О динамике акцентуаций характера

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.

Первая группа — это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.

На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.

Встречается несколько видов острых аффективных реакций.

1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта
путем аутоагрессии — нанесение себе повреждений, покушение на само­
убийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассуд­
ные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, пор­
ча ценных личных вещей и т.п.). Наиболее часто этот вид реакций
встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по
складу типах акцентуаций — сенситивной и эпилептоидной.

2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта пу­
тем агрессии на окружающее — нападение на обидчиков или «вымеще­
ние злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наи­
более часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной
и эпилептоидной акцентуациях.

3. Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжа­
ется путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это
бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно обо­
рачивается. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а так­
же при шизоидной акцентуациях.

4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спек­
такль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубий­
ства и т.п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцен­
туации, но может встречаться и при эпилептоидной и при лабильной.

Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, — это преходящие психо-

296 Тема 9, Типология индивидуальности

О динамике акцентуаций характера - student2.ru патоподобные нарушения поведения («пубертатные поведенческие кри­зы»). Катамнестические исследования показывают, что если эти нарушения поведения возникают на фоне акцентуации характера, то у 80% при по-взрослении наступает удовлетворительная социальная адаптация. Однако прогноз зависит от типа акцентуации. Наиболее благоприятно предсказа­ние при гипертимной акцентуации (86% хорошей адаптации), наименее — при неустойчивой (всего 17%).

Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде: 1) делинквентности, т.е. в проступках и мелких правонарушениях, не достигающих наказуемого в судебном порядке криминала; 2) токсикома-нического поведения, т.е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств; 3) побегов из дома и бро­дяжничества; 4) транзиторных сексуальных девиаций (ранней половой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомосексуализма и др.). Все эти проявления преходящих нарушений поведения описаны нами ранее.

Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера — это развитие на их фоне разнообразных психогенных пси­хических расстройств — неврозов, реактивных депрессий и т.п. Но в дан­ном случае дело уже не ограничивается «динамикой акцентуаций»: про­исходит переход на качественно иной уровень — развитие болезни.

Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях ха­рактера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.

1. Переход «явной» акцентуации в скрытую, латентную. Под влия­
нием повзросления и накопления жизненного опыта акцентуированные
черты характера сглаживаются, компенсируются.

Тем не менее при латентных акцентуациях под влиянием некоторых психогенных факторов, а именно тех, которые адресуются к «слабому зве­ну», к «месту наименьшего сопротивления», присущему данному типу ак­центуации, может произойти нечто, аналогичное декомпенсации при психо­патиях. Черты определенного типа акцентуации, до этого замаскированные, раскрываются во всей полноте и порою внезапно.

2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием
неблагоприятных условий среды психопатических развитии, достигаю­
щих уровня среды патологии («краевые психопатии», по О.В.Кербикову).
Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких
факторов: 1) наличие изначальной акцентуации характера, 2) небла­
гоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться
именно к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуа­
ции, 3) их действие должно быть достаточно продолжительным и, глав­
ное, 4) оно должно упасть на критический для формирования данного
типа акцентуации возраст. Этим возрастом для шизоида является дет-




Аичко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 297

О динамике акцентуаций характера - student2.ru ство, для психастеника — первые классы школы, для большинства других типов — разные периоды подросткового возраста (от 11 —13 лет у неус­тойчивого до 16—17 лет у сенситивного типов). Только при паранойяль­ном типе критическим является более старший возраст — 30—40 лет — период высокой социальной активности.

3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансфор­маций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминиру­ющими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью засло­няют черты другого. Это касается обоих видов смешанных типов, описан­ных нами: и промежуточных, и «амальгамных». Промежуточные типы обусловлены эндогенными факторами и, возможно, особенностями разви­тия в раннем детстве. Примерами их могут быть типы: лабильно-цикло­идный, конформно-гипертимный, шизоидно-эпилептоидный, истеро-эпи-лептоидный. Амальгамные типы формируются как напластование черт нового типа на эндогенное ядро прежнего. Эти наслоения бывают обус­ловлены длительно действующими психогенными факторами, например, неправильным воспитанием. Так, вследствие безнадзорности или гипо-протекции в воспитании черты неустойчивого типа могут наслоиться на гипертимное, конформное, эпилептоидное и реже на лабильное или шизо­идное ядро. При воспитании в обстановке «кумира семьи» (потворствую­щая гиперпротекция), истерические черты легко наслаиваются на основу лабильного или гипертимного типа.

Трансформация типов возможна только по определенным законо­мерностям — только в сторону совместных типов. Никогда не приходи­лось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного — в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастени­ческую или сенситивную основу.

Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обуслов­лены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными — как биологическими, так и особенно социально-психологическими.

Примером эндогенной трансформации может послужить превраще­ние части гипертимов в послеподростковом возрасте (18—19 лет) в цикло­идный тип. Сперва на фоне постоянной до этого гипертимности появляют­ся короткие субдепрессивные фазы. Затем циклоидность обрисовывается еще более отчетливо. Вследствие этого у студентов-первокурсников в срав­нении со школьниками старших классов частота гипертимнои акцентуации заметно снижается, а частота циклоидной заметно возрастает.

Примером трансформации типов акцентуации под действием экзо­генных биологических факторов является присоединение аффективной лабильности («легко взрываются, но быстро отходят») как одной из веду­щих черт характера к гипертимному, лабильному, астено-невротическому,

298 Тема 9. Типология индивидуальности

О динамике акцентуаций характера - student2.ru истероидному типам акцентуации вследствие перенесенных в подростко­вом и молодом возрасте легких, но повторных черепно-мозговых травм. Мощным трансформирующим фактором являются продолжитель­ные неблагоприятные социально-психологические влияния в подрост­ковом возрасте, т.е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать на следующие из них: 1) гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности; 2) особый вид гипопротекции, описан­ный А.А.Вдовиченко под названием «потворствующая гипопротекция», когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не за­ботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже право­нарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремят­ся любыми способами освободить от наказаний и т.п.; 3) доминирующая гиперпротекция («гиперопека»); 4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания «кумира семьи»; 5) эмоцио­нальное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирова-ния и унижения (воспитание по типу «Золушки»); 6) воспитание в усло­виях жестоких взаимоотношений; 7) в условиях повышенной моральной ответственности; 8) в условиях «культа болезней».

© Проблема и критерии выделения психологических типов. Индивидуальность человека и развитие личности

К. Г. Юнг ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ1

Введение

Платон и Аристотель! Это не только две системы, но и типы двух различных человеческих натур, которые с незапамятных времен, облаченные в разные одеяния, более или менее враждеб­ны одна другой. Они ожесточенно состязуются с начала средних веков и до нашего времени, и эта борьба составляет существен­нейшее содержание церковной истории первых времен. Какие бы имена ни выставляла история, речь идет всегда только о Платоне и Аристотеле. Натуры мечтательные, мистические, платоновские, из тайников своей души создают христианские идеи и соответст­вующие им символы. Натуры практические, приводящие все в порядок, аристотелевские, созидают из этих идей и символов прочную систему, догматику и культ. Католическая церковь, на­конец, замыкает в себе обе натуры, из которых одни создают себе крепость из клира, а другие — из монашества, однако все время продолжают воевать друг с другом.

Г.Гейне. Германия

В моей практической врачебной работе с нервнобольными я уже дав­но заметил, что помимо многих индивидуальных различий человеческой психики существует также типическое различие, и прежде всего два рез­ко различных типа, названных мной типом интроверсии и типом экст­раверсии.

Рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью, его субъектом. Но так как все мы в известной степени отклоня­емся в ту или иную сторону, то мы естественным образом расположены понимать все в смысле только нашего собственного типа.

О динамике акцентуаций характера - student2.ru 1 Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 199-218.

300 Тема 9. Типология индивидуальности

О динамике акцентуаций характера - student2.ru Я с самого же начала упоминаю об этом обстоятельстве, чтобы пре­дотвратить возможные недоразумения. Разумеется, это обстоятельство значительно затрудняет попытку общего описания типов.

Мне следует рассчитывать на большое расположение моего читате­ля, если я желаю, чтобы меня правильно поняли. Было бы относительно просто, если бы каждый читатель знал, к какой категории он сам принад­лежит. Но нередко очень трудно решить, относится ли кто-нибудь к тому или другому типу, особенно если вопрос идет о самом себе. Суждения о собственной личности всегда чрезвычайно неясны. Эти субъективные по­мрачения суждения особенно часты потому, что каждому выраженному типу присуща особая тенденция к компенсации односторонности его типа, тенденция, которая биологически целесообразна, так как она стре­мится удержать душевное равновесие. Благодаря компенсации возника­ют вторичные характеры или типы, которые представляют чрезвычайно трудно поддающийся разгадке образ; последнее является тем более труд­ным, что сами мы склонны вообще отрицать существование типов и при­знавать одни только индивидуальные различия.

Мне приходится упомянуть об этих трудностях, чтобы оправдать из­вестную особенность моего дальнейшего изложения: могло бы казаться, что наиболее простым было бы описать два конкретных случая и, расчленив их, поставить их друг подле друга. Но каждый человек обладает обоими меха­низмами, экстраверсией и интроверсйей, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Нужно поэтому наложить сильную ре­тушь, чтобы придать картине необходимую рельефность, что уже ведет к более или менее невинному подлогу. К этому нужно прибавить, что психо­логическая реакция человека до того сложный предмет, что при моих спо­собностях изложения мне едва ли удастся в полной мере дать абсолютно правильную картину ее. Поэтому я необходимейшим образом должен ог­раничиться изложением начал, которые я абстрагировал из подробных от­дельных наблюдений. При этом дело идет не о дедукции a priori, как это могло бы казаться, а о дедуктивном изложении эмпирически приобретен­ных взглядов. Эти взгляды, как я надеюсь, послужат для некоторого разъяс­нения дилеммы, которая не только в аналитической психологии, но и в дру­гих областях науки и особенно в личных отношениях между людьми вела и все еще ведет к недоразумениям и к раздорам. Отсюда выясняется, поче­му существование двух различных типов есть собственно уже давно извест­ный факт, который в той или другой форме отмечался то знатоком людей, то мучительной рефлексией мыслителя или представился, например, инту­иции Гете, как всеобъемлющий принцип систолы и диастолы. Термины и понятия, под которыми понимался механизм интроверсии и экстраверсии, очень различны и всегда приспособлены к точке зрения индивидуального наблюдателя. Несмотря на различие формулировок, всегда замечается об­щее в основном понимании, а именно движение интереса по направлению

Юнг К. Г. Психологические типы 301

О динамике акцентуаций характера - student2.ru к объекту в одном случае и движение интереса от объекта к субъекту и к его собственным психическим процессам в другом случае. В первом слу­чае объект действует на тенденции субъекта как магнит, он притягивает их и в значительной мере обусловливает субъект; он даже настолько отчужда­ет субъект от него самого, так изменяет его качества в смысле приравнения к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и в конечном счете решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта объекту является в известной мере абсолютным предопределением и осо­бым смыслом жизни судьбы. Во втором случае, наоборот, субъект являет­ся и остается центром всех интересов. Можно сказать, что получается впе­чатление, будто вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъект. Кажется, будто энергия уходит от объекта, будто субъект есть магнит, который хочет притянуть к себе объект.

Трудно охарактеризовать это противоположное поведение по отно­шению к объекту легко понятным, ясным образом, и существует большая опасность прийти к совершенно парадоксальным формулировкам, которые ведут скорее к путанице, нежели к ясности. Наиболее обще интроверти-рованную точку зрения можно было бы обозначить как такую, которая при всех обстоятельствах старается личность и субъективное психологическое явление поставить выше объекта и объективного явления или, по крайней мере, утвердить их по отношению к объекту. Эта установка придает поэто­му большую ценность субъекту, чем объекту. Соответственно этому объект всегда находится на более низком уровне ценности, он имеет второстепен­ное значение, он иногда является только внешним объективным знаком субъективного содержания, как бы воплощением идеи, причем, однако, су­щественным является именно идея; либо же он является предметом эмо­ции, причем, однако, самое главное — это эмоциональное переживание, а не объект в его реальной индивидуальности. Экстравертированная точка зре­ния, наоборот, ставит субъект ниже объекта, причем объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект пользуется всегда второстепенным зна­чением, субъективное явление кажется иногда только мешающим и ненуж­ным придатком к объективно происходящему. Ясно, что психология, исхо­дящая из этих противоположных точек зрений, должна распасться на две совершенно различные ориентировки. Одна рассматривает все под углом зрения своего понимания, а другая — под углом зрения объективно проис­ходящего.

Эти противоположные установки являются, прежде всего, только противоположными механизмами: диастолическое движение по направ­лению к объекту и восприятие объекта, систолическое концентрирование и отделение энергии от воспринятого объекта. Каждый человек обладает обоими механизмами как выражением своего природного жизненного ритма, который Гете, конечно, не случайно обозначил физиологическими

302 Тема 9. Типология индивидуальное!

О динамике акцентуаций характера - student2.ru понятиями, характеризующими деятельность сердца. Ритмическая смен обеих форм психической деятельности должна была бы соответствоват нормальному течению жизни. Сложные внешние условия, при которы: мы живем, и, быть может, еще более сложные условия нашего индивиду ального психического предрасположения редко, однако, допускают совер шенно не нарушенное течение психической деятельности. Внешние обстс ятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствую одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отек да естественно происходит перевес одного механизма. Если это состояни каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого : возникает тип, т.е. привычная установка, в которой один механизм посте янно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавит другой, так как он необходимо принадлежит к психической деятельност: жизни. Поэтому никогда не может существовать чистый тип в том смыс ле, что он полностью владеет одним механизмом при полной атрофи: другого. Типическая установка всегда означает только относительны: перевес одного механизма.

Констатированием интроверсии и экстраверсии впервые дана был возможность различать две обширные группы психологических инди видуумов. Но все-таки эти группировки такого поверхностного и общег свойства, что они допускают только такое общее различение. Более точно исследование психологии тех индивидуумов, которые входят в ту ил иную группу, тотчас показывает большие различия между отдельными га дивидуумами, которые несмотря на это принадлежат к одной и той ж группе. Поэтому мы должны сделать еще один шаг, чтобы быть в состою нии определить, откуда происходят различия индивидуумов, относящш ся к одной и той же группе. Мой опыт показал мне, что индивидуумо можно различать самым общим образом не только по универсальном различию экстраверсии и интроверсии, но и по отдельным основным пек хическим функциям. А именно в такой же мере, как внешние обстоятел! ства и внутреннее предрасположение вызывают господство экстраверси или интроверсии, они благоприятствуют также господству в индивидуум определенной основной функции. Основными функциями, т.е. функциям! которые существенно отличаются от других функций, являются, по моем опыту, мышление, эмоции, ощущение и интуиция. Если привычно госпо; ствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэте му я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивны типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертир< ванным или экстравертированным, смотря по своему поведению по отне шению к объекту, так, как это было описано выше. В двух предварител! ных сообщениях о психологических типах я не придерживалс изложенного здесь различения, но отождествлял мыслительный тип с ш тровертированным и эмоциональный тип с экстравертированным. Эт

Юнг К.Г. Психологические типы 303

О динамике акцентуаций характера - student2.ru смешение оказалось несостоятельным при более глубокой обработке про­блемы. Во избежание недоразумений, я просил бы поэтому читателя иметь в виду проведенное здесь различение. Чтобы обеспечить необходимую яс­ность в столь сложных вопросах, я посвятил последнюю главу этой книги определению моих психологических понятий1.

Наши рекомендации