Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П.Б.Ганнушкина, «определяют весь психический облик индивидуума, на­кладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в тече­ние жизни <...> не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям», «мешают <...> приспособляться к окружающей среде»2. Эти три критерия были обозначены О.В.Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степе­ни, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диаг­ностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт ха­рактера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со свер­стниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимныи подросток кипит энергией, шизоидный отгораживает­ся от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате — все они не должны причис­ляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru 1 Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер,
В.Я.Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 288-318.

2 Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964.

\ичко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 269

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru Относительная стабильность черт характера является менее доступ­ным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в под­ростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации ха­рактера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общи­тельный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощрен­но-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильно­сти, и как бы ни были выражены психопатические черты, случаи эти не­редко оказываются за рамками психопатии. <...>

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в слу­чаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период. <...>

Таковы три критерия — тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, — позволяющие отличать психо­патии. <...>

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В.М.Бехтерев (1886) упоминал о «пере­ходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием». <...>

П.Б.Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», M.Framer (1949) и О.В.Кербиков (1961) — как «предпсихо-патию», Г.К.Ушаков (1973) — как «крайние варианты нормального ха­рактера» .

Наибольшую известность получил термин K.Leongard (1968) — «акцентуированная личность». Однако правильнее говорить об «акценту­ациях характера» (Личко, 1977). Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонно­сти, мировоззрение и т.д. В описаниях K.Leongard речь идет именно о типах характера. <...>

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основы­ваются на диагностических критериях П.Б.Ганнушкина (1933) — О.В.Кер-бикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком слу­чае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопа­тии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуа­циях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных услови-




270 Тема 9. Типология индивидуальности

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru ях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П.Б.Ганнушкина — О.В.Кербикова мож­но отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и пси­хопатии (Лично, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффек­тивные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуаци­ях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцен­туациях нарушения возникают только при определенного рода психичес­ких травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стой­ко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, «слабые места».

На основании сказанного можно дать следующее определение ак­центуации характера.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при ко­торых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенно­го рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной ус­тойчивости к другим. <...>

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Лично, Александров, 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. <...>

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наимень­шего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера оста­ются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносто­ронних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Одна­ко черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влия­нием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышен­ные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических

Личко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 271

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социаль­ной дезадаптации. <...>

Краткие сведения о группировках

типов психопатий и акцентуаций характера

<...>Систематика, которой мы придерживаемся при дальнейшем из­ложении, в основном исходит из классификации П.Б.Ганнушкина (1933), Г.Е.Сухаревой (1959) и типов акцентуированных личностей у взрослых, по K.Leongard (1964, 1968)1. Однако наша систематика отличается от пре­дыдущих двумя особенностями. Во-первых, она предназначена специаль­но для подросткового возраста. Все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Во-вторых, она охватывает психопатии, т.е. патологические отклонения характера и акцентуации, т.е. крайние варианты нормы. <...>

Гипертимный тип

Этот тип психопатий детально описан Schneider (1923) и П.Б.Ган-нушкиным (1933) у взрослых и Г.Е.Сухаревой (1959) у детей и подрост­ков. П.Б.Ганнушкин дал этому типу название «конституционально-воз­бужденный» и включил в группу циклоидов. <...>

Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтли­востью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостат-

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru 1 Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложе­на K.Leongard (1968) и вторая — А.Е.Личко (1977). Приводим сопоставление этих клас­сификаций, сделанное В.В.Юстицким (1977) (Примечание редактора источника.)

Таблица 1

Тип акцентуированной личности, по К. Леонеарду Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко
Лабильный Сверхподвижный Эмотивный Демонстративный Сверхпунктуальный Ригидно-аффективн ый Неуправляемый Икфавсртный Боязливый Неконцентрированный или неврастенический Экстраверт ый Слабовольный Лабильный циклоид Лабильный И стероидный Психастенический Эпилептоидный Шизоидный Сенситивный Астено-невротический Конформный Неустойчивый Гипертимный Циклоидный

272 Тема 9. Типология индивидуальности

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru ком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их не­угомонность. <...>

Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обна­руживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся поэтому они очень неровно — то блеснут пятерками, то «нахвата­ют» двоек. <...>

Главная черта гипертимных подростков — почти всегда очень хо­рошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта сол­нечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

<...>Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично со­четается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, неред­ко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоро­вый сон. <...>

Реакция эмансипации1 бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нраво­учения, «проработка» в семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание, нарочитое нарушение правил и порядков. Стараясь вырваться из-под опе­ки семьи, гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в ту­ристские походы и т.п., но и там вскоре приходят в столкновение с уста­новленным режимом и дисциплиной. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Истин­ные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто. <...>

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянно­го тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях. <...>

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подрост­ков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встреч­ными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизЪь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются,-перенимают мане­ры, обычаи, поведение, одежду, модные «хобби». <„.>

Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями.

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru 1 А.Е.Личко выделяет следующие типы поведенческих реакций, специфичных для подросткового возраста: реакцию эмансипации, реакцию группирования со сверстника­ми, реакцию увлечения, или хобби-реакцию, и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Реакция эмансипации — это, по определению автора, стремление «высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших». (Примечание редактора источника.)

\ичко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 273

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru 1редпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко тановятся на путь частых и регулярных выпивок. <...>

Реакция увлечения отличается у гипертимных подростков богат-:твом и разнообразием проявлений, но главное — крайним непостоян­ном хобби. Коллекции сменяются азартными играми, одно спортивное увлечение другим, один кружок на другой, мальчики нередко отдают ми-иолетную дань техническим увлечениям, девочки — художественной са­модеятельности. <...>

Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных делах. Рассчитывать они не умеют и не хотят, охотно берут в долг, отодвигая в сторону неприятную мысль о последующей расплате. <...> Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможно­стей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но им присуща искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не натужное стремление «показать себя больше, чем есть на са­мом деле», как у настоящих истероидов. Лживость не является их харак­терной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации. <...>

Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной иск­ренностью. <...>

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наи­более частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похожде­ний все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение за­нятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность — что в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни. <...>

Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрас­тает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Как чрезмерная опека — гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отно­шений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к раз­витию гипертимно-неустойчивой психопатии.

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновении с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает и желание раз­жалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий), и произвести впечатление своей незаурядностью, и прихвастнуть, «пустить пыль в глаза». Возможно, в развитии этого типа также важнейшую роль играет среда. Воспитание по типу «кумира семьи» (Гиндикин, 1961), по­такание прихотям в детстве, избыток похвал по поводу мнимых и дей-

Зак. 835

274Тема 9. Типология индивидуальности

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru ствительных способностей и талантов, привычка всегда быть на виду, со­зданная родителями, а иногда и неправильными действиями воспитателей, обусловливают в подростковом периоде трудности, которые могут ока­заться непреодолимыми. <...>

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается уси­лением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозив­ными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойствен­ные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу. На высоте аффекта нередко утрачивается контроль над собой: брань и угрозы вырываются без всякого учета обстановки, в агрессии соб­ственные силы не соизмеряются с силами объекта нападения, а сопротив­ление может достигать «буйного безумства». Все это обычно позволяет го­ворить о формировании психопатии возбудимого типа. Это понятие, нам представляется, подразумевает весьма сборную группу. Сходство гипер-тимной аффективности с эксплозивностью эпилептоидов остается чисто внешним: здесь присуща большая отходчивость, склонность легко про­щать обиды и даже дружить с тем, с кем только что был в ссоре. Отсут­ствуют и другие эпилептоидные черты. Возможно, в формировании этого варианта психопатизации существенную роль могут играть не столь ред­кие у мальчиков гипертимного типа черепно-мозговые травмы. <...>

Циклоидный тип

Как известно, этот тип был описан в 1921 г. Kretschmer и сперва стал широко использоваться в психиатрических исследованиях. П.Б.Ган-нушкин (1933) включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатов: «конституционально-депрессивных», «конституционально-возбужденных» (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии. <...>

<...> В подростковом возрасте можно видеть два варианта цикло­идной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертат­ного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражитель­ности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, ком­пании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую при­влекательность. Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды ста­новятся вялыми домоседами. Падает аппетит, но вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость (Озерецковский, 1972). Созвучно настроению все приобретает пессимисти­ческую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начи-

\ичко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 275

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru тют сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тя-кело. На замечания и укоры нередко отвечают раздражением, порой гру-юстыо и гневом, но в глубине души впадая еще в большее уныние. Серь-!зные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное юстояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными по-штками. Обычно лишь только в этом случае циклоидные подростки попадают под наблюдение психиатра. <...>

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся цве-три недели. <...>

У циклоидных подростков имеются свои «места наименьшего сопро­тивления». Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость к ко­ренной ломке жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются прису­щие циклоидам затяжные субдепрессивные реакции на первом курсе высших учебных заведений (Строгонов, 1973). Резкое изменение харак­тера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяюще­еся необходимостью усвоить в короткий период зачетно-экзаменационной сессии гораздо больший, чем в школе, материал, — все это ломает приви­тый предшествующими десятилетиями учебный стереотип. Способность в период подъема на лету усваивать материал школьной программы здесь оказывается недостаточной. Упущенное приходится наверстывать усилен­ными занятиями, а в субдепрессивной фазе и это не приводит к желае­мым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближа­ются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — несколько «хороших» дней сменяют несколько «плохих». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, выз­ванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реак­тивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устрем­ления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема. Увлечения отличаются нестойкостью — в субдепрессивные пе­риоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвраща­ются к прежним заброшенным. Заметного снижения сексуального влече­ния в субдепрессивной фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких, сексуальные интересы в «плохие дни» гаснут. Вы­раженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, зна­комство с наркотиками) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации

276Тема 9. Типология индивидуальности

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема. Суици­дальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попы­ток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна. <...>

Лабильный тип

Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», (Schneider, 1923),«реактивно-лабильный» (Ганнушкин, 1933) или «эмотивно-лабильный» (Leongard, 1964, 1968) и др. <...>

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяют­ся среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфек­ционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные «простуды», хронические пневмонии, ревма­тизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно, фактор «соматической инфантилизации» играет важ­ную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настрое­ния. <...>

Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелест­но сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, не­кстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протя­жении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вско­ре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и са­мочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одно­му или только вместе с близким человеком или же устремиться в шум­ное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и

Аичко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 277

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется се­рым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспомина­ний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливос­тей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует исти­не. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на боль­шую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их от­ношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, расска­зать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «все не так страшно», но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внима­ния, благодарности, похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомне­нию. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятно­сти, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяже­ло, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невро­тическим срывам.

Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. <...>

Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность кол­лекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости умений и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. <...>

Самооценка отличается искренностью (Ефременкова, Иванов, 1971). Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — «люди настроения» и что от настроения у них все зависит. От­давая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию — сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком та­ится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отноше­ние возникает незамедлительно и без попыток его утаить. <...>

278Тема 9. Типология индивидуальности

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru Астено-невротический тип

У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнару­живаются признаки невропатии — беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной ану-рез, заикание и т.п.

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохонд-ричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказывают­ся невыносимыми. Раздражительность неврастеников существенно отли­чается от гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов и более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окру­жающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. В отличие от эпилептоидов аф­фект не отличается ни постепенным накипанием, ни силой, ни продолжи­тельностью. В отличие от вспыльчивости гипертимов поводом для вспы­шек вовсе не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также не достигает. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Такие подростки внимательно при­слушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятро-гении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце (Кургановский, 1965).

Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомля­емости и т.п., могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще, побуж­дать к обвинению родителей в том, что их здоровью уделяется мало внима­ния, или же порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых специ­фически-подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками. К сверстникам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или об­щества с близким другом.

Самооценка астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настро­ения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, раз­битость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают за­боты о собственном здоровье. Они сознают также, что утомляемость и

1\тко А.Е. [Определение и типы психопатий и акцентуаций характера] 279

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru раздражительность глушат их интерес к новому, делают непереносимыми критику и возражения, стесняющие их правила. Однако далеко не все особенности отношений подмечаются достаточно хорошо. <...>

Сенситивный тип

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуж­даются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно под­вижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детс­ких компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в вовой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомы­ми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгоро­женности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизо­идам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко пред­почитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокой­нее. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иног­да обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном от­ношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушани­ем, часто слывут «домашним ребенком».

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учат­ся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, что­бы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложне­ний. Трудности адаптации чаще возникают в 16—19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П.Б.Ганнушкиным, — «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выра­женное чувство собственной недостаточности» (Ганнушкин, 1964).

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают сле­зы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. <...>

Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких мораль­ных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверст­ники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится

280 Тема 9. Типология индивидуальности

Психопатии и акцентуации характера у подростков - student2.ru множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры себя в неспособности удер­жаться от пагубной привычки. Онанизму приписываются также собствен­ное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т.п.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут са­моутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувству­ют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязно­сти и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой ре­шительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними до­верительный контакт и они чувствуют от собеседника симпатию и под­держку, то за спавшей маской «все нипочем» оказываются жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т.п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидер­ство в таких коллективах достается другим. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта: борьбой, гантельной гимнастикой и т.п.

В отличие от шизоидов, сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они раз­борчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой ком­пании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью. <...>

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинк-вентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, ка

Наши рекомендации