Становление педагогической психологии
Период; годы | Название этапа | Особенности этапа | Имя ученого | Идеи и труды |
Литература: 3, 31
МОДУЛЬ 7
Инвариантная часть
Задание: Составление аналитической таблицы «Виды общения»
Составьте и заполните таблицу, отражающую различные взгляды авторов на проблему выделения видов общения. Обратите внимание, какие критерии лежат в основе каждой классификации.
Примерная форма таблицы:
Автор | Основание классификации | Виды общения | Краткая характеристика видов общения |
Литература: 1,2, 16.
Вариативная часть
1. Ведение психологического словаря.
Основные термины модуля: социально-психологические явления, общение, информация, коммуникативно-информационный, перцептивно--познавательный и интерактивный компоненты общения, каузальная атрибуция, имидж, социальная установка, социальный стереотип, социальная перцепция, межличностная аттракция, эмпатия, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, взаимодействие, трансакция, конкуренция, сотрудничество.
2.Рефераты, доклады.
3.Составление схемы «Виды социально-психологических явлений».
Составьте схему «Виды социально-психологических явлений», выделив основные группы социально-психологических явлений, указав их отличительные черты.
Литература:2, 16.
4. Творческая письменная работа-эссе«Трудности социальной перцепции: истоки и возможности преодоления».
Напишите эссе по данной теме, отразив и сгруппировав основные источники трудностей социальной перцепции, а также Ваш взгляд на то, насколько личность может преодолеть их, используя основные механизмы социальной перцепции, а также личностные качества. Какие условия могут способствовать развитию личности, способной к эмпатическому и рефлексивному познанию другого человека, групп людей?
Литература: 6, 16, 25 .
5. Практическое задание. Самоисследование.Составьте характеристику присущего Вам стиля спора. Включите ее в портфолио творческих работ. При составлении характеристики проанализируйте такие признаки, как: целевой компонент, используемые приемы, отношение к партнеру, эмоции и их регуляция, поиск решения.
Литература: 27.
6.Практическое задание. Самоисследование.Ответьте на вопросы теста «Коммуникативные способности» и обработайте результаты. Сделайте заключение о свойственном Вам уровне коммуникативных способностей, специфике их проявления. Включите его в портфолио творческих работ.
МОДУЛЬ 8
Инвариатная часть
1.Составление аналитической таблицы «Стадии развития детского коллектива в работах Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина». Кратко охарактеризуйте каждую стадию. В заключение выделите факторы, способствующие развитию детского коллектива.
Литература: 15.
2.Практическое задание.Обработка результатов социометрии в детском коллективе.
Составьте социометрическую матрицу, посчитайте количество выборов, полученных каждым ребенком.
Составьте социограмму, выделив основные микрогруппы.
Посчитайте основные коэффициенты социометрии.
Составьте рекомендации для педагога, работающего с данным классом, для оптимизации отношений в данном детском коллективе.
Литература: 2, 15.
Вариативная часть
1. Ведение психологического словаря.
Основные термины модуля: группа, малая группа, большая группа, социальная фасилитация, социальная леность, лидерство, руководство, конформизм, массовое движение, общественное мнение, слухи, общественное настроение, национальный характер, деперсонализация, конфликт
2.Подготовка реферата.
3. Практическое задание. Самоисследование. Ответьте на вопросы теста К. Томаса «Стратегии поведения в конфликте»,составьте характеристику своего поведения в конфликтной ситуации.
4. Творческая письменная работа. Составление рекомендаций для педагогов и комплекса занятий по сплочению классного коллектива детей подросткового возраста. При составлении рекомендаций можете рассмотреть понятие «сплоченность», охарактеризовать основные подходы к сплочению детского коллектива (М. Шериф, А.С. Макаренко, Э. Аронсон, А.Н. Лутошкин) и те рекомендации, которые можно дать с позиций этих подходов. Можете также представить конспект занятия с учащимися, направленного на сплочение коллектива.
Литература: 15, 25.
5. Творческая письменная работа. Эссе на тему «Человек в большой группе: можно ли оставаться личностью?»
Напишите эссе по данной теме, рассмотрев понятие деперсонализации личности в большой группе и механизмы, обусловливающие данный феномен. Проанализируйте факторы, влияющие на подверженность личности этому явлению, подумайте о том, может ли человек противостоять ему. Вспомните примеры из истории, которые говорят как в пользу этого утверждения, так и против него. Сделайте выводы.
Литература: 14, 25, 26.
МОДУЛЬ 9
Инвариантная часть
1.Составление схемы «Педагогические способности и педагогические умения». Составьте схему, в которой отражены подходы различных авторов к классификации педагогических способностей и умений.
Литература: 3, 4.
2.Практическое задание«Психологический анализ урока» (работа с видеосюжетом). Внимательно изучите план анализа урока. Посмотрите видеозапись урока. Сделайте письменный анализ, опираясь на предложенный план.
Примерный план психологического анализа урока
А. Психологическая цель урока:
1) формулировка цели, место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся;
2) учет в целевой установке урока конечной задачи перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе;
Б. Особенности самоорганизации педагога:
1) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению, особенно на уроках производственного обучения);
2) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).
3) стиль педагогической деятельности;
4) стиль педагогического общения.
В. Организация познавательной деятельности учащихся:
1) соотношения побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой; установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания и т.д.);
2) средства активизации мыслительной деятельности учащихся, достижения осмысленности, целостности понимания учащимися изучаемого материала;
3) способы активизации и развития внимания учащихся на уроке;
4) формы работы по актуализации в памяти учащегося ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с группой и др.);
5) использование на уроке нескольких видов памяти учащихся (обратной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной); соответствие нагрузки на память и мышление учащихся их возрасту;
6) учет психологических закономерностей при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;
7) уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное), руководство педагога формированием убеждений и идеалов;
8) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
9) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; виды творческих работ, использованные на уроке; руководство со стороны педагога творческим воображением учащихся;
10) использование современных образовательных технологий на уроке (виды используемых технологий, оправданность их использования, корректность реализации).
Г. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:
1) выделение педагогом групп учащихся по уровню обучаемости и сочетание фронтальной работы в группе с индивидуальными и групповыми формами учебных занятий;
2) учет индивидуальных показателей уровня развития психических процессов учащихся в организации учебной деятельности;
3) учет на уроке потребности учащихся в общении и признании со стороны сверстников и самостоятельности поступков;
Литература: 3, 4.
Вариативная часть
1. Ведение психологического словаря.
Основные термины модуля: социализация, социально-психологическая адаптация, адаптированность, дезадаптация, педагогическая деятельность, педагогическое общение, педагогические способности, педагогические умения, стиль педагогической деятельности, стиль педагогического общения, эмоциональное выгорание педагога, деформации личности педагога.
2.Рефераты, доклады.
3. Заполнение аналитической таблицы «Виды и проявления школьной дезадаптации».
Примерная форма таблицы:
Виды дезадаптации | Проявления | |
По внешнему критерию | По внутреннему критерию | |
Литература: 9, 15, 25.
4.Творческая письменная работа. Составление рекомендаций для педагогов и комплекса занятий по оптимизации социально-психологической адаптации подростка в классном коллективе.
При составлении рекомендаций следует рассмотреть понятие «социально-психологическая адаптация», охарактеризовать основные уровни и виды адаптации. Можно также представить конспект занятия с учащимися, направленного на оптимизацию адаптации новичка в школьном коллективе.
Литература: 9, 15, 25.
5. Заполнение аналитической таблицы «Стили педагогической деятельности».
Примерная форма таблицы:
Стили педагогической деятельности | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Литература: 19, 34.
5.Практическое задание– составление плана самообразования на текущий учебный год. Составьте план самообразования по месяцам.
Примерная схема плана самообразования:
Месяц | Цель самообразования | Виды деятельности | Ожидаемые результаты |
Литература: 19, 21, 34.
6. Практическое задание.Составление комплекса упражнений для педагогов, направленных на снятие психического напряжения, профилактику эмоционального выгорания педагога.
Составьте комплекс упражнений для педагогов, включив в него упражнения направленные на релаксацию, позитивный самонастрой, позитивное мышление педагога.
Литература: 19, 21, 34
7. Практическое задание. Анализ образовательной среды в учреждении.
Выполните анализ образовательной среды школы, опираясь на принципы SWOT-анализа. Это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые стороны; opportunities – возможности; threats – угрозы. Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы и ближайшего социума в западноевропейском стратегическом менеджменте используют технологию SWOT-анализа – анализа сильных и слабых сторон.
В столбце «Сильные стороны» отметьте те составляющие школьной среды, формы работы, которые использует образовательное учреждение для создания условий развития различных сторон личности учащихся, а также основные достижения, являющиеся результатом этих условий. В столбце «Слабые стороны» отметьте отсутствие, недостаточный уровень, фрагментарность или недостаточную доступность тех или иных условий развития личности учащихся. Сделайте общий вывод, сформулируйте рекомендации по развитию образовательной среды в учреждении.
Примерная схема SWOT-анализа:
Параметры анализа среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
Условия развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся | ||
Высокая квалификация педагогов | ||
Разнообразие вариативной части учебного плана | ||
Результативное использование технологий развития критического мышления и др., способствующих интеллектуальному развитию | ||
Сложившаяся система работы с одаренными детьми | ||
Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научнопопулярного, методического характера | ||
Результативная система дополнительного образования | ||
Условия формирования активной гражданской позиции учащихся | ||
Наличие традиций самоуправления учащихся | ||
Наличие опыта вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс и управление учреждением | ||
Наличие Музея школы | ||
Наличие работы по развитию патриотизма, любви к истории своего края и своей страны (поисковые отряды, кружки следопытов, музеи воинской славы, Недели памяти и т.д.) | ||
Наличие работы по развитию знаний о государственной символике различного уровня | ||
Условия развития у учащихся здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся | ||
Разнообразие спортивных секций. Туристического клуба | ||
Наличие оздоровительного центра | ||
Проведение целостной работы по пропаганде ЗОЖ (Дни здоровья, спортивные школьные соревнования и т.д.) | ||
Проведение витаминизации, вакцинации учащихся в период эпидемий ОРВИ | ||
Условия приобщения учащихся к художественной культуре, развития творчества учащихся | ||
Разнообразие кружков, художественных студий | ||
Работа школьного театра | ||
Проведение работы по приобщению учащихся к художественной культуре (Декады, посвященные творчеству писателей и художников, посещение спектаклей, выставок и т.д.) | ||
Проведение работы по развитию творчества учащихся (Фестиваль талантов, конкурс песни и т.д.) | ||
Условия содействия профессиональной ориентации личности | ||
Преподавание профильных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, профильной и профессиональной ориентации, информационных курсов и пр. | ||
Система психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения | ||
Результативное сотрудничество с вузами региона | ||
· Участие учащихся в НОУ; научное консультирование исследовательских работ и др. | ||
Хорошая материально-техническая база для реализации профильного обучения |
Литература: 19,30.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
РПД ______________________________________________________________
утверждена «___»________20___г.
Внесены изменения:
№ | Содержание изменения | Дата и № протокола заседания кафедры |
В список литературы внесены изменения из ЭБС | ||
Актуализировано содержание лекций | ||
Актуализировано содержание практических занятий | ||
Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы | ||
Дополнен фонд оценочных средств | ||
Обновлены вопросы и задания к экзаменам | ||
И т. д. |