Классификация методов социально-психологического воздействия

{по А.Л. Журавлеву, 1990)

Цель воздействия Название группы методов Методы
Оптимизация Оптимизирующие Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплекто­вание совместимых групп
Интенсификация (стимулирование, активизация) Интенсифицирующие Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп
Управление Управляющие Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятел ьности групп
Развитие, формирование Развивающие Групповая подготовка, обучение и воспитание
Предупреждение Профилактические Способы коррекции психологических свойств индивида и группы
Оценка Диагностические Аттестация, самоаттестация
Информирование Информирующие Психологическое консультирование

• разработка «провоцирующих методов» сбора информации, «активной стратегии» исследования, т е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) опреде­ленное социально-психологическое явление (например. ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.)

Метод наблюдения.Наблюдение в социальной психологии — ме­тод сбора информации путем непосредственного, целенаправленно-

Предмет, история и методы социальной психологии____________________4|

го и систематического восприятия и регистрации социально-психо­логических явлений (фактов поведения и деятельности) в естествен­ных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может исполь­зоваться как один из центральных, самостоятельных методов иссле­дования. Классические примеры — изучение жизни бродяг Н Ан­дерсона, работы У Уайта по изучению жизни эмигрантов. В Б Оль­шанского по исследованию ценностных ориентации у молодых ра­бочих {Г М Андреева, 1972) Метод наблюдения осуществляется также в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных Классифи­кация наблюдения производится по различным основаниям В зави­симости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода' стандартизиро­ванное и нестандартизированное наблюдение Стандартизирован­ная техника предполагает наличие разработанного списка призна­ков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодифи­каторов для регистрации наблюдаемых явлений Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Наиболее известными схе­мами набтюдения являются методики 1РА. СИМЛОГ Р. Бейлза (М А Робер, Ф. Тильман, 1988), схема набгподения за лидер­ством Л Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др Несгандартизированная техника наблюдения определяетлишь об­щие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти Дан­ные этой техники обычно представлены в свободной форме, возмож­на также и их систематизация с помощью формальных процедур.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации раз­личают включенное (участвующее) и невключенное (простое) на­блюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена Ис­следователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адапти­руется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри*. Существу­ют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах ис­следователя (В Е Семенов, 1987, А А.Ершов, 1977; Г. М.Андреева, 1972) Невключенное наблюдение регистрирует события «со сторо­ны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой Наблюдение может проводиться открытым спо­собом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия

42_____________________________________________________Глава 1

(Л. А. Петровская, 1977). Главный недостаток включенного наблю­дения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и ана­лиз) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует ут­ратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, опенке и интерпретации данных Типичные ошибки: сокращение впечатлений и их упрощение, банальное их истолкование, реконст­рукция событий к среднему, выпадение «середины» событий и др. Кроме того, вызывают серьезные проблемы трудоемкость и органи­зационная сложность данного метода По условию организации на­блюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных услови­ях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объек­том наблюдения являются отдельные люди, малые группы и боль­шие социальные общности (например, голпа) и социальные процес­сы, происходящие в них, например, паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты повеления индиви­да или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наи­более типичным вербальным и невербальным характеристикам от­носят1 речевые акты (их содержание, направленность и последова­тельность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, со­вместные действия и т.п. (В А Лабунская, 1986). Иногда наблюда­тель фиксирует происходящие события, используя обобщенные чер­ты, качества человека или наиболее типичные тенденции его пове­дения, например, доминирование, подчинение, дружелюбие, анали­тичность, экспрессивность и т.д. (Р Бейлз. 1979). Вопрос о содержа­нии наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого фе­номена. Главная задача исследователя на стадии организации на­блюдения — определить, в каких актах поведения, доступных наблю­дению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные ха­рактеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения» (см. схему Р. Бейлза). Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надеж­ность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюде­ния (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем при­знак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умоза­ключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно

Предмет, история и методы социальной психологии__________________43

Проверяют с помошью контроля данных со стороны других наблю­дателей, а также иными методами (например, использование сход­ных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдени­ем. Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специ­ально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распро­странены следующие способы регистрации данных наблюдения: дес­криптивный (фактологический), предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; оценочный — когда прояв­ление признаков не только фиксируется, но и оценивается с исполь­зованием шкалы интенсивности и шкапы времени (например, дли­тельность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпре­тации, К числу приемов обработки данных наблюдения относят ме­тоды классификации и группирования, контент-анализа и др.

Выделяют несколько направлений в изменении классических процедур использования метода: а) отказ от пассивности исследова­теля и модификация естественных ситуаций наблюдения (провоци­рующее наблюдение); б) разработка «нереактивных» методов иссле­дования — исключение влияние наблюдателя, фиксация явления только по его объективным признакам (например, степень изношен­ности объекта, разнообразные следы, отпечатки, количество окурков и т.п.); в) анализ социальных ситуаций — изучение поведения (сти­лей, норм и их нарушений) в типичных социальных ситуациях (на­пример, альтруистическое поведение на дорогах); г) изучение невер­бальных аспектов поведения и др. (В. Е. Семенов, J 987). Основны­ми недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сбо­ре данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контра­ста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эф­фект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежнос­ти результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, трениров­ки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя (В.Е. Семенов. 1987; А.А. Ершов, 1977).

Метод анализа документов. Данный метод является разновиднос­тью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Доку­ментом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (В. А. Ядов, 1995). Впервые в социальной психологии Применен как основной ме­тод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении фено-

44_______________________________________________ Глава 1

мена социальной установки (Г М Андреева, 1972; В А. Ядов, 1995). Документы различаются по способу фиксации информации (руко­писные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому на­значению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (офици­альные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику ин­формации на первичные (документы на базе непосредственной ре­гистрации событий) и вторичные документы Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места до­кументов в общей программе исследования Все методы анализа до кументов разделяются на традиционные (качественные) и формали­зованные (качественно-количественные) В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе Количе­ственные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в коли­чественные показатели текстовой информации с последующей ста­тистической ее обработкой (А. Н. Алексеев, 1973, В Е Семенов, 1983; Н Н.Богомолова, 1979, 1991) Полученные с помощью кон­тент-анализа количественные характеристики текста дают возмож­ность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не яв­ном) содержании текста В связи с этим метод контент-анализа не­редко обозначается как качественно-количественный анализ доку­ментов Его основные процедуры были разработаны X. Лассуэллом, Б Берельсоном, Ч. Стоуном, Ч. Осгудом и др В отечественной пси­хологии в 20 - 30-е годы выполнены исследования на основе анало­гичных контент-анализу процедур (В А. Кузчичев, Н А Рыбников, И. Н Шпильрейн и др.)

Основные единицы и процедуры контент-анализа. Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение еди­ниц анализа (качественных и количественных), составление коди-ровочной инструкции, пилотажную кодировку текста, кодировку всего массива исследуемых текстов и расчет количественного соот­ношения единиц анализа в исследуемом тексте, а также интерпре­тацию полученных данных Качественные (смысловые) единицы а) категории — наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования, б) подкатегории — частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий; в) ин-

Предмет, история и методы социальной психологии_________________45

дикаторы — формы выражения смысловых единиц анализа на язы­ке изучаемого текста. Например, в качестве смысловых единиц анализа информации (текстов) о политической избирательной кампании (программы, призывы, публикации в прессе, листовки и т.п.) используют: события, субъекты событий (политические лиде­ры, партии, официальные лица, избиратели и т.п.), их отношение к событиям (за-против, вы годно-не вы годно, хорошо-плохо), инте­ресы, позиции, программы, цели и способы их достижения, уста­новки, ценностные ориентации, деловые и личные качества канди­датов и т.п. Основатель данного метода Г. Лассуэлл применял че­тырехмерную схему анализа текста газет: за себя (рго-х) — против себя (contra-x), за противника (рго-у) — против противника (contra-y). К количественным единицам анализа относят: а) еди­ницы контекста — части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий; б) единицы счета и объема — пространственные, час­тотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа. Процедура проведения контент-ана­лиза требует разработки кодировочной инструкции — описания приемов кодирования текста, способов фиксации и обработки дан­ных (Н. Н. Богомолова, 1991; В. Е.Семенов, 1977; В. А. Ядов, 1995). Она содержит краткое обоснование категорий анализа, соответ­ствующий словарь индикаторов категорий и подкатегорий кон­тент-анализа в терминах исследуемого текста, а также определяют­ся их коды (цифровые или буквенные обозначения) и выбранные единицы количественного анализа. Как правило, в ней описывают­ся формы (специально подготовленные таблицы) рабочей регист­рации частоты и объема упоминания категорий контент-анализа. Пример формы фиксации данных контент-анализа см. ниже. Ко­личественная обработка информации предполагает использование типичных способов статистического анализа данных: распределе­ния и частоты встречаемости категорий анализа, коэффициентов корреляции и др. Разработаны специальные приемы количествен­ной обработки данных контент-анализа. Наиболее известными яв­ляются коэффициенты «совместной встречаемости» категорий, «ассоциаций», «благоприятности опенки», «удельного веса» катего­рии и др. Основная методическая сложность контент-анализа — нахождение в тексте соответствующих смысловых единиц анализа исследуемого явления, а также адекватное их описание. Разработаны процедуры для обоснования полноты выделяемых единиц анализа: метод «снежного кома», метод экспертов (судей), метод независимо-

46_____________________________________________„_______Глава

Форма рабочей фиксации частоты и объема категорий контент-анализа (по Н.Н, Богомоловой,199?)
Категория А Число и объем >поминания кат. А (тыс. печ. знаков) Число и объем упоминания кат. Б (тыс. печ. знаков) Упоминание кат. В связи с кат. Б
А\ 1,8,2,9,6 8:7,8 итд £2- 1.3, £1-4,5 итд + 5251; -ВЗБ2,
Л2 3,9 и т.д   -В1Б\, —ВЪБ7 и т.д.

го критерия идр (В. А. Ядов, 1995). К.-а применяется- а) при необ­ходимости точности и объективности анализа документов; б) нали­чии большого по объему несистематизированного материала; в) в случае, когда категории анализа текста встречаются с определенной частотой. Контент-анализ может использоваться как самостоятель­ный метод, например, в исследовании социальных установок ауди­тории того или иного органа или субъекта коммуникации. Однако чаше и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например, наблюдение, опрос и др. Область примене­ния к.-а. в социальной психологии: изучение социально-психоло­гических особенностей коммуникаторов и реципиентов; исследо­вание социально-психологических явлений, отраженных в содер­жании документа; изучение специфики средств коммуникаций, форм и приемов организации их содержания; исследование соци­ально-психологических аспектов коммуникационного воздей­ствия. Специфика применения контент-анализа в каждом конкрет­ном случае в значительной степени определяется исходной теоре­тической основой исследования Ни один другой метод в социаль­ной психологии не связан так непосредственно с целью и теорети­ческой концепцией исследования, как контент-анализ. Это объяс­няется тем, что основные понятия исследования одновременно яв­ляются и категориями контент-анализа, с которыми соотносится изучаемое содержание текста Главная задача контент-анализа не только выявить реальные факты, события, о которых идет речь в тексте, но и настроения, установки, чувства, и другие социально-психологические феномены Техника контент-анализа использует­ся также во вспомогательных целях как техника обработки данных в ряде личностных тестов (ТАТ, тесты мотивации достижения и др.), для обработки и уточнения данных полученных другими мето­дами, например, опросными. Основной недостаток метода зак-

Предмет, история и методы социальной психологии_________________47

лючается в сложности и трудоемкости процедуры и техники, тре­бующей высокой квалификации кодировалыл и ков-аналитиков.

Метод опроса. Весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в полу­чении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опраши­ваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распро­странение имеют два основные тила: а) опрос «липом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме воп­росов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный оп­рос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоя­тельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью 11зучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Область применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследова­ния, для сбора предварительной информации или пилотажного ис­пытания методического инструментария; б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации. Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим: а) в социальной психологии опрос не является основным методическим инструмен­том, например, по сравнению с социологией; б) опрос, как правило, не используется для выборочных исследований; в) применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах; г) чаще всего проводится в очной форме; д) в социально-психологическом ис­следовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) из>чения объектаидр. (А. Л. Журавлев, 1995). Источником инфор­мации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструхцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведе­ния опроса, направленные на обеспечение надежности и достовер­ности инфоргиации: определение представительности выборки и мо­тивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса (В. А. Ядов, 1995; Г. М. Андреева, 1972; А. Л. Свенцицкий, 1977; Э. Ноэль, 1978).

В литературе описаны типичные ошибки, возникающие при не­грамотном конструировании вопросов. Наиболее часто упоминают

48_____________________________________________________Глава 1

такие внешние признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как отсутствие порядка в ответах (пропуски вопросов)

вследствие неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание; преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т.е. отсутствие разли­чий в ответах у респондентов — результат высокой стереотипности вопроса; большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь отве­тить» — расплывчатость, неопределенность вопросов; большое ко­личество неуместных комментариев опрашиваемых — неполный перечень возможных альтернатив ответа; значительный процент от­казов — плохая композиция анкеты, неудовлетворительная инструк­ция анкеты и др. Существует специфика составления вопросника для интервью, учитывающего особенности личного взаимодействия участников опроса, а также этап (фазу) его проведения.

Основные виды интервью в социально-психологическом исследо­вании — стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных форму­лировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Мето­дика нестанлартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руковод­ствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответ­ствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое зна­чение для успешного интервьюирования имеет техника ведения бесе­ды. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, пре­одоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избегать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолко­вание его высказывания. Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообраз­ные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внима­тельный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование корот­ких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного по­вторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др. Выделяют также другие виды интервью, например, фокусирован­ное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью

Предмет, история и методы социальной психологии__________________49

характеризуется определенными ограничениями по целям при­менения и характеру получаемой информации (Г. М. Андреева, 1972; В А. Ядов. 1995; А. Л. Свениицкий, 1977). Принято выделять ключевые фазы установление контакта, основная и завершение интер­вью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) — оно дол­жно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить раз­личные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкрет­ность) — в нем должны быть получены точные ответы по каждому зна­чимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) — оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценно­стный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; лич­ностный контекст— интервью призвано выявить характеристики лич­ности опрашиваемого и его жизненного опыта (Р Мертон, 1986).

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (ин­дивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу рас­пространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое) Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно по­чтового и прессового опроса является низкий процент возврата ан­кет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использо­вание только очень простых по структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследова­ния, его программой, уровнем изученности проблематики. Ос­новное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его про­фессиональной доступностью. Информация, получаемая в интер­вью, является более содержательной и глубокой в сравнении с ан­кетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контро­лируемое влияние личности и профессионального уровня интер­вьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искаже­нию объективности и надежности информации

Метод социометрии. Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отно­шений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оцени­вают сплоченность, совместимость членов группы (СЕ. Поддубный, 1995). Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмо­ционально непосредственных отношений внутри малой группы (Дж. Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он

50_____________________________________________________Става!

предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в оп­ределенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы: а) определение варианта (чис­ла) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) оп­роса; в) организация и проведение опроса; г) обработка и интерпре­тация результатов с использованием количественных (социометри­ческие индексы) и графических (социограммы) методов анализа. Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непара­метрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное чис­ло равно N — 1 (социометрическая константа), где N — число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так на­зываемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При увеличении размеров группы до 12-! 6 человек возрастает веро­ятность получения случайного выбора Параметрическая процеду­ра — ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выб­рать строго фиксированное число лиц их всех членов группы, т. е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Дан­ная форма повышает надежность измерения, позволяет стандарти­зировать условия выборов в группах различной численности. Ее не­достаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отноше­ний в группе (И. П. Волков, 1970, 1977; Я. Л. Коломинский, 1971, 1984; И. Г. Кокурина, 1981). Выделяют разные виды социометричес­ких критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения. гностические (определяют степень осознанности реальных отноше­ний), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социо­метрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализа­цию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизне­деятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для груп­пы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед груп­пой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявле­ния «глубинной» связи членов группы. Последняя предполагает ис­пользование вопросов, касающихся оценки общего эмоционально­го состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации коллектива, его перемещения, переформирования и т.п. — «С кем из членов вашего коллектива вы хотели бы остаться в том случае, если он будет реорганизован?».

Результаты исследования могут быть представлены в виде социо­метрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде

Предмет, история и методы социальной психологии__________________ 51

соииограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих ко­личественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом (И.П. Волков, 1970,1977; И.Г. Кокурина, 1981; В.И. Паниотто, 1975). Социометрические индексы делят на две груп­пы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус — величина позитивности или не­гативности отношения группы к отдельному ее члену, которая опре­деляется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмо­циональной (психологической) экспансивности — степень активно­сти индивида во взаимодействии с другими членами группы, потреб­ность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как от­ношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений от­носительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие ин­дексы, например, «предписанная роль» (СЕ. Поддубный, 2001), при­емлемость индивида группой (Н.В. Бахарева, 1970) и др. Однако глав­ная сложность состоит б их интерпретации, сопоставлении их с изве­стными социально-психологическими понятиями. К наиболее попу­лярным групповым индексам относят: показатели групповой экспан­сивности (интенсивность группового взаимодействия), интегриро­ванное™ группы (степень включенности в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), сплоченности и ряд других. Графический анализ данных осуществляется путем построе­ния социограмм. Последняя позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряженные «участки» внутри групповых отноше­ний, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе при­меняют социограмму-мишень (Нортвей, 1952) Она представляет со­бой несколько концентрических кругов (рис. 2), в центр которых по­мещают «популярных индивидов, в наружное кольцо — «отвергае­мых», во внутреннее кольцо — «средне популярных*.

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социо-граммы позволяют произвести более тонкий анализ положения

52_________________________________ Diaea 1

Классификация методов социально-психологического воздействия - student2.ru

Рис. 2 Пример социограммы-мишени (первых двух выборов)

конкретного члена в группе1 отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Четкая лидерская позиция часто определяется по тому кому из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» ее члены.

Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социо­метрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персо­нального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истин­ных чувств. «Гарантией» откровенности испытуемого могут высту­пать1 личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследова­телю, добровольный характер тестирования и др. Устойчивость соци­ометрического измерения подтверждают, как правило, методом па­раллельного теста и взаимной корреляцией результатов. Установле­но, что стабильность социометрических результатов обуславливает­ся динамичной природой социально-психологических явлений, в целом, межличностных отношений, в частности, и стечением време­ни снижается. Для определения валидности социометрического ме­тода применяют сравнение результатов измерения с внешним крите­рием, обычно — с мнением экспертов. Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы; их ценностных ориентации, содержания и типа осуществляемой совместной дея­тельности. Существуют разновидности социометрического метода.

Предмет, история и методы социальной психологии__________________53

К числу наиболее известных следует отнести шкапу приемлемости (Н. В. Бахарева, 1970), аутосоциометрическую методику (К. Е.Дани­лин, 1981; Я. Л. Коломинский, 1984), референтометрию(Е. В. Щед­рина, 1978), коммуникометрию (Я. Л. Коломинский, 1971). Наиболее существенными недостатками метода принято считать: а) невозмож­ность выявления мотивов межличностных выборов; б) возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической зашиты; в) социометри­ческое измерение приобретает значение лишь при исследовании ма­лых групп, имеюших опыт группового взаимодействия.

Метод групповой оценки личности {ГОЛ). Метод групповой оцен­ки — способ получения характеристики человека в конкретной груп­пе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка ме­тода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров (Э. С. Чугунова, 1986). Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (разви­тия) психологических качеств человека, которые проявляются в по­ведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Ши­рокое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях свя­зано с его простотой и доступностью для пользователей, возможно­стью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Психологичес­кой основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения. На ме­тодическом уровне ГОЛ есть статистическая совокуп ность индивиду­альных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Пси­хологическая сущность метода определяет границы его практическо­го применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств личности, уровня проявления качеств личности оцениваемого лица в конкретной группе. Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с ис­пользованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирова­ния, попарного сравнения и др. Содержание оценки, т.е. совокуп­ность оцениваемых качеств, зависит от цели использования получен­ных данных. Число качеств варьирует у разных исследователей в ши­роком диапазоне от 20 до 180. Качества могут группироваться в от­дельные смысловые группы (например, деловые и личные каче­ства). Применяют и другие основания разделения (А. Л. Журавлев, 1990; Э. С. Чугунова, 1986). Для получения надежных результатов ре-

54 _______________________________.____________________Глава 1

комендуется число субъектов оценивания в пределах 7—12 человек. Адекватность измерения с помошью ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способностей субъектов оценки (экспертов); от осо­бенностей объекта оценки; от позиции (уровня, ситуации) взаимо­действия субъекта и объекта оценки (Э. С. Чугунова, 1977, 1986).

Тесты. Тест — краткое, стандартизированное, обычно ограничен­ное во времени испытание. С помошью тестов в социальной психоло­гии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим со­циально-психологическим методом, и все методологические норма­тивы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии (Г. М. Андреева, 1995). С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагнос­тики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического ис­следования (В. Е. Семенов, 1977: М. В. Kpoj, 1991). Области примене­ния тестов в социальной психологии, диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцеп­ции, социально-психологических свойств личности (социальный ин­теллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.). Проце­дура тестирования

Наши рекомендации