Психологические особенности детей с поведенческими нарушениями. Дисгармоническое развитие.
Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте. Нарушения поведения как расстройства, проявляющиеся в нарушениях социально-психологической адаптации. Факторы, провоцирующее агрессивное поведение и причинение вреда другому человеку. Понятие акцентуаций характера и психопатий (по К. Леонгарду и А.Е. Личко). Психопатия – как форма дисгармонии личности. Современные классификации психопатий (П.В. Ганнушкин, Г.Е.Сухарева, В.В. Ковалев, А.Е. Личко). Основы психической декомпенсации невротического типа (чувство несостоятельности),психопатоподобного типа (принцип удовольствия при сниженном самоконтроле, отсутствие стойких привязанностей при повышенной агрессивности). Патологическое формирование личности. Два механизма патохарактерологического развития. Патохарактерологические реакции: отказа, протеста (оппозиции), имитации, компенсации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования, увлечения. Варианты дисгармонического формирования личности.
Определение понятий «дети с нарушением поведения», «тревожные» и «агрессивные» дети, дети с синдромом гиперактивности. Диагностические категории нарушений поведения. Основные стадии формирования адаптивной реакции на изменяющиеся условия среды. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Обучение детей саморегуляции, ненасильственному разрешению конфликтных ситуаций (когнитивная терапия). Психолого – педагогическая стратегия в работе с детьми, имеющими нарушения поведения и их семьями.
Тема 12
Особенности психического развития детей с трудностями в обучении
Проблема трудностей в школьном обучении как попытка выделения факторов школьной неуспешности с целью их дальнейшей эффективной коррекции. Определение трудностей в школьном обучении как чрезвычайных трудностей в усвоении школьных предметов при нормальном интеллектуальном развитии и отсутствии сенсорных или моторных дефектов. Основной контингент, составляющий группу детей с трудностями в обучении: дети с задержкой психического развития; учащиеся классов компенсирующего обучения (дети со сниженной работоспособностью вследствие повышенной утомляемости, дети со сниженной работоспособностью с нарушением поведения, дети с церебрастеническими нарушениями в степени компенсации, дети с астено-невротическими состояниями, дети с астеническими состояниями с сенсорной патологией, дети с педагогической запущенностью); дети, у которых трудности в обучении возникают как результат биологической дисфункции (дети с дислексией, дисграфией, дискалькулией и со смешанными расстройствами).
Тема 13
Психологические особенности детей со сложными (комбинированными) нарушениями.
Сложные нарушения в контексте отклоняющегося развития. Этиология сочетанных нарушений в развитии. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями (комбинирование сенсорного и интеллектуального нарушений, нескольких сенсорных нарушений, сочетание сенсорных нарушений с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Характеристика групп детей со сложными нарушениями: умственно отсталые глухие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или слепые; глухие слабовидящие. Дети с множественными нарушениями: умственно отсталые слепоглухие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением органов слуха и зрения; нарушение зрения в сочетании с задержкой психического развития. Качественное своеобразие психического развития детей со сложными нарушениями. Психологическое сопровождение ребенка с сочетанными нарушениями в развитии (комплексный характер помощи, выявление ведущих нарушений с опорой на имеющиеся возможности развития). Значение семьи в реабилитации детей с сочетанными нарушениями в развитии.
Тема 14
Особенности организации коррекционно – восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Роль семьи в коррекционно-восстановительной работе.
Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Психологическая сущность воздействия на нарушенную функцию. Задачи и принципы восстановительного обучения. Структура и методы организации восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Коррекционно – восстановительная направленность профессионального общения психолога с детьми с нарушениями в развитии. Отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Уровни интеграции. Позитивные и негативные аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии. Совместная работа психолога со специалистами педагогического и медицинского профиля. Совместная работа психолога и педагога по поиску и анализу сохранных сторон личности и выявлению особенностей развития высших психических функций ребенка как основы коррекционно-восстановительного обучения. Связь с государственными организациями в системе образования и здравоохранения, оказывающими помощь детям с особенностями в развитии. Психологические особенности семейных отношений, в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии. Этапы осознания родителями наличия нарушений в развитии у своего ребенка. Учет специфики родительско - детских отношений в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии в психологическом консультировании.
Психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе психолог – родители – дети, с учетом имеющихся отклонений в развитии у детей.
11. Календарно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | |||||
Очное обучение 3 г.о./ 4 г.о. | |||||||
Всего | Лекции | Прак.за. | Лаб.зан. | СРСП | СРС | ||
Введение в коррекционную психологию | - | ||||||
Дети с нарушениями в развитии | - | ||||||
Особенности и виды отклоняющегося развития | - | ||||||
Психологические особенности детей с нарушениями анализаторных систем и речи | - | ||||||
Психологические особенности детей с нарушениями зрения | - | ||||||
Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. | - | ||||||
Психологические особенности детей с нарушениями речи | - | ||||||
Дети с нарушениями интеллектуального развития | - | ||||||
Задержанное психическое развитие. Дети с задержкой психического развития. | - | ||||||
Психологические особенности детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Искаженное психическое развитие. | - | ||||||
Психологические особенности детей с поведенческими нарушениями. Дисгармоническое развитие. | - | ||||||
Особенности психического развития детей с трудностями в обучении | - | ||||||
Психологические особенности детей со сложными (комбинированными) нарушениями. | - | ||||||
Особенности организации коррекционно – восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. | - | ||||||
Роль семьи в коррекционно-восстановительной работе. | - | ||||||
Итого | - |
План лекций, практических занятий
№ темы | План лекций | План практических занятий |
Введение в коррекционную психологию План: 1) коррекционная психология как раздел, изучающий различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях. 2) предмет коррекционной психологии 3) теоретические и прикладные задачи коррекционной психологии 4) основные методы данной науки | Предмет и задачи курса. Теоретические и методологические основы коррекционной психологии План: 1) сформулируйте предмет и назовите основные теоретические и прикладные задачи коррекционной психологии 2) в чем состоят трудности определения предмета коррекционной психологии 3) каково практическое значение коррекционной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач 4) охарактеризуйте связь коррекционной психологии с науками смежного профиля | |
Дети с нарушениями в развитии План: 1) понятие среднестатистической нормы развития. 2) функциональная норма как генеральная стратегия специальной помощи детям с нарушениями в развитии 3) понятие фактора отклоняющегося развития 4) взаимосвязь развития, обучения и воспитания в работе с детьми с нарушениями в развитии | Дети с нарушениями в развитии План: 1) каковы современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии 2) каковы биологические и социальные причины отклоняющегося развития у детей 3) каково значение определения «структуры дефекта» при организации психологической помощи детям с отклонениями в развитии 4) что представляют собой первичные нарушения 5) чем характеризуется вторичные нарушения | |
Особенности и виды отклоняющегося развития План: 1) понятие отклоняющегося развития 2) положение Л.С. Выготского о структурно-динамическом изучении отклоняющегося развития. 3) общие и специфические закономерности отклоняющегося развития 4) основные параметры, определяющие характер нарушений в развитии | Особенности и виды отклоняющегося развития План: 1) назовите тенденциипсихического и социального развития, являющиеся общими и различными для всех отклоняющегося развития 2) определите понятие «компенсация психических функций» 3) какова уровневая организация компенсаторных процессов 4) охарактеризуйте феномены декомпенсации, псевдокомпенсации и сверхкомпенсации 5) основные виды отклоняющегося развития | |
Психологические особенности детей с нарушениями анализаторных систем и речи План: 1) причины, вызывающие нарушения слуховой функции 2) нарушение слуха: врожденные и приобретенные 3) зависимость тяжести дефекта слуховой функции от степени поражения и возрастного периода развития ребенка 4) значение жестовой речи | Психологические особенности детей с нарушениями слуха План: 1) какова роль слуха в психическом развитии ребенка 2) каковы причины нарушения слуховой функции у детей 3) какие факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха 4) какие комплексные нарушения встречаются у детей с нарушением слуха 5) какие условия обеспечивают всестороннее компенсаторное психическое развитие детей с нарушением слуха | |
Дети с нарушениями интеллектуального развития План: 1) особенности функционирования зрительной системы 2) ее взаимодействие с другими анализаторными системами: двигательной,тактильной, слуховой 3) значения зрения в психическом развитии ребенка | Психологические особенности детей с нарушениями зрения План: 1) какова роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка 2) охарактеризуйте основные категории детей с нарушениями зрения 3) опишите основные этапы и механизмы компенсации зрительного дефекта 4) каковы особенности психического развития детей с нарушениями зрения | |
Задержанное психическое развитие. Дети с задержкой психического развития План: 1) задержка психического развития как специфический вид нарушенного развития 2) понятие «задержка психического развития» 3) этиология задержки психического развития 4) классификация М.С. Певзнер детей с задержкой психического развития на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами в развитии | Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата План: 1) как связаны между собой двигательное и психическое развитие ребенка 2) опишите влияние различных форм ДЦП на дальнейшее социальное и психическое развитие ребенка 3) опишите основные тенденции познавательного развития детей с ДЦП 4) охарактеризуйте особенности организации и направленность коррекционно-психологического воздействия при работе с детьми ДЦП. | |
Психологические особенности детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Искаженное психическое развитие План: 1) синдром раннего детского аутизма как специфическое нарушение развития 2) полиэтиология синдрома раннего детского аутизма 3) базовые патогенные факторы: снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта и их последствия | Психологические особенности детей с эмоционально-волевыми нарушениями План: 1) опишите возможные причины возникновения задержки психического развития 2) дайте определение задержке психического развития 3) сравните классификацию ЗПР М.С. Певзнер с классификацией по этиологическому признаку К.С. Лебединской. | |
Психологические особенности детей с поведенческими нарушениями. Дисгармоническое развитие. План: 1)Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте. 2)Нарушения поведения как расстройства, проявляющиеся в нарушениях социально-психологической адаптации. 3)Факторы, провоцирующее агрессивное поведение и причинение вреда другому человеку. | Психологические особенности детей с поведенческими нарушениями. Дисгармоническое развитие. План: 1) дайте определение понятию нарушения поведения у детей, перечислите возможные причины этого нарушения 2) дайте определение акцентуации характера и психопатии 3)опишите особенности коррекционно-психологического воздействия при различных акцентуациях характера | |
Особенности психического развития детей с трудностями в обучении План: 1) проблема трудностей в школьном обучении как попытка выделения факторов школьной неуспешности с целью их дальнейшей эффективной коррекции 2) определение трудностей в школьном обучении как чрезвычайных трудностей в усвоении школьных предметов при нормальном интеллектуальном развитии и отсутствии сенсорных или моторных дефектов | Особенности психического развития детей с трудностями в обучении План: 1) каковы особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи 2)какие механизмы могут лежать в основе нарушений чтения и письма у детей | |
Психологические особенности детей со сложными (комбинированными) нарушениями План: 1) сложные нарушения в контексте отклоняющегося развития 2) этиология сочетанных нарушений в развитии 3) подходы к классификации детей со сложными нарушениями (комбинирование сенсорного интеллектуального нарушений, нескольких сенсорных нарушений, сочетание сенсорных нарушений с нарушениями опорно-двигательного аппарата) | Психологические особенности детей со сложными (комбинированными) нарушениями План: 1)приведите классификацию сложных нарушений по этиологическому признаку 2)опишите своеобразие психического развития ребенка со сложным нарушением 3)опишите особенности организации комплексной психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями | |
Особенности организации коррекционно-восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. План: 1) теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения 2) психологическая сущность воздействия на нарушенную функцию 3) задачи и принципы восстановительного обучения | Дети с нарушениями интеллектуального развития План: 1)дайте общую характеристику деятельности психолога в системе специальных коррекционных учреждений для детей с эмоционально-волевыми нарушениями 2)опишите особенности детей с искаженными психическими развитиями | |
Особенности психического развития детей с трудностями в обучении План: 1)основной контингент, составляющий группу детей с трудностями в обучении: дети с задержкой психического развития: учащиеся классов компенсирующего обучения (дети со сниженной работоспособностью в следствии повышенной утомляемости, дети со сниженной работоспособностью с нарушением поведения, дети с перебрастеническими нарушениями в степени компенсации). | Психологические особенности детей с эмоционально-волевыми нарушениями План: 1) каковы особенности психического развития детей с системными нарушениями речи 2) каковы особенности личности детей, страдающих нарушениями темпо-ритмической организации речи 3) раскройте психологические особенности детей, страдающих дизартрией 4) каковы психологические особенности заикающихся детей | |
Психологические особенности детей со сложными (комбинированными) нарушениями. План: 1)характеристика групп детей со сложными нарушениями: умственно отсталые глухие или слабослышащие: умственно отсталые слабовидящие или слепые: глухие слабовидящие 2) дети с множественными нарушениями: умственно отсталые слепоглухие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением органов слуха и зрения: нарушение зрения в сочетании с задержкой психического развития | Психологические особенности детей со сложными нарушениями План: 1) опишите причины возникновения РДА 2) охарактеризуйте РДА как вариант искаженного психического развития 3) опишите особенности речевого развития детей с РДА 4) опишите варианты РДА, выделяемые на основе «уровня аффективной регуляции деятельности» | |
Особенности организации коррекционно – восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. План: 1) коррекционно-восстановительная направленность профессионального общения психолога с детьми с нарушениями в развитии 2) отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья 3) уровни интеграции | Особенности коррекционно – восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. План: 1)опишите этапы осознания родителями наличия дефекта у своего ребенка 2)перечислите основные задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями в развитии 3)опишите особенности установления отношений с детьми с различными нарушениями в развитии в процессе психологического консультирования | |
Роль семьи в коррекционно-восстановительной работе. План: 1) совместная работа психолога со специалистами педагогического и медицинского профиля 2) совместная работа психолога и педагога по поиску и анализу сохранных сторон личности и выявлению особенностей развития высших психических функций ребенка как основы коррекционно-восстановительного обучения 3) психологические особенности семейных отношений, в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии | Роль семьи в коррекционно-восстановительной работе. План: 1)опишите особенности проведения психодиагностического исследования, подбора стимульного материала и интерпретации результатов при работе с детьми с отклонениями в развитии 2)возможности социальной адаптации на уровне личности у различных категорий детей с нарушениями в развитии 3)охарактеризуйте совместную работу психолога со специалистами смежного профиля |
План проведения СРСП (консультации)
№ п/п | Тема задания | Форма проведения СРСП |
Очное обучение | ||
Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями речи (с нарушениями звуковой стороны, лексико-грамматической, мелодико-интонационной, темпо-ритмической). | Карта памяти Теоретический анализ | |
Особенности познавательных процессов у детей с разными нарушениями речи. | Дискуссия Доклад | |
Особенности эмоционально-личностного развития детей с разными нарушениями речи. | Консультации по данной теме Обсуждение Опрос | |
Особенности межличностных отношений и социального поведения детей с разными нарушениями речи. | Письменная работа Практическое задание Составление схем, таблиц | |
Развитие коммуникативной деятельности у детей с нарушениями интеллекта. | Презентация Опрос | |
Воображение у детей с интеллектуальным недоразвитием. Возможности и ограничения. | Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи) | |
Особенности развития личности умственно отсталого ребенка | тест | |
Особенности развития мышления умственно отсталых детей в раннем возрасте. | Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи) | |
Структура и динамика развития познавательных процессов на протяжении дошкольного возраста при задержке психического развития. | Составление кроссворда Составление схем, таблиц, планов | |
Диагностика и коррекция вторичных личностных нарушений при задержке психического развития. | Статьи, выступления | |
Проблема одаренности при различных аномалиях развития. | Устное сообщение Устный опрос | |
Сенсорное развитие детей с нарушениями слуха. | Эссе Консультации по данной теме Обсуждение Опрос | |
Особенности развития мышления у детей с нарушениями слуха. | Дискуссия Доклад | |
Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха. | Устное сообщение Устный опрос | |
Роль речи в обучении детей с нарушениями слуха. | Доклад | |
Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями речи (с нарушениями звуковой стороны, лексико-грамматической, мелодико-интонационной, темпо-ритмической). | Эссе Консультации по данной теме Обсуждение Опрос | |
Определение уровня знаний студентов в конце академического периода (Рубежный контроль) | тест |