Основные подходы к изучению индивидуальности (личности)
Прежде всего, поясним название статьи. Во-первых, выделим и сравним понятия «принцип», «подход», «теория», привлекаемые и при методологическом изучении субъекта (личности), и в практической работе с ним. Так, принцип есть абстрактное, обобщенное (универсальное) утверждение о предмете, определяющее стратегию его исследования. Таковы, например, принцип активности, когда любой изучаемый субъект рассматривается как активно строящий свое поведение, или принцип развития, согласно которому существенные особенности субъекта вскрываются в его генезе, способности к продуктивным преобразованиям. Напротив, теория (пропустим пока понятие «подход») есть совокупность конкретных гипотетических утверждений, проверяемых на опыте. Различные теории суть наборы возможных ответов на вопросы исследователя, которые и составляют тот или иной подход. Тем самым подход есть конкретизация универсального принципа и формулировка общих и частных исследовательских вопросов, так что теорий может быть довольно много, тогда как подходов — лишь несколько.
Во—вторых, напомним, что индивидуальность — это совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других: такова личность в широком смысле, сходная по объему понятия с «характером», а то и с «темпераментом». Личность же в точном смысле есть субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе культурных норм. Мы рассматриваем подходы к личности, понимаемой как в широком, так и в узком смыслах, точнее, каждый из подходов во многом эти смыслы и определяет.
Весь материал этой статьи может быть изложен в виде таблицы, в которой два столбца и три строки (см. табл. 1). Столбцы — это два основных подхода, которые мы не будем пока называть, а условно обозначим римскими цифрами. Строки же содержат самые общие, стратегические
Петухов В.В. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности) 25
Таблица 1
""""""-—--ДТодходы Вопросы~~""-~-~. | I | II |
исследовательские вопросы и ответы на них в каждом из подходов. Эти ответы будут качественно разными, а сами подходы — принципиально отличными друг от друга. Однако следует подчеркнуть, что какая-либо конкуренция между ними (скажем, вопрос о том, который из них лучше) — запрещена: оба подхода адекватны своим целям и задачам, имеют возможности и ограничения.
Итак, первый общий вопрос: каковы единицы изучения индивидуальности (личности)! Представителю первого подхода для ответа на этот вопрос не обязательно быть профессиональным психологом. Достаточно взять «Толковый словарь» (желательно — потолще) и выписать из него все возможные свойства, качества, черты, способы поведения, характеризующие людей или проявляющиеся у них в разной степени. Наличное свойство субъекта (черта), которое раскрывается в соответствующих способах поведения — вот адекватная единица индивидуальности. В данном случае о личности в широком смысле судят по уже сложившимся, внешне наблюдаемым результатам, которые можно зафиксировать (и установить сочетания между ними). Такие свойства, например, способности субъекта, свойства нервной системы, определяющие темперамент, черты характера, изначально рассматриваются здесь без анализа их причин (или, скажем, участия субъекта в их становлении и развитии), т.е. принимаются как готовые к исследованию факты. Уже сейчас этот подход можно назвать структурным, ведь личность как индивидуальность выступает в виде структуры эмпирически сочетаемых черт. В предельном для подхода понимании индивидуальности эти черты выступают как устойчивые и неизменные, что соответствует жесткому (ригидному) характеру. Понятно, что изучаемого здесь субъекта следует назвать обладателем собственных свойств.
Ответ представителя второго подхода на вопрос о единицах изучения личности заключается в том, что с самого начала психические свойства, черты характера, способы поведения (внешне — те же самые) рассматриваются вместе с историей их происхождения. Такие единицы — артефакты (в точном, буквальном смысле — произведения искусства) — суть искусственно создаваемые свойства, так сказать, конструируемые субъектом в процессе решения его личностных проблем. Начало второму подходу положил, несомненно, классический психоанализ: невротические симптомы, тревожные сновидения, ошибки повседневной жизни, которые ранее считались арте-
26 Тема 8. Личность как индивидуальность...
фактами в бытовом значении (досадной, нелепой случайностью), стали предметом научного исследования, требующим анализа пусть бессознательных, но действительных причин поведения. В данном контексте второй подход может быть назван функциональным, поскольку те же способности, черты характера выступают именно как функциональные образования, конструкции, следы возможных решений личностных проблем. В предельном для подхода понимании личности она существует только в развитии: если ее собственная проблема не разрешена до конца, то и качества, способы поведения личности далеки от завершения, могут изменяться, так что она в принципе оказывается «человеком без свойств» (название романа Р.Музи-ля). Ясно, что во втором подходе личность определяется в узком смысле, как создатель собственных свойств.
Обратимся к следующей строке таблицы, второму общему вопросу: каково происхождение этих свойств и способов поведения? Для представителя первого подхода этот вопрос именно второй, и если сами индивидуальные свойства рассматриваются как факты, то порождающие их причины — как факторы, взаимодействующие или конкурирующие между собой. Таких факторов выделяется обычно два: это — природные (генетические) предпосылки и социальные условия, общественная среда. Становление индивидуальных (личностных) свойств обычно сводится к следующему: развитие способностей суть прижизненное выявление задатков, требующее адекватных условий; формирование характера — определение возможностей, задаваемых его врожденной основой, темпераментом, в реальных, жизненных общественных условиях. В рамках данного подхода (и только в них) ставится и исследуется знаменитая проблема врожденного и/или приобретенного в происхождении индивидуальных свойств, например, интеллекта (точнее, его показателя — IQ). Поведение же человека в целом, его личностные поступки объясняются здесь именно сочетанием природных (в том числе — экологических) факторов и условий воспитания, воздействий социальной среды. Понимание личности в широком смысле адекватно для измерения способностей, исследования связи темперамента и характера, а также при проведении массовых обследований, опросов, касающихся интересов, установок, ценностей и убеждений, даже мотивов (хотя, скорее, мотивировок) людей различных социальных слоев.
Переходя ко второму подходу, отметим ограничения первого. Ярким, подчас язвительным его критиком был Ф.М.Достоевский, которого часто считают писателем—психологом, хотя на самом деле он категорически не принимал современной ему психологии. Характерно само название одного из эпизодов романа «Братья Карамазовы» — «Психология на всех парах»: речи прокурора и адвоката на суде над Митей1. Так, адвокат объясняет поведение подсудимого как раз природными и социальными факторами — добрый и мягкий в детстве, Митя воспитывался в
1 См. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1976. Т. 15. С. 143.
Петухов В.В. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности) 27
жестоких социальных условиях («заела среда»), был доведен ими до отчаяния — и просит присяжных пощадить его за опрометчивый проступок. Писатель просто смеется над «психологическими» доводами адвоката: тот прав во всем, кроме главного — Митя не убивал отца. Вот еще один эпизод — из романа «Бесы»: Николай Ставрогин после разгульных столичных путешествий возвращается в родной провинциальный город, и мать — главная дама города — устраивает прием в его честь. Прогуливаясь с мрачным видов среди приглашенных, Ставрогин обращает внимание на компанию чиновников и особенно — на высказывание одного из них. Тот хвастливо заявляет, что, мол, его, в отличие от других, запросто не обманешь, так сказать, за нос не проведешь. Избалованный сынок вдруг подходит к чиновнику, берет его за нос и, посмотрев на него («Провести за нос? — Пошли»), буквально, как было сказано, ведет его за собой несколько шагов, после чего отпускает и уходит1. На приеме скандал, и мать спешит объяснить нелепую шалость все теми же природными и социальными факторами: Николя, когда-то милый и нежный ребенок, нашатался по столицам, связался с темными людьми и — вот до чего это довело. Не будем раскрывать глубокую тайну, проблему Ставрогина (в свое время церковная цензура запретила соответствующую главу романа, сегодня же ее можно прочесть самому), но данный эпизод связан с ней и является попыткой личностного поступка — самопроверкой: сможет ли он в точности повторить то, что сделал или даже сказал другой.
Понятен ответ на вопрос о происхождении индивидуальных свойств, предлагаемый вторым подходом. Эти свойства создает личность в ходе решения своих проблем, невзирая на какие-либо социальные условия и, если нужно, преобразуя собственные природные качества. Для изучения личности в узком смысле адекватен метод, названный К.Роджерсом case—study — изучение частного, подчас уникального случая (подобного «феномену горькой конфеты»). Так, развитие способностей, например, музыкальных, объясняется здесь не только выявлением врожденных задатков (скажем, абсолютного музыкального слуха), но и высокой мотивацией, при которой даже без их наличия необходимая и та же по результату способность (названная Б.М.Тепловым псевдо — быть может, лучше — квазиабсолютным музыкальным слухом) формируется, конструируется как высшая психическая функция на материале других задатков (относительного музыкального слуха, ладового чувства, чувства ритма и т.п.). То же относится и к формированию характера. При первом подходе какой-то (пусть аномальный) характер у субъекта есть (поскольку у него есть врожденный темперамент). Напротив, согласно второму подходу характера у человека может и не быть, точнее, по И.Канту, характер есть собствен-
1 См. там же. 1974. Т. 10. С. 38-39. Ф.М.Достоевского справедливо считают предшественником психоанализа, так сказать, «российским Фрейдом». Здесь же Федор Михайлович выступает еще и как «российский Перлз», предтеча гештальттерапии.
28 Тема 8. Личность как индивидуальность...
ное его достоинство. Здесь личность сама создает черты своего характера, в том числе — те, для которых нет точных природных предпосылок (т.е. квазичерты). Более того, в индивидуальной психологии А.Адлера даже физические дефекты — возможный источник «комплекса неполноценности» — продуктивно преобразуются личностью в особенности ее жизненного стиля. Характер как форма поведения защищает личность, сохраняет наличную структуру мотивов, но если он становится жестким и сдерживает ее развитие, то должен быть и будет изменен. Сравнивая подходы и привлекая термин В.Розанова из предисловия к первому изданию сочинений Ф.М.Достоевского, можно подвести итог: природный (а то и социальный) индивид «невинен», а личность — ответственна.
И наконец, третий общий вопрос: каковы, способы работы психолога с этими людьми? Для представителя первого подхода ответ очевиден: поскольку наличные психические свойства суть сложившиеся, достаточно устойчивые, но и различные в своих проявлениях у разных людей, их можно и нужно измерять. Диагностика есть установление наличия и степени выраженности определенных индивидуальных свойств. Так определяют степень развития способностей, природные основы темперамента, индивидуальные типы характера (и его аномалии). Тот, кто имел собственный опыт в психодиагностике, хорошо знает, что результаты тестирования редко имеют самостоятельную ценность: нужен следующий шаг — психологическая коррекция. Следует заметить, что термин «коррекция» (так же, как и другие способы работы психолога, которые будут названы далее) имеет на практике различные значения, но мы устанавливаем его точный общепсихологический смысл. Поэтому полностью отвлечемся на время от правой части таблицы и подчеркнем, что коррекция относится, прежде всего, к способам поведения и достигается, как правило, приемами бихевиоральнои психотерапии. Если изменить, исправить неверные, малоэффективные способы поведения, то тем самым преобразуются и связанные с ними наличные психические свойства. Впрочем, учитывая происхождение этих свойств, есть два принципиальных пути коррекционной работы — через воздействие на организм и/или изменение социального окружения. Первый путь, связанный с развитием психофармакологии, относится сегодня скорее к области медицины, например, неврологии: принятие лекарств, скажем, антидепрессантов, суть локальная терапия психических, эмоциональных состояний, способов реагирования в критических ситуациях, не претендующая на участие в собственно личностных преобразованиях пациента. Второй путь, исторически также восходящий к врачеванию души — психиатрии (как правило, «малой»), — относится к работе с невротическими расстройствами, например, возрастными аномалиями характера. Так, после диагностики этих аномалий (скажем, акцентуаций по А.Е.Личко) выделяется «слабое звено» характера, связанное с трудностями в управлении поведением при определенных социальных ситуациях, болезненной чувствительностью пациента к ним. Такие ситуации, соответствующие различным аномалиям
Петухов В.В. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности) 29
характера, терапевту известны, и он дает совет пациенту временно избегать их или быть особенно внимательным к себе, например, в больших компаниях или, напротив, в одиночестве, в ситуациях принятия даже повседневных, незначимых решений, любых проверок и т.п.; тем самым для пациента создаются специальные социальные условия, при которых его поведение остается адекватным. Ясно, что здесь происходит лишь первое рождение личности — внутри социального индивида (см. тему 3 в первом томе настоящего издания): ее поведение и развитие зависят от полноценной включенности в социальное целое.
Раскроем теперь правую часть таблицы и констатируем, что довольно часто слышим словосочетание «коррекция личности». Нам вполне ясно, что оно имеет смысл лишь тогда, когда личность понимают в широком смысле. Сочетание же слова «коррекция» с собственно личностью не имеет смысла: субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем находится уже вне социального индивида (т.е. переживает второе рождение) и в принципе не подвержен каким-либо внешним воздействиям. Так что бытовые сказки о манипулировании, а то и зомбировании личности — радующие, интригующие еще многих любителей мифов — к личности в точном смысле не имеют никакого отношения.
Переходим к возможным способам работы с ней, в правую часть таблицы. Если субъект психологической коррекции был по уровню собственно личностного развития всего лишь «ребенком», то здесь мы встречаем, по крайней мере, «подростка». Подросток, значит, готовый к росту, к самостоятельному решению собственных проблем, но еще не взрослый, т.е. не имеющий для их решения адекватных средств — таков первый вариант создателя своих индивидуальных свойств. Ясно, что здесь пациенту уже не нужен внешний, подчас неясный ему совет (время советов кончилось), теперь необходим ответ на им самим поставленный, пусть пока неточно сформулированный жизненно важный вопрос. Понятно название адекватного способа работы с пациентом — психологическая помощь в решении его собственных личностных проблем. Именно помощь, но, конечно, не решение проблемы за пациента: терапевт дает ему средства для понимания подлинных причин невротических симптомов, своего рода подсказки, позволяющие поставить проблему (сформулировать вопрос) так, чтобы в принципе она имела верное, позитивное решение, зависящее теперь от личностного выбора субъекта. Тем самым психотерапевтический сеанс представляет собой терпеливый диалог между, как говорил З.Фрейд, двумя видами знания о симптомах пациента — его собственным представлением (житейским, не позволяющим их устранить) и знанием терапевта (научным, объясняющим их причины). Словами Л.С.Выготского, терапевт создает пациенту зону его ближайшего личностного развития, и если сеанс проходит успешно, то «подросток» становится взрослым: происходит второе рождение личности — теперь уже полностью самостоятельной и персонально ответственной за совершаемые поступки. Нужен
30 Тема 8, Личность как индивидуальность...
ли терапевт этой, по выражению гуманистических психологов, полно развитой личности, т.е. такому создателю своих индивидуальных свойств, который не только готов к решению собственных проблем, но и умеет правильно ставить и решать их? Во всяком случае, помощь личности в точном смысле уже не нужна, и если психолог продолжает работать с ней, то и слово «терапевт (врач)» должно быть заменено. Действительно, К.Роджерс, один из основателей гуманистической психологии и создатель практики группового открытого общения, назвал свой способ работы — психологическое консультирование: теперь общается с личностью не терапевт, а консультант, а сама она названа не пациентом (т.е. больным, каковым уже не является), а клиентом (что, пожалуй, несколько необычно для российского менталитета). Задачи консультирования связаны с тем, что в принципе развитие личности, или, по выражению гуманистических психологов, личностный рост не имеет пределов (как говорил А.Маслоу, нет совершенных людей), и если человеку кажется, что все его проблемы разрешены, но есть готовность к дальнейшему развитию, то можно вместе с консультантом поискать и выявить (иногда — спровоцировать) те проблемы, которые, конечно, еще есть (однако сам клиент, без консультанта, их не замечает). Впрочем, проблемы психологической помощи и консультирования выходят за рамки данной темы, и мы еще обратимся к ним: они станут актуальными при рассмотрении мотивационной сферы личности, ее строения и развития в книге 2.
Наша таблица почти заполнена и осталось назвать два выделенных основных подхода. Название первого из них очевидно: это — психодиагностический, точнее, диагностико-коррекционный подход к изучению индивидуальности, личности в широком смысле. Название второго, более позднего исторически, имеет варианты. Самый простой из них — отнести второй подход к общей психологии, а первый — к дифференциальной. Но это не совсем так: в рамках первого подхода также обсуждаются проблемы развития способностей, формирования характера, имеющие общепсихологическое значение. Другой, вполне обоснованный вариант — подчеркнуть связь второго подхода с гуманистической психологией, с изучением, так сказать, человеческого в человеке, но тогда в стороне останется психоанализ (в том числе - классический), положивший начало неврачебной психотерапии. Было время, когда в лекциях этот подход именовался собственно личностным, что верно по существу, но неудачно по форме: личностный подход к изучению личности — тавтология. Сейчас же мы назовем второй подход, детально (по каждому слову) сравнивая его с первым. Так, если в первом подходе диагностируются наличные свойства субъекта, которыми он уже обладает, то во втором он выступает как создающий, конструирующий свои свойства сам: отсюда следует назвать этот подход конструктивным. Далее, первый подход — коррекционный, и соответствующие методы не всегда были (и есть) специфичны для психологии, а второй, связанный с помощью и консультированием, является собственно
Петухов В.В. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности) 31
Таблица 2
^~"~""--\^^^ Подходы Вопросы ^~~"-~-~^^^ | Диагностико-коррекционный | Конструктивно-психологический |
I. Каковы единицы изучения индивидуальности (личности)? | ФАКТ: наличное свойство (черта), выраженное в способах поведения | АРТЕ-ФАКТ: искусственно созданное свойство как результат решения проблемы |
2. Каково происхождение этих свойств и способов поведения? | Природные предпосылки и социальная среда | Личность как создатель собственных свойств |
3. Каковы способы работы психолога с этими людьми? | Диагностика, коррекция | Психологическая помощь, психологическое консультирование |
психологическим по существу. Итак, название второго подхода — конструктивно-психологический, и теперь таблица действительно завершена (см. табл. 2). Во всяком случае ясно, что слева — личность в широком, а справа — в узком смыслах, и они совмещаются в каждом из нас, так что оба подхода — качественно различны, но равноправны в исследовании индивидуальности человека и практической работе с ним.
Понятие способностей: способности и задатки. Измерение и развитие способностей
Б.М.Теплов СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ1
I. Основные понятия
Я не предполагаю дать на последующих страницах общую теорию одаренности, не предполагаю даже развивать какой-либо гипотезы о том, какова должна быть эта теория. В настоящее время это еще неисполнимо. Мало того, всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей. В исследовании одаренности советская психология только еще приступает к этой работе, и научно обработанный материал, которым мы располагаем, еще очень невелик.
Одной из первоочередных задач советской психологии является в настоящее время серьезное фактическое изучение отдельных видов одаренности. Однако в интересах такого исследования необходимо прежде всего разобрать некоторые теоретические вопросы, не претендуя при этом на создание теории, а ставя лишь следующие цели: 1) выяснить хотя бы в самой приблизительной форме содержание тех основных понятий, которыми должно оперировать учение об одаренности, и 2) отстранить некоторые ошибочные точки зрения, касающиеся этих понятий, точки зрения, которые вследствие их распространенности и привычности могли бы повлиять на ход исследования.
При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия «способность».
Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте.
1 Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 129—139.
Теплое Б.М. Способности и одаренность 33
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово «способность» употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: «От каждого по способностям...»
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний. Одинаковые знания и умения в области, например, математики, для опытного учителя могут у разных учеников обозначать совершенно различное: у одного при блестящих способностях к математике они указывают на совершенно недостаточную работу, у другого они могут свидетельствовать о больших достижениях.
Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение «хорошими организационными способностями», то, конечно, не думают при этом, что обладать «организационными способностями» — значит обладать «организационными навыками и умениями». Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его «организационными способностями», предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.
Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Исходя из сказанного, мы не можем принять то значение слова «способность», которое американскими и английскими психологами вкладывается в термин «ability». Надо заметить, что в американской и английской психологической литературе наиболее распространены два термина, обычно переводимые на русский язык словом «способность»; каждый из этих терминов имеет свое значение. Термины эти — «ability»
Зак. 835
34 Тема 8. Личность как индивидуальность...
и «capacity». Вот как определяется значение их в одном из американских психологических словарей: «"ability" — умение выполнять действия, включающие в себя сложные координированные движения и разрешение умственных задач», или «то, что может быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития»; «"capacity" — максимальные возможности индивидуума в отношении какой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и измеряемые теоретически тем пределом, до которого может быть развита эта функция при оптимальных условиях», или «возможности организма, определяемые и ограничиваемые его врожденной конституцией».
Взаимоотношение между этими двумя понятиями очень четко сформулировано Сишором: «Термин "capacity" обозначает врожденные возможности; термин "ability" употребляется для обозначения приобретенного умения использовать соответствующую "capacity"».
То, что обозначается словом «ability», можно коротко обозначить как совокупность навыков и умений; из этого явствует, что «ability» — это не «способность».
Как отнестись к значению термина «capacity»? Мы не можем понимать способности в смысле capacities, т.е. как врожденные возможности индивидуума, потому что способности мы определили как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.
Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.
Понятие «врожденный», выражаемое иногда и другими словами, —
«прирожденный», «природный», «данный от природы» и т.п., очень часто в
практическом анализе связывается со способностями. Приведу для приме-
эа ряд совершенно случайно взятых цитат. Вот записанные Эккерманом
:лова Гете: «Подлинный талант обладает врожденным пониманием форм,
хропорций и красок, так что при некотором руководстве начинает быстро
правильно изображать все это»1. [В этом и следующих абзацах курсив
ой. — Б.Т.] Вот характеристика, данная Римским-Корсаковым молодому
алакиреву: «Отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный им-
зовизатор, от природы одаренный чувством правильной гармонии и го-
<соведения, он обладал частью самородной, частью приобретенной путем
актики на собственных попытках, сочинительской техникой»2.
1 Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934. С. 463.
г Римский-Корсаков НА. Летопись моей музыкальной жизни. 3-е ияп м 1«"» -
Теплое Б.М. Способности и одаренность 35
Вот несколько цитат, взятых из одного номера «Известий» от 28 сентября 1938 г., из статей, посвященных характеристикам лауреатов Первого всесоюзного конкурса дирижеров. Александр Гаук так пишет о Мелик-Пашаеве: «Обладая прекрасными природными дирижерскими данными, отличным слухом, памятью, врожденным вкусом, музыкальностью, темпераментом, умением углубленно и усидчиво работать, отлично владея роялем, Мелик-Пашаев в течение двух лет сдает на "отлично" все зачеты в объеме пятилетнего курса консерватории». Немного ниже в той же статье Гаука находим такие строки о Мравинском: «Мравинский за последние четыре года сделал крупные успехи и развил свои природные дирижерские данные». В соседней статье Лео Гинзбург так пишет о Константине Иванове: «Он схватывал на лету. С первых же шагов обнаружилось необычайное природное чутье к музыкальной форме, понимание приемов и методов музыкального воздействия на слушателей. Все это, наряду с большим вкусом и прирожденной музыкальной восприимчивостью, было неожиданно, если учесть его общий культурный уровень в те годы». Подобного рода цитаты можно было бы приводить в неограниченном количестве.
С точки зрения научной точности терминологии всем высказываниям такого рода можно предъявить один упрек: следует говорить о врожденности не самих способностей («понимание форм, пропорций и красок», «чувство поразительной гармонии» и т.п.), а лежащих в основе этих способностей задатков. Так именно, думается мне, психолог и должен понимать всякого рода утверждения о врожденности каких-либо способностей. Но было бы смешным педантизмом требовать, чтобы в живой речи говорили не о «врожденном чувстве гармонии», а о «врожденных задатках к чувству гармонии». Чтобы быть последовательным, надо было бы тогда воздерживаться и от выражения «взошло солнце», заменяя его каким-нибудь более точным вроде: «Земля настолько повернулась вокруг своей оси, что с данной точки земной поверхности стало видно солнце». Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическом словоупотреблении разумеет что-нибудь иное, говоря о врожденности той или другой способности. Едва ли кому-нибудь приходит в голову думать о «гармоническом чувстве» или «чутье к музыкальной форме», существующих уже в момент рождения. Вероятно, всякий разумный человек представляет себе дело так, что с момента рождения существуют только задатки, предрасположения или еще что-нибудь в этом роде, на основе которых развивается чувство гармонии или чутье музыкальной формы.
Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы тем самым не говорим еще о наследственных задатках. Чрезвычайно широко распространена ошибка, заключающаяся в отождествлении этих двух понятий. Предполагается, что сказать слово «врожденный» все равно, что
36 Тема 8. Личность как индивидуальность...
сказать «наследственный». Это, конечно, неправильно. Ведь рождению предшествует период утробного развития. Если даже доказано, что какой-нибудь задаток существует действительно «с первого дня жизни», то ведь из этого следует только то, что он или наследственный, или возникший в течение утробного периода развития. Конечно, это положение известно всякому, но почему-то принято молчаливо подразумевать, что вторая из этих возможностей — возникновение в течение утробного периода — представляет собой несущественную мелочь, почти бесконечно малую величину, которой вполне можно пренебречь. Слова «наследственность» и «наследственный» в психологической литературе нередко применяются не только в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что данный признак получен наследственным путем от предков, но и тогда, когда хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обучения, или когда предполагают, что этот признак сводится к некоторым биологическим или физиологическим особенностям организма. Слово «наследственный» становится, таким образом, синонимом не только слову «врожденный», но и таким словам, как «биологический», «физиологический» и т.д. Такого рода нечеткость или невыдержанность терминологии имеет принципиальное значение. В термине «наследственный» содержится определенное объяснение факта, и поэтому-то употреблять этот термин следует с очень большой осторожностью, только там, где имеются серьезные основания выдвигать именно такое объяснение. Итак, понятие «врожденные задатки» ни в коем случае не тождественно понятию «наследственные задатки». Этим я вовсе не отрицаю законность последнего понятия. Я отрицаю лишь законность употребления его в тех случаях, где нет веских доказательств того, что данные задатки должны быть объяснены именно наследственностью .
Далее необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие. Поэтому надо отказаться от имевшего у нас одно время широкое распространение штерновского разделения «предрасположений» (по его терминологии) на «свойства» и «задатки». «Свойство», по определению Штерна, «есть такое предрасположение, которое стремится неизменным образом реализовывать и далее некоторое наличное, относящееся к сущности лица целеполагание». Неважно, с какого момента предрасположение действует неизменно; как только возникла регулярность функционирования, ее причина есть «свойство». Примеры свойств: способность дышать, способность мыслить, виртуозность, но также и строение тела, цвет волос и т.д. (Любопытно было бы, кстати, узнать, какое «относящееся к сущности лица целеполагание» реализует цвет волос!) В данном контексте нас интересует не телеологическая фразеология Штерна, а то,
Теплое Б.М. Способности и одаренность 37
что «неизменно» действу<