Вопрос 3. Целесообразность движений как элемент эффективного имиджа.
Целесообразность является естественным свойством всего, что создано природой. В ней ничто не случайно, нет ничего лишнего, и все элементы согласуются между собой.
Подобный подход позволяет достичь привлекательности, не теряя индивидуальности. Кто может сказать, какое животное более грациозно: газель, кошка или танцующий фламинго? У каждого из них своя неповторимая стать и красота. Единственный объективный критерий в данном случае энергетическая целесообразность. В школах восточных боевых искусств можно многое почерпнуть из этой области знаний. Исходя из концепции у-шу, например, все движения должны иметь закругленную траекторию (то есть стремиться к точке своего начала), быть ритмичными и закономерно сменять друг друга. Именно полнота и завершенность движений, отсутствие лишних жестов и создают тот идеал, к которому необходимо стремиться и которого достигали прославленные артисты балета и мастера восточных единоборств. И, если говорить о затратах энергии, то такие движения экономят массу сил.
Природная (или приобретенная в результате тренировки) грация позволяет сохранить силы и здоровье на долгие годы, а также помогает нам нравиться окружающим. Недаром люди суетливые, нескладные утомляют и раздражают нас, а ловкие, с хорошо координированными движениями доставляют удовольствие возможностью любоваться их неповторимой пластикой. Так, знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев уже в семидесятилетнем возрасте не потерял своей грации и продолжал восхищать мир своим искусством.
Рассмотрим конкретные факторы, определяющие красоту и движений.
К ним относятся:
1. Гибкий позвоночник и подвижные суставы.
2. Эластичные мышцы и связки.
3. Правильная осанка.
4. Координация движений.
Каждое из этих свойств подвергается развитию и коррекции практически в любом возрасте. Но, естественно, чем раньше человек начинает заботиться о собственном физическом развитии и вырабатывает привычку правильно двигаться, тем дольше он сохраняет здоровье и тем элегантнее его имидж.
Какую же осанку можно считать правильной?
При правильной осанке голову нужно держать прямо (взгляд направлен по горизонтали или чуть-чуть выше). Плечи расправлены, лопатки сведены вместе, грудь расправлена. При этом внутренние органы не испытывают чрезмерного давления. Позвоночник должен оставаться гибким, а не жестко закрепленным. Руки расслаблены. Живот плоский, упругий. Ягодичные мышцы должны быть достаточно развиты, чтобы вместе с мускулатурой таза и спины обеспечивать правильное положение тела при ходьбе. Центр тяжести тела в положении стоя проходит на уровне передней части стоп. Если посмотреть на позвоночник сбоку, то хорошо видны естественные изгибы (в области шеи и поясницы вогнутости, в области грудной клетки и таза выпуклости). Они выполняют функции амортизаторов, смягчая встряски головного мозга (при ходьбе, беге, прыжках). Но эти изгибы не должны превышать допустимые нормы, иначе фигура выглядит сутулой или перегибистой, а также нагрузка на отдельные участки позвоночника увеличивается, и человек быстро переутомляется и со временем заболевает. В районе шейных позвонков нормальный прогиб составляет 2 - 2,5 см, в районе поясницы 2,5 3 см.
Соблюдение правильной осанки, в свою очередь, обеспечивает правильную походку. Правильная походка включает в себя следующие составляющие:
1- положение головы;
2- положение плеч;
3- движения рук;
4- движения бедер и ног.
О положении головы уже было сказано при описании правильной осанки.
Типичные ошибки: голова опущена, как будто человек постоянно что-то ищет под ногами, или вытянута вперед. Не стоит также слишком задирать подбородок вверх, чтобы не производить впечатление высокомерного человека.
Положение плеч такое же, как говорилось выше, но при ходьбе плечи немного двигаются. Допустимо легкое пружинистое отклонение назад при ходьбе.
Типичные ошибки: плечи покачиваются при каждом шаге вверх-вниз (походка вразвалку) или вправо-влево вокруг центральной оси тела (вертлявая походка).
Движения рук должны сочетаться с движениями тела. Слегка согнутые в локтях, но не зафиксированные жестко, они с небольшой амплитудой поочередно отводятся назад (правая нога вперед правая рука назад). Вперед рука не выносится, а доходит только до уровня тела (одновременно с противоположной ногой).
Движения рук осуществляются от плеча, а не от локтя. Любая жестикуляция должна быть оправдана ситуацией. Но любой жест лучше совершать так, чтобы в движении участвовала рука целиком, от плеча. При этом вовсе не обязательно делать амплитуду слишком большой, но руки и не должны выглядеть скованными, «приклеенными» к туловищу.
Типичные ошибки: 1) чрезмерная напряженность рук; 2) размахивание руками взад-вперед; 3) вялость рук, безвольно висящих вдоль тела; 4) сгибание рук, выполняемое только от локтя, тогда как плечевая часть прижата к туловищу; 5) движения руки в такт с одноименной ногой, а не с противоположной (правая рука с правой ногой, левая с левой).
Движения бедер: вверх вниз относительно центральной оси тела. Это безусловно касается мужчин, для женщин же это необходимо соблюдать только в деловой обстановке.
В неофициальной (на отдыхе) женщина может позволить себе более смягченную походку, при которой допустимы едва заметные (!) отклонения бедер вправо-влево (при этом плечи не качаются вверх-вниз).
Движения ног:
- колено сгибается свободно при каждом шаге, но полностью выпрямляется, как только стопа коснулась поверхности;
- чтобы шаг был легким, центр тяжести переносится на впереди стоящую ногу только в тот момент, когда она твердо стоит на полу, колено полностью выпрямлено и тазобедренный сустав разогнут (линия туловища и ноги образуют прямую линию);
- тяжесть распределяется равномерно на всю стопу (центр тяжести середина стопы);
- стопа ставится на землю с пятки на носок, но при этом нельзя сгибать ногу в голеностопном суставе слишком сильно, чтобы не шлепать стопой, не стучать пяткой о землю и не задирать носок слишком сильно;
- носок ноги разворачивается относительно центральной траектории движения приблизительно на 30°.
Типичные ошибки: 1) покручивание бедрами вокруг центральной оси тела при каждом шаге; 2) наклоны корпуса к бедру ноги, делающей шаг, от чего тело раскачивается вправо-влево при каждом шаге;
3) заметное виляние бедрами вправо-влево; 4) чрезмерная закрепощенность мышц в области талии, что делает походку «деревянной»; 5) оттопыривание бедер назад так, что центр тяжести смещается вперед, и грудь выпячивается; 6) «падение» при каждом шаге на выставленную вперед ноги, от чего походка становится тяжелой; 7) шлепанье стопой об землю или топанье пяткой, производящее слишком громкие звуки при каждом шаге и пр.
Существует еще один тип движений, который характерен для так называемой «завлекательной» (или интимной) женской походки. Она красива, но достаточно сложна для исполнения и используется как профессионалами (например, манекенщицами на подиуме), так и другими представительницами прекрасного пола, овладевшими этим нелегким искусством. Сложность заключается в том, что такая походка требует прекрасной пластики, безупречной координации движений и, конечно же, уверенности в себе. А значит, без упорной предварительной тренировки не обойтись. Иначе такая манера двигаться может выставить вас на посмешище. Кроме того, подчеркнем, что подобная манера ходить допустима только в определенных ситуациях в обстановке, когда особенно важно и уместно (!) подчеркнуть свою женскую привлекательность.
Итак, самое интересное: как же овладеть такой интригующей походкой?
1. Осанка остается такой же безупречной, как и при классической (деловой) походке, но особенно важно не закрепощать спину, а позволить ей мягко пружинить при каждом шаге, слегка отклоняясь назад.
2. Голова слегка откинута назад, но шея остается гибкой, и если необходимо оглянуться или посмотреть в сторону, поворачивается только голова, а не весь корпус.
3. Движение бедром начинается от самой талии (а точнее, от тазовой кости), а не от колена. Траектория движения в проекции выглядит как «восьмерка», середина которой совпадает с центральной осью тела. При каждом шаге бедро выполняет полукруг от центра (правое бедро по часовой стрелке, а левое против часовой). При этом мышцы талии не должны быть слишком напряжены, чтобы не препятствовать движению. Ноги и ягодицы также остаются в умеренном тонусе.
4. Звуки шагов легкие.
5. Руки свободно двигаются, кисти слегка согнуты, но не сжаты.
Упражняться в такой походке необходимо в изящной обуви на достаточно высоком каблуке под приятную спокойную, но ритмичную музыку. Необходимо при этом видеть себя в зеркале, чтобы отслеживать ошибки. Идеальный вариант видеотренинг. Попросите кого-либо из близких подруг заснять вас на видеопленку, а затем просмотрите запись и проанализируйте ошибки. Показателем того, что вы идете правильно, является ощущение комфорта и легкости во всем теле. Если где-либо чувствуется закрепощенность, стоит поработать перед зеркалом подольше.
Сначала походите своей обычной походкой. Затем разомнитесь, разогрейте мышцы, суставы, позвоночник и отработайте правильную осанку и классическую походку. Когда вы почувствуете, что уже свободно владеете этим умением, переходите к работе над неофициальной походкой. Следите, чтобы движения были естественными и завершенными.
Осваивая «завлекательную» походку, сначала поработайте над движениями бедер. Они должны быть плавными, «восьмерка» - непрерывной. Следите, чтобы тело при этом сохраняло вертикальное положение, не отклоняясь ни вперед, ни в стороны. Необходимо добиться того, чтобы бедра не виляли сами по себе, а только создавали плавный изгиб тела.
Очень важно при этом следить за выражением лица. Мимика должна быть абсолютно безмятежной как у ребенка, улыбка непринужденная со слегка разомкнутыми губами, взгляд должен выражать некоторую погруженность в себя, а не жгучую заинтересованность в производимом на окружающих впечатлении. Иначе сосредоточенное лицо, напряженность или ищущий взгляд «сведут на нет» все усилия или произведут нежелательный эффект.