, Селье согласился с тем, что эту реакцию лучше назвать словом напряженность (strain), а термин «стресс» оставить для обозначения вредоносных событий. <...> Ряд ученых используют термин «стресс» для обозначения причиняющих беспокойство событий, что вызывает некоторую путаницу в терминах. Как уже было сказано в самом начале, большинство современных исследователей преодолели эту терминологическую путаницу, определяя стресс не как стимул и не как реакцию, а как определенный тип взаимодействия стимулов и реакций.
Селье сформулировал важную теорию стрессовой реакции, которую он назвал общим адаптационным синдромом1. Общий адаптационный синдром — это универсальная реакция организма на стрессовое воздействие, состоящая из трех фаз: тревоги, сопротивления и истощения. На первой стадии, после того, как организм воспринял угрозу, возникает реакция тревоги. В этот период организм мобилизует свои ресурсы для борьбы с проблемой, и физиологическое возбуждение возрастает. Реакция тревоги по Селье в сущности совпадает с реакцией «сражайся или беги» по Каннону.
Но Селье в своих исследованиях продвинулся на несколько шагов дальше Каннона. Он подвергал лабораторных животных продолжительному стрессу, похожему на хронический стресс, часто переживаемый людьми. Если стресс продолжается, то организм переходит на следующую стадию общего адаптационного синдрома, называемую стадией сопротивления. На этой стадии физиологические изменения стабилизируются, и организм начинает функционировать в режиме повышенной нагрузки. Физиологическое возбуждение продолжает оставаться выше, чем обычно, однако оно может начать уменьшаться по мере того, как организм привыкает к угрозе.
Если стресс продолжается достаточно длительное время, то реакция организма может перейти в третью стадию, называемую стадией истощения. Согласно Селье, ресурсы организма, предназначенные для борьбы со стрессом, ограничены. Если стресс не удалось преодолеть, эти ресурсы вырабатываются и физиологическое возбуждение снижается. Организм может даже погибнуть от истощения. Это снижение может привести к тому, что Селье назвал «болезнями адаптации», например, к язве желудка или гипертонии.
Исследования Селье выявили связь между стрессом и соматическими заболеваниями. Селье показал, как физиологическое возбуждение, которое по своей природе является способом адаптации, будучи длительным, приводит к болезням. Его теория была подвергнута критике за игнорирование индивидуальных различий в оценке стресса2. Кроме того, оспаривается его утверждение, что реакция стресса является неспецифической3.
1 См. Selye H. Stress without distress N.Y.: Lippincott, 1974.
2 См. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.
3 Cm. Baum A. Stress, intrusive imagery, and chronic distress // Health Psychology.
1990. Vol. 9. № 6. P. 653-675; Hobfoll S.E. Conservation of resources: A new attempt at
conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. Vol. 44. P. 513-524.
524 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций j
Несмотря на это, его теория послужила ориентиром целому поколению i ученых, которые исследуют влияние стресса на организм. Давайте остановимся на этих исследованиях подробнее.
Взаимодействие мозга итела. Когда мы испытываем стресс, мозг посылает сигналы эндокринной системе по двум основным путям1. Эндокринная система состоит из желез, которые вырабатывают и вбрасывают в кровь химические соединения, называемые гормонами. В эндокринную систему входят следующие основные железы: шишковидная, щитовидная, гипофиз и надпочечники.
Оба эти пути начинаются в структуре мозга, называемой гипоталамусом. Первый путь проходит через вегетативную нервную систему. Гипоталамус активирует ее симпатический отдел. В результате происходит активация надпочечников, которые вбрасывают в кровь большое количество катехоламинов. Эти гормоны распространяются по всему телу, производя множество важных физиологических изменений. Основной эффект повышения уровня катехоламинов заключается в подготовке тела к серьезным нагрузкам. Учащается пульс, к мозгу и мышцам поступает больше крови. Дыхание и потребление кислорода возрастают, тем самым усиливается состояние бдительности. Процессы пищеварения затормаживаются, чтобы сберечь энергию. Зрачки глаз расширяются, увеличивая чувствительность зрения.
Второй путь включает более непосредственное взаимодействие мозговых структур с эндокринной системой. Гипоталамус посылает сигналы гипофизу, который называют главной железой эндокринной системы. Гипоталамус вырабатывает гормон, который стимулирует кору надпочечников, где вырабатываются другие важные гормоны — кортикостероиды. Эти гормоны стимулируют поступление в кровь большего количества жиров и протеинов, чтобы усилить энергоснабжение. Кроме того, они мобилизуют химические вещества, которые препятствуют воспалению тканей в случае ранения.
Стресс создает в организме и другие физиологические изменения, многие из которых мы только начинаем понимать. Наиболее серьезные изменения происходят в иммунной системе. Иммунная система обеспечивает противодействие организма инфекциям. Получены данные, говорящие о том, что стресс может подавлять деятельность иммунной системы: как следствие, организм становится более восприимчивым к инфекционным заболеваниям2. Механизм, с помощью которого происходит это подавление де-
1 См. Asteria M.F. The Psychology of Stress. N.Y.: Human Sciences Press, 1985.
2 Cm. Solomon GJ".,AmkrautA., Rubin R.T. Stress, hormones, neuroregulation and immunity
// Burchfield SJi. (Ed.). Stress Psychological and physiological interactions. N.Y.: Hemisphere,
1985; Zautra A.J., Okun MA., Robinson S.E. Lee D., Roth S.H., Emmanual J. Life stress and
lymphocyte alterations among patients with rheumatoid arthritis // Health Psychology.
1989. 8. 1. 14.
Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 525
ятельности иммунной системы, до сих пор остается загадкой. Возможно, он опосредствован секрецией эндорфинов, — химических соединений, напоминающих по своей структуре и эффекту опиаты. Как бы то ни было, ясно, что физиологическая реакция на стресс затрагивает каждую клеточку нашего тела. Как мы увидим в дальнейшем, эта физиологическая реакция влияет как на телесное, так и на психическое здоровье.
Поведенческая реакции
Хотя мы реагируем на стресс одновременно на нескольких уровнях, ключевым аспектом нашей реакции будет поведение. Часто нежелательные эмоциональные и физиологические реакции на стресс происходят более или менее автоматически. Если мы эффективно справляемся со стрессом на поведенческом уровне, то эти потенциально вредные эмоциональные и физические проявления могут быть подавлены.
Большинство поведенческих реакций на стресс включает в себя действия по его преодолению. Преодоление (coping) — это действия, направленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшие стресс. Заметим, что это определение не различает адаптивных и неадаптивных действий по преодолению стрессовой ситуации. Обычно, когда мы говорим, что некто «преодолел свои проблемы», то имеем в виду, что он эффективно с ними справляется. На самом деле, действия по преодолению могут быть как полезными, так и вредными для субъекта. Так, например, если в середине семестра у вас появились проблемы с освоением учебного курса, вы можете попытаться справиться с ними следующими способами: 1) вкладывать больше сил и времени в учебу; 2) поискать репетитора, который поможет вам подтянуться; 3) обвинять в своей плохой успеваемости преподавателя и 4) бросить учебу. Ясно, что первые два способа являются более разумными, чем два последних.
Люди справляются со стрессом множеством различных способов. Ввиду важности и сложности этой проблемы мы посвятим всю следующую главу рассмотрению усилий по его преодолению. Важно заметить, что именно от стратегии преодоления зависит то, будут ли эффекты конкретного стресса позитивными или негативными. <...>